скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Анализ и развитие туристского рынка в Санкт-Петербурге

4.1 По видам коммуникаций (авиа, морской, речной, авто и ж/д транспорт).

4.2 Степень доступности и качество транспортных коммуникаций (крупные и мелкие аэропорты, железные дороги, автомагистрали, пешеходные и верховые тропы и т.д.).

При анализе туристского рынка в разрезе отдельных видов туризма исследования проводятся в основном по двум направлениям:

-      изучение тенденций развития видов туризма в региональном, национальном, мировом масштабе;

-      исследования наличной и перспективной базы (туроператоров и посредников (турагентов) в регионе по видам туризма.

  На основе всей информации видно,  что туристский рынок является сложной системой, для развития которой, следует прикладывать не только ум и статистические данные, но и интуицию. Этот разносторонний, постоянно развивающийся и меняющийся бизнес требует к себе пристального внимания, постоянного изучения, анализа и корректировки. При решении открыть туристскую фирму, владельцы должны осознавать проблемы с которыми они могут столкнуться: жёсткая конкуренция, работа в ненормированном режиме, большое количество разных людей (клиенты, посредники, сотрудники различных компаний с которыми приходится сталкиваться в течение работы) со своим настроением и видением рабочего процесса – для всего этого нужно иметь огромную работоспособность и крепкие нервы. Но бонус, в виде денежного вознаграждения и интересной работы, делает туризм очень привлекательным для многих людей, несмотря на все трудности, которые он предполагает. И те, кто сумеют выдержать натиск проблем, в конце концов, получат то, о чём мечтают многие – интересную работу, дающую возможность развиваться.

Глава 2. АНАЛИЗ ТУРИСТСКОГО РЫНКА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

2.1. Анализ туристского рынка в 1998 – 2001 гг.;

Особенности развития туризма в г. Санкт – Петербург, как и в  России в целом, во многом обусловлены политическими и экономическими изменениями, происходившими в стране после 1990 года. Иностранные граждане получили возможность свободно передвигаться по территории России, а российские выезжать за границу. Небольшие частные туристские фирмы стали во множестве появляться и в крупнейших городах, и в далекой провинции. Общий экономический кризис этих лет тоже существенно повлиял на структуру и динамику российского туризма. В итоге резко сократился спрос на преобладавшие прежде путешествия и отдых внутри страны и столь же резко увеличился спрос на ранее весьма немногочисленные поездки в зарубежные центры туризма. Но основной причиной чрезвычайного спада во внутреннем туризме – остаётся прекращение его финансирования государством и профсоюзами. Сократился и поток иностранных туристов, приезжающих в Россию. Таким образом, социально-экономические факторы в последние годы не способствовали полноценному и сбалансированному развитию российского туризма.

Несмотря на это, приток иностранных туристов в Санкт-Петербург постепенно растет. Известно, что за 2000 год Санкт-Петербург посетило около 2 млн. туристов. Это выше, чем в 1999 году, и цифра имеет тенденцию возрастать. Как показывают результаты опроса менеджмента гостиниц города, посвященного современному состоянию и видению перспектив, руководимых ими предприятий, количество приезжающих туристов постепенно увеличивается и при более прогрессивном подходе к гостиничному сервису и сфере услуг в общем, при таком потенциале, город может стать одним из популярных центров туризма.

По данным мониторинга, проводимого Агентством Социальной Информации в рамках проекта "Турбарометр" с  www.asinfo.ru, интенсивность туризма, то есть процент населения Санкт-Петербурга, предпринявшего хотя бы одно туристическое путешествие, за период 1998-2001 г. вырос с 23% (около 1 млн. жителей) до 32% (1,2 млн.), постепенно приближаясь к докризисному. В 1998 году 1,7 млн. жителей города определенную часть времени в течение года пребывали в статусе туриста. Величина показателя интенсивности поездок после кризиса в 1999 году в 1,8 раза меньше величины аналогичного показателя в 1998 году (41%). Только около 60% жителей, в конце 1998 года планировавших свои поездки на 1999 год, их осуществили. Основными направлениями поездок были: Ленобласть - 21%, Регионы России - 47%, СНГ и ближнее зарубежье - 13%, дальнее зарубежье - 17%. Судя по направлениям поездок, в 1998 году предпочтение было отдано внутреннему туризму (67%), соответственно доля выездного туризма составила (33%). Эта тенденция в разной степени характерна как для организованных, так и для самостоятельных поездок.

К 2001 году позиции внутреннего туризма укрепились (76%). Среди регионов России отмечен всплеск интереса петербуржцев к Ленинградской области, что объясняется близостью данного региона, ростом и обустройством туристической инфраструктуры, а также все более активным представлением Ленинградской области на международных и региональных выставках. Процентное соотношение поездок по дальнему зарубежью в 1999 году сократилось в 2 раза по сравнению с 1998. Далее наблюдается плавный рост заграничных поездок, обусловленный выходом из кризиса.

Судя по направлениям поездок, в 1998 году предпочтение было отдано внутреннему туризму (67%), соответственно доля выездного туризма составила (33%). Эта тенденция в разной степени характерна как для организованных, так и для самостоятельных поездок.

