Реферат: Государственное регулирование инвестиционной деятельности
В пункте 1 статьи 3 Закона указано, что правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется данным Федеральным законом, другими федеральными законами, подзаконными актами и международными договорами Российской федерации.
В отношении «других федеральных законов» следует упомянуть Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». В статье 5 Закона указывается, что им регулируются и отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории Российской Федерации. В основных понятиях, приведенных в статье 1, под «капитальными вложениями» понимается конкретный вид инвестиций — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона 1999 года «Об иностранных инвестициях» говорится о праве субъектов Российской Федерации принимать законы и иные нормативные акты, регулирующие иностранные инвестиции. Законодатель исходил из того, что, с одной стороны, предпринимательская деятельность регулируется прежде всего гражданским законодательством, а согласно пункту «о» статьи 71 Конституции гражданское законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации. Но регулирование правовых отношений в связи с иностранными инвестициями не ограничивается гражданским законодательством, оно является комплексным регулированием разных отраслей права (административным, финансовым, таможенным и т.д.), в связи с чем возникает возможность для правового регулирования вопросов, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации или в ведении субъектов Российской Федерации. К тому же федеральные власти пошли по пути заключения договоров о разграничении компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, содержание которых неодинаково. С учетом этого некоторые субъекты Российской федерации приняли самостоятельные законы об иностранных инвестициях, например Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Архангельская область, Республика Татарстан, Республика Башкортостан. Это означает, что иностранный инвестор должен знать не только положения федерального закона, но и положения закона субъекта Российской федерации, на территории которого осуществляются иностранные инвестиции (в принципе они не должны противоречить положениям федерального закона).
Следуя мировой практике, в статье 4 данного Закона в отношении деятельности иностранных инвесторов и использования полученной прибыли предусматривается национальный режим, то есть режим не менее благоприятный, чем для отечественных инвесторов, но с изъятиями ограничивающего и стимулирующего характера.
Изъятия ограничивающего характера названы в соответствии с частью третьей статьи 55 Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 1 ГК РФ. В настоящее время в Государственной Думе рассматривается правительственный законопроект, в котором конкретизируются изъятия ограничивающего характера для иностранных инвесторов в отношении ряда видов деятельности на территории России, — законопроект «О перечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов». В нем предусмотрено два перечня — запрещенных и ограничиваемых для иностранных инвесторов отраслей и видов деятельности.
В первом перечне запретов включено все, что связано с ядерным оружием, урановым сырьем, вооружением и военной техникой, шифровальными средствами, генной инженерией, возбудителями инфекционных заболеваний, наркотиками и психотропной продукцией, территорией военных объектов.
Второй перечень ограничений включает все, что ограничивается для участия иностранных инвесторов в определенных отраслях и видах деятельности, и на сегодня в нем предлагается более сорока таких ограничений. Ограничения должны применяться либо в форме установления Правительством РФ максимально возможной доли участия иностранного инвестора в уставном капитале организации (в процентах) или максимально допустимого размера иностранных инвестиций (по стоимости) в данном инвестиционном проекте, либо в форме выдачи Правительством РФ специального разрешения — лицензии.
Существует и другое мнение: вместо лицензии применять иную форму взаимоотношений иностранного инвестора с государством — договор о концессии. В этой связи, видимо, необходимо учитывать федеральный закон «О лицензировании видов деятельности». Лицензия определяется как разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении условий, указанных лицензирующим органом. Насчитывается около двухсот видов такой деятельности. Что касается соотношения Закона о лицензировании и законопроекта о запретах и ограничениях для иностранных инвесторов, то, поскольку в обоих случаях речь идет о лицензировании и должен соблюдаться принцип национального режима, решение возникшей коллизии перечней может быть альтернативным: либо полностью исключить перечень ограничений для иностранных инвестиций и оставить только запретительный перечень (и тогда будет полностью соблюден национальный режим), либо, помимо перечня запретов, оставить и перечень ограничений, касающихся только иностранных инвесторов, но исключив те виды деятельности, которые уже указаны в Законе о лицензировании, то есть избежать дублирования.
Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов устанавливаются законодательством Российской Федерации. О чем конкретно идет речь? В первую очередь — о налоговых и таможенно-тарифных льготах. Необходимо учитывать, что Федеральным законом от 13 марта 1995 года были отменены все льготы участникам внешнеэкономической деятельности по уплате таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов, за исключением тех, которые предусмотрены законами о таможенном тарифе, НДС и акцизах и Таможенном кодексе. В отношении товаров, ввозимых в Россию в качестве вклада в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями в пределах срока, установленного учредительными документами для его формирования, а также товаров, ввозимых для собственных производственных нужд организации с иностранными инвестициями, и имущества, ввозимого для личных нужд иностранных работников, в соответствии со статьей 37 Закона «О таможенном тарифе» возможно применение таможенно-тарифных льгот в форме возврата ранее уплаченной таможенной пошлины или снижение ее ставки, или освобождение от ее уплаты. Согласно пункту 2 статьи 3 указанного Закона вопрос о ставках таможенных пошлин решает Правительство Российской Федерации. В соответствии с этим было принято его постановление от 23 июля 1996 года № 883 «Об освобождении ввозимых инвестиционных товаров от таможенных платежей». При этом условиями такого освобождения от платежей являются:
- товары, ввозимые в Россию в качестве доли (вклада) в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями, должны быть предназначены для включения в основные производственные фонды;
- эти товары не должны быть подакцизными;
- они должны быть ввезены в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.
Такие товары ввозятся в режиме условного выпуска товара, то есть товары должны использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены льготы, и эти льготы будут аннулированы, если, например, товары не будут использованы как вклад в уставный (складочный) капитал, а будут проданы в России. ГТК России в связи с указанным правительственным постановлением принял ряд документов, уточняющих порядок таможенного оформления таких товаров:
o они должны иметь код по Общероссийскому классификатору основных фондов — ОК-013-94;
o служить больше одного года;
o иметь стоимость за единицу товара не менее 100-кратного размера минимальной месячной оплаты труда (то есть сейчас не менее 8,5 тыс. рублей);
o быть укомплектованы всеми необходимыми приспособлениями и принадлежностями.
Эти товары, ввозимые в Россию, в соответствии с подпунктом «щ» пункта 1 статьи 5 Закона «О налоге на добавленную стоимость» освобождаются также от уплаты (в качестве таможенного платежа) НДС.
В Законе 1991 года об иностранных инвестициях было предусмотрено право предприятия с иностранными инвестициями полностью распоряжаться своей валютной выручкой от экспорта товаров собственного производства, если доля иностранного инвестора в уставном капитале такой организации составляет более 30 процентов. Однако в соответствии с другим Законом — «О валютном регулировании и валютном контроле» многие вопросы валютного регулирования решаются в правовых актах Центрального банка (Банка России). Согласно указанию Банка России от 31 декабря 1998 года № 476, все организации на территории России, включая коммерческие организации с иностранными инвестициями, обязаны продать за рубли 75 процентов валютной выручки от экспорта на внутреннем валютном рынке России.
При осуществлении прямых иностранных инвестиций и реинвестировании иностранные инвесторы и коммерческие организации с иностранными инвестициями пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, предусмотренными данным Законом.
Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения иностранного инвестора в нее как участника и прекращает иметь такой статус со дня выхода иностранных инвесторов из состава ее участников.
Иностранное юридическое лицо, цели и деятельность которого носят коммерческий характер, может создать свой филиал в России, выполняющий все или часть функций такого иностранного юридического лица, при условии имущественной ответственности самого юридического лица по принятым обязательствам. Естественно, что коммерческая организация с иностранными инвестициями как российское юридическое лицо может также создавать свои представительства и филиалы в соответствии с гражданским законодательством России.
Во избежание злоупотреблений включено положение, что дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются предусмотренными законом правовой защитой, гарантиями и льготами
Иностранные инвестиции сопряжены с рисками, коммерческими и некоммерческими. Если коммерческие риски, связанные с конъюнктурой на рынке, нормальны для предпринимательской деятельности, то инвесторы проявляют особую внимательность к некоммерческим рискам, связанным с нестабильным положением в стране, возможностью национализации и другими неожиданными действиями государства.
