скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Анализ нормативно-правового обеспечения и выявление недостатков, препятствующих успешному развитию малого предпринимательству в РФ

Нормативно-правовое регулирование информационного обеспечения российского малого предпринимательства

Особенность нормативно-правового регулирования данного элемента внешней среды развития российского малого предпринимательства состоит в том, что каждый из видов информационной деятельности имеет свой достаточно объемный пакет регулирующих нормативных документов, в том числе, и с чисто технической стороны. Мы остановимся лишь на важнейших документах в этой сфере юрисдикции, регулирующих вопросы доступности и эффективности информационного обеспечения МП как части всей предпринимательской среды в целом.

Основополагающее значение здесь имеет Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации” ;№ 24-ФЗ от 20 февраля 1995 г. Данный закон:

вводит такое понятие, как информатизация, определяя ее как организационный, социально - экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования всех видов информационных ресурсов;

устанавливает, что государственна политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечени решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развити Российской Федерации;

предусматривает, что все виды информационных систем и сетей, технологий и средств их обеспечения составляют специальную отрасль экономической деятельности, развитие которой определяется государственной научно-технической и промышленной политикой информатизации.

Важное значение имеет и положение Закона о том, что деятельность в сфере предоставления информационных услуг являетс лицензируемой, а информационные системы, базы и банки данных, предназначенные дл информационного обслуживания граждан и организаций, подлежат сертификации в порядке, установленном Законом Российской Федерации “О сертификации продукции и услуг”. К сожалению, данный закон не содержит в себе даже основ информационной политики государства в отношении субъектов малого предпринимательства, а также тех условий, при которых они могут быть охвачены государственной научно-технической и промышленной политикой информатизации.

Эти проблемы формально включены в Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г., который относит создание льготных условий использовани субъектами малого предпринимательства государственных и иных информационных ресурсов к числу важнейших направлений политики поддержки и развития малого предпринимательства в стране. Однако и здесь преобладает чисто заявительная постановка вопроса, не включающа конкретные механизмы реализации этого направления государственной политики в отношении малого бизнеса; отсутствуют конкретные обязательства конкретных институтов

В отдельных случаях вопросы информационного обеспечения МП (прежде всего, в контексте осуществления мер его поддержки) рассматриваются в рамках регионального законодательства. Так, например, закон “О государственной поддержке малого предпринимательства” Республики Коми как на одно из направлений государственной поддержки МП в республике указывает (опять-таки, в чисто заявительном плане) на “создание соответствующей информационной инфраструктуры в целях получения субъектами МП экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития”.

Таким образом, в целом политика информационного обеспечения (информационных услуг) как взаимосвязанный элемент развития и государственной поддержки МП не получила необходимого нормативно-правового закрепления ни на федеральном уровне, ни (в абсолютном большинстве случаев) на региональном уровне. Другими словами, на сегодняшний день не существует какого-либо нормативно-правового документа федерального уровня, который четко и однозначно прописывал механизмы льготного или иного гарантированного доступа субъектов малого предпринимательства к различным категориям информационных источников - включая как государственные (федеральные и региональные) информационные массивы, так и информационные ресурсы независимых (частных) информационных систем.

На федеральном уровне единственным целевым нормативно-правовым документом, прямо ориентированным на информационные интересы предпринимательской среды, следует считать Постановление Правительства РФ “Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации” № 1319 от 1 декабря 1994 г. Центральным моментом этого Постановления, направленного на формирование специализированной Системы информационного обеспечения малого предпринимательства (СИОМП), было создание названного выше акционерного общества “Российские информационные центры”.

Однако сложные проблемы бюджетного финансирования и перестройки институционального характера привели к тому, что СИОМП в первоначально задуманном виде так создана и не была, а единой системы информационного обеспечения российского малого предпринимательства на федеральном уровне не существует.

Проблема информационного обеспечени предпринимательства, включая малый бизнес, решается фрагментарно. Так, названное выше участие Российской ТПП и региональных торгово-промышленных палат в информационном обеспечении предпринимательской деятельности закреплено в действующем правовом регулировании торгово-промышленных палат как особого института рыночной инфраструктуры. Таковое регулирование осуществляется на основе Закона Российской Федерации “О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации”. В данном законе указывается, что ТПП “оказывают предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги, содействуют в организации инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства”. Однако информационные услуги ТПП (которые она оказывает через созданные при ее участии специализированные коммерческие структуры, в т.ч. названную выше корпорацию “Российска информационная сеть...”) строятся на принципе самоокупаемости, достаточно дорогостоящи и не всегда доступны для малого бизнеса, особенно его начинающих представителей.

