скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыУчебное пособие: Риторика как наука убеждения

Мы возвращаемся к тому, о чем уже говорили: обществу и государству выгодны бегающие граждане - люди, которым кажется, будто они размышляют над важными проблемами, хотя на самом деле это, как правило, размышления в суете.

Значит,

умение размышлять - то есть идти путем:

сомнений - это еще и путь к тому,

чтобы быть свободным.

Оно и понятно: сомневающиеся люди не могут объединиться в толпу. Толпа - пристанище людей, уверенных в чем-то - что надо куда-то за чем-то бежать, или стоять за чем-то в очереди, или что-то громко декларировать, или против чего-то громко" протестовать.

Ну хорошо. Предположим, Вы поверили мне в том, что размышления над сущностными вопросами - процесс полезный в принципе и просто необходимый для тех, кто хочет научиться брать интервью.

Что дальше?

Можно ли научиться останавливать течение рек? Можно ли научиться размышлять?

Обо всем об этом расскажу позже.


Задание 12. Студенты обычно пишут конспекты лекций, это один из традиционных учебных жанров. Попытайтесь проанализировать и оценить структуру этого жанра и механизм работы над ним. При этом ответьте на вопросы: а) насколько конспектирование отстает от течения лекции? Б) удается ли выделить для конспекта действительно важнейшее в содержании лекции? В) повторяете ли вы в конспекте синтаксические конструкции лектора? Г) каковы синтаксические особенности конспекта, преобладающие типы предложений; насколько вы осваиваете терминологическую лексику, как вам удается делать сокращения? Есть ли в ваших записях собственные индивидуальные знаки, облегчающие сокращение?

Как вы считаете, содержит ли сам процесс конспектирования творческий элемент или это работа механическая? Может ли другое лицо пользоваться вашим конспектом или он слишком индивидуален?


Раздел II. Структура и свойства ораторской речи

Культура речи оратора

Задание 1. Попытайтесь в течение недели тщательно вести самоанализ (используйте записную книжку) с целью систематики своих наиболее типичных ошибок в словах и речевых оборотах (штампы, канцеляризмы, вульгаризмы, жаргонизмы, слова-паразиты).

Задание 2. Разграничьте слова, смешиваемые по оттенкам значения: это могут быть синонимы, но не во всех случаях.

Пустословие многословие – словоблудие – красноречие.

Говорливый словоохотливый – многоречивый – болтливый.

Родина – отчизна отечество.

Сверкает – сияет блещет.

Рабство – неволя несвобода – угнетение – гнет – плен.

Ложь – неправда клевета – поклеп – лжесвидетельство.

Вестибюль – передняя фойе – рекреация – предбанник.

Сравнение сопоставление – параллель – аналогия – ассоциация.

Образец – стандарт модель – парадигма.

Клиника – поликлиника амбулатория – лечебница.

Мелодика – мелодия мелодичность – меломания.

Образ – изображение образность – изобразительность.

Звук – звучность звучание.

Изменник – предатель перебежчик.

Коммуникация - коммуникативность коммуникатор.

Компетенция осведомленность – знание – образованность – ученость.

Роман – романтизм романтичность.

Талант – талантливость одаренность.

Интеллигент интеллигенция – интеллектуал – интеллект.

Задание 3. Раскройте многозначность слов по следующим их способностям:

слово его 2-е, 3-е и другие значения по нормативным словарям переносные значения фразеологические единицы

Золото, среда, печать, земля, рука, ручка, звено, летать, ползать, молчание, рыба, рык, рак, дом, кровь, стоять, мысль, воображение, рынок, стареть, тайна, время, влево, начерно, направо, подниматься, белый, единица, перевести, взор.

Задание 4. Укажите источники и объясните значение следующих крылатых слов.