Гарантируется (статья 5), что в том случае, если государственный орган, орган местного самоуправления или их должностные лица причиняют незаконными действиями (бездействием) убытки иностранному инвестору, то он вправе в соответствии с гражданским законодательством России требовать их возмещения.
Гарантируется (статья 6) осуществление иностранным инвестором инвестиций в любой форме, не запрещенной законодательством Российской Федерации. При этом оценка вложения капитала в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями производится в рублях в соответствии с российским законодательством. Как правило, иностранные инвесторы в качестве организационно-правовой формы организации с иностранными инвестициями выбирают акционерное общество. Если номинальная стоимость приобретаемого таким образом вклада составит более 200 минимальных размеров оплаты труда (сейчас 16700 рублей), то по Закону «Об акционерных обществах» необходима независимая оценка аудиторской фирмой. Сходный порядок применяется и по Закону «Об обществах с ограниченной ответственностью ».
В отношении вкладов, связанных с объектами интеллектуальной собственности, необходимо сделать следующее пояснение. Вкладывается в объект предпринимательской деятельности не сам патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец, не товарный знак или знак обслуживания, а имеющее денежную оценку исключительное право пользования ими. Его денежная оценка и возмездная передача производятся на основе лицензионного договора. Лицензионный договор в соответствии с российским патентным законодательством подлежит регистрации в патентном ведомстве (сейчас — Минюст России после передачи ему функций «Роспатента»), без чего он является недействительным.
Гарантируется (статья 7) возможность для иностранного инвестора на договорной основе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу (а на основании закона или в силу решения суда он обязан это сделать). Включено положение о суброгации: иностранное государство, которое произвело платеж по гарантии (или договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении его инвестиции в России, приобретает права иностранного инвестора по данной инвестиции.
Гарантируется (статья 8) компенсация государством (за исключением случаев, которые могут быть установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации) при национализации имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которая может быть осуществлена только на основании федерального закона, и реквизиции, которая может иметь место по решению государственных органов, федеральных или региональных, в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер.
При национализации иностранному инвестору (коммерческой организации с иностранными инвестициями) возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки. При реквизиции иностранному инвестору (коммерческой организации с иностранными инвестициями) возмещается стоимость реквизируемого имущества, а при прекращении обстоятельств, вызвавших реквизицию, по требованию иностранного инвестора (коммерческой организации с иностранными инвестициями) в судебном порядке может быть возвращено сохранившееся имущество (но с обязанностью вернуть сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества в период действия указанных выше обстоятельств).
В связи с принятием Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса возникла определенная правовая коллизия по вопросу компенсации: статьи 242 и 306 ГК РФ говорят о том, что принудительное изъятие имущества сопровождается компенсацией, а статья 35 Конституции указывает на то, что: 1) принудительное изъятие может быть осуществлено с предварительной, а не последующей компенсацией; 2) только по решению суда, а не какого-либо органа другой ветви власти, законодательной или исполнительной. Очевидно, следует исходить из того, что Конституция Российской Федерации является правовым актом прямого действия и с наивысшей юридической силой.
Гарантируется (статья 9) при неблагоприятном изменении российского законодательства стабильность условий реализации инвестиционных проектов в отношении: 1) иностранных инвесторов (коммерческих организаций с иностранными инвестициями, независимо от размера доли или вклада иностранных инвесторов в их уставный или складочный капитал), осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты; 2) коммерческих организаций с иностранными инвестициями с долей или вкладом иностранного инвестора в уставный или складочный капитал свыше 25 процентов, осуществляющих любые инвестиционные проекты. Гарантия стабильности условий реализации инвестиционного проекта заключается в том, что в течение срока окупаемости (но не более семи лет) не применяется новое или изменяемое российское законодательство, приводящее к увеличению совокупной налоговой нагрузки (см. выше о понятии «совокупная налоговая нагрузка») на деятельность иностранного инвестора (коммерческой организации с иностранными инвестициями), а также в отношении режима запретов и ограничений для предпринимательской деятельности иностранных инвесторов по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом запретов и ограничений, действовавших на день начала финансирования инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций.
Правительство Российской Федерации при этом наделяется следующими полномочиями:
— дифференцировать сроки окупаемости инвестиционных проектов;