скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: АТЭС и Казахстан - проблемы и перспективы развития

Огромный цветочный глобус с изображением очертаний стран АТЭС был установлен на клумбе в новом шанхайском парке во время проведения здесь саммита форума осенью 2001 г.

Одна из отличительных черт организации — постоянный диалог между властными и предпринимательскими кругами стран-членов, так как форум АТЭС изначально был учрежден для создания благоприятной бизнес-атмосферы в регионе. Этот диалог поддерживается через образованный в 1995 г. Деловой консультативный совет, в который входит не более трех представителей бизнеса от каждой страны-члена. На ежегодных саммитах глав государств и правительств стран АТЭС участники совета представляют доклад, содержащий итоги обсуждений по конкретным вопросам регионального делового сотрудничества.

Председательствуют в АТЭС посменно разные страны-участники (срок — один год). Страна-председатель ответственна за организацию министерских встреч и саммитов глав государств и правительств. Очередность председательства в АТЭС: США (1993), Индонезия (1994), Япония (1995), Филиппины (1996), Канада (1997), Малайзия (1998), Новая Зеландия (1999), Бруней (2000), Китай (2001), Мексика (2002), Таиланд (2003), Чили (2004), Южная Корея (2005).

Эффективность деятельности АТЭС — одна из любимых тем дискуссий у политологов и экономистов всего мира. Многие считают, что вследствие разброса «весовых категорий» стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе просто невозможно создать устойчивый интеграционный блок. Однако форум АТЭС никогда и не ставил целью своей деятельности образование вторых «Соединенных Штатов Европы». Работа организации, как уже отмечалось, направлена на создание благоприятной атмосферы для бизнеса как основного фактора экономического роста в регионе. Поэтому и действует она на основах консенсуса и на ее саммитах вырабатываются не жесткие директивы, а рекомендации.

Мишенью для критики служат и цели Богорской декларации. Снятие таможенных барьеров — действительно сложная задача, особенно учитывая, что участники организации — это не только постиндустриальные страны. Несколько лет назад ряд стран-участников во главе с США попытались свести весь смысл деятельности АТЭС к скорейшему созданию гигантской зоны свободной торговли. Хорошо, что попытка эта не имела успеха, иначе форум быстро распался бы, ведь ясно, что открытие неподготовленных рынков окажется губительным. Образование свободного рынка все-таки является задачей организации, однако, важно, что на первый план выдвигается не конкуренция, а сотрудничество. Сотрудничество — ключевое слово во всех официальных документах организации.

Но пока это сотрудничество довольно пассивно (еще один характерный упрек критиков) и выражается в основном в проведении встреч на различных уровнях, в подготовке проектов и в организации семинаров. Однако задачи АТЭС таковы, что для их выполнения требуется огромная подготовительная работа.


Таблица №1. Показатели социально-экономического развития стран АТЭС, 2000 г.[4]

<TBODY>

Страна

ВВП[5], млрд долл.

Темпы прироста ВВП, %

ВВП на душу населения, тыс. долл.

Экспорт, млн долл.

Импорт, млн долл.

Численность населения (на середину 2001 г.), млн чел.

Темпы прироста населения (2001 г.), %

Число пользователей Интернета[6], млн чел.

Австралия 446 4,7 23,2 63869 71531 19,4 0,99 7,77
Бруней 6 3,0 17,6 3500 1600 0,3 2,11 0,03
Вьетнам 154 5,5 2,0 14450 15635 79,9 1,45 0,12
Индонезия 654 4,8 2,9 62124 33515 228,4 1,60 0,40
Канада 775 4,3 24,8 276635 244786 31,6 0,99 13,28
Китай 4500 8,0 3,6 249297 225097 1273,1 0,88 22
Южная Корея 765 9,0 16,1 172268 160481 47,9 0,89 15,3
Малайзия 224 8,6 10,3 98237 82210 22,2 1,96 1,5
Мексика 915 7,1 9,1 166424 182635 101,9 1,50 2,5
Новая Зеландия 68 3,6 17,7 13267 13906 3,9 1,14 1,34
Папуа-Новая Гвинея 12 2,9 2,5 1980 1120 5,0 2,43 0,002
Перу 123 3,6 4,6 7002 8797 27,5 1,70 0,40
Россия 1120 6,3 7,7 105200 45500 145,5 -0,35 9,2
Сингапур 110 10,1 26,5 137875 134545 4,3 3,50 1,74
США 9963 5,0 36,2 781125 1257636 278,1 0,90 148
Сянган (Гонконг), особый район Китая 181 10,0 25,4 202440 214200 7,2 1,30 1,85
Таиланд 413 4,2 6,7 69057 61924 61,8 0,91 1
о. Тайвань 386 6,3 17,4 148320 140010 22,4 0,80 6,4
Филиппины 310 3,6 3,8 39783 33808 82,8 2,03 0,50
Чили 153 5,5 10,1 18158 18070 15,3 1,13 0,63
Япония 3150 1,3 24,9 479249 379511 126,8 0,17 27,06
Всего по странам АТЭС 24428 5,6 14,0 3110260 3326517 2585,3 1,33 261,0
Всего по миру 43600 4,8 7,2 6364000 6669000 6157,4 1,25 407,1
Страны АТЭС в % от общемировых показателей 56,02 48,87 49,88 41,99

