скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Экономическая сущность рынков

Функция ценообразующая. На рынок поступают обычно продукты и услуги одного назначения, но содержащие неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь обще­ственно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель товара. Здесь, следовательно, формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

Функция регулирующая — самая важная. Она связана с воздейст­вием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопросы, столь остро поставленные П. Самуэльсоном: что производить? для кого производить? как производить? Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение ка­чества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива ка­питалов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных от­раслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды — одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с раз­витой рыночной системой.

Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спро­са и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена — это сигнал к расширению производства, падает — сигнал к сокраще­нию. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических про­порций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой пи­сал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

В современных условиях экономика управляется не только «неви­димой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирую­щая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сба­лансированность народного хозяйства.

-Функция санирующая. Рыночный механизм — это не благотво­рительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым7С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.


Глава 2. Рынки ресурсов

2.1. Понятие рынка ресурсов.

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. К ним отно­сятся:

— естественные ресурсы (земля, недра, водные и лесные ресурсы);

— трудовые ресурсы (люди с их способностью производить продук­цию или услуги);

— средства производства (производственный здания, сооружения, станки, оборудование, сырье, материалы и другие основные и оборот­ные фонды), которые называют также инвестиционными ресурсами или производственным капиталом;

— предпринимательские способности людей к организации произ­водства.

Иногда в этот перечень включают финансовые ресурсы. Подобный подход может быть справедлив для краткосрочного периода, но в долгосрочном периоде финансовые ресурсы обычно превращаются в другие виды ресурсов (путем покупки, например, естественных ре­сурсов, средств производства) или опосредуют их деятельность (в виде доходов от использования ресурсов). В микроэкономическом анализе вместо термина «экономические ресурсы» обычно использу­ется термин «факторы производства» (производственные факторы).

Каждый из ресурсных рынков может быть представлен как множе­ство рынков конкретного ресурса. Например, рынок труда состоит из рынка рабочих разных специальностей, экономистов, бухгалтеров, инженеров и т.д.

Поскольку потребителями ресурсов являются производящие това­ры и услуги предприятия, а «производителями» — собственники ре­сурсов, то цена ресурса, которую готовы заплатить потребители за его использование, будет являться доходом его владельца:

— цена естественных ресурсов — рента;

— цена труда — заработная плата;

— цена производственного капитала, или инвестиционных ресур­сов,—процент;

— цена предпринимательских способностей — предприниматель­ский доход.

Цены на все виды ресурсов в рыночной экономике формируются через взаимодействие спроса и предложения аналогично ценам гото­вой продукции.

2.2. Использование и распределение ресурсов фирмой

Чем определяется спрос на ресурсы со стороны отдельной фирмы? Он зависит от спроса на готовую продукцию, производимую с по­мощью данных ресурсов, поэтому чем выше спрос на продукцию, тем выше спрос и на ресурсы, необходимые для ее выпуска, с учетом изменения эффективности их использования. Так, в развитых стра­нах спрос на энергоресурсы растет очень медленно. Другим обсто­ятельством, влияющим на спрос, являются цены ресурсов. Средства фирмы, направляемые на покупку ресурсов, входят в ее производст­венные издержки, поэтому фирма стремится использовать ресурсы в таком количестве и сочетании, которое позволит ей получить макси­мальную прибыль.

Количество используемых фирмой ресурсов зависит от их отдачи, или производительности. Последняя подвержена действию закона убывающей отдачи. Поэтому фирма будет расширять при­менение ресурсов до тех пор, пока каждый дополнительный ресурс будет увеличивать ее доход в большей степени, чем издержки.

Каким образом введение в производство дополнительных ресурсов влияет на доход фирмы? Увеличение использования какого-либо ре­сурса приводит к увеличению выпуска продукции, а это означает увеличение дохода фирмы.

Предположим, что фирма использует только один переменный ресурс. Им может оказаться труд, от ресурса      дельный вид оборудования и т.п. Прирост выпуска продукции в натуральном выражении, обеспеченный за счет увеличения данного ресурса на единицу, мы назвали предель­ным продуктом. Прирост дохода фирмы за счет дополни­тельной единицы данного ресурса называется предельной доходно­стью ресурса или доходом от предельного продукта MRP (англ. marginal revenue product). Вспомним, что предельный продукт снача­ла растет, а затем начинает снижаться в соответствии с законом убывающей отдачи. Поскольку рост предельного продукта происхо­дит на очень коротком участке, мы можем им пренебречь и предпо­ложить, что с самого начала он будет сокращаться.

Рассмотрим предельную доходность ресурса фирмы Х. Вели фирма действует в условиях совершенной конкуренции, цена произведенной продукции постоянна и не зависит от объема выпуска. Если та же фирма является' несовершенным конкурентом, то она вынуждена снижать цену при расширении объема сбыта. Соответственно предельная доходность ресурса фирмы — несовершенного кон­курента и конкурентной фирмы не совпадают.

Предельная доходность ресурса фирмы Х в условиях совершенной и несовершенной конкуренции на рынке продукции

Коли­ Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Чество ресур­са» шт. Выпуск продук­ции, шт. Пре­дельный про­дукт, шт цена продук­ции, руб. доход, руб. Предель­ная до­ходность ресурса, руб.

Цена продук­ции,

Руб.

ДОХОД,

руб.

