Реферат: Малое предпринимательство
Так, задачами ГКРП России являются: разработка предложений и реализация государственной политики и области развития и поддержки малого предпринимательства, разработка предложении по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в вопросах создания и развития субъектов малого предпринимательства, обеспечение формирования инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, защита законных интересов предпринимателей, учет и обобщение мнений субъектов малого предпринимательства и др.
Важная роль в инфраструктуре малого предпринимательства принадлежит Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства, который реализует свои функции в соответствии с уставом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. № 424. Фонд является некоммерческой организацией в форме учреждения, осуществляющий финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства в РФ. В уставе сформулированы цель и основные направления деятельности Фонда, источники формирования имущества Фонда, управление Фондом и др.
Основной целью деятельности Фонда является финансовое обеспечение Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, участие в финансировании региональных (межрегиональных) программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, включая мероприятия, проводимые ГКРП России.
В целях государственной поддержки развития в стране инновационной деятельности в научно-технической сфере постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 создан Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Этим постановлением Правительства РФ утверждено Положение о Фонде и Персональный состав наблюдательного совета Фонда. Фонд содействия развитию малых форм предприятии в научно-технической сфере образован для развития малого предпринимательства в научно-технической сфере (создание малых наукоемких фирм-инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др.), а также поощрения конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями. [15]
К инфраструктуре малого предпринимательства следует отнести Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российскую ассоциацию маркетинга. Международный фонд поддержки инновационных предприятий «Инносоюз», Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики, общероссийские общественные объединения предпринимателей и др.
Однако, на наш взгляд, ведущая роль в инфраструктуре малого предпринимательства принадлежит органам исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, созданным ими региональным структурам поддержки и развития малого предпринимательства. Эти структуры лучше знают проблемы, с которыми сталкиваются при осуществлении деятельности предприниматели, они могут все мероприятия по поддержке проводить более адресно с учетом приоритетных направлений работы субъектов малого предпринимательства. Опыт г. Набережные Челны свидетельствует, что региональная инфраструктура действует более эффективно, она менее бюрократична и ближе к рядовым предпринимателям.
Инфраструктура малого предпринимательства включает также лизинговые фирмы и компании, технопарки, бизнес-инкубаторы, производственно-технологические центры, учебные центры, страховые компании, кредитные и другие организации, оказывающие различные формы поддержки субъектам малого предпринимательства.
В соответствии с законодательством финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства осуществляется федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальными фондами с привлечением заинтересованных организаций. Финансовое обеспечение фондами государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности фондов, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.
Фонды поддержки малого предпринимательства всех уровней осуществляют следующие мероприятия по финансированию субъектов малого предпринимательства:
предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность;
предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;
выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий;
долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;
финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей;
финансирование научных исследований, научно- практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью фондов.
В Указе Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» от 4 апреля 1996 г. № 491 предусмотрено выделение финансовых средств на поддержку малого предпринимательства, в том числе выделение государственных льготных инвестиционных кредитов, для формирования и предоставления гарантий федерального Фонда на получение кредитов субъектам малого предпринимательства, на предоставление государственных гарантий иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты на поддержку малого предпринимательства, и др.
В соответствии с законодательством кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства, которые вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Такой же порядок предусмотрен при страховании субъектов малого предпринимательства.
Важное место в механизме поддержки предпринимательства занимает производственно-технологическая и имущественная поддержка, оказание помощи субъектам малого предпринимательства в предоставлении в аренду (или в собственность) сооружении, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В решении этой проблемы особая роль отводится субъектам РФ и органам местного самоуправления, которые имеют большую возможность в создании сети технопарков, лизинговых фирм. Так, в Москве уже несколько лет успешно функционирует Московская лизинговая компания, предоставляющая субъектам малого предпринимательства по договорам оборудование в лизинг. [10]
В Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства» говорится, что государственная поддержка союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства осуществляется путем содействия в обеспечении их на льготных условиях помещениями и средствами связи, необходимыми для деятельности указанных союзов (ассоциаций) и создаваемых ими предприятий, учреждений и организации, а также для проведения организационных или публичных мероприятий, связанных с поддержкой малого предпринимательства.
1.4.1. Государственная поддержка малого предпринимательства в промышленно развитых странах.
В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, технические и иные ресурсы, и не в том, чтобы поддерживать их любой ценой, а в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка. Во всех странах мира - в Европе, Японии, США, Азии и латиноамериканского континента - идет мощная волна поддержки развития МП. Вся Европа и, в особенности, страны с переходной экономикой (Восточная Европа) сделали акцент на расширении своего участия в государственной поддержке МП.
В странах ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития) 99% всех фирм - это малые и средние предприятия, которые являются источником рабочих мест (от 40% до 80% занятости) и обеспечивают 30%-70% ВВП. Из 1552 программ государственной поддержки (в период с 1989-93 гг.) или т.н. «программ промышленных субсидий» 359 были направлены на поддержку малого и среднего бизнеса. В 12 странах Европейского Союза в 1990 г. насчитывалось 15,8 млн. несельскохозяйственных частных предприятий. Из них 14,7 млн. были микропредприятиями, почти 1 млн. малыми, примерно 70000 насчитывали от 100 до 500 работников и лишь 13000 имели свыше 500 сотрудников. На долю микропредприятий приходилось 31,8% от общего числа занятых вне сельскохозяйственного сектора, малых - 24,9% и средних - 15,1%.
Малый бизнес является базовой конструкцией в экономиках большинства стран.
В 1993 г. почти все 15,7 млн. предприятий частного сектора ЕС представляли собой предприятия малого и среднего бизнеса. Наиболее типичным для бизнеса в странах ЕС является микропредприятие (1-9 человек). Здесь их насчитывается 14,5 млн.
