скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Анализ нормативно-правового обеспечения и выявление недостатков, препятствующих успешному развитию малого предпринимательству в РФ

Каждая из действующих лизинговых компаний в большей или меньшей мере взаимодействует с субъектами МП. В наибольшей мере это характерно для лизинговых компаний, имеющих государственную поддержку или участие специализированных институтов (федерального фонда, региональных фондов), а в наименьшей мере - для отраслевых лизинговых компаний, действующих в тех сферах экономики, где участие малого бизнеса пока незначительно, значительно ограничено естественными особенностями производства.

Действующая нормативно-правовая база в области лизинговых услуг: формирование, состояние, недостатки

Рост числа субъектов лизинговых отношений и масштабов их экономической активности потребовал совершенствования соответствующих разделов хозяйственного права. Ряд принципиальных положений по регулированию лизинговой деятельности зафиксированы в Гражданском кодексе РФ (параграф 6 главы 34). Высшим по правовой силе специальным нормативным документом в сфере лизинговых операций в настоящее время остается Указ Президента Российской Федерации N.1929 от 17 сентября 1994 г. “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности”. Указанные документы (как и упомянутые ниже правительственные постановления по лизингу) содержат много общих, взаиморазвивающих положений, которые целесообразно рассмотреть совместно, единым блоком.

Ключевое значение в указанных документах имеют следующие моменты. Прежде всего, в нормативных документа дается определение лизинга как формы хозяйственной деятельности (оно в наиболее общей формулировке приведено нами выше), а также обозначается, что объектом указанных отношений может быть любое движимое и недвижимое имущество, относимое к основным средствам, а также имущественные права. Указ определил организационно-хозяйственную форму создания лизинговых предприятий - как акционерные общества (главным образом, открытого типа). Указом подчеркнута принципиальна важность государственной поддержки участников лизинговых отношений, прежде всего, лизинговых компаний (лизингодателей). Наконец, Указ предусматривал предложения по подписанию Россией Оттавской конвенции о международном финансовом лизинге 1988 г., хотя Федеральный закон о присоединении России к указанной концепции (т.е. об официальном подписании этого документа российской стороной) был принят лишь в феврале 1998 г..

Гражданский кодекс (ГК РФ) и Указ содержат ряд других важных положений в области регулирования лизинговых отношений, прав и ответственности их участников. В частности, в статье 666 ГК РФ отмечается, что предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, используемые дл предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов (фактически это уже преодолено реальной практикой лизинговых отношений, в частности, в агропромышленном комплексе - АПК. Некоторые аспекты правового регулирования лизинговых отношений в АПК мы рассмотрим ниже). Согласно статье 667 ГК РФ арендодатель, приобретая имущество для арендатора, должен уведомить продавца о том, что имущество предназначено дл передачи его в аренду определенному юридическому или физическому лицу. Это связано с тем, что договор лизинга, как правило, порождает прямые хозяйственные отношения между продавцом и лизингополучателем (например, по гарантийному обслуживанию, поставкам запасных частей и пр.). При этом статья 668 ГК РФ предусматривает, что, если иное не предусмотрено договором финансовой аренды, имущество, являющееся предметом этого договора, передается продавцом непосредственно арендатору в месте нахождения последнего.

В соответствии со статьей 670 ГК РФ (ч.1), арендатор вправе предъявлять непосредственно продавцу имущества, являющегося предметом договора финансовой аренды, требования, вытекающие из договора купли-продажи, заключенного между продавцом и арендодателем, в частности в отношении качества и комплектности имущества, сроков его поставки и в других случаях ненадлежащего исполнения договора продавцом. При этом арендатор имеет права и исполняет обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом для покупателя, кроме обязанности оплатить приобретенное имущество, как если бы он был стороной договора купли-продажи указанного имущества. Однако арендатор не может расторгнуть договор купли-продажи с продавцом без согласи арендодателя. Законом устанавливается также, что если по договору аренды выбор предмета аренды и, главное, его продавца целиком лежит на арендаторе, то арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца и связанные с этим последствия.

В порядке детализации соответствующих положений ГК РФ и практической реализации названного выше Указа Президента России был выпущен ряд Правительственных документов по регулированию лизинговых операций и связанных с ними хозяйственных отношений. Так, Правительством РФ были приняты меры к урегулированию общих вопросов лицензировани хозяйственной деятельности в области предоставления услуг финансового лизинга. Таким образом, хозяйственная деятельность в качестве лизингодателя была отнесена к лицензируемой, а функции указанного лицензирования Постановлением Правительства РФ “Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации” № 167 от 26 февраля 1996 г. были возложена на Министерство экономики России в лице его Регистрационной Палаты.

