Реферат: Государственное регулирование инвестиционной деятельности
— продлевать срок окупаемости свыше семи лет, если суммарный объем инвестиций при реализации приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства или создания необходимой инфраструктуры (транспорт, связь и т.д.) составляет не менее 1 млрд. рублей (не менее эквивалентной суммы в инвалюте на день вступления данного Закона в силу);
— устанавливать критерии оценки изменения в неблагоприятном для иностранного инвестора (коммерческой организации с иностранными инвестициями) отношении российского законодательства о взимании таможенных пошлин, федеральных налогов, взносов в государственные внебюджетные фонды и режима запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций в России;
— утверждать порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов;
— контролировать осуществление обязательств по реализации инвестиционных проектов в сроки их окупаемости.
При неисполнении иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями обязательств по реализации инвестиционного проекта (в частности, при использовании ввезенных инвестиционных товаров не по их целевому назначению) они лишатся гарантии стабильности условий их деятельности, а сумма денежных средств, не уплаченных в силу такой гарантии, подлежит возврату в порядке, предусмотренном таможенным законодательством и законодательством о налогах и сборах.
Статья 9 критикуется за то, что ее применение приведет к нарушению установленного в Налоговом кодексе принципа равенства налогоплательщиков, конкретно — отечественных и иностранных инвесторов, при уплате налогов. Однако Правительство Российской Федерации поддержало необходимость сохранения статьи 9 в Законе об иностранных инвестициях, так как ее применение содействовало бы устойчивому притоку иностранных прямых инвестиций в реальный сектор экономики, и одновременно намерено внести законопроект о внесении дополнения в виде аналогичной стабилизационной оговорки для отечественных инвесторов в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений», чтобы поставить в равное положение и отечественных, и иностранных инвесторов в отношении не ухудшения условий осуществления инвестиций и предпринимательской деятельности по реализации инвестиционных проектов в реальном секторе российской экономики.
Гарантируется (статья 10) обеспечение надлежащего разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности иностранными инвесторами. Закон 1991 года упоминал две категории споров — инвестиционные споры, в том числе в связи с выплатой компенсаций при национализации и реквизиции, и споры иностранных инвесторов с различными юридическими лицами. Однако такое деление оказалось искусственным. Законодатель так и не раскрыл понятие «инвестиционные споры». Закон же 1999 года содержит ясную норму о том, что споры иностранных инвесторов в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности разрешаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде (примечание: под арбитражным судом в России понимается не собственно арбитраж, третейский суд, как это принято во всем мире, а государственный суд со специальной компетенцией по рассмотрению хозяйственных споров) либо в международном арбитраже (третейском суде). В последнем случае применяется федеральный закон «О международном коммерческом арбитраже». В арбитраж (третейский суд) обращение возможно по соглашению сторон (арбитражная оговорка) или без такого соглашения (если в международном договоре Российской федерации имеется соответствующее положение).
Гарантируются (статья 11) права иностранных инвесторов на использование на территории России и перевод за рубеж доходов, прибыли и других правомерно полученных сумм, то есть: 1) гарантируется возможность реинвестиций на территории России, вложения капитала в новые инвестиционные проекты сумм, полученных в связи с ранее сделанными иностранными инвестициями; 2) после уплаты налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за пределы России платежей в иностранной валюте, в частности дивидендов, процентов, роялти, сумм в связи с полной или частичной репатриацией или продажей инвестиций, сумм компенсации при национализации или реквизиции;
3) гарантируется возможность перевода сумм, полученных на основе договорных обязательств. Условие о том, что эти суммы должны быть получены в иностранной валюте, можно понимать как применение принципа валютной самоокупаемости (хотя в условиях режима внутренней конверсии рубля доходы в рублях можно конвертировать в иностранную валюту и сделать перевод за границу в инвалюте).