В 1989-1992 гг. произошло заметное увеличение таких предприятий, в первую очередь, за счет МП. Предприятия малого и среднего бизнеса обеспечили 70% рабочих мест, внеся значительный вклад в процветание ЕС.
Возросшая роль малого бизнеса в странах ЕС и на уровне ОЭСР привела к тому, что в большинстве развитых стран была признана необходимость разработки специальной политики, основными целями которой стали:
• развитие международной конкурентоспособности национальных малых предприятий;
• создание новых рабочих мест;
• экономический рост малых предприятий;
• привлечение иностранных компаний и инвестиций;
• инновационная деятельность;
• трансферт технологий.
В большинстве стран - членов ЕС формулировка политики в отношении малого и среднего бизнеса является прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне региональной власти.
Приведем обобщенный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса в странах ЕС по отдельным областям политики.
1. Создание малого предприятия. Исходя из всего сказанного, можно вести речь о прямой заинтересованности государства в увеличении числа и расширении сфер деятельности малых предприятий. Система образования в ЕС поставлена так, что граждане узнают о возможности стать предпринимателем еще в школе. С какими трудностями встретится начинающий предприниматель на своем пути? Они типичны: недостаток финансовых средств, отсутствие четкого бизнес-плана, незнание законов и рыночной ситуации.
С учетом этого во всех странах ЕС в той или иной мере реализуются различные программы для поощрения людей, имеющих собственное дело. Им оказывается финансовая, информационная и консультационная помощь, организуется обучение и т.п. Например, Дания ввела в действие Схему начинающих предпринимателей, предназначенную для безработных, пожелавших открыть собственное дело. Такие люди получают половину своего пособия, пока занимаются собственным делом, с максимальным сроком выплат до 3,5 лет.
2. Субподряды. Вместе с тем, все более отчетливо прослеживается тенденция формирования более стабильных отношений между потребителями и поставщиками, среди которых множество малых предприятий. Субподряд выгоден малым предприятиям, получающим таким образом доступ к технологическим и коммерческим «ноу-хау» больших фирм. Действуя как поставщик, малое предприятие в тоже время может наладить производство собственного конечного продукта, достигнув тем самым большей экономической самостоятельности.
Но и в этой области малое предпринимательство сталкивается с такими проблемами, как жесткая международная конкуренция, отсутствие полной информации о состоянии и изменениях рыночной конъюнктуры. Соответственно и основные меры поддержки малого бизнеса в этой сфере связаны с информированием и консультированием.
3. Экспорт. В последние годы множество барьеров, стоявших на пути эффективной пограничной торговли, в ЕС частично или полностью упразднены, что, безусловно, способствует расширению экспорта. Проблемы же, возникающие здесь, аналогичны отмеченным в субподрядной сфере.
Примером реализации государственной поддержки может служить «Экспортная инициатива» в Великобритании, которая ориентирована на повышение заинтересованности потенциальных экспортеров в международной торговле и увеличении ее объемов. Экспортная инициатива включает:
- отдел торговли и промышленности, связанный с частным сектором и предоставляющий неопытным экспортерам консультационные услуги специалистов;
- информационный центр, обеспечивающий доступ к «само-помощи», т.е. к информационным возможностям, связанным с поиском рынков для фирмы;
- экспортный поиск по продуктам и рынкам, указанным фирмой;
- служба справок, предоставляющая консультационные услуги и информацию о спросе на продукт, местной конкурентной ситуации, проведении маркетинговых исследований, реакции на продукт, а также снабжающая необходимыми адресами и телефонами.
4. Финансирование. Все государства ЕС помогают малому и среднему бизнесу в решении проблемы доступа к источникам финансирования, используя при этом различные рычаги. Некоторые государства (Великобритания, Нидерланды и др.) в основном сосредоточиваются на системах обеспечения гарантий займа. Большинство же стран создают особые резервы для поддержки малого и среднего бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций. Особо стимулируется инвестирование средств в основные фонды малого и среднего предпринимательства. В некоторых странах (Бельгия, Франция, Нидерланды и др.) реализуется практика предоставления малому и среднему бизнесу рискового капитала. В частности, правительства этих стран гарантируют компенсацию возможных убытков рисковых фондов.
В начале 90-х годов. Португалия получила прямую финансовую поддержку используя специальные структуры ЕС: фонд производственных инвестиций (SIN EDIP);
региональную систему поощрений (SIBR); систему поощрений за рациональное использование энергии (SIURE);
систему поощрений малых инвестиционных проектов (PPI) и инноваций в информационных технологиях. Полученные средства способствовали преодолению технологического разрыва и финансового дефицита малых предприятий Португалии в сравнении с общеевропейским уровнем.
5. Занятость. Малый и средний бизнес является основным источником новых рабочих мест в Европе. Главная проблема в этой сфере - недостаточная сбалансированность систем образования и рынка труда, а также плохо развитые внутренние системы подготовки кадров. Таким образом, проблема состоит не столько занятости как таковой, а в существовании в странах ЕС проблемы занятости образования (подготовки).
Основными мерами государственной поддержки в области занятости являются финансовая помощь (например, специальные субсидии малым предприятиям, предлагающим работу долговременным безработным или безработным молодым людям), информирование, консультирование и подготовка.
В Греции принята специальная Программа создания рабочих мест, в которой особое внимание уделено молодежи и женщинам. Ранее других стран - членов ЕС субсидии малым предприятиям начала представлять Ирландия столкнувшаяся с высоким уровнем безработицы еще в 60-е годы.
6. Образование и обучение. Целью образования, рассматриваемого в данном контексте с точки зрения содействия предпринимательству, являются, наряду с повышением уровня подготовленности и расширением границ знаний, и развитие в человеке качеств предпринимателя.
При этом можно выделить два уровня образования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11