В тени пирамид, падший ангел, горе от ума, Мафусаиловы веки, я умываю руки; и ты, Брут!; кесарю кесарево; добрый молодец; не сотвори себе кумира; что станет говорить княгиня Марья Алексеевна; китайская грамота; лебедь, рак да щука; применительно к подлости; карету мне, карету; Давид и Голиаф; лисица видит сыр; эзопов язык; нести свой крест; хлеб наш насущный.

Задание 5. Составьте текст и употребите в нем данные ниже выражения:

Спящая красавица, принцесса на горошине, гадкий утенок, скупой рыцарь, леди Макбет, Дон Кихот Ламанчский, застывшая музыка, не хлебом единым, живой труп, за что арапа своего младая любит Дездемона?


Задание 6. Просклоняйте в единственном и множественном числах следующие имена существительные.

Одеяло, юноша, полведра, спрос, спутник (одушевл.), манжета, полгода, трудность, ястреб, погон, пόдать, робот, растеряха, низина (низкое место).

Запишите не менее десяти существительных, в склонении киторых вы встречаете трудности.

Задание 7.

1) Просклоняйте словосочетания «причастие+существительное», отчетливо выговаривая слова.

Разволновавшееся море, кочующее племя, всем надоевшее поучение, неприемлемое предложение.

2) Составьте текст. Введите в него следующие пары слов.

Взволновано взволнованно, напряжено – напряженно, осмыслено – осмысленно, сковано, расковано – скованно, раскованно, осознано – осознанно.

Объясните значение и образование как первых, так и вторых.

Задание 8. Постройте схему сочетаемости слов:

А) глагола описывать и отглагольного существительного описание; разговаривать и разговор, родиться и рождение;

Б) существительного внимание и образованного от него прилагательного внимательный; грязь и грязный; студент и студенческий.

Образец схематического изображения сочетаемости

 → на чем?

 → куда?

Ехать → откуда?

 → с какой целью?

 → где?

 → как?     

Этапы подготовки выступления

Задание 9. Составьте рабочий план выступления на одну из предложенных ниже тем, подберите материал к ней, напишите свое выступление (минуты на 2-3), запомните и произнесите его.

1)         Хочу и могу ли я стать лидером? (Каким я представляю себе лидера?)

2)         Чему я хотел бы научиться?

3)         Хорошая и плохая реклама по телевидению.

4)         Книги, которые я перерос.

5)         Мое отношение к детективной литературе.

Задание 10. Прослушайте любое публичное выступление. Составьте устный рассказ о нем. Укажите, что вам известно об ораторе (занятия, взгляды, авторитетность и т. д.), о его слушателях. Опишите позу, жесты, выражение лица оратора. Сделайте вывод об их выразительности и уместности.

Задание 11. Прочитайте названия лекций, предложенных слушателям центрального лектория города N. Используя материалы таблицы, оцените эти названия. Объясните, почему одни из них являются удачными, а другие неудачными.

В этом году наш лекторий предлагает вам посетить следующие лекции.

·          Участие российской команды в европейском и мировом чемпионатах по футболу роботов: проблемы и перспективы.

·          Мы снова вместе.

·          Петербургская математическая школа в период реформ XIX века.

·          В. А. Петрицкий – ученый, библиофил, организатор библиофильства.

·          Применение нового операционного исчисления.

·          Современное православие и интеллигенция.

·          Осенняя подготовка почвы.

·          Загадка Шекспира.

·          С Пушкиным навек.

Лекции читают ведущие специалисты города!

Время проведения лекций: последний вторник каждого месяца, 18.00.

Мы ждем вас в нашем лектории!

название должно название не должно

быть ясным, четким, кратким;

отражать содержание выступления (по названию выступления можно предположить, о чем пойдет речь);

привлекать внимание слушателей

содержать общих формулировок;

быть длинным и наукообразным

Задание 12. Перечислите, какие вопросы могут рассматриваться в вашем сообщении, если оно называется:

1.         Что значит сейчас быть хорошим менеджером?

2.         Преимущества и недостатки использования материалов Интернета для написания рефератов.

