скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Государственное регулирование инвестиционной деятельности

В пункте 1 статьи 3 Закона указано, что правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляет­ся данным Федеральным законом, другими федераль­ными законами, подзаконными актами и международ­ными договорами Российской федерации.

В отношении «других федеральных законов» следу­ет упомянуть Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляе­мой в форме капитальных вложений». В статье 5 Зако­на указывается, что им регулируются и отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществ­ляемой в форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории Российской Федерации. В основных понятиях, приведенных в статье 1, под «ка­питальными вложениями» понимается конкретный вид инвестиций — инвестиции в основной капитал (основ­ные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое пере­вооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

В пункте 2 статьи 3 Федерального закона 1999 года «Об иностранных инвестициях» говорится о праве субъектов Российской Федерации принимать законы и иные нормативные акты, регулирующие иностранные инвестиции. Законодатель исходил из того, что, с од­ной стороны, предпринимательская деятельность регу­лируется прежде всего гражданским законодательст­вом, а согласно пункту «о» статьи 71 Конституции гражданское законодательство относится к исключи­тельному ведению Российской Федерации. Но регули­рование правовых отношений в связи с иностранными инвестициями не ограничивается гражданским законо­дательством, оно является комплексным регулировани­ем разных отраслей права (административным, финан­совым, таможенным и т.д.), в связи с чем возникает возможность для правового регулирования вопросов, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации или в ведении субъектов Российской Федерации. К тому же федеральные власти пошли по пути заключения дого­воров о разграничении компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, со­держание которых неодинаково. С учетом этого неко­торые субъекты Российской федерации приняли само­стоятельные законы об иностранных инвестициях, на­пример Москва, Санкт-Петербург, Московская об­ласть, Архангельская область, Республика Татарстан, Республика Башкортостан. Это означает, что иност­ранный инвестор должен знать не только положения федерального закона, но и положения закона субъекта Российской федерации, на территории которого осу­ществляются иностранные инвестиции (в принципе они не должны противоречить положениям федерального закона).

Следуя мировой практике, в статье 4 данного Зако­на в отношении деятельности иностранных инвесторов и использования полученной прибыли предусматрива­ется национальный режим, то есть режим не менее благоприятный, чем для отечественных инвесторов, но с изъятиями ограничивающего и стимулирующего ха­рактера.

Изъятия ограничивающего характера названы в со­ответствии с частью третьей статьи 55 Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 1 ГК РФ. В настоящее время в Государственной Думе рассматрива­ется правительственный законопроект, в котором кон­кретизируются изъятия ограничивающего характера для иностранных инвесторов в отношении ряда видов деятельности на территории России, — законопроект «О перечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничива­ется деятельность иностранных инвесторов». В нем предусмотрено два перечня — запрещенных и ограни­чиваемых для иностранных инвесторов отраслей и ви­дов деятельности.

В первом перечне запретов включено все, что связа­но с ядерным оружием, урановым сырьем, вооружени­ем и военной техникой, шифровальными средствами, генной инженерией, возбудителями инфекционных за­болеваний, наркотиками и психотропной продукцией, территорией военных объектов.

Второй перечень ограничений включает все, что ог­раничивается для участия иностранных инвесторов в определенных отраслях и видах деятельности, и на се­годня в нем предлагается более сорока таких ограниче­ний. Ограничения должны применяться либо в форме установления Правительством РФ максимально воз­можной доли участия иностранного инвестора в устав­ном капитале организации (в процентах) или макси­мально допустимого размера иностранных инвестиций (по стоимости) в данном инвестиционном проекте, ли­бо в форме выдачи Правительством РФ специального разрешения — лицензии.

Существует и другое мнение: вместо лицензии при­менять иную форму взаимоотношений иностранного инвестора с государством — договор о концессии. В этой связи, видимо, необходимо учитывать федераль­ный закон «О лицензировании видов деятельности». Лицензия определяется как разрешение (право) на осу­ществление лицензируемого вида деятельности при обя­зательном соблюдении условий, указанных лицензиру­ющим органом. Насчитывается около двухсот видов та­кой деятельности. Что касается соотношения Закона о лицензировании и законопроекта о запретах и ограни­чениях для иностранных инвесторов, то, поскольку в обоих случаях речь идет о лицензировании и должен соблюдаться принцип национального режима, решение возникшей коллизии перечней может быть альтернатив­ным: либо полностью исключить перечень ограничений для иностранных инвестиций и оставить только запре­тительный перечень (и тогда будет полностью соблюден национальный режим), либо, помимо перечня запретов, оставить и перечень ограничений, касающихся только иностранных инвесторов, но исключив те виды деятель­ности, которые уже указаны в Законе о лицензирова­нии, то есть избежать дублирования.

            Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов устанавливаются законо­дательством Российской Федерации. О чем конкретно идет речь? В первую очередь — о налоговых и таможенно-тарифных льготах. Необходимо учитывать, что Фе­деральным законом от 13 марта 1995 года были отмене­ны все льготы участникам внешнеэкономической дея­тельности по уплате таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов, за исключе­нием тех, которые предусмотрены законами о таможен­ном тарифе, НДС и акцизах и Таможенном кодексе. В отношении товаров, ввозимых в Россию в качестве вклада в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями в пределах срока, установленного учредительными документами для его формирования, а также товаров, ввозимых для собственных производственных нужд организации с иностранными инвестициями, и имущества, ввозимого для личных нужд иностранных работников, в соответ­ствии со статьей 37 Закона «О таможенном тарифе» возможно применение таможенно-тарифных льгот в форме возврата ранее уплаченной таможенной пошли­ны или снижение ее ставки, или освобождение от ее уп­латы. Согласно пункту 2 статьи 3 указанного Закона вопрос о ставках таможенных пошлин решает Прави­тельство Российской Федерации. В соответствии с этим было принято его постановление от 23 июля 1996 года № 883 «Об освобождении ввозимых инвестиционных товаров от таможенных платежей». При этом условия­ми такого освобождения от платежей являются:

-   товары, ввозимые в Россию в качестве доли (вклада) в уставный (складочный) капитал коммерчес­кой организации с иностранными инвестициями, долж­ны быть предназначены для включения в основные про­изводственные фонды;

-   эти товары не должны быть подакцизными;

-   они должны быть ввезены в сроки, установлен­ные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.

Такие товары ввозятся в режиме условного выпус­ка товара, то есть товары должны использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены льготы, и эти льготы будут аннулированы, если, напри­мер, товары не будут использованы как вклад в устав­ный (складочный) капитал, а будут проданы в России. ГТК России в связи с указанным правительственным постановлением принял ряд документов, уточняющих порядок таможенного оформления таких товаров:

o  они должны иметь код по Общероссийскому классификатору основных фондов — ОК-013-94;

o  служить больше одного года;

o  иметь стоимость за единицу товара не менее 100-кратного размера минимальной месячной оплаты труда (то есть сейчас не менее 8,5 тыс. рублей);

o  быть укомплектованы всеми необходимыми при­способлениями и принадлежностями.

Эти товары, ввозимые в Россию, в соответствии с подпунктом «щ» пункта 1 статьи 5 Закона «О налоге на добавленную стоимость» освобождаются также от уплаты (в качестве таможенного платежа) НДС.

В Законе 1991 года об иностранных инвестициях было предусмотрено право предприятия с иностранны­ми инвестициями полностью распоряжаться своей ва­лютной выручкой от экспорта товаров собственного производства, если доля иностранного инвестора в ус­тавном капитале такой организации составляет более 30 процентов. Однако в соответствии с другим Зако­ном — «О валютном регулировании и валютном кон­троле» многие вопросы валютного регулирования ре­шаются в правовых актах Центрального банка (Банка России). Согласно указанию Банка России от 31 дека­бря 1998 года № 476, все организации на территории России, включая коммерческие организации с иност­ранными инвестициями, обязаны продать за рубли 75 процентов валютной выручки от экспорта на внутрен­нем валютном рынке России.

При осуществлении прямых иностранных инвести­ций и реинвестировании иностранные инвесторы и ком­мерческие организации с иностранными инвестициями пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, предусмотренными данным Законом.

Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными ин­вестициями со дня вхождения иностранного инвестора в нее как участника и прекращает иметь такой статус со дня выхода иностранных инвесторов из состава ее участников.

Иностранное юридическое лицо, цели и деятель­ность которого носят коммерческий характер, может создать свой филиал в России, выполняющий все или часть функций такого иностранного юридического ли­ца, при условии имущественной ответственности само­го юридического лица по принятым обязательствам. Естественно, что коммерческая организация с иност­ранными инвестициями как российское юридическое лицо может также создавать свои представительства и филиалы в соответствии с гражданским законодатель­ством России.

Во избежание злоупотреблений включено положе­ние, что дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользу­ются предусмотренными законом правовой защитой, гарантиями и льготами

Иностранные инвестиции сопряжены с рисками, коммерческими и некоммерческими. Если коммерчес­кие риски, связанные с конъюнктурой на рынке, нор­мальны для предпринимательской деятельности, то ин­весторы проявляют особую внимательность к неком­мерческим рискам, связанным с нестабильным положе­нием в стране, возможностью национализации и дру­гими неожиданными действиями государства.

Гарантируется (статья 5), что в том случае, если го­сударственный орган, орган местного самоуправления или их должностные лица причиняют незаконными действиями (бездействием) убытки иностранному инве­стору, то он вправе в соответствии с гражданским за­конодательством России требовать их возмещения.