Большинство жителей Санкт-Петербурга совершали поездки самостоятельно, лишь 19% воспользовались услугами туристических фирм. По наблюдениям этот показатель имеет тенденцию снижения, например в 1999 году он составлял 26%. Самой популярной страной дальнего зарубежья среди петербуржцев в течение нескольких лет остается: Финляндия (26%).

Близость расположения и сложившиеся деловые и культурные связи Петербурга и Финляндии способствуют тому; что большинство туристов посещают эту страну 2,3 и значительно большее число раз в течение года. Кроме того, следует отметить, что число туристов, посетивших Финляндию в 2001 году, существенно не изменилось по сравнению с 1998 годом. В Санкт-Петербургском туризме некоторое время преобладали поездки, носящие рекреационный характер (независимо от формы организации поездки). Это выражалось в том, что в поездках преобладала мотивация пассивного отдыха - желание отключиться, поменять обстановку, избрать силы для предстоящей работы. Со временем возросло значение коммуникационного туризма, и соответственно, увеличение доли жителей, мотивация поездок которых связана с установлением гуманитарных контактов, с посещениями друзей и знакомых, Заметно выросла и доля делового туризма, постепенно становящегося важным элементом в современной деловой жизни.

Значительная часть расходов в самостоятельных поездках приходится на покупку продуктов питания, развлечения, а в организованных туристическими фирмами - на развлечения и осмотр достопримечательностей. Приведенные данные косвенно характеризуют характер спроса населения на услуги туристических фирм. Возникает вопрос, в какой мере этот спрос удовлетворяется.

Доля внутреннего туризма, из анализа предложений представленных на рынке, к структуре деятельности фирм Санкт-Петербурга значительно меньше доли выездного туризма. Этот факт отражает существующий дисбаланс спроса и предложения в отношении внутреннего туризма. Внутренний туризм практически отдан самим туристам. В отличие от платежеспособных клиентов выездного туризма, считается, что туры внутреннего туризма не пользуются спросом, малодоходны.

Но Московская международная туристическая выставка (МITТ2002) показала, что российские регионы выставили настолько содержательные и хорошо продуманные программы, что многие туроператоры всерьез задумались о том, чтобы заняться этими направлениями. При правильно построенной стратегии, с учетом информации о потребностях жителей региона внутренний туризм становится курицей, несущей золотые яйца. Или другой аспект. Внутренний туризм та ниша, куда возможно вовлечь малодоходные группы населения, обратиться к тем, кто никуда не ездит, заинтересовать их, предложить туры с учетом различия возможностей и намерений жителей города.

Большинство компаний в своей работе руководствуются существующим спросом, анализом прошлого сезона, лишь 6% фирм в своей работе используют маркетинг.

Сейчас состояние дел таково, что туристическим фирмам достаточно, как правило, тех клиентов, которые сообщили им о своем желании поехать куда-либо. Поэтому сохраняется значительный неудовлетворенный спрос. До 50% - уровня интенсивности, соответствующего тому, что в данном регионе туризм приобрел массовый характер - еще довольно далеко. Фирмы достаточно спокойны и не озадачены стратегическими проблемами и творческим поиском. Но не следует забывать, что ситуация в Петербурге такова, что при благоприятном развитии событий насыщение рынка может произойти очень быстро и тогда в выигрышном положении окажутся стратеги. Туристические фирмы, если и обращаются к информации, то, как правило, только к той части, которая касается туристов, пользующихся услугами туристических фирм. Между тем в Санкт-Петербурге доля туристов, осуществляющих самостоятельные поездки очень велика. И это - огромный потенциал. Ведь наверняка, при определенных условиях, эти люди могли бы стать клиентами каких-то фирм, и учет этого в стратегии фирм мог бы приносить им немалые доходы.

Кроме того, исследователи туризма (В. Сапрунова) обращают внимание на то, что определило успех знаменитой сейчас швейцарской фирмы "Отельплан". "Следует обратиться к публике, до сих пор не приобщенной к туризму и не привыкшей к путешествиям", - заметил в 1935 году ее основатель, Г. Дутгвайлер. Массовые, дешевые поездки стали основным продуктом фирмы и принесли ей небывалые доходы и успех в первый же год работы на этом направлении. Понятие "туризм" в России ассоциируется прежде всего с рюкзаком, кострами, палатками, песнями под гитару, со спортом, укреплением здоровья. В последние годы в ассоциативный рад туризма попадают отдых, отдыхающие, пляж, море. Менее всего туризм увязывается в сознании россиян с высокодоходной отраслью экономики. И это характерно не только для обыденного восприятия. И хотя за последние годы произошли определенные изменения в государственной политике в этой сфере, еще далеко до создания действенной структуры и механизма общественно-государственного регулирования развития туризма, стратегии развития его как сложной социально-экономической системы, в которой туристическая индустрия является одним из элементов. А ведь именно такой подход характерен для высокоразвитых стран, большую часть своего благосостояния построивших на доходах от туризма. Россия тесно связана с международным туризмом. И она должна развивать туризм в рамках общих правил и норм, чтобы извлечь все выгоды от этого развития. А опыт исследований туризма показывает, что есть ряд общих закономерностей, которые неминуемо следует учитывать, независимо от национальных особенностей туризма. Сюда можно отнести и динамику развития потребностей, и потребительского сознания в сфере туризма, и координацию общественного регулирования рынка туризма, и маркетинговые стратегии, и наличие информационной поддержки.

