скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Методика организации тематических выставок в школе

Обращение с середины 30-х годов к архитектурным методам экспозиции со свойственным им колоритом обусловило в целом оформительский почерк ВСХВ. На экспонаты, на непосредственно выставочный материал возлагались функции декорирования интерьера. Среди обилия архитектурных деталей, орнаментов, художественной' резьбы и лепнины часто не находилось места собственно выставочным методам показа. Особенно украшатель­ская подчиненность интерьеру ощущалась в живописных и скульптурных экспонатах

Во время Великой Отечественной войны выставочная деятель­ность, как и все усилия советского народа, была подчинена основной цели — разгрому врага. Выставки, "большие и малые, оформленные с помощью художников и без них, поднимали боевой дух советских людей, помогали показать всю мерзость идеологии нацизма, полное превосходство советского образа жизни, воодушевляли людей на самоотверженную борьбу до полной победы над врагом. В военные годы организовывалось множество выставок, часто это были выставки трофеев. Осмотр сбитых фашистских самолетов, разбитых пушек, танков и другого поверженного вражеского оружия производил огромное впечат­ление. Такие выставки вселяли уверенность в возможность уничтожения сильного врага со всей его первоклассной; брониро­ванной техникой.

Крупные выставки трофеев устраивались в Москве в ЦПКиО им. М. Горького в 1941 году, в Ленинграде, Минске, Тбилиси — в 1944 году, Ростове-на-Дону и Кенигсберге—в 1946 году.

В послевоенный период, в последующие десятилетия значение тематических выставок постоянно возрастало. Решение задач восстановления и подъема народного хозяйства требовало широ­кой пропаганды, популяризации лучшего опыта, производствен­ных достижений и т. п. Много открывалось выставок народно­хозяйственного направления. Новые страницы были вписаны в историю развития оформительских решений ВВЦ.

Нужно еще раз подчеркнуть, что эта крупнейшая выставка нашей страны постоянно служит ориентиром в приобщении к искусству показа. К тому же среди специалистов существует мнение, что новые важные особенности оформительского искусства периода середины 1950—1960-х годов раньше и ярче всего проявились на ВВЦ. Толчком к появлению новых оформительских принципов послужили изменения, происшедшие в архитектуре и декорационном искусстве. Выставочные па­вильоны стали строиться из металла и стекла. Замена толстых кирпичных стен более легкими конструкциями привела к отказу от глухих перегородок, разделявших раньше пространственные зоны выставки. Теперь границы зон только слегка намечаются. Появилось важное качество — обозримость всего интерьера выставки.

Характерной чертой начала этого периода является выдвиже­ние натурных экспонатов в качестве главных, определяющих  весь образный строй выставки (иногда они заменялись предмет­ными изображениями— макетами, диорамами, панно).

Во второй половине 60-х годов наблюдается отказ от предмет­ных изображений и замена их кинематографическими (пример — выставка ЭКСПО-67.).

Многообразно используются возможности цвета и света. В соответствии с темой выставки художники подбирают такие  краски и такое освещение, что эти средства выразительности становятся одними из основных факторов создания общего настроения выставки ее образно-эмоционального звучания, кон­центрации зрительского внимания.

Художественная выразительность, красота, удобство осмотра   во многом зависят от опорных, поддерживающих конструкций. В 60-е годы было много сделано в этом направлении. Худож­ники-дизайнеры смело экспериментировали, изобретая легкие и  удобные витрины, столики, подиумы и т. п. Изготовление вы­ставочного оборудования ставится на производственную основу. Кустарные способы оснащения оборудованием не могли удовлет­ворить потребности многочисленных выставок, подготавливав­шихся у нас в стране и за рубежом.

Совершенствовались пластические средства выразительности (формы стендов) и технические приспособления (появление полиэкрана, системы микросветильников и т.п.).

Во всех художественно-оформительских решениях просмат­ривалась тенденция не украшения интерьера экспонатами, а создания зрелищной среды, наиболее соответствующей содер­жанию демонстрируемых предметов. Подобный путь поиска оформительских решений выставок уже имел место в истории. В послевоенные десятилетия театральные приемы, драматурги­ческие ходы, сценическая условность опять овладели помыслами художников-оформителей. В числе организаторов выставок появляется еще один специалист — сценарист.

Тяготение к театрализации показа, к максимальной зрелищности частично было обусловлено достижениями зарубежных специалистов, и в частности чехословацких. Глубокий след оставила в памяти посетителей выставка «Чехословацкое стекло» (1959 г.). Благодаря мастерству художников, создавших разно­образные, очень эффектные мизансцены, осмотр изделий из стекла был похож на путешествие в какую-то сказочную страну. Эту выставку отличал высокий вкус и умение сделать осмотр экспонатов увлекательным занятием.

Послевоенные десятилетия (60-е и особенно 70-е годы) характеризуются необычайно большим количеством выставок, открывавшихся и в нашей стране, и за рубежом. Число их с каждым годом росло. Например, в 1979 году было организовано 25 крупных государственных экспозиций. В их числе националь­ные выставки СССР в Афганистане, Великобритании и Индо­незии, две передвижные тематические выставки — «Советская женщина» и «Советский спорт».

