скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Особенности управления малым предприятием

Местные органы могут запросить дополнительные сведения о санитарной и экологической безопасности нового предприятия, численности и структуре персонала, занятого в производстве и другие данные, связанные с конкретными условиями развития данного региона. После регистрации предприятие открывает расчетный счет в банке, в органах внутренних дел получает разрешение на штамп и гербовую печать и становится полноценным юридическим лицом.

При создании нового предприятия (с нуля) прежде всего возникает вопрос о его форме, учредителях, видах деятельности. Может быть создано индивидуальное частное предприятие или акционерное общество с ограниченной или другой ответственностью. В первом случае учредителем становится частное лицо — 0 человек, который, определив свои возможности, подготавливает устав. Дальнейшее оформление соответствует вышеуказанному порядку.

Разумеется, экономика не может базироваться только на малых формах хозяйствования. Колоссальные масштабы современного производства обусловлены прежде всего наличием крупномасштабного предпринимательства, которое способствует процветанию и малого бизнеса.

Индивидуальные, семейные и мелкие предпринимательские инициативы организуются на базе малых предприятий, поскольку для этого не требуется крупного первоначального капитала.

Наряду с этим, у малого бизнеса появляются некоторые реальные шансы конкурировать с крупными фирмами.

Отмечу следующие преимущества малого предпринимательства:

более адаптивные гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка;

мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой техники, изобретений;

более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;

снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур;

повышенная скорость оборота капитала.

Эти преимущества позволяют малому бизнесу:

ускорить заполнение товарного рынка требующимися потребителям изделиями;

ускорить внедрение несложных научно-технических достижений;

полнее удовлетворять потребности экономики страны и населения в промышленных, строительных и прочих услугах, расширять номенклатуру и качество услуг;

наладить выпуск продукции малыми сериями.

Как показывает опыт, малый бизнес позволяет создать условия для повышения заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда.

В последние десятилетия в промышленности индустриально развитых стран проявилась тенденция к оптимизации размеров предприятий, сосредоточенных на одной территориальной площадке.

В связи с падением серийности производства и разбуханием номенклатуры производимых изделий развитие новых несложных производств, второстепенные производственные операции, разного рода обслуживание были переданы крупными корпорациями специализированным мелким и средним фирмам, которые благодаря узкой специализации добились значительных успехов в своей деятельности.

Сложился своеобразный симбиоз монополий и мелких и средних фирм в гибком обеспечении меняющихся потребностей рынка. Подобное разделение труда позволило повысить общую рентабельность производства как монополий, так и предприятий малого бизнеса. В Японии до 70% предприятий малого бизнеса кооперированы с монополиями, в США— 00—00%[3].

Кооперирование малого бизнеса с крупным создает для первого устойчивый рынок сбыта, охраняет от неожиданной конкуренции, позволяет специализировать деятельность внутри фирмы. С другой стороны, малое предприятие подчинено работодателю — крупной фирме, которая диктует, что конкретно изготавливать, в каком количестве, в какие дни и часы поставлять продукцию, по какой цене.

 Предпринимательство в России: история, тенденции и перспективы развития

Этот раздел представляет собой обзор условий развития малых предприятий и предпринимательства в Российской Федерации. Цель подраздела – выработать рекомендации по вопросам МП в более широком аналитическом контексте. Подраздел начинается с описания основных стадий развития сектора малого бизнеса в России, ведущего к оценке состояния сектора малого бизнеса в России после финансового и экономического кризиса 0998. Ключевые вопросы, которые необходимо рассмотреть следующие: как малые предприятия выживали во время кризиса? Кто потерял, а кто приобрел в этой вынужденной перестройке? Какие управленческие выводы на будущее надо сделать для поддержки малого бизнеса?

Здесь, так же будет представлен обзор опыта поддержки малого бизнеса в России в этот период, и подведении некоторых выводов. Оба эти аспекта являются важной частью современного управленческого контекста МП в Российской Федерации, в котором следует рассматривать методологические принципы и рекомендации, изложенные в последующих частях дипломного проекта. Набранный опыт предполагает необходимость пересмотра политики развития предприятий и придания нового ускорения разработке и внедрению политики реформ и менеджмента. Это может способствовать созданию климата, благоприятного для предпринимательства и создания рабочих мест, что даст возможность сектору малого бизнеса реализовать свой потенциал и внести вклад в экономическую и социальную трансформацию.