Гарантируется (статья 6) осуществление иностран­ным инвестором инвестиций в любой форме, не запре­щенной законодательством Российской Федерации. При этом оценка вложения капитала в уставный (скла­дочный) капитал коммерческой организации с иност­ранными инвестициями производится в рублях в соот­ветствии с российским законодательством. Как прави­ло, иностранные инвесторы в качестве организацион­но-правовой формы организации с иностранными инве­стициями выбирают акционерное общество. Если номинальная стоимость приобретаемого таким образом вклада составит более 200 минимальных размеров оп­латы труда (сейчас 16700 рублей), то по Закону «Об акционерных обществах» необходима независимая оценка аудиторской фирмой. Сходный порядок приме­няется и по Закону «Об обществах с ограниченной от­ветственностью ».

В отношении вкладов, связанных с объектами ин­теллектуальной собственности, необходимо сделать следующее пояснение. Вкладывается в объект предпри­нимательской деятельности не сам патент на изобрете­ние, полезную модель или промышленный образец, не товарный знак или знак обслуживания, а имеющее де­нежную оценку исключительное право пользования ими. Его денежная оценка и возмездная передача про­изводятся на основе лицензионного договора. Лицен­зионный договор в соответствии с российским патент­ным законодательством подлежит регистрации в па­тентном ведомстве (сейчас — Минюст России после пе­редачи ему функций «Роспатента»), без чего он явля­ется недействительным.

Гарантируется (статья 7) возможность для иност­ранного инвестора на договорной основе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу (а на основании закона или в силу решения суда он обязан это сделать). Включено поло­жение о суброгации: иностранное государство, кото­рое произвело платеж по гарантии (или договору стра­хования), предоставленной иностранному инвестору в отношении его инвестиции в России, приобретает пра­ва иностранного инвестора по данной инвестиции.

Гарантируется (статья 8) компенсация государством (за исключением случаев, которые могут быть установ­лены федеральным законом или международным дого­вором Российской Федерации) при национализации имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которая может быть осуществлена только на основании феде­рального закона, и реквизиции, которая может иметь место по решению государственных органов, федераль­ных или региональных, в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и иных обстоятельств, носящих чрез­вычайный характер.

При национализации иностранному инвестору (ком­мерческой организации с иностранными инвестициями) возмещаются стоимость национализируемого имущест­ва и другие убытки. При реквизиции иностранному ин­вестору (коммерческой организации с иностранными инвестициями) возмещается стоимость реквизируемого имущества, а при прекращении обстоятельств, вызвав­ших реквизицию, по требованию иностранного инвес­тора (коммерческой организации с иностранными инве­стициями) в судебном порядке может быть возвращено сохранившееся имущество (но с обязанностью вернуть сумму компенсации с учетом потерь от снижения сто­имости имущества в период действия указанных выше обстоятельств).

В связи с принятием Конституции Российской Феде­рации и Гражданского кодекса возникла определенная правовая коллизия по вопросу компенсации: статьи 242 и 306 ГК РФ говорят о том, что принудительное изъя­тие имущества сопровождается компенсацией, а ста­тья 35 Конституции указывает на то, что: 1) принуди­тельное изъятие может быть осуществлено с предвари­тельной, а не последующей компенсацией; 2) только по решению суда, а не какого-либо органа другой ветви власти, законодательной или исполнительной. Очевид­но, следует исходить из того, что Конституция Россий­ской Федерации является правовым актом прямого действия и с наивысшей юридической силой.

Гарантируется (статья 9) при неблагоприятном из­менении российского законодательства стабильность условий реализации инвестиционных проектов в отно­шении: 1) иностранных инвесторов (коммерческих ор­ганизаций с иностранными инвестициями, независимо от размера доли или вклада иностранных инвесторов в их уставный или складочный капитал), осуществляю­щих приоритетные инвестиционные проекты; 2) ком­мерческих организаций с иностранными инвестициями с долей или вкладом иностранного инвестора в устав­ный или складочный капитал свыше 25 процентов, осу­ществляющих любые инвестиционные проекты. Гаран­тия стабильности условий реализации инвестиционного проекта заключается в том, что в течение срока окупа­емости (но не более семи лет) не применяется новое или изменяемое российское законодательство, приво­дящее к увеличению совокупной налоговой нагрузки (см. выше о понятии «совокупная налоговая нагруз­ка») на деятельность иностранного инвестора (коммер­ческой организации с иностранными инвестициями), а также в отношении режима запретов и ограничений для предпринимательской деятельности иностранных инвесторов по сравнению с совокупной налоговой на­грузкой и режимом запретов и ограничений, действо­вавших на день начала финансирования инвестицион­ного проекта за счет иностранных инвестиций.

Правительство Российской Федерации при этом на­деляется следующими полномочиями:

— дифференцировать сроки окупаемости инвести­ционных проектов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.