«Другие правомерно полученные суммы» возникают, в частности, при проведении коммерческих операций на российском рынке, а также экспортно-импортных операций. Порядок открытия и ведения российскими уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской федерации урегулирован инструкцией Банка России от 16 июля 1993 года № 16 (с последующими внесенными изменениями). Нерезидентами применительно к понятию «иностранный инвестор» в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации, и физические лица, имеющие постоянное место жительства за границей, в том числе временно находящиеся в России. Эти рублевые счета могут быть двух видов — типа «Т» (для текущих операций по обслуживанию экспорта и импорта, реализации товаров и услуг в России, привлекаемых рублевых кредитов, полученных штрафов в рублях, страховых выплат, арендной платы, рублевых сумм по долговым обязательствам) и типа «И» (для обслуживания операций по инвестиционной деятельности, включая реинвестиции в рублях на территории России, покупку иностранной валюты за рубли для репатриации доходов от инвестиционной деятельности за границу). Запрещаются переводы с рублевых счетов типа «И» на рублевые счета типа «Т» и обратно, снятие наличных денег со счетов типа «И». Все расчеты по счетам типа «И» производятся только в безналичной форме. При экспорте и импорте для коммерческих организаций с иностранными инвестициями действует тот же порядок экспорта продукции собственного производства и импорта продукции для собственных нужд, что и для российских коммерческих организаций (постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 года № 715 установлен порядок определения продукции собственного производства, поставляемой на экспорт организациями с иностранными инвестициями, а постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 757 установлен порядок определения продукции, импортируемой организациями с иностранными инвестициями для собственных нужд).
Гарантируются права иностранных инвесторов на беспрепятственный вывоз за пределы России принадлежащего им имущества (статья 12), приобретение ценных бумаг в соответствии с законодательством о ценных бумагах (статья 13) и участие в приватизации (статья 14). Так, в соответствии с законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества они могут реализовать это право путем приобретения прав собственности на государственное или муниципальное имущество, а также путем приобретения доли или вклада в уставном или складочном капитале приватизируемой организации.
Гарантируется (статья 15) предоставление иностранным инвесторам прав на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество. Вопросы участия иностранных инвесторов в недропользовании урегулированы в федеральных законах «О недрах» и «О соглашениях о разделе продукции. Вопросы землепользования зависят от принятия нового Земельного кодекса. Включено положение о том, что, если иное не предусмотрено российским законодательством, право аренды земельного участка может быть приобретено иностранными инвесторами на торгах.
Статья 16 ограничивает возможность предоставления льгот по таможенным платежам только иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями, осуществляющими приоритетные инвестиционные проекты. Статья 17 говорит о возможности для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований самостоятельно предоставлять иностранным инвесторам, осуществляющим инвестиционные проекты, льготы (и гарантии) за счет своих бюджетов и внебюджетных средств.
4. Инвестиции в форме капитальных вложений.
Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», вступивший в силу 4 марта 1999 года, был внесен в Государственную Думу Правительством как новая редакция Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Необходимость изменений была вызвана в первую очередь принятием новой Конституции Гражданского кодекса.
Принятие этого Федерального закона должен был стимулировать приток инвестиций (отечественных и иностранных) в экономику Российской Федерации. Однако внесенный Правительством проект предполагал регулирование «инвестиционной деятельности, связанной с капитальными вложениями», что значительно сужало сферу его применения. Это привело к тому, что Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» был принят как федеральный закон, не отменяющий полностью Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»".
Принятый Федеральный закон устанавливает общие правила капитальных вложений на территории Российской Федерации для отечественных и иностранных инвесторов, а также гарантии равной защиты их прав, интересов и имущества.
В Законе даны более четкие, соответствующие Гражданскому кодексу определения инвестиций, инвестиционной деятельности, уточнено определение капитальных вложений, из которых следует, что капитальные вложения — это часть инвестиций. Указанное определение капитальных вложений также согласуется с определением инвестиций в нефинансовые активы, содержащимся в Инструкции № 76 Госкомстата России, утвержденной 17 ноября 1997 года. Так, при заполнении раздела 2 «Инвестиции в нефинансовые активы, осуществленные данным предприятием» формы № П-2 «Сведения об инвестициях» под инвестициями в основной капитал (основные средства) понимаются затраты на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение объектов, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря и некоторые Другие.