По официальной статистике, количество малых предприятий в России не увеличивалось с 0990 года. После того, как их число удваивалось каждый год в 0990-0990 и 0990-0990 годах, общее число зарегистрированных предприятий выровнялось и колебалось в пределах 800 000 – 900 000 (рис. 0.0). Говоря об общей занятости, считается, что в МСП занято 00-00 % активного населения, в то время как, например, в Польше занятость в МСП (предприятий с числом работников менее 000) составляет 60% от общей занятости. В то же время следует признать, что статистика регистрации предприятий, может ввести в заблуждение, так как включает в себя только зарегистрированные предприятия и не учитывает частных предпринимателей без юридического статуса. В виду того факта, что предполагаемое число индивидуальных предпринимателей в России – 0.0 миллиона, или в четыре раза больше числа зарегистрированных предприятий, масштаб предпринимательского движения в России значительно больше, чем считает официальная статистика[4].

Количество малых предприятий в России, 0990-0000 (в тысячах)

(Источник: данные Госкомстата.)

Рис. 0.0

 

Подавляющее большинство МСП в России занимаются торговлей и общественным питанием (рис. 0.0) и за последние годы показывали относительно стабильный рост. В 0999 году 00,8% МСП относилось к строительному сектору. Почти такое же количество МСП (00,7%) относятся к сектору промышленного производства. Большинство предприятий занимались машиностроением и металлообработкой, легкой промышленностью, деревообрабатывающей и пищевой промышленностью. В 0990-90 годах наблюдался имеющий большое значение рост МСП в области науки и высокопрофессиональных научных услуг, затем в 0990-90 гг. их количество уменьшилось и за последние годы продолжало уменьшаться[5].

Количество малых предприятий по основной отрасли (0999-0000 гг) (%)

(Источник: данные Госкомстата.)


Торговля Строительство. Промышленность. Наука. Транспорт. Другое.

и общественное питание.

Рис. 0.0

В целом ожидаемое широкомасштабное развитие малого бизнеса в России не состоялось. Причиной являются возникновение экономических барьеров на пути входа на рынок, с одной стороны, и неудавшийся попытки уменьшить административные барьеры – с другой. Необходимость уменьшить количество органов контроля, занятых лицензированием экономической деятельности, и более равноправно распределить управленческую ответственность среди различных государственных исполнительных органов, была признана президентским указом[6]. Но на практике ситуация лишь немного улучшилась. Как следствие этого владельцы малых предприятий продолжают жаловаться на уровень налогообложения, сложность и нестабильность налоговой системы, пробелы и противоречия в законодательстве, нехватку финансовых ресурсов и бюрократическое давление, что по их мнению является основными барьерами, с которыми они сталкиваются при создании и развитии своих предприятий.

Делая обзор развития сектора малого бизнеса за последние 00 лет, можно выделить 0 стадий[7]:

Стадия I (0988-90 гг): это был период быстрого роста числа малых и средних предприятий, связанный с процессом либерализации и спонтанной приватизации. В этот период институциональная поддержка развития малого бизнеса в большой степени просто отсутствовала.

Стадия II (0990-90 гг.): этот период характеризовался экономической либерализацией на макроуровне и обязательной приватизацией многих малых предприятий муниципалитетами. Несмотря на это и на стимуляцию малого бизнеса путем налоговых льгот, это был период замедленного роста числа МСП.

Стадия III (0990-97 гг.): это был период относительной макроэкономической стабильности, сопровождавшийся всплеском законодательных инициатив и создания различных учреждений в сфере поддержке МСП на федеральном и региональном уровнях. Несмотря на это, роста общего количества зарегистрированных предприятий не произошло.

Стадия IV (0998-0000 гг.): начавшись с финансового и экономического кризиса 0998 г., современный период развития малого бизнеса прошел через изменение рынков в результате девальвации, и отечественная продукция оказалась в выигрышном положении по сравнению с импортной продукцией. В то же время программы поддержки МСП были в значительной степени урезаны.

Стадия V: сейчас может быть выделена пятая стадия развития МСП, так как положительные последствия девальвации 0998 года кончились, хотя российская экономика, возможно, вступает в фазу экономического роста. В этих новых условиях государственная политика по отношению к сектору малого бизнеса нуждается в фундаментальном пересмотре.

В 0990 годы также произошли важные качественные изменения в роли малых и средних предприятий в российской экономике, также как и перемены в количестве:

в начале большинство малых предприятий организовывалось с целью использования ресурсов больших государственных предприятий для промышленного производства, а сейчас сектор малого бизнеса в большей степени нацелен на предоставление услуг крупным учреждениям, включая учреждения, занимающихся посреднической и субподрядческой деятельностью;

в течение первоначальной стадии развития деятельность малых предприятий расширялась путем заполнения рынка товарами и услугами, которых не хватало. Сегодня ее успех зависит в большей степени от гибкости и меньшей стоимости сделок.

в первые годы перестройки малые предприятия поглощали наиболее квалифицированных и энергичных менеджеров и сотрудников, которые искали новые возможности, связанные с большим политическим и экономическим риском. Сегодня малые предприятия более разнообразны. Параллельно с развитием высокотехнологичных фирм и профессиональных услуг малые предприятия все в большей степени вносят свой вклад в трудоустройство групп населения, находящихся в невыгодном положении.

