скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Бюджетная политика в Республике Беларусь

Как известно, источником инвестиций, в конечном итоге, является чистая прибыль предприятий. Рентабельность же отраслей экономики в среднем за прошлый год составила 10%. Более 14% от общего числа предприятий республики вообще оказались убыточными.

Постоянное снижение уровня рентабельности обусловлено в основном двумя моментами: административным ограничением роста цен на продукцию и постоянным падением курса национальной валюты и, следовательно, растущей стоимостью затрат на производство. В этих условиях прибыль становится основным источником пополнения оборотных средств, о каких-либо инвестициях нет уже и речи.

Главная проблема сегодня: как выжить в условиях инфляции издержек и необходимости насыщения внутреннего рынка необоснованно дешевыми товарами. Например, одно из предприятий нашего союза -- Лидский молочно-консервный комбинат при дневном объеме реализации 1,8 млрд.руб. имеет почти 500 млн. руб. убытков. Установленные цены на продукцию Борисовской макаронной фабрики почти в два раза ниже затрат на ее производство.

Из-за резкого падения рентабельности, а также сокращения возможностей легального приобретения валюты в очень сложной финансовой ситуации сегодня оказались предприятия, получившие в свое время столь желанные валютные кредиты, в частности по линии Европейского банка реконструкции и развития.

С сожалением вынуждена признать снижение интереса к Беларуси и у иностранных инвесторов. Если в 1998 году их средства составляли 7% общего объема инвестиций в основной капитал, в январе нынешнего года -- только 1%.

Иностранные инвесторы как потенциальные, так и уже освоившие свое дело в нашей республике, главной проблемой называют не бюрократизм и даже не жесткость и перегруженность налоговой системы, а, прежде всего, неустойчивость и непредсказуемость законодательно-правовой среды. Постоянное расширение видов деятельности, требующих специальных разрешений и лицензий, административное вмешательство в вопросы ценообразования и сбыта продукции, регулярные корректировки политики в области расчетов, движения финансовых потоков и котировки национальной валюты плюс повторяющиеся с завидным постоянством запреты на регистрацию и требования перерегистрации делают бизнес в нашей стране практически непредсказуемым.

Вот еще один пример. БСПиА столкнулся с проблемой закрытия одного из совместных предприятий--членов союза. Иностранный инвестор, ввезший сюда несколько лет назад оборудование в качестве вклада в уставный фонд, не может сейчас получить эквивалент своей доли, не говоря уже о дивидендах. Точнее, эквивалент он может получить, но в белорусских рублях (предприятие работало на внутренний рынок). Но наши рубли, как известно, имеют хождение только в Беларуси...

В.НОВАК, министр по управлению государственным имуществом и приватизации:

Мы исходим из того, что промедление в проведении институциональных преобразований в экономике может пагубно сказаться на социально-экономической обстановке в стране.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в сложных рыночных условиях частные и реформированные предприятия работают более стабильно, быстрее приспосабливаются к кризисным условиям. Так, темпы роста объемов производства промышленной продукции за 1998 год составили 6,1% на госпредприятиях и 17,8% -- на негосударственных, в т.ч. 13,7% -- в акционерных обществах.

По данным Реестра неплатежеспособных государственных предприятий с численностью работающих до тысячи человек, сформированного Комитетом по санации и банкротству, по состоянию на 1.10.98г., 18% предприятий убыточны. Лишь 7% из них имеют возможность восстановить платежеспособность в течение 6--10 месяцев. Мы вплотную приблизились к необходимости реального проведения реструктуризации неплатежеспособных предприятий и их санации. В целях практического обеспечения судебных решений в стране организована и успешно осуществляется подготовка внешних управляющих в процедуре банкротства.

П.КАПИТУЛА, помощник Президента, профессор:

Игнорирование законов экономики продолжается. Устойчивой может быть только рыночная экономика. Она развивается по лишь ей присущим законам. Кстати, именно их многолетнее игнорирование разрушило социализм.

