скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыУчебное пособие: Риторика как наука убеждения

Учебное пособие: Риторика как наука убеждения

Раздел I. Риторика как наука убеждения, ее историческое развитие

Риторика как наука и учебный предмет

Задание 1. Перед вами изречения, имеющие отношение к красноречию, риторике, общению, культуре речи. Подберите сами 5-6 подобных афоризмов, запишите их в тетрадь и в дальнейшем продолжайте пополнять эту коллекцию.

Афоризмы: мастерство речи.

1.         Конечная цель красноречия - убеждать людей.

(Честерфилд Филипп Дормер Стенхон, английский писатель, ХVIII в)

2.         Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно, с достоинством при исполнении.

(Цицерон Марк Туллий, римский оратор, философ, государственный деятель, 1 в. до н.э.)

3.         Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению.

(Ломоносов Михаил Васильевич, русский ученый-универсал, ХУIII в.)

4.         Чтение - вот лучшее учение. Следить за мыслью великого человека есть наука самая занимательная.

(Пушкин Александр Сергеевич, великий русский поэт, XIX в.)

5.         Зачем ты выучил свой текст наизусть! Нам нужна свободно льющаяся речь, живая, эмоциональная... Говори свободно, коротко, остроумно.

(Андроников Ираклий Луарсабович, русский литературовед, писатель, импрови­затор).

6.         Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи, Старца великого тень чую смущенной душой. (Пушкин А.С.)

7.         Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ понятий.

(Сперанский Михаил Михайлович, русский государственный деятель, XVIII-XIX в.в.)

8.         Обдумать надо мысль, а лишь потом писать!

Пока неясно вам, что вы сказать хотите,

Простых и ясных слов напрасно не ищите;

Но если замысел у вас в уме готов,

Вам нужные слова идут на первый зов.

(Буало Никола. Французский теоретик литературы, поэт, ХУП в.)

9.         Развивая мысль в речи, надо сперва схему ее вложить в ум слушателя, потом в наглядном сравнении предъявить ее воображению и, наконец, на мягкой лирической подкладке осторожно положить ее на слушающее сердце.

(Ключевский Василий Осипович, русский историк, XIX в.)

10.      Только разработка предмета делает речь восхитительной... Привлечь слушателя, возбудить его внимание и подготовить его к своим поучениям, изложить дело кратко и ясно, чтобы все в нем было понятно; обосновать свою точку зрения и опровергнуть противную и, наконец, замкнуть все это воспламеняющим или успокаивающим заключением. (Цицерон)

11.      Если сердце человека преисполнено недовольства и недоброжелательства к вам, то никакая логика, известная в подлунном мире, не сможет склонить его к вашей точке зрения.

 (Карнеги Дейл, философ, психолог, ритор, США, ХХ в.)

12.      Логика не признает половинчатости точно так же, как солнце не признает огонька свечи. (Гюго Виктор, французский писатель, XIX в.)

13.      Стихи повсюду были первыми детьми гения и первыми учителями красноречия.

(Вольтер Мари Франсуа Аруэ, французский писатель, философ, просветитель, ХVIII в.)

14.      Стих, как монету, чекань

Строго, отчетливо, честно.

Правилу следуй упорно:

Чтобы словам было тесно,

Мыслям - просторно.

(Некрасов Николай Алексеевич, русский поэт, XIX в., «Из Шиллера»)

15.       Не пишите риторики, а подберите речи известных ораторов всех народов и веков, снабдите их подробной биографией каждого оратора, необходимыми историческими примечаниями - и вы окажете этой книгой великую услугу ораторам и неораторам.

(Белинский Виссарион Григорьевич, русский литературный критик, XIX в.)

16.      Всякая речь должна быть составлена словно живое существо: у нее должно быть тело с головой и ногами, а туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому.

 (Платон, древнегреческий мыслитель, философ, ритор, V-IV вв. до н.э.)

17.      Слово - одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя. Оно способно увлекать за собой и самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском.

(Кони Анатолий Федорович, русский юрист, общественный деятель, XIX­-ХХ вв.)

18.      Сила мысли - творческая сила. Во вселенной нет другой такой творческой силы, и если бы люди знали и пользовались ею, их эволюция была бы гораздо более быстрой, чем она есть на самом деле... Чтобы хорошо жить, надо хорошо мыслить.

(Рерих Николай Константинович, русский художник, археолог, мыслитель, XIX- XX в.в.)

19.      Мысль изреченная есть ложь.

(Тютчев Федор Иванович, русский поэт, XIX в.)

20.      Свободным человек может быть только в мыслях.

(Хайдеггер Мартин, немецкий философ, ХХ в.)

21.      Речь удивительное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться ею.

(Гегель Георг Вильгельм Фридрих, великий немецкий философ, XVIII-XIX в.в.)