Анализ практической деятельности в этой области показывает, что с точки зрени правового регулирования ключевым являетс вопрос о лицензировании. Получение лицензии крайне осложнено (требуется около 30 согласований), притом, что фактически многие субъекты информационного рынка работают, как полагают эксперты, без всяких лицензий и контроля. Наряду с этим, даже наличие лицензии не является достаточной гарантией по качеству предоставляемых информационных услуг. Во многих случаях для комплексного информационного обслуживания МП одной лицензии мало. Это ставит вопрос о разработке процедуры единого лицензирования провайдеров для комплексного информационного обслуживания субъектов МП.

Формирование региональной нормативно-правовой базы по информационному обеспечению

В отсутствие единой и доступной МП общефедеральной информационной сети, основна тяжесть решения проблемы информационного обеспечения представителей российского малого бизнеса, как было отмечено выше, пока ложитс на региональный уровень информационного обеспечения предпринимательских нужд. Это ставит вопрос о развитии регионального среза законодательно-правового регулирования всей деятельности в области информации, включа удовлетворение информационных запросов предпринимательской среды и малого бизнеса, в частности. Анализ нормативных материалов регионального уровня, между тем, не говорит о наличии устойчивого внимания органов власти и управления регионального уровня к вопросам информационного обеспечения МП.

Позитивным примером регулировани вопросов информационного обеспечения МП на региональном уровне является статья 16 “Информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства” Закона г. Москвы № 14 от 28 июня 1995 г. “Об основах малого предпринимательства в Москве”. Данный закон фиксирует, что органы власти города Москвы принимают меры:

по созданию инфраструктуры дл получения и обмена необходимой для субъектов МП информации, в том числе банков данных, обучающих и консультационных экспертных систем с предоставлением прав пользования ими субъектам малого предпринимательства;

по созданию Реестра субъектов малого предпринимательства г. Москвы, включающего основные статистические данные, характеризующие их деятельность и дающего возможность непосредственного или абонентного доступа к ним для субъектов малого предпринимательства, отраслевых и территориальных органов управлени города Москвы.

Закон устанавливает, что Правительство Москвы оказывает МП следующие виды содействия в информационной сфере:

по организации и поддержке периодических изданий, специализирующихся на освещении проблем малого предпринимательства, публикации законодательных и нормативных актов города Москвы, инструктивных и справочных материалов о порядке их применения на территории города, выражающих и обобщающих мнение предпринимательских кругов путем проведени регулярных социологических опросов субъектов МП, в том числе по вопросам совершенствовани законодательных и нормативных актов города Москвы и Российской Федерации, определяющих развитие МП, включая их предварительное обсуждение на стадии проектов;

по организации выставок и проведении иных мероприятий, направленных на повышение информированности субъектов малого предпринимательства о возможности и условиях расширения предпринимательской деятельности, повышения ее эффективности в интересах социально-экономического развития Москвы.

Имеющиеся нормативные документы показывают, что Правительство города Москвы позитивно оценивает роль информации, информационной поддержки для развития МП как и всей предпринимательской среды города. Эти вопросы затронуты, в частности, в Распоряжении Мэра Москвы “О создании рыночной основы развития предпринимательства в г. Москве” № 352-РМ от 26 июля 1995 г. Указанным нормативным документом Департаменту по делам печати и информации Правительства Москвы совместно с Департаментом развития и поддержки малого предпринимательства предписывается регулярно издавать методические и информационно-правовые материалы по вопросам лицензирования, регистрации, налогообложения с целью информационного обеспечения субъектов малого предпринимательства на территории г. Москвы. Распоряжение Мэра обязывает издать разработанные Департаментом развития и поддержки малого предпринимательства на базе действующих нормативно-правовых документов методические материалы по вопросам приобретени прав аренды нежилых помещений, земельных участков и объектов незавершенного строительства субъектами малого предпринимательства через конкурсы и аукционы. Департаменту развития и поддержки малого предпринимательства дано указание обеспечить финансирование этой работы. В настоящее врем Правительство Москвы рассматривает меры по дальнейшему “приближению” непосредственно к субъектам малого бизнеса в общем контексте передачи ряда функций поддержки МП, включа элементы информационной поддержки, с городского уровня на муниципальный.