Для нас сейчас стоит вопрос о темпах реформ, иначе говоря, об их умеренности. Раньше я был приверженцем более быстрого пути. Но после того как ближе познакомился с политикой, изменил мнение.

Наши пути, однако, оказались замедленными: к сожалению, нет команды, которая бы имела программу и выполняла четкие меры.

Устойчивого развития Беларусь может достичь только за счет интенсивных факторов. А на заводах 50% условно безработных. Сохранив людей, мы прогадали в эффективности. Ее уровень настолько низок, что страна сама не может осуществить модернизацию производства.

Сказались ошибки валютно-кредитной политики и контроля цен. Более того, проблема денежно-кредитной политики до начала года на уровне государственной политики так и не нашла своего разрешения. Если не изменим подход к ней, то в мае--июне ситуация станет еще хуже. Держим цены -- уничтожаем производство, бюджет, себя. Проблема контроля цен подменяется у нас их установлением. Я считаю, что государственный контроль должен осуществляться с помощью индикативных цен. Сколько потребовалось усилий, чтобы прекратить контролировать цены на экспорт. Выход вижу один: начать, наконец, руководствоваться законами товарно-денежных отношений.

Ю.ВЛАСКИН, советник председателя правления Национального банка:

Главным вектором нашего развития должно стать повышение производительности труда и капитала на основе быстрого вхождения в мировую экономику. Вспомните Ленина: в соревновании экономических систем победит тот, у кого выше производительность труда.

Источниками ресурсов для этого должны стать накопления предприятий, сбережения населения (сейчас государство бесцеремонно обращается со сбережениями граждан -- они постоянно обесцениваются) и иностранные инвестиции, технологии, менеджмент. Чтобы пошли иностранные инвестиции, нужны политическая стабильность и доверие к государственной политике, низкая инфляция и стабильность национальной валюты, свобода предпринимательской деятельности и проведение разгосударствления и приватизации.

К сожалению, сейчас государство не обеспечивает свои функции планирования. Низка квалификация сотрудников госаппарата. Процветает бюрократизм в наихудших формах. Многие важные решения принимаются спонтанно, без надлежащего экономического и финансового обоснования. Бюджетная система стала работать сама на себя, а не на всю экономику. Министерство экономики потеряло свою роль координирующего органа, упустило рынок управления, подменив системную работу текучкой. К тому же у нас не разделена ответственность за результаты.

Неверны направления участия в международной торговле. Сейчас мы выпускаем стандартизированную промышленную продукцию невысокого качества для РФ, республик СНГ и развивающихся стран. Вот с развивающимися и индустриальными странами надо больше работать, там деньги и технологии. На рынке России мы держимся пока существует нынешний -- примерно в 2,5 раза-- диспаритет цен. Соседский рынок -- это тоже рынок конкуренции, в котором скоро будет невозможно выстоять отечественной продукции с её очень высокими издержками. Нам насущно необходимо развивать транспортные и другие виды услуг, туризм.

Одним словом, хочешь стать умней -- дружи с умными людьми. Желаешь стать богаче -- сотрудничай с теми, кто уже добился этого.

В.ДАШКЕВИЧ, исполнительный директор "Белгазпромбанка":

Суть нашей экономической модели , которая не поддается совершенствованию -- кредитная экспансия при жестком государственном управлении. Отрицательная доходность и исключение белорусского рубля из внешнего обращения привели к массовому бегству от национальных денег. Вся выручка страны сократилась до 2,8 млрд. USD. Такие показатели имеет средняя западная компания. Собственный капитал банков обесценился вдвое. Инфляция за прошлый год достигла трехзначных цифр, темпы падения курса превысили 300%. Практически в два раза за прошлый год уменьшились денежные запасы населения. Увеличение денег на счетах происходит только за счет премиальных: люди деньги в банки не несут. Население вообще не делает сбережений.