64,12

</TBODY>

 


Глава II. Проблемы и перспективы развития Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. 2.1. Восьмая неформальная встреча в верхах форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) 2000 г.

Восьмая неформальная встреча в верхах форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), прошедшая 15–16 ноября 2000 г. в столице нефтедобывающего султаната Бруней в Юго-Восточной Азии (остров Борнео) – Бандар-Сери-Бегаване завершилась хотя и скромной, но победой менее развитых в экономическом отношении государств над такими входящими в АТЭС гигантами, как США, Япония и Китай. По-видимому, наученные азиатским финансовым кризисом 1997–1998 годов, когда преуспевающий Запад “посадил на голодный паек” большинство государств региона, они решили предпринять меры, гарантирующие, что повторения данной ситуации не случится.

Главной темой обсуждения была экономическая глобализация, а если конкретно, то согласование сроков очередного тура переговоров в рамках ВТО о дальнейшей либерализации мировой торговли. Обсуждались и более частные вопросы: “преодоление разрыва” между развитыми и развивающимися странами, стабилизация финансовых рынков, образование и электронная коммерция, высокие цены на нефть и их влияние на экономику региона. Но именно в проблеме глобализации и заключалась главная интрига форума. Если США заинтересованы в ускорении процесса глобализации, то развивающиеся и более бедные страны Восточной Азии заинтересованы в обратном – ограничении темпов глобализации и предотвращении дальнейшей либерализации торговли. В противном случае они просто не смогут защитить свои рынки от агрессии со стороны “богатых” стран.

За десять лет существования АТЭС удалось не только существенно расширить число участников организации, в которую сегодня входит 21 страна региона, но и внести некое объединительное начало в усилия стран АТР по налаживанию многостороннего регионального сотрудничества. На страны АТЭС приходится около 60% мирового ВВП, 50% объема мировой внешней торговли и 40% населения Земли. Общий объем ВВП стран АТЭС оценивается в 16 трлн. долларов.

Благодаря участию России и КНР за последние годы качественно изменился характер форума. Из чисто экономического он превратился в политический, где главы государств в ходе двусторонних встреч обсуждают неотложные, с их точки зрения, вопросы.

Однако главная проблема так и осталась нерешенной. Суть ее в том, что организация объединяет государства, экономический потенциал которых существенно разнится. На долю трех крупнейших участников АТЭС (США, Японии и Китая, совокупный ВВП которых составляет около 13,5 трлн. долларов) приходится почти 80% совокупного ВВП всех стран, входящих в эту организацию. Вполне естественно, что и интересы стран-участников различны. Предприятия США и Японии, а также стремительно развивающегося Китая видят в регионе АТЭС обширный рынок сбыта для своей продукции – без пошлин и любых других ограничений, увеличивающих стоимость товаров. Но с учетом их доли в экономике региона неясно, что останется другим участникам АТЭС.

Именно поэтому практически в каждом пункте в принятой на форуме итоговой декларации отчетливо прослеживается борьба между “богатыми” и “бедными” членами АТЭС. Так, признавая необходимость развития новой экономики и новых технологий, декларация специально оговаривает, что “темпы развития и выполнения” программы будут “меняться в каждой конкретной экономике в виду их разнообразия и значительного различия уровней интеграции коммуникационных технологий и информации”. Фактически это означает, что темпы либерализации торговли будут определяться индивидуально каждой страной, а отнюдь не исходя из экономических интересов США.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.