Как устанавливает Положение, лицензи на право осуществления лизинговых операций должна содержать следующие сведения:

-   наименование лицензионного органа, выдавшего лицензию;

-   наименование и юридический адрес лизинговой компании, получающей лицензию;

-   вид лицензируемой деятельности;

-   срок действия лицензии;

-   условия осуществления данного вида деятельности;

-   регистрационный номер и дата выдачи лицензии.

Положение о лицензировании устанавливает требования (условия) к выдаче лицензии на право осуществления лизинговой деятельности, которые в принципе достаточно традиционны для практики лицензирования различных видов хозяйственной деятельности вообще (наличие учредительных и регистрационных документов, уплата уставного капитала и пр.)

Вместе с тем, особенностью данного документа (Положения) является введение требований не только к выдаче, но и к действию лицензии на право осуществления лизинговых операций. В Положении, в частности, отмечается, что обязательным условием действия лицензии является выполнение лизинговой компанией таких требований, как соблюдение законодательных и иных нормативных правовых актов, включая само Положение; практическое осуществление деятельности в качестве лизингодателя (наличие не менее одного договора финансового лизинга, находящегося в стадии реализации в течение срока действия лицензии); приоритетность лизинговой деятельности по отношению к иным видам хозяйственной деятельности, осуществляемым лизинговой компанией (не менее 40 процентов дохода от реализации лизинговых услуг в общем объеме доходов лизинговой компании по итогам хозяйственной деятельности за год).

Наибольшее значение для развития рынка лизинговых услуг по-прежнему имеет Постановление Правительства РФ “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности” (N.633 от 29 июня 1995г.) и утвержденное им “Временное положение о лизинге”. В правительственном Постановлении обращают на себя внимание следующие основные моменты. Прежде всего, Постановление предусматривало подготовку проекта федеральной программы лизинга в Российской Федерации на 1996-2000 г.г., которая бы включала комплекс мер по техническому перевооружению предприятий и государственной поддержке создаваемых лизинговых компаний. Фактически такая Программа была подготовлена позднее, как Программа на 1997-2000 годы, и утверждена соответствующим Постановлением Правительства РФ.

Существенен и такой пункт Постановления, как создание Фонда содействи развитию лизинга. По данным “Рослизинга”, если такой (государственный или с государственным участием) Фонд официально и зарегистрирован, то никаких реальных результатов и даже “следов” его деятельности в сфере лизинговых отношений пока не наблюдается.

Постановление предусматривало ряд предложений по внесению изменений и дополнений в действующее налоговое законодательство, в частности:

-   освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3 лет;

-   освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставлени кредитов на срок 3 года и более для реализации операций финансового лизинга (выполнени лизинговых договоров);

-   освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг, с сохранением действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга.

Тем же Постановлением Правительства было введено в действие “Временное положение о лизинге”. Положение определило понятие трех основных сторон лизинговых отношений, а также допустило возможность действия в качестве любого из субъектов лизинговых отношений не только российских физических и юридических лиц (с исключительно российской собственностью на капитал), но и предприятий с участием иностранного капитала, действующих на основе закона об иностранных инвестициях. Положение наряду с “внутренним” лизингом также допускает возможность международного лизинга, когда один или несколько субъектов лизинговых отношений являются нерезидентами в соответствии с Российским законодательством. Это дает возможность выхода лизинговых отношений на внешние рынки, усиления конкуренции производителей и, следовательно, улучшени условий лизинговых сделок дл лизингополучателей. Последние, таким образом, получают к самому современному и производительному оборудованию.

В соответствии с Положением, право пользования лизинговым имуществом принадлежит лизингополучателю только на условиях, определенных договором лизинга. Положение прямо устанавливает, что лизинговое имущество используется лизингополучателем только в предпринимательских целях. В соответствии с Положением, общая сумма лизинговых платежей включает в себя:

сумму, возмещающую полную (или близкую к ней) стоимость лизингового имущества;

сумму, выплачиваемую лизингодателю за кредитные ресурсы, использованные им дл приобретения имущества по договору лизинга;

комиссионное вознаграждение лизингодателю;

сумму, выплачиваемую за страхование лизингового имущества, если оно было застраховано лизингодателем;

иные затраты лизингодателя, предусмотренные договором лизинга.

Положение предварительно установило, что лизинговые платежи в полном объеме включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), произведенной лизингополучателем, что полностью “выводит” лизинговые платежи из-под налогообложения по прибыли. Позднее это положение было закреплено в специальном Постановлении Правительства РФ (“О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997-2000 годы” № 915 от 21 июля 1997 г.).