Любая попытка совершенствования белорусской модели не может дать положительного эффекта, никакие частные меры в принципе не могут ничего изменить. Нельзя стимулировать рубль в отрыве от реального сектора экономики, отрицательной процентной ставки. Приоритетные сферы -- жилье, сельское хозяйство -- также невозможно финансировать. Экспорту нужны инвестиции. Внутренних нет, внешние пойдут только туда, где есть стабильность. Жесткая денежно-кредитная политика не дает эффекта без институциональных преобразований. Подтверждение того -- Россия. А чтобы действительно заработали социальные амортизаторы, надо немедленно снимать ограничения на развитие малого и среднего бизнеса.

Д.БАНКРОФТ, старший менеджер региона ИП "Делойт и Туш":

Прогресс в экономике и жизни людей происходит только благодаря индивидуальной человеческой инициативе. То правительство, которое не мешает индивидуалам проявлять инициативу и работать на собственное обогащение, способствует повышению благосостояния всех членов общества.

Главная задача для Беларуси -- обеспечение стабильности законодательства: налогового, в валютном регулировании. Сейчас налоговые правила меняются очень быстро. К тому же люди, выполнение этих правил контролирующие, трактуют их по-разному. Также по-разному оценивают и исполняют одни и те же законодательные акты различные представители госорганов. Законодательство должно быть единым для всех и понятным. В его толковании как раз не должно быть разночтений.

Я.РОМАНЧУК, экономический аналитик АЦ "Стратегия":

Надо менять модель развития. В белорусской модели экономического развития надо искать ответ на вопрос Президента: почему ВВП в стране растет, а уровень жизни падает.

Декларируемые цели долговременного стабильного роста, социальной защиты населения, развития высокотехнологичных производств и создания условий для привлечения инвестиционных ресурсов достигаются при помощи политики "дешевых денег". Причем не всем, а лишь приоритетным отраслям. Государство стимулирует спрос, обеспечивая дешевый кредит.

Результат: сельское хозяйство убыточно, несмотря на 22 трлн. руб., вложенных в него в 1998 году. Рентабельность строительства минимальна. Экспортеры из сферы машиностроения, электроники и бытовой техники выживают благодаря тому, что государство прощает им старые долги, обеспечивает конвертацию по льготному курсу, дает налоговые льготы и кредиты под половину или четверть ставки рефинансирования, которая сама по себе отрицательна. О том, насколько социальна выбранная модель, свидетельствует тот факт, что сегодня белорус должен работать на 7--10 лет больше, чтобы купить то же самое, что поляк.

Все попытки вытянуть экономику за уши при помощи искусственных локомотивов приводят к плачевным последствиям. Деньги налогоплательщиков уходят в песок, новые перспективные рабочие места не создаются, рост ВВП совсем не означает повышения уровня благосостояния населения. Страна уже второй год не может выйти на положительную ставку процента. Нет ни одного инструмента сбережения средств. Инфляция съедает сбережения граждан, оборотные средства предприятий, зарплаты бюджетников.

Ни правительство, ни ученые-экономисты, ни директора не имеют достоверной информации в виде реальных цен. Невозможен полноценный экономический рост в стране условных единиц.

Второй крупный недостаток белорусской системы -- централизация принятия экономических решений. Коллективно рожденные, они приводят к коллективной безответственности, к невозможности возмещения убытков от провальных проектов.

А в это время соседние страны в полной мере используют ситуацию в свою пользу. Прибалтика стала финансово-банковским центром. Польша создала мебельное производство с торговым оборотом в 1,9 млрд. USD в год, заработала репутацию ведущей автомобильной державы Европы (до 800 тыс. автомобилей в год) и картофельной республики. Венгрия завалила континент зерном, вместе с Чехией перехватила выгодные контракты в сфере машиностроения. Эстонские и латвийские автотягачи обслуживают транспортные потоки с Запада на Россию и Украину. Мясные, колбасные и тушеночные потоки небелорусского происхождения кормят российские и украинские регионы. Венгры, чехи, поляки, прибалты создали индустрию туризма, отдыха и развлечений. Бюджеты их стран получают налоги. А что получает Беларусь? Если кардинально не поменять основные параметры экономической политики и не пересмотреть целевую модель, то о наших товарах вскоре даже на внутреннем рынке начнут забывать.

