Реферат: Косвенное налогообложение
С учетом сказанного, проектируемый на 2000 г. уровень налоговой нагрузки примерно соответствует сложившемуся в 1999 г.
Поскольку, как уже замечено выше, реально в законодательство о налогах и сборах, начиная с 2000 г. вносятся минимальные поправки, то и структура налоговых доходов федерального бюджета в 2000 г. ненамного будет отличаться от структуры бюджета и ожидаемого выполнения в 1999 г.
Таблица № 1
Налоговые доходы федерального бюджета.
В млрд. руб. |
В % к ВВП |
|||||
1999г. (утвер- ждено) |
1999г. (ожида- емое) |
2000г. |
1999г. (утверж- дено) |
1999г. (ожида- емое) |
2000г. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Налоговые доходы – всего: |
456,03 | 467,78 | 675,04 | 10,36 | 10,75 | 12,6 |
Налог на прибыль предприятий (организаций) |
36,95 | 73,59 | 63,45 | 0,84 | 1,69 | 1,2 |
Подоходный налог с физических лиц |
25,24 | 21,43 | 23,93 | 0,57 | 0,49 | 0,4 |
Налог на добавленную стоимость – всего в том числе: |
179,36 | 197,24 | 277,49 | 4,08 | 4,53 | 5,2 |
- по товарам, производимым на территории РФ |
97,26 | 127,94 | 174,87 | 3,21 | 2,94 | 3,3 |
- возмещение НДС при экспорте |
40,0 | 53,8 | 67,4 | |||
- по товарам, ввозимым на территорию РФ |
83,0 | 69,30 | 102,62 | 1,87 | 1,59 | 1,9 |
Акцизы по товарам, производимым на территории РФ из них: |
96,55 | 74,18 | 116,11 | 2,19 | 1,71 | 2,2 |
- водка и ликероводочные изделия |
11,02 | 9,16 | 15,75 | 0,25 | 0,21 | 0,3 |
- бензин автомобильный | 6,12 | 3,97 | 7,05 | 0,14 | 0,09 | 0,1 |
- природный газ | 63,26 | 48,61 | 75,82 | 1,44 | 1,12 | 1,4 |
- нефть | 13,53 | 11,43 | 16,0 | 0,31 | 0,26 | 0,3 |
Акцизы по товарам, ввозимым на территорию РФ | 5,09 | 3,04 | 3,83 | 0,12 | 0,07 | 0,1 |
Единый налог на вмененный доход | 0,41 | 0,50 | 0,58 | 0,01 | 0,01 | 0,01 |
Платежи за пользование природными ресурсами | 8,31 | 8,96 | 11,11 | 0,19 | 0,21 | 0,2 |
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, из них: | 97,06 | 84,07 | 171,98 | 2,21 | 1,93 | 3,2 |
- импортные таможенные пошлины | 69,0 | 48,08 | 87,49 | 1,57 | 1,11 | 1,6 |
- экспортные таможенные пошлины | 28,07 | 35,99 | 84,50 | 0,64 | 0,83 | 1,6 |
Прочие налоги, пошлины и сборы | 7,06 | 4,77 | 6,56 | 0,16 | 0,11 | 0,12 |
Неналоговые доходы | 33,54 | 38,87 | 61,91 | 0,76 | 0,89 | 1,2 |
Доходы целевых федеральных бюджетных фондов | 41,42 | 51,25 | 60,45 | 0,94 | 1,18 | 1,1 |
Всего доходов: |
530,72 | 557,80 | 797,20 | 12,06 | 12,82 | 14,9 |
Структура налоговых доходов бюджета |
||||||
Налоговые доходы – всего: | 456,03 | 467,78 | 675,0 | 100 | 100 | 100 |
Прямые налоги: |
||||||
Налог на доход (прибыль) организации | 36,95 | 73,59 | 63,45 | 8,1 | 15,7 | 9,4 |
Подоходный налог с физических лиц | 25,24 | 21,43 | 23,93 | 5,5 | 4,6 | 3,5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Плата за ресурсы | 8,31 | 8,96 | 11,11 | 1,8 | 1,9 | 1,6 |
Косвенные налоги: |
||||||
Налог на добавленную стоимость | 179,36 | 197,24 | 277,49 | 39,3 | 42,2 | 41,1 |
Акцизы | 101,64 | 77,22 | 119,94 | 21,3 | 16,5 | 17,8 |
Налоги на внешнюю торговлю | 97,06 | 84,07 | 171,98 | 21,3 | 18,0 | 25,2 |
Проанализировав приведенные в таблице № 1 данные можно сделать несколько выводов.