предель­наядо-ходность ресурса,

руб.

1 20 20 100 2000 2000 100 2000 2000
2 38 18 100 3800 1800 99 3762 1762
3 54 16 100 5400 1600 98 5292 1530
4 68 14 100 6800 1400 97 6596 1304
5 80 12 100 8000 1200 96 7680 1084
6 90 10 100 9000 1000 95 8550 870
7 98 8 100 9800 800 94 9212 662
8 104 6 100 10400 600 93 9672 460
9 108 4 100 10800 400 92 9936 264
10 110 2 100 11000 200 91 10010 74

Из данных таблицы видно, что скорость снижения доходности ресурса для монополиста выше, чем для чисто конкурентной фир­мы, и график предельной доходности ресурса для монополиста будет иметь более крутой наклон. Это обстоятельство важно для фирмы, так как предельная доходность является одним из факторов, определяющих количество данного ресурса, которое будет использо­вать фирма.

Но чтобы принимать решение о расширении использования в про­изводстве данного ресурса, фирме недостаточно знать, как повлияет дополнительный ресурс на увеличение ее дохода. Она всегда сравни­вает доход с издержками и оценивает прибыль. Поэтому она должна определить, как покупка и использование дополнительного ресурса повлияют на увеличение издержек.

Прирост издержек за счет введения в производство дополнительной единицы переменного ресурса называется предельными издержками ресурса. Когда фир­ма сталкивается с условиями совершенной конкурен­ции на ресурсном рынке, ее предельные издержки на ресурс будут равны цене этого ресурса.

Например, если небольшая фирма хочет нанять бухгалтера, то ему заплатят согласно рыночной ставке заработной платы. Поскольку спрос фирмы является лишь малой долей спроса на бухгалтеров, она не сможет повлиять на уровень их заработной платы. Предельные издержки на оплату труда для фирмы будут иметь вид горизонталь­ной линии.

Принцип выбора фирмой количества используемого ресурса аналогичен принципу определения оптимального объема выпуска. Для фир­мы будет прибыльным увеличивать количество используемого ресурса до точки, где его предельная доходность будет равна его предельным издержкам. В нашем примере при цене ресурса 1000 руб. фирма в условиях совершенной конкуренции на рынке готовой продукции будет использовать шесть единиц дан­ного ресурса, а в условиях несовершенной конкуренции — только пять.

Мы определили, какое количество переменного ресурса будет ис­пользовать фирма при условии, что все остальные ресурсы постоян­ны. Однако на практике перед фирмой стоит вопрос, каким образом скомбинировать применяемые ресурсы, чтобы получить максималь­ную прибыль. Иными словами, она сталкивается с ситуацией, когда несколько ресурсов являются переменными и надо выбрать, в каком сочетании их использовать.

Выбор производителем варианта сочетания ресурсов, обеспечивающего минимальные издержки, напоминает выбор потребителя. Из различных наборов предлагаемых товаров, принося­щих ему одинаковое удовлетворение, потребитель выбирает один, соответствующий его ограниченному бюджету.

Производитель из всех вариантов сочетания используемых ресур­сов, с помощью которых можно произвести заданное количество гото­вой продукции, делает выбор, принимая во внимание цены ресурсов.

Допустим, что используются два взаимозаменяемых ресурса. На­пример, фирма взяла на себя очистку городских улиц от снега. Для этой цели ей нужны дворники и снегоуборочная техника. Сколько техники и сколько дворников ей нужно, чтобы выполнить фиксиро­ванный объем работ с наименьшими затратами?

Построим график, показывающий все возможные сочетания числа машин и числа дворников. Мы можем использовать 4 машины и 20 человек, 2 машины и 40 человек, 1 машину и 80 человек, а также любое другое сочетание, отмеченное любой точкой на этой кривой. Суммарный доход во всех точках будет одинаков и равен объему убранной территории, умноженному на стоимость уборки единицы площади территории (1 км2).

Для того чтобы принять решение о том, сколько закупить машин и нанять рабочих, недостаточно знать, сколько тех и других необходи­мо для уборки улиц. Следует учитывать издержки фирмы, которые она понесет в результате применения разного количества ручного труда и машин, и выбрать минимальные. Издержки зависят от цены снегоуборочной техники и заработной платы рабочих.

2.3. Рыночный спрос на ресурсы

Если фирма работает на чисто конкурентном рынке ресурсов, или, иными словами, имеет незначительную долю в общем объеме потреб­ления данного ресурса и не может поэтому оказать воздействие на его рыночную цену, то кривая ее спроса на ресурс совпадает с кривой предельной доходности ресурса. Не имеет значения, является ли рынок готовой продукции, производимой из данного ресурса, моно­польным или конкурентным. Последнее влияет лишь на эластич­ность спроса на ресурс со стороны фирмы (спрос монополиста менее эластичен).

Рыночный спрос на ресурс представляет собой сумму спроса, предъявляемого всеми фирмами различных отраслей, использующи­ми данный ресурс в производственном процессе. Рассмотрим процесс формирования с проса на ресурс в от­расли. Учитывая, что в отрасли существует множество потребите­лей данного ресурса, а также что спрос на него зависит от спроса на готовую продукцию, кривая отраслевого спроса на ресурс будет зави­сеть от того, приведет или не приведет изменение цены ресурса к изменению цены готовой продукции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.