Нынешняя экономическая модель обеспечивает лишь постоянное падение уровня жизни, правовую беззащитность инвестора и производителя, социальную уязвимость потребителя.

О.МАНАЕВ, директор НИСЭПИ, профессор:

А население все-таки за рынок. Существует представление, что белорусское общество не готово к жизни в условиях рыночной экономики. И на этом строятся конкретные политические действия.

Данные социологических опросов, проведенных нашим институтом осенью 1997 и 1998 годов, свидетельствуют как раз об обратном. Так, рыночную экономику со значительным и незначительным госрегулированием предпочитали два года назад 69,7% опрошенных. Через год их стало больше -- уже 74,6%. Также подавляющее большинство граждан предпочитает широкий выбор товаров хорошего качества по свободным ценам: в 1997 году их было 83,9%, спустя год стало -- 87,1%. Больше половины опрошенных -- 56,7% считают, что государство не должно ограничивать доходы граждан. И лишь каждый пятый выступает за их ограничение державой. 45,5% участников опросов убеждены, что частная собственность более эффективна. Меньше -- 41,4% -- таковой назвали государственную собственность. 88,5% ответили отрицательно на вопрос о том, выросло ли их благосостояние в связи с ростом ВВП в Беларуси в 1997 году на 10% и в 1998 году -- на 12%.

Конечно, это не та готовность к жизни в рынке, что была у чешского, польского, литовского общества несколько лет назад, но очевидно, что уже сегодня значительная часть белорусского общества готова жить и работать в более жестких рыночных условиях. Эти настроения нужно, конечно же, учитывать политикам. На них может опираться правительство при проведении реформ.

Д.ХАНСЕН, доктор экономики, главный экономист Всемирного банка

Основа для роста -- структурные реформы. Последние несколько лет я больше работаю в Украине. Естественно, постоянно сравниваю опыт двух стран. Обе пытаются искать свой путь, обе двигаются медленно, стараясь защитить интересы населения. Каждая имеет успехи и серьезные ошибки, дорого стоящие людям.

Внешний долг Украины достигает 30--40% ВВП, что в несколько раз превышает уровень долга Беларуси. Благодаря отсутствию такого груза в вашей республике, она все еще может быстро пойти вперед, когда правильно настроит экономику.

Чем опасны большие долги? Их невозможно покрывать за счет печатания денег. Поэтому Всемирный банк очень осторожно подходит к тому, чтобы давать кредиты Беларуси и этим, считаю, оказывает ей большую услугу, т.к. неэффективное использование капитала ложилось бы дополнительным бременем. Украина попала в эту ловушку: там правительство гарантировало ставку в 80% за свои бумаги. Ни одно предприятие подобного обеспечить не могло. В результате в производственном секторе не осталось денег для продолжения работы, кредиты ушли на спекуляцию.

Беларусь страдает от квазибюджетного дефицита -- такого, который возникает "за бюджетом", во внебюджетных фондах. Его не сразу и разглядишь. Из таких фондов в большей степени финансируется, например, столь емкая отрасль, как сельское хозяйство. Еще страна использует массированное печатание денег для финансирования жилищного строительства, сельского хозяйства. Эффект получается противоположный от желаемого: производство не развивается. В госбюджете цифры прекрасные, а в жизни -- инфляция, дефициты, снижение жизненного уровня населения. Из-за неоправданного расширения денежной массы (только в прошлом году она увеличилась в несколько раз) никто не знает цен и, следовательно, не имеет достоверной информации. На мой взгляд, если есть дефицит, то пусть он будет прозрачным.

Деньги -- наркотик. Стимулируя экономику, они требуют постоянного увеличения дозы: сначала резкий всплеск на короткое время, а потом коллапс. Инфляция, искажения начинают доминировать. Стимулируя спрос, который резко упал с разрушением СССР, Украина пошла на сжатие денежной массы в соответствии с рынком. Результат -- низкая инфляция (10% в год) и стабильный обменный курс (за исключением прошлогодней 8-процентной девальвации).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.