За 10 лет (1970—1980 гг.) советские выставки за рубежом посмотрело более 250 миллионов человек.

Для  70-х годов характерно внедрение  модульной системы выставочного оборудования для различного типа выставок, внедрение передовой технологии и изготовление этого оборудова­ния на промышленной основе. Если в 60-е годы выставочная деятельность как система крупномасштабных международных и национальных смотров и целой сети специализированных и отраслевых экспозиций только формировалась, то в истекшее десятилетие эта система уже функционировала в полную силу».

Подобно тому, как ребенок из набора деталей конструктора мастерит множество разных машин, так и создатели выставок получили возможность на основе единого модуля компоновать различные экспозиции. Это существенно снижало затраты, делало выставки более экономичными. Одни и те же унифицированные конструкции использовались на разных выставках, но в различных комбинациях. Сборно-разборные конструкции в значительной мере определяли направленность образного решения. Появляется новый вид изобразительности, обогативший методы показа.

Внедрение модульных конструкций привело к тому, что все оформление стало выполняться не на месте самой выставки, а на оформительском комбинате; готовые комплексы, заранее смонтированные, содержащие полностью все оформление, уста­навливались на отведенных для выставок местах. Возникла так называемая контейнерная экспозиция.

В 70-е годы сценографические способы передачи информации продолжают обогащаться за счет активного использования других видов искусств: архитектуры, кинематографии, театра, телевидения, изобразительного искусства.

Из всего сказанного выше, из приведенных примеров видно, что декоративное  искусство в создании крупных выставок достигло значительных оформительских высот. К сожалению, в школьной оформительской практике не всегда активно используются эти достижения. Нужно добиться того, чтобы воспитание вкуса, обучение навыкам интересного оформ­ления школьных выставок не происходило в отрыве оттого, что делают признанные мастера выставочного искусства.

Краткий обзор наиболее интересных тематических выставок мы заканчиваем рассказом о Всесоюзной выставке лучших образцов наглядной агитации (1975 г.).

Всесоюзная выставка лучших образцов наглядной агитации — привлекла к себе особое внимание тем, что она, по существу, учебно-методическая. Эта выставка была организована  как своеобразная школа для просве­щения работников учреждений любого типа с целью эстетически грамотного использования изобразительных средств, к которым обычно прибегают для информирования о производственной и общественной жизни (тематические выставки, плакаты, призывы, транспаранты, панно, доски Почета, стенгазеты, альбомы и т. п.). В равной степени эта выставка была полезна и работникам народного образования, связанным с организацией и оформлением наглядной школьной агитации, в том числе и выставок.

Представленные макеты выставок имели существенные отли­чия от ранее упоминавшихся экспозиций. Они не столь масштабны по конструктивно-художественному решению. В значительной степени это объясняется тем, что организация таких выставок предусматривается не в специально создаваемых выставочных интерьерах, а в помещениях, которые используются по другому назначению — в коридорах, рекреациях, методических кабинетах и т. п. Однако «камерные» размеры выставок не могут при­ниматься как повод для уменьшения требовательности к качеству художественного оформления.

Основные принципы, которых придерживались создатели макетов выставок, это:

а) стремление к передаче содержания в максимально выразительной, запоминающейся форме;

б) стремление сделать процесс осмотра для посетителя удобным, неутомительным, т. е. действовать с учетом психологических особенностей зрительского восприятия.

Монотонности, которая могла бы возникнуть из-за однообра­зия формы щитов, избегали изобразительными средствами:  каждый планшет не повторял цвет соседнего, фотографии чередовались с текстами и декоративными зарисовками. Каждый модуль (планшет) имел свою композицию и вместе с тем прочно был связан с единой для всех планшетов формой квадрата. Это обеспечивало разнообразие и одновременно единство всей экспозиции.

Один из наиболее оригинальных макетов на этой выставке посвящен Великой Отечественной войне. Он тоже складывается из системы щитов, но эти щиты уже не одного размера и не одной конфигурации. Их размер и форма являются одними из выразительных основных средств выставки. Ровная поверхность стенда, оборванная ломаными, как взрывом искоре­женными линиями, приобретает почти скульптурную выразитель­ность образа трагического дня в жизни нашей Родины — дня начала войны.

Глава 2

 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕМАТИЧЕСКИХ ВЫСТАВОК В ШКОЛЕ

    § 1  Выбор темы

Определение темы, содержания выставки — отправной, реша­ющий момент во всем процессе ее создания. Никакое талантливое, образное решение не может родиться без всестороннего и глу­бокого понимания темы, подлежащей художественному воплоще­нию. Известный советский художник А. А. Дейнека писал:

«Композиционные поиски — увлекательный процесс работы над образным воплощением замысла».

Но для того чтобы эти поиски не были отвлеченными, надо уметь увидеть типичное, характерное в природе и обществе, а это требует от художника глубокого знания жизни в ее развитии и новизне».

Темы для выставок школьники могут черпать в повседневной школьной жизни,  в спортивной жизни школы, в общественно-политических событиях.