3.         Платное обучение прогресс или регресс российского образования?

4.         Каждому студенту достойную стипендию!

5.         Наш факультет лучший в университете!

Задание 13. Прочитайте тексты кратких выступлений. Определите, соответствуют ли им предложенные названия. Будут ли изменяться их названия в зависимости от характера аудитории (читателей или слушателей)? Предложите вариант названия этих текстов, если ваши слушатели: а) студенты, б) пенсионеры, в) спасатели МЧС, г) бизнесмены, д) противники движения Гринпис.

1.         Светится лестница

При стихийных бедствиях нередко повреждается электросеть, и в темноте людям трудно покидать здания. В подобных случаях обычно включается дорогостоящее аварийное освещение от аккумуляторов. Английские ученые предложили люминесцентное покрытие, наносимое на перила, ступени и стены. Оно светится в течение часа после того, как в доме погаснет свет. Благодаря этому люди легко сумеют найти дорогу к выходу.

2.         За борт!

Английские экологи решили пронаблюдать, как загрязняют море современные суда. Для эксперимента выбрали небольшое грузовое судно с экипажем 46 человек. Результат оказался таким: за полтора месяца плавания за борт было выброшено 5000 пустых консервных банок, з20 картонных коробок, 5 бочек и не поддающаяся никакому подсчету масса пищевых и других отходов. И все это не считая выливаемых в воду масла и топлива.

3.         «Бюрократическая» живопись

Эта уникальная коллекция живописи находится в итальянском городе Сиене. В залах музея всегда много посетителей, хотя экспозиция состоит лишь из обложек и корешков счетоводных и делопроизводственных книг из области Тоскана. А интересны они тем, что это первые образцы «бюрократической» живописи ХIV столетия, выполненные на дереве или коже. Миниатюры – не что иное как прекрасные произведения живописи раннего Возрождения. Многие знаменитые художники расписывали деревянные корешки книг и считали эти заказы особенно почетными.


Задание 14. Подготовьте краткое устное сообщение, рассказывающее о преимуществах и недостатках различных источников сбора материала при подготовке к выступлению (личный архив, библиотека, передачи радио и телевидения, Интернет, консультации со специалистами).

Логика и композиция ораторского выступления

Задание 15. Попробуйте, используя доводы к этосу, построить свою речь в следующей ситуации: вы рекомендуете начальнику взять на работу нового сотрудника.

Подсказка. Опишите несомненные достоинства рекомендуемого сотрудника, его моральные и профессиональные качества. Укажите на выгоды от привлечения такого человека к работе в компании.

Задание 16. Постройте логическое рассуждение с дефиницией. Рассмотрите для этого следующую ситуацию. Ваш оппонент убежден, что посредничество – это всегда жульничество. Опровергните его убеждение.

Подсказка. Начните рассуждение с вопроса о сущности посредничества. Затем дайте ответ в виде ложной дефиниции. Посредничество это такой способ обогащения, когда не создав ничего ценного, вы получаете незаслуженную прибыль. Подвергните это определение сомнению. В заключении приведите свое определение посредничества.

Задание 17. Опираясь на эвристическое предписание «Как описать событие», опишите как можно короче и образнее одно из последних событий, которое вызвало у вас интерес:

а) наиболее сенсационное событие, произошедшее в вашем вузе (в группе) в последний месяц;

б) наиболее яркое событие в вашей жизни.


Задание 18. Постройте логические определения пяти понятий по выбору из следующего списка: «речь» («речевая деятельность»), «текст», «культура речи», «коммуникабельность» («общительность»), «артистизм», «поэт», «деловая риторика», «приказ», «университетская лекция», «заикание», «переводчик», «Телеканал «Культура»», «консультация».

Образец:

 ближайший род: свойство личности

Определяемое понятие:

«коммуникабельность»

 отличительные признаки:

доброжелательное отношение к людям;

раскованность и сдержанность, умение владеть собой;

свободное владение языком и механизмами речи;

владение риторическими умениями, культурой речи.

Языковые средства изобразительности и выразительности речи

Задание 19. Рекламный текст об электронных словарях назван «Переводчик, который всегда с тобой» Оцените логику такого названия с точки зрения его изобразительности и выразительности. Приведите заведомо более слабые варианты названия, уступающие в изобразительности и выразительности. Ранжируйте их с точки зрения изобразительности и выразительности.

Задание 20. Вы хотите доказать своему товарищу, что занятия деловой риторикой принесут ему практическую пользу. Приготовьте убеждающий текст из нескольких предложений, стараясь сделать его максимально изобразительным. Затем попытайтесь усилить выразительность сообщения, варьируя композицией и новыми заголовками. Подберите к своему сообщению эпиграф, нацеленный на то, чтобы облегчить понимание вашего сообщения.

Задание 21. Создайте наиболее выразительную композицию и подберите графическое оформление (используя разные шрифты) следующего текста: «На работу в фирму «Донтранс», телефон которой 888888, требуются водители грузового транспорта, семейным предоставляется общежитие».

Риторические средства

Задание 22. Используя атрибуцию, составьте 2 коротких описания каких-либо строений, демонстрирующие, соответственно, их достоинства и недостатки. Сопоставьте эти тексты с исходным материалом, лишенным атрибуции.

Задание 23. Опишите деятельность какого-либо офиса, используя и не используя гипонимизацию. Потренируйтесь на этом описании в умении ослаблять или усиливать степень гипонимизации.

Задание 24. Измените следующее высказывание, используя гипонимизацию и синонимию для усиления их выразительности.

В магазине имеется товар в хорошей упаковке. Малоимущие не в состоянии приобрести товары первой необходимости. Здание находится в плохом состоянии: необходимы стройматериалы.

Задание 25. Измените высказывание, используя атрибуцию:

Оратор отказался прокомментировать вопрос о задержках зарплаты. Лектор иллюстрировал жизнеспособность экономической модели примерами.


Задание 26. Используйте в следующем высказывании разнообразные изобразительные средства.

Недавно таможня передала городскому зоопарку партию животных, задержанную при вывозе из России.

Задание 27. Дайте две короткие характеристики учебного заведения (одну заведомо положительную, другую - отрицательную), используя все известные средства усиления изобразительности. Сопоставьте эти характеристики исходной установкой, лишенной изобразительности.

Задание 28. Вы собрали ваших сотрудников в начале рабочего дня и хотите несколькими убеждающими фразами вселить в них оптимизм, убедить их в том, что работа с самоотдачей даст должный результат. Приготовьте эти несколько фраз, используя анафору. А затем перестройте ваше сообщение, используя фигуру прибавления – стык. Как изменится от этого акцент в вашей аргументации? Наконец, придумайте случай (в рамках заданной ситуации начала рабочего дня), когда анафора будет явно уместнее стыка и когда стык будет явно уместнее анафоры.

Задание 29. Еще Гораций уподоблял государство кораблю. Впоследствии эта метафора неоднократно «разворачивалась» разными авторами. Порассуждайте о современном состоянии нашего государства, используя развернутую метафору государство – корабль. Цель рассуждения - обосновать ваш выбор в последнюю президентскую компанию.

Задание 30. Вы проводите набор на платные компьютерные курсы. Вам представилась возможность выступить перед школьниками и рассказать им об этих курсах. Школа с языковым уклоном, и далеко не все видят для себя пользу в изучении компьютера. Придумайте развернутую метафору (или анаподозис), с кристальной ясностью доказывающую, что вашим слушателям нужны компьютерные курсы.

Задание 31. Подберите положительно и отрицательно окрашенные перифразисы к словам и словосочетаниям спиртные напитки, сигарета, дешевые товары, дорогие товары, высокая зарплата, низкая зарплата.