Итак, делая выводы из данных Агентства социальной информации, можно вынести основные положения на период 1998-2001 гг.:

·          В период с 1999 – 2001 гг., ежегодно, 42% не имели возможности путешествовать из-за недостатка средств.

·          В период с 1998-2000 гг. интенсивность туризма имела тенденцию к снижению за счёт спада в экономике страны. К 2001 году ситуация ещё не достигла до кризисного уровня (Приложение № 1,2).

·          Интенсивность поездок по месяцам повторяется из года в год: пик выезжающих приходится на летние месяцы (Приложение № 3).

·          В характере поездок преобладает рекреационный туризм (Приложение № 4).

·          Наиболее приемлемым для туристов считается отдых в рамках от 5 до 15 дней (Приложение № 5).

·          Самым приемлемым, а, следовательно, популярным, способом передвижения в 1999 - 2001 гг. являлся поезд (Приложение № 6).

·          На протяжении всего срока более 90% фирм занимались выездным, и менее 10% въездным и внутренним туризмом;

·          Затраты на покупку туров и расходы в поездках в среднем составляли от 300 до 1000 долларов. (Приложение №7, №8).

·          Самая популярная страна во все года для петербуржцев – Финляндия       (Приложение № 9).

В этой ситуации продвижение туристского продукта на российский рынок обрело ряд характерных особенностей:

·           рекламируются, прежде всего, такие характеристики тура как его комфортность и развлекательность при якобы “минимальной” стоимости;

·           из природных и культурных региональных особенностей внимание обращается на море, солнце, кухню, архитектуру - при этом употребляются эпитеты исключительно в превосходных степенях, но достоверность и содержательность таких обычно весьма лаконичных рекламных сообщений убедительными сведениями не подкрепляются;

·           специализированные и детальные фирменные каталоги - редкость, серьезные аналитические публикации - еще большая редкость, а периодических и профессиональных аналитических изданий практически не существует;

·           российские клиенты очень часто ориентируются не столько на рекламу, которой не очень доверяют (что вполне объяснимо), сколько на мнение знакомых, испытавших на себе качество услуг той или иной туристской фирмы и повидавших те или иные края.

Необходимо отметить также и то обстоятельство, что господствующая ныне ориентация на выездной туризм и нерыночный характер туризма в прошлом обусловили скудность, а нередко и полное отсутствие рекламы на уровне отдельных объектов размещения туристов внутри страны. Несколько лучше обстоит дело с рекламой авиакомпаний и ресторанов, отчасти - наиболее крупных музеев. Но в целом, как специализированная туристская реклама, так и вообще справочная информация, необходимая туристским операторам внутреннего туризма, бедна и доступ к ней очень сложен.

Существенно и еще одно обстоятельство. Руководители многочисленных региональных туристских или рекреационных учреждений - баз отдыха, пансионатов, детских оздоровительных лагерей, принадлежавших прежде крупным предприятиям, ведомствам или местным властям, как правило, не умеют и не стремятся активно искать клиентов, поскольку “загрузка” этих учреждений всегда осуществлялась без их участия. В результате эти учреждения, представляющие собой один из компонентов туристского потенциала страны, остаются неизвестными и невостребованными. Другое дело, что они лишились ведомственной или государственной поддержки и их материальное положение, состояние зданий и оборудования по большей части бедственное, если не катастрофическое. Безусловно, существенным фактором, усугубляющим эту ситуацию, является также падение платежеспособного спроса. Тем не менее, некоторые из таких учреждений, проявив инициативу, разработав и осуществив маркетинговые мероприятия, добились очевидных успехов.

Еще одна серьезная проблема в развитии рынка внутреннего туризма - несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг, особенно в части условий размещения, питания и перевозок, то есть в важнейших компонентах туристского сервиса. В результате многие из иностранных туристов, однажды побывавшие в российских регионах, не стремятся приехать к нам снова, а их суждения о российском туризме не способствуют формированию привлекательного облика страны.

И последняя проблема - российский внутренний туризм по сути дела не имеет государственной рекламной поддержки. Между тем формированием позитивного туристского имиджа страны во всем мире занимаются авторитетные государственные структуры.

2.2. Анализ туристских услуг г. Санкт-Петербург в 2000 - 2003

Около половины иностранных туристов, приезжающих в Россию, посещают "Северную Пальмиру", причем в последние годы число прибывающих туристов неуклонно растет. В 1998 году Санкт-Петербург принял около 2,3 миллионов туристов, из них около 1,8 миллионов из дальнего зарубежья и 500 тысяч из России и стран СНГ. С каждым годом эта цифра неуклонно растёт и к концу 2003 года составит чуть более 3 миллионов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.