Было бы неправильно рассматривать оформительский кружок как форму просвещения учащихся только в области оформи­тельского искусства и выработки соответствующих навыков. Его значение будет большим для школы, если наряду с этим он окажет влияние на повышение всего уровня работы, повысит активность и заинтересованность ребят, если будет содействовать улучшению художественно-творческой работы одновременно с общественной.

Темы, выбираемые для непосредственного воплощения в экспозиции, как бы диктуют и конкретные художественные средства (хотя здесь, конечно, нельзя ограничивать творческую свободу учащихся). Удачной может получиться только та выставка, в которой образные средства наиболее полно и точно раскрывают избранную тему, а сама тема получает как бы дополнительное, новое звучание в создаваемом художественном образе.

О соотношении формы и содержания очень верно писал признанный мастер экспозиционного искусства художник К. Рождественский: «... идейно-эмоциональное содержание определяет весь строй художественных образов и средств выставочного ансамбля».

Обучение школьников искусству создания выставочных образов должно тесно увязываться с развитием умения разбираться в сути событий. При работе с детьми это имеет особое значение. Кроме конечного результата  - создания хорошо оформленной выставки — педагогу не менее важно добиться того, чтобы в процессе обучения у детей развивалось мышление, способность анализировать, обобщать и сопоставлять, формиро­валась гражданская, нравственная позиция.

        В школе всегда найдется множество тем, событий, достойных яркого и образного воплощения в стенгазете, на стенде или выставке. Расскажем лишь о наиболее важных темах школьных тематических выставок.

Каждый стенд, стенгазета или выставка должны воспитывать на боевых и трудовых традициях  народа, прививать нормы морали, сознательного отношения к общественному долгу, трудолюбие, стремление приносить пользу Родине.

Благодатный материал для пробы оформительского пера представляет пионерская тематика. Здесь большой простор для создания самых разнообразных художественно-оформительских композиций, для решения задач идейно-политического, трудового, нравственного, физического воспитания  школьников с помощью наглядно-агитационных средств.

В каждой школе есть кабинеты труда, актовый зал, и творческая работа участников оформительского кружка может начаться с обновления находящихся там тематических выставок. Основу оформления кабинета труда должны составлять стенды, рассказывающие об истории нашей страны, об истории школы. Здесь могут быть представлены различные документы и фотографии, приведены высказывания видных деятелей.

Вариантов различных оформительских решений  представляется бесконечное множество. Обширная тематика дает возможность юным оформителям активно прояв­лять свою творческую фантазию и одновременно получать моральное удовлетворение от сознания своего вклада в обще­школьное дело.

В школе всегда уместны выставки, рассказывающие о том, чье имя носит школа, или близлежащие улицы. Как правило, они несут высокий патриотический  заряд.

Несомненно, привлекла бы внимание детей выставка, составленная из плакатов школьной тематики, отражающих события тех лет. Плакаты 20—30-х годов — драго­ценная летопись, и как своеобразные очевидцы они могут напом­нить о многих страницах истории, запечатленных рукой художни­ка. Выбор плакатов школьной тематики достаточно велик, ведь их выпуск был начат уже в 1919 году.  Вот  как звучал,  к  примеру, первый плакат для ребят: «Иди в наш стан, пока не поздно, учись работать, жить учись» (на плакате монограмма художника Ут и стихи Д. Бедного).

Приведем еще один пример, показывающий, как может быть переведена в выставочную экспозицию тема. Школьникам, чтобы держать равнение на более успевающих учеников, учеников которые активно участвуют в общественной жизни школы, необходимо знать о них как можно больше. В практике выставочного искусства давно существует форма наглядной агитации. Это — доски доки почета, стенды медалистов с рассказом о достигнутых ими результатах  и т.п. В последние годы в разных уголках страны появляются все новые и новые стенды, галереи боевой Славы, посвященные славным бойцам Великой отечествен­ной войн.

Доски Почета, стенды, галереи Славы — это своего рода способ выражения глубокой признательности народа героям за боевые подвиги, трудовые достижения. Значительна их роль как средств воспитательного воздействия, особенно на молодежь.

Продумывая содержание тематических выставок, следует руководствоваться общими принципами организации учебно-воспитательной работы в школе. Ведущим принципом является учет возрастных особенностей детей. Необходимо помнить, что степень развития оформительских навыков находится, как правило, в прямой зависимости от возраста детей. Конечно, дети 7—9 лет не в состоянии еще достаточно умело сами что-либо оформить. Но потребность в создании пусть даже самых маленьких экспозиций появляется уже у ребят I класса. Помощь младшим школьникам может быть оказана более старшими их товарищами. Такое шефство принесет им моральное удовлет­ворение от сознания пользы своих знаний и умений, что немало­важно для сплочения участников  оформительского кружка.

Кроме того, для них можно организовать выставки, посвя­щенные таким событиям, как праздник букваря, «книжкин день», день учителя, мамин день, день здоровья, день спорта и т. д.

Чтобы содержание и художественно-изобразительные формы тематических выставок были более целенаправленными при освещении школьной  жизни, необходимо хорошо представ­лять ее основные направления и постоянно соотноситься с ними.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.