1. В налоговых доходах федерального бюджета сохраняется весьма высокая доля поступлений от косвенных налогов. В бюджете 2000 г. в сумме доходов доля НДС и акцизов предполагается на уровне 58,9% (в бюджете на 1999г. – 60,66%, ожидаемое исполнение – 58,7%); против ожидаемого исполнения бюджета 1999 г. прирост поступлений по этим налогам планируется всего в сумме 123,0 млрд. руб., или примерно 45%. Из общего планируемого роста налоговых доходов в объеме 207,2 млрд. руб. (против ожидаемого уровня 1999 г.) на увеличение поступлений по НДС и акцизам приходится 59%.
Такая ситуация во многом связана с тем, что эти косвенные налоги традиционно стабильны и характеризуются достаточно высоким уровнем собираемости.
Если в федеральный бюджет направляются косвенные налоги с высоким уровнем собираемости, то со стороны местных налоговых инспекций гораздо большее внимание уделяется контролю за сбором региональных и местных налогов, их сумма, как правило, выше, чем налогов федеральных. Так, по состоянию на 1 ноября 1999 г. в консолидированный бюджет по линии МНС РФ поступило 648 млрд. руб. налоговых доходов, в том числе в федеральный бюджет – 268 млрд. руб., или только 41%.
2. Заметно возрастает в доходах федерального бюджета, как доля, так и физический объем налогов на внешнюю торговлю, прежде всего, импортных пошлин. По сравнению с ожидаемым поступлением этих платежей в 1999г. в 2000 г. предполагается их рост более чем в два раза (с 84,1 до 172,0 млрд. руб.). Соответственно, удельный вес налогов на внешнюю торговлю в общих налоговых доходах возрастает с 18,0% до 25,2%. Особенно заметный рост против ожидаемого уровня планируется по экспортным пошлинам (с 36,0 до 84,5 млрд. руб.). Этот рост в основном обусловлен предполагаемым ростом экспортных пошлин на нефть, а также введением запретительных пошлин на некоторые стратегически важные товары. Вместе с тем следует отметить, что такое увеличение, в основном, обусловлено надеждами на сохранение нынешнего высокого уровня мировых цен на нефть и газ. Однако нельзя исключить ситуации с ценами на нефть, имевшей место еще только около года назад, и тогда надежды на получение этих доходов рухнут. Задача – максимум в отношении импортных пошлин – это вернуться к тому объему, который имел место до кризиса 1998 г.
3. В структуре акцизов продолжается увеличиваться доля акцизов на газ (и ранее она была гипертрофированна). Сумма акциза на газ на 2000 г. планируется в объеме 75,8 млрд. руб. – рост против ожидаемого исполнения в 1999 г. составил 27,2 млрд. руб., или 56% . Это обусловлено тем, что в текущем году ОАО «Газпром» уплачивает налоги на основании индивидуального налогового соглашения, заключенного в январе, когда надежды на рост цены на газ на внешнем рынке были неблагоприятны. По итогам года этот основной российский плательщик получил выигрыш только по этой позиции в сумме не менее 15 – 20 млрд. руб.
Среди других характеристик налоговой составляющей проекта бюджета на 2000 г. следует отметить стабильное соотношение между суммами налогов и сборов, с одной стороны, зачисляемых в федеральный бюджет, а с другой стороны, зачисляемых в региональные и местные бюджеты. Из общей суммы налоговых доходов консолидированного бюджета в объеме 1374,2 млрд. руб. в доходы региональных и местных бюджетов предполагается направить 50,9% всех таких поступлений, не считая налоговых доходов федерального бюджета, направляемых в фонд финансовой поддержки субъектов РФ.
В заключение заметим, что дополнительным серьезным фактором, не учтенным в расчетах по сумме доходов утвержденного федерального бюджета на 2000 г. станет вступление Федерального закона от 2 января 2000г. № 36 – ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость»».
В этом законопроекте появился целый ряд норм, носящих ярко выраженный стимулирующий и инвестиционный характер. В частности, предусмотрена норма о принятии к полному возмещению сумм налога, уплаченных при строительстве объектов капитального характера. Правда, ее введение уже с 1 января 2000 г. снизит поступления по НДС примерно на 29 млрд. руб., что не учтено в проекте бюджета. Однако реализация этого положения должна стать важным фактором, обеспечивающим приток реальных инвестиций в Россию. Предполагается в целях снижения налоговой нагрузки на реальный сектор экономики и экономии средств налогоплательщиков освободить от налогообложения суммы авансовых платежей, получаемых экспортерами отечественной продукции, длительность производственного цикла которых составляет свыше шести месяцев. Предусмотрена и льгота по налогообложению при ввозе на территорию РФ технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России (в отношение оборудования, по которому ранее уже предоставлялась такая льгота, и которое было оплачено до 1 января 1999 г.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9