Финансовый кризис 0998 года сыграл огромную роль в российской экономике и сказались на работе фирм всех размеров. Однако существуют разные взгляды на точный характер его влияния на сектор малого бизнеса. Очень немногие фирмы не почувствовали обвала спроса на товары и услуги, когда покупательная способность быстро сократилась (на 00% за осень 0998 г.). Приблизительно 00% малых предприятий были вынуждены прекратить торговлю после августа 0998 г., из которых 00% прекратили торговлю навсегда. В дополнение к этому около половины челноков были вытеснены из бизнеса.

Кризис привел к тому, что предприятия стали испытывать проблемы в получении оплаты от своих клиентов, к увеличению давления на денежный оборот. По данным обзора деятельности 000 предпринимателей,[8] 09% испытывали проблемы с поставщиками и клиентами в октябре-ноябре 0998 года, а 00% с коммерческими банками. Немедленный отклик малых предприятий на кризис должен был привести к снижению объемов производства и/или к поиску уменьшения себестоимости. По данным Госкомстата, объем продукции МСП в 0998 году уменьшился почти на 0/0, хотя в торговле и общественном питании уменьшение объема услуг произошло на 06%. В дополнении к этому, данные «ИРР» (исследование российского рынка) показали, что 00% исследуемых фирм показали снижение продаж в 0998 г. по сравнению со всего лишь 09% компаний, которые показали прирост и с 00% компаний, объем продаж которых оставался стабильным. Несмотря на то, что у малых предприятий меньше экономических резервов, чем у больших фирм, они часто демонстрируют более гибкую реакцию на снижение продаж.

МСП предприняли значительные усилия для снижения затрат. По данным исследования, проведенного в 00 российских городах Торговой Палатой США, основными формами стратегии уменьшения расходов, которыми пользовались фирмы, были: снижение зарплаты (98%), снижение транспортных расходов (70%), снижение затрат на рекламу (08%), отправка сотрудников в неоплачиваемый отпуск, а 08% компаний просто не знали, что делать. Однако, данные исследований, проведенных «ИРР» указывают на другой набор стратегических методов посткризисной адаптации, использованных фирмами в конце 0998 года: 06% снизили зарплаты, включая отправку сотрудников в административный отпуск, 00% сократили офисные расходы, 00% изменили рыночную стратегию, 00% увольняли сотрудников, 0% продавали собственность, 00% не предпринимали ничего.

В результате около 000 тысяч квалифицированных профессионалов потеряли работу, особенно в Москве – главном финансовом центре России. Около трехсот тысяч рабочих и служащих других категорий также пополнили ряды безработных. В то же время занятость являлась относительно стабильным параметром по сравнению с объемом производства, потому что политика увольнения и административных отпусков практиковалась меньшинством фирм (00-00%), снижение зарплаты часто использовалось как альтернатива увольнению.

Одним из результатов кризиса также была смена планов на будущее мелких предпринимателей по отношению к своему бизнесу. По данным исследования, до кризиса 0998 года три четверти менеджеров малого бизнеса думали о расширении, однако, через год после кризиса ситуация полностью изменилась, поскольку две трети владельцев исследуемых малых предприятий указали в качестве своей основной цели просто выживание. В то же время следует отметить, что отрицательные тенденции в секторе малого бизнеса начали развиваться до финансового кризиса 0998 года. По данным исследования, финансовые показатели деятельности МСП ухудшались в течение двух предыдущих лет, и кризис 0998 года только усилил существующие тенденции.

Экономические последствия кризиса не были одинаковыми для всех фирм. Ключевым фактором здесь было то, насколько фирмы полагались на импортируемые источники в контексте четырехкратной девальвации российского рубля в течение нескольких месяцев. В то время, как другие факторы, такие как качество управления и выбор банка (из-за последствий потери денег, вследствие закрытия некоторых банков), также оказывали влияние на шансы выжить, ключевую роль сыграл уровень зависимости от растущих цен на импорт. Одним из результатов было то, что те фирмы, у которых был доступ к местным ресурсам, открыли для себя новые возможности внутреннего рынка, что сократило спрос на импортную продукцию и продукцию из импортных материалов. Экономическое воздействие кризиса также демонстрирует значительную разницу по секторам. Несмотря на то, что банковская система быстро восстановилась после 0998 года, банки остаются слабыми и недокапитализированными, а резервы частных банков в данный момент составляют только две трети от их докризисного уровня. Не удивительно, что доверие к коммерческим банкам и финансовым институтам было сильно подорвано, и этот вопрос требует рассмотрения в свете разработки будущей политики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.