Практическую работу в городе по налаживанию системы информационного обслуживания МП выполняет ЗАО “Московский центр деловой информации” “БИНЕК”. “БИНЕК” создан в декабре 1996г. Центр являетс разработчиком и оператором информационной сети “Малый бизнес Москвы” и предоставляет своим клиентам следующие виды информационных услуг:

подключение к коммутируемым и выделенным каналам связи, в том числе и цифрового радиодоступа;

выход в глобальную сеть Интернет и электронную почту;

информацию из различных баз данных как на платной, так и не бесплатной основе;

бесплатный доступ к справочной информации по МП и к электронным версиям специализированных печатных изданий в области малого бизнеса.

“БИНЕК” имеет статус (лицензию) компьютерного средства массовой информации и лицензию по оказанию информационных услуг. Благодаря тому, что часть расходов по формированию и функционированию “БИНЕК” финансируется Правительством Москвы, даже платные услуги предоставляются по ценам ниже рыночных или (если “БИНЕК” делает доступными своим пользователям “чужие” базы данных, например, “Гаранта”) - по минимальной цене исходного провайдера. В настоящее время даже в Москве выход на “БИНЕК” возможен только через “Интернет”, однако предполагается, что с осени 1998г. станет возможным (в Москве) прямой выход через обычную телефонно-модемную связь. Дл обеспечения доступа в системы со стороны МП, многие из которых не имеют возможности приобретения необходимого оборудования и пр., “БИНЕК” предполагает открытие в городе (в сотрудничестве с территориальными филиалами МАРП) сети так называемых “Интернет-кафе” или “Интернет-клубов” для представителей малого бизнеса.

Однако далеко не во всех регионах России, даже имеющих собственное законодательство по развитию и государственной поддержке МП, таковое включает в себя хотя бы общие моменты правового регулировани информационных услуг для МП. Так, положение закона Республики Коми об информационном обеспечении МП в рамках единой системы его государственной поддержки не “подкреплено” конкретными нормативными документами (решениями) и практически не реализуется. Как и на федеральном уровне, в республике предпринимаются попытки создания системы информационной поддержки предпринимательства (включая МП) на базе возможностей Республиканской ТПП, однако для такой работы характерна пока лишь самая начальная стадия.

Примером подобной правовой необеспеченности может служить и Закон Московской области “О поддержке малого предпринимательства в Московской области” № 14/88 от 29 мая 1996 г. (с изменениями и дополнениями от 15 мая 1996 г. и 5 марта 1997 г.), в котором вообще нет целостного указания на конкретные функции, ответственность органов власти и управлени Московской области как субъекта РФ за формирование и регулирование систем информационного обеспечения МП.

Примерно в том же плане решаетс данный вопрос и в законодательных актах других субъектов РФ. Так, в статье 15 Закона Республики Бурятия “О государственной поддержке малого предпринимательства” говорится, что республиканские органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, фонды поддержки малого предпринимательства разрабатывают и осуществляют меры по созданию соответствующей информационной инфраструктуры в целях получени субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технической и иной информации необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информацией.

В законе Хабаровского края “О малом предпринимательстве” (статья 16)говорится, что Администрация Хабаровского края, органы местного самоуправления и краевой фонд поддержки создают краевую систему информационного обеспечения малого предпринимательства (далее - КСИОМП) с целью получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно - технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития. КСИОМП включает в себя краевой информационно - аналитический центр и сеть информационно - консультационных пунктов в городах и районах края.

В документе подчеркивается, что информационное обслуживание субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Хабаровского края. Компенсация предприятиям и организациям, предоставляющим информационные услуги, полностью или частично недополученных ими доходов при информационном обслуживании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях осуществляется за счет фонда поддержки.

Администрация Хабаровского края также оказывает содействие субъектам МП в организации выставок и проведении иных мероприятий, направленных на повышение информированности субъектов малого предпринимательства о возможности и условиях расширени предпринимательской деятельности, повышении ее эффективности в интересах социально - экономического развития Хабаровского края.

В законе Ярославской области “О малом предпринимательстве” (статья 15-17) вопрос об ответственности за решение задач информационного обеспечения субъектов МП решается более конкретно. Здесь говорится, что Губернатор Ярославской области и Правительство Ярославской области разрабатывают и осуществляют меры по созданию соответствующей информационной инфраструктуры в целях получени субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информацией. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Ярославской области обеспечивают доступ субъектов малого предпринимательства к текстам нормативно-правовых актов, регулирующих хозяйственную деятельность на территории области. Органы государственной власти Ярославской области публикуют в открытой печати проекты нормативно-правовых актов, затрагивающих осуществление деятельности субъектами МП, а также иные интересы указанных субъектов не менее, чем за один месяц до приняти соответствующих нормативно-правовых актов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.