Зафиксировать в Федеральном законе эти определения было необходимо, так как в ряде нормативных актов, а еще чаще в экономической литературе допускалось смешение или тождественная подмена понятий «инвестиции» и «капитальные вложения». Примером может служить федеральный бюджет, в котором расходы на государственные инвестиции фактически являются расходами на государственные капитальные вложения (без так называемых портфельных инвестиций или инвестиций в финансовые активы) как часть расходов на соответствующую федеральную целевую программу (расходы на реализацию федеральной целевой программы складываются из расходов на государственные инвестиции и текущих расходов, включающих в себя расходы на НИОКР и прочие нужды).
Что касается понятия «инвестиционный проект», то в Законе РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» оно просто отсутствовало.
В Федеральном законе нашла отражение специфика предоставления средств федерального бюджета для финансирования капитальных вложений на условиях возвратности, срочности и платности. Эти средства предусматриваются для реализации высокоэффективных (быстро окупаемых) проектов, а также инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности. Предварительно указанные проекты проходят конкурсный отбор. До 1995 года средства на возвратной основе предоставлялись в виде льготных кредитов за счет кредитных ресурсов Центробанка России в соответствии с соглашением, заключенным между Правительством и Центральным банком. Начиная с 1995 года в расходах федерального бюджета стали предусматриваться в пределах общего объема государственных инвестиций расходы на быстро окупаемые проекты и инвестиционные программы конверсии, финансирование которых осуществлялось на возвратной, срочной и платной основе. В Федеральном законе о федеральном бюджете устанавливалась процентная ставка за использование этих средств в размере 1/4 ставки рефинансирования Центробанка России.
Начиная с 1997 года с целью государственного стимулирования привлечения дополнительно к средствам федерального бюджета средств частных инвесторов для реализации указанных выше инвестиционных проектов и программ в состав федерального бюджета формируется Бюджет развития Российской Федерации. Статьей 87 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1997 год» установлено, что использование средств Бюджета развития Российской Федерации осуществляется на конкурсной возвратной, срочной и платной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Вышедшим 11 ноября 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации № 1470 этот порядок был утвержден.
Таким образом, статья 11 Закона закрепила уже действующий порядок предоставления средств федерального бюджета на условиях возвратности, срочности, платности и конкурсного отбора их получателей.
То же относится и к предоставлению государственных гарантий за счет средств федерального бюджета.
К моменту принятия Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» были приняты Бюджетный кодекс Российской Федерации (1-я часть), пока не вступивший в силу, и федеральный закон «О Бюджете развития Российской Федерации». Статьей 67 Бюджетного кодекса установлено, что в составе капитальных расходов бюджетов всех уровней может быть сформирован бюджет развития, порядок и условия формирования которого определяются федеральным законом. С учетом этого положения комментируемым Федеральным законом предусматривается возможность использования средств бюджетов субъектов Российской федерации для предоставления их инвесторам на тех же условиях, что и средства Бюджета развития всей Федерации. В этом случае порядок предоставления указанных средств будет определен органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений предполагает использовать в качестве одной из мер, стимулирующих эту деятельность, установление инвесторам специальных налоговых режимов. Например, в виде инвестиционного налогового кредита, который может представлять собой отсрочку уплаты налога на прибыль (доход) организации на срок от одного года до пяти лет на основаниях, определенных статьей 67 первой части Налогового кодекса.
Использование механизма ускоренной амортизации позволит также уменьшить налогооблагаемую часть прибыли (дохода) организации, осуществляющей техническое перевооружение собственного производства.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:
1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
Ø совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
Ø установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
Ø защиты интересов инвесторов;
Ø предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
Ø расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
Ø создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
Ø принятия антимонопольных мер;
Ø расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
Ø развития финансового лизинга в Российской Федерации;