Задание 32. Вспомните, в чем разница между гипофорой и риторическим вопросом. Подготовьте краткую речь, которая начиналась бы с гипофоры и содержала бы один или несколько риторических вопросов. Тема речи – необходимость повышения квалификации.

Задание 33. Найдите в речи защитника Я.С. Кисилева фигуру дистинкции и объясните, в чем смысл ее употребления. Придумайте свой пример с уместным употреблением дистинкции.

Но в этом повинны не столько мы, сколько само дело. По нему невозможно вынести приговор, который в какой-то степени удовлетворил бы обе стороны, нельзя прийти к выводу: в чем-то право обвинение, а кое в чем права защита. Нет, одно из двух : или подсудимый человек без совести и чести, он цинично преследовал потерпевшую, а теперь тоже цинично клевещет на нее, или потерпевшая, которая отнюдь не потерпевшая, цинично обманывала честного и порядочного человека, а когда обман должен был раскрыться, она, чтобы помешать этому, возводит ложное обвинение . Или – или! Третьего не дано.

Диалоги, их виды. Дискуссионная речь

Задание 35. Познакомьтесь с отрывком из книги Цицерона «Оратор». Что общего, по его мнению, между ораторской речью и искусством спора? Чем они отличаются?

Итак, я полагаю, что совершенный оратор должен не только владеть свойственным ему искусством широко и пространно говорить, но также обладать познаниями в близкой и как бы смежной с этим науке диалектиков. Хоть и кажется, что одно дело речь, а другое спор, и что держать речь и вести спор вещи разные, - однако суть и в том и в другом случае одна, а именно – рассуждение. Наука о разбирательстве и споре – область диалектиков, наука же о речи и ее украшениях – область ораторов. Знаменитый Зенон, от которого пошло учение стоиков, часто показывал различие между этими науками одним движением руки: сжимая пальцы в кулак, он говорил, что такова диалектика, а, раздвигая пальцы – что такую ладонь напоминает красноречие. А еще до него Аристотель сказал в начале своей риторики, что эта наука представляет как бы параллель в диалектике, и они отличаются друг от друга только тем, что искусство речи требует большей широты, искусство спора большей сжатости.

Задание 36. Составьте сценарии дискуссионных ситуаций по вашему выбору. Войдите в роль спорящих. Сформулируйте позицию каждого.

Составьте модель дискуссии: ситуация, проблематика, спорящие лица, их позиции, основное противоречие, доводы каждого, наиболее сильные аргументы.

Задание 37. Письменно составьте конспект (или тезисы) своего выступления по проблемам «Запад - Восток», или «Традиции - новаторство», или «Кем быть – каким быть», или «Альтруизм - эгоизм» и пр.

Задание 38. В любом произведении литературы найдите спор, полемику между персонажами на тему, которая вас трогает. Проанализируйте эти сцены по такой схеме: а) произведение, автор, эпоха; б) ситуация, вызвавшая полемику; в) обсуждаемая проблема; г) участники спора. В чем острота позиции каждого?; д) степень накала страстей; е) на чьей стороне вы?; ж) самые сильные аргументы: 1) логические; 2) мастерство языка и риторики; з) ваша оценка корректности спорящих; и) общая оценка дискуссионной ситуации.

Риторический анализ текста

Задание 39. Подберите десять разных текстов. Устно потренируйтесь в их риторическом анализе. Затем выберите один из текстов и выполните его полный анализ в письменном виде: получится связное сочинение типа анализа, или аннотации, или рецензии. Возможно, вам удастся озаглавить его, отработать внутренние связи, ввести выразительные средства.

Задание 40. Посмотрите по телевизору дискуссионную передачу:

А) какие ораторы-участники передачи вам более всего запомнились и почему?

Б) какие наиболее эффективные примеры усиления убедительности выступления они применяли?

В) какие ошибки в публичных выступлениях отдельных ораторов вы заметили?

Задание 41. Попытайтесь в библиотеке разыскать речи Нобелевских лауреатов. Проанализируйте их с точки зрения содержания, приемов ораторского мастерства, стиля выступления.

Особенности устного выступления

Задание 42. Определите свой темп речи. Для этого возьмите стихотворение или прозаический отрывок, который вы знаете наизусть, отметьте фрагмент, состоящий из 100-120 слов. Если вы прочитали его наизусть за минуту, темп вашей речи нормален; если прочитали быстрее – вам надо следить за собой, чтобы говорить медленнее; если не уложились в минуту – поработайте над тем, чтобы речь была более быстрой.

Задание 43. Произнесите по-разному этикетную формулу начала речи Дамы и господа! (Равнодушно, торжественно, выражая просьбу, иронию, радость и т. д.)

Во время выступления оратор услышал шум в аудитории. Придумайте фразу, с которой он обратится к слушателям, и произнесите ее по-разному: с гневом, с угрозой, с удивлением, порицанием, в виде просьбы, равнодушно, с обидой и т. п.

Задание 44. Данные слова произнесите шепотом, но ясно и точно, так, чтобы их слышал человек, сидящий недалеко от вас в той же комнате.

Взяточничество, корреспонденция, предшествовавший, неистовствовать, обусловливаемый, транспортируемая, катастрофический, переосвидетельствовать, взгромоздившееся, искренность присутствие, усовершенствование, делопроизводство, университет, артиллерия, фельдшер, фельдмаршал, брошюра.

Эти же слова произнесите немного громче, но так ясно и четко, чтобы их слышал человек, сидящий в другой комнате.

Задание 45. Прочитайте отрывок из пособия для менеджеров Ивана Рыбкина «Управляем контактом с клиентом». Выделите характерные особенности письменной речи в данном отрывке. Измените текст так, чтобы он стал устным выступлением. Какие речевые конструкции для этого необходимы? Укажите сначала части текста, которые претерпели значительные изменения, а затем те, которые почти не изменились в ходе подготовки устного выступления. Отрепетируйте получившееся выступление перед зеркалом, наблюдая за своими жестами во время произнесения речи. Какие жесты вы использовали и с какой целью? Производите ли вы механические, лишние жесты, отвлекающие внимание слушателей?

Личность клиента как объект управления при контакте

Личность целостна. Любое разделение ее условно и отражает только «часть правды» о человеке. Личность является системой. Поэтому подходить к вопросам управления личностными процессами клиента надо также системно. Это означает, что, влияя на один из процессов, мы, неминуемо, изменяем всю систему контакта с клиентом.

 Личность любого человека можно условно представить как объект, состоящий из ценностей и внутренних ресурсов.

 Ценности и ценностные представления

 Под личностными ценностями будем подразумевать осознаваемые/неосознаваемые идеалы и нормы.

 Почему я вообще заговорил о ценностях? Дело в том, что метод «решения проблем» основан на том, что человек решает изо всех своих текущих проблем наиболее важные для него.

 Если продавец и клиент по-разному оценивают реальную необходимость решения значимой проблемы, то сделка все время находится «под вопросом». Поэтому перед продавцом стоит необходимость знать основные ценности клиента. Их необходимо изучать для того, чтобы прогнозировать реальную возможность совершения сделки сегодня.

 Можно ли изменять иерархию ценностей в процессе продажи? Можно. Для этого необходимо уметь осознанно работать с ценностными представлениями клиента и воспитывать в нем (в случае необходимости) требуемую культуру использования нашей продукции.

 Личностные «процессы» как разновидность внутренних ресурсов человека

 Все процессы сосуществуют одновременно. Однако, в каждый момент работы с клиентом можно выделить процесс, который является ведущим и доминантным для данного участка продажи. Он выделяется среди прочих по принципу «фигура на фоне». Разбиение на личностные процессы позволяет продавцу сосредоточиться в каждый момент продажи на том, каким из них нужно управлять в данный момент, чтобы развивать контакт с клиентом.

 Конечно, неправильно говорить, что мы можем управлять всей личностью другого человека. Но влиять и направлять клиента в определенную сторону, связанную с осознанием значимых проблем и ключевых выгод, возможно.

 Ситуация продажи вносит определенную специфику в понимание личностных процессов клиента. Продавца интересует ограниченный набор «рецептов» управления тем или иным процессом, который, так или иначе, способствует развитию доверия и принятию решения о приобретении его продукции. Конечно, это упрощенное понимание действительности, но главное, что оно «работает» и действительно позволяет нам осуществлять управление поведением клиента.

Задание 46. Подготовьте небольшое сочинение на тему: «Какие особенности голоса оратора производят наибольшее впечатление на слушателей и помогают усвоить лекцию?»


Вопросы к зачету

1. Предмет и задачи деловой риторики. Необходимость развития риторических навыков.

2. Понятие риторического идеала.

3. Основные этапы развития истории риторики. Выдающиеся ораторы.

4. Роды и виды красноречия.

5. Критерии отбора материала при подготовке выступления.

6. Логика речи. Виды аргументации. Основные логические ошибки.

7. Учение о качествах речи.

8. Языковые средства изобразительности и выразительности речи.

9. Риторические средства.

10 Принципы произнесения публичной речи.


Список рекомендованной литературы

1. Андреев В. И. Деловая риторика: Практический курс делового общения и ораторского мастерства. М., 1995.

2. Апресян Г. З. Ораторское искусство. – М., 1978.

3. Атватер И. Я. Я вас слушаю… 2-е изд. – М., 1988.

4. Бельчиков Ю. А. Говорите ясно и просто. – М., 1980.

5. Вагапова Д.Х. Риторика в индивидуальных играх и тренингах. 2-е изд. – М., 2001.

6. Введенская Л.А., Павлова Л. Г., Чихачев В. П. Культура и техника речи. – Ростов-н/Д, 1994.

7. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. – Ростов-н/Д, 2002.

8. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика и культура речи. 3-е изд. – Ростов-н/Д, 2003.

9. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: Учебник. 2-е изд. М., 2006.

10. Граудина Л. К., Мицкевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.

11. Зарецкая Е. Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. 3-е изд. – М., 2001.

12. Иванова С. Ф. Искусство диалога, или беседы о риторике. – Пермь, 1992.

13. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М., 1989.

14. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1989.

15. Кеннеди Дж. Искусство убеждения в Древней Греции. М., 1965.

16. Клюев Е. В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и вузов. – М., 1998.

17. Клюев Е. В. Риторика: Учебное пособие для высших учебных заведений. М., 1999.

18. Колтунова М. В. Язык и деловое общение. Нормы, риторика, этикет: Учебное пособие для вузов. – М., 2002.

19. Культура парламентской речи. М., 1994.

20. Культура речи и эффективность общения / Под ред. Л. К. Прудкина, Е. Н. Ширяева. – М., 1996. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. 7-е изд. – М., 2001.

21. Максимов А. М. Как разговорить собеседника, или Ремесло общения. – М., 2005.

22. Мастера красноречия. – М., 1991.

23. Михальская А. К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.

24. Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М., 1983.

25. Морозов В. П. Занимательная биоакустика. 2-е изд. - М., 1987.

26. Пиз А., Гарнер А. Говорите точно Как соединить радость общения и пользу убеждения. – М., 2006.

27. Романов А. А., Ходырев. Управленческая риторика: учебник для вузов. – М.,2001.

28. Сопер Поль. Основы искусства речи. 2-е изд. – М., 1992.

29. Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. – М., 2002.

30. Хазагеров Г. Г. Корнилова Е. Е. Риторика для делового человека: Учебное пособие. 2-е изд. М., 2003.

31. Якокка Л. Карьера менеджера / Пер. с англ. – М., 1991.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.