Большое значение для решения вопросов правового регулирования лизинговой деятельности имело Постановление Правительства РФ № 915 от 21 июля 1997 г. “О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997-2000 годы”. В данном случае важно то, что в числе предусмотренных Постановлением мероприятий был обозначен ряд пунктов, касающихся вопросов нормативного регулирования лизинговой деятельности, в частности, ее международных аспектов. Постановлением предусматривалась подготовка таких документов, как предложений о снижении ставок таможенных пошлин на ввозимые в Российскую Федерацию виды технологического оборудования, не имеющего отечественных аналогов; методических указаний по проведению международных лизинговых операций; предложений о порядке валютного регулирования и валютного контроля за осуществлением лизинговых операций в Российской Федерации.

Примером активного внутриотраслевого регулирования лизинговых отношений может служить развитие лизинговых услуг в агропромышленном комплексе (АПК), тем более, что это - перспективная сфера развития малого бизнеса, например, в форме малых перерабатывающих, сервисных и иных предприятий. Этот круг вопросов включен в Федеральный закон “О государственном регулировании агропромышленного производства” № 100-ФЗ 14 июл 1997 г. Характерно, что здесь вопросы развити лизинговых отношений (и это целесообразно и дл сферы малого предпринимательства в целом) прямо рассматриваются в рамках политики государственной поддержки конкретных отраслей хозяйства.

Перечень имущества, являющегояс предметом лизинга, ставки арендной платы, источники кредитования, необходимые для его проведения, и другие условия лизинга в сфере агропромышленного производства определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. (Постановлением Правительства РФ “О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе Российской Федерации” № 1367 от 29 октября 1997 г. утвержден порядок обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретения племенного скота на основе финансовой аренды (лизинга)).

Основные выводы по блоку вопросов нормативно - правового регулирования лизинговых отношений могут быть сформулированы следующим образом:

-   действующая нормативно-правовая база рынка лизинговых услуг допускает возможность практического развития лизинговых отношений, однако не покрывает многих важных и перспективных направлений этих отношений, что существенно ограничивает их вклад в наращивание инвестиционной активности в российской экономике;

-   действующая нормативно-правовая база рынка лизинговых услуг не содержит положений о льготах и преимуществах малых предприятий как участников лизинговых отношений, что снижает доступность этих услуг для них.

Все сказанное выше позволяет характеризовать нормативно-правовую базу развития рынка лизинговых услуг в российской экономике как неудовлетворительную, в том числе и с точки зрения привлечения на этот рынок малых предприятий России.

Новый Федеральный закон “О лизинге” и проблемы учета интересов малого предпринимательства в сфере лизинговых услуг.

Несмотря на обилие отдельных, часто фрагментарных нормативных документов, основна нагрузка в обеспечении качественно нового уровня правового регулирования рынка лизинговых услуг и его доступности для представителей малого бизнеса ложится на Федеральный закон “О лизинге”.

Как уже было отмечено, еще несколько лет назад предполагалась подготовка данного закона с учетом специфики интересов малого предпринимательства в сфере лизинговых услуг. К сожалению нынешний вариант закона “освобожден” от проблематики малого предпринимательства.

Закон не учитывает специфику входа малых предприятий на рынок лизинговых услуг, что проявляется в отсутствии достаточных собственных реальных активов, которые могли бы являться обеспечением лизинговой сделки; в ограниченности оборотных средств дл эффективной реализации инвестиционного проекта через систему лизинга; в недостаточно высоком уровне менеджмента по долговременным инвестиционным проектам; в слабом развитии (или ограниченной доступности для МП) ряда рынков, смежных с рынком лизинговых услуг (технических услуг, сырья и материалов и прочее). Если это не было предметом самой лизинговой сделки, проектом закона это предусмотрено в виду так называемых “дополнительных услуг”). По существу, имеющийс законопроект не изменяет нынешней ситуации, при которой специальных льгот в сфере лизинга дл малых предприятиях не предусмотрено.

Это тем более ущербно для качества данного нормативного документа, поскольку (в отличие от многих других подобных законопроектов) он включает в себя особую главу “Государственная поддержка лизинговой деятельности”. Не оспаривая необходимость такой поддержки в целом, следует заметить, что изложенные в документе формы и масштабы государственной поддержки лизинговой деятельности плохо корреспондируют с принципами рыночной экономики, малореальны с экономической точки зрения. Скорее всего, государственна поддержка лизинговой деятельности с учетом реально располагаемых финансово-бюджетных ресурсов может иметь только селективный или “точечный” характер, причем одной из таких точек как раз могло бы стать оказание лизинговых услуг сфере малого предпринимательства.

Именно в отношении малых предприятий (хотя, естественно, и не только их) могли бы быть интерпретированы или переориентированы такие важные положения, содержащиеся в имеющемс законопроекте, как:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.