22.      В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все через него начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. (Евангелие от Иоанна)

23.      Ржавеет золото и истлевает сталь.

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего сильнее на земле печаль,

И долговечней царственное слово.

(Ахматова Анна Андреевна, поэт, ХХ в.)

24.      Для уразумения глубочайших и сокровеннейших истин нам не дано иных средств, кроме образов и сравнений.

 (Шопенгауэр Артур, немецкий фило­соф, XIX в.)

25.      Ложь - это наиболее современная и актуальная форма зла. Феноменология лжи. Чрезвычайное разнообразие и тонкость ее форм.

(Бахтин Михаил Михайлович, русский философ, ХХ в.)

26.      Дело риторики не убеждать, а в каждом данном случае находить способы убеждения.

(Аристотель, древнегреческий мыслитель, универсальный ученый, IV в. до н. э)

27.      При подготовке некоторых тем рекомендуется кое-что прочитать, выяснить, что делали и говорили другие по тому же вопросу. Но не начинайте читать, прежде чем вы не исчерпали собственных мыслей. Это важно, очень важно. Подлинная подготовка состоит в том, чтобы извлечь что-то из себя, подобрать и скомпоновать собственные мысли, оформить собственные убеждения. (Карнеги Д.)

28.      Высказывание формируется в сложном процессе, который начинается с общего замысла, проходит стадию внутренней речи (или свернутой схемы предложения) и кодируется (реализуется) в развернутом речевом высказывании. Доходя до слушающего, это высказывание проделывает обратный путь, начинающийся с восприятия сообщения, продолжающийся в его декодировании - выделении его информативных узлов - и кончающийся общей смысловой схемой, переживаемой как понимание услышанного сообщения.

( Лурия Александр Романович, русский психолог, ХХ в.)

29.      Лошадь узнают в езде, человека - в его речах.

Глухой слушает, как немой речи говорит.

Лиса знает сто сказок, и все про курицу.

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

Нелюбо - не слушай, а врать не мешай.

Слушать его можно, а верить нельзя.

(Даль В. И. Пословицы русского народа)

Задание 2. Выберите 2-3 афоризма (из приведенных выше) и подготовьтесь обосновать свой выбор: 1) предельно кратко; 2) развернуто, с тезисами; 3) письменно, в виде связного текста (небольшого сочинения).

Задание 3. Распределите приведенные выше изречения по следующим тематическим рубрикам: 1) мастерство говорящего; 2) содержание речи; 3) требования к форме, языковое мастерство; 4) фактор адресата, направленность на слушающего; 5) весомость мысли, лежащей в основе высказывания; 6) главное в риторике, в мастерстве говорящего; 7) логика; 8) эстетика; 9) механизмы речи; 10) результат общения; 11) парадоксы; 12) изречения, с авторами которых вы хотели бы поспорить.


Задание 4. Из 3-4 словарей выпишите определения (толкование) терминов красноречие, риторика, оратор, общение. Обратите внимание на расхождения в толковании. Попытайтесь сформулировать свое мнение (письменно).

Задание 5. Подготовьте выступление на одну из тем:

1)         Отношение к риторике софистов, Платона, Аристотеля.

2)         Знаменитые ораторы Древней Греции и Древнего Рима.

3)         История опубликования учебника по риторике М. В. Ломоносова.

4)         Авторы русских риторик 19 века.

При этом необходимо, чтобы ваше выступление соответствовало следующим требованиям:

- вы знаете о теме больше, чем слушатели;

- тема и изложенный материал интересны вашей аудитории;

- вы излагаете материал кратко и доступно.

Ораторская речь: роды и виды красноречия

Задание 6. Прочитайте главу из книги А. Максимова «Как разговорить собеседника, или Ремесло общения». Представьте, что вы услышали ее в качестве устного выступления автора. Что изменилось бы в речи? Выделите во фрагменте основные мысли, перескажите его. К какому бы роду и виду вы отнесли эту речь?

Несвобода по Карнеги. Почему, общаясь по системе Карнеги, невозможно получить информацию? Кто такие манипуляторы и актуализаторы?

Дейла Карнеги критикуют много, часто и с удовольствием. И тут опять же возникает вопрос: «За что его критиковать?» Нередко американскому психологу попадает за то, что его выводы - неконкретны, что это не выводы даже, а просто – призывы.

«Представьте себе, - пишет, например, американский психолог Лейл Лаундес, - что некий мудрец сказал вам: «Находясь в Китае, говори по-китайски», - но не преподал вам ни одного урока китайского языка. Дейл Карнеги и многие специалисты по психологии коммуникаций похожи на такого мудреца. Они говорят нам, что делать, но не говорят, как это делать».

Сказано красиво. Но, на мой взгляд, неверно. Если бы Карнеги был всего лишь теоретиком, если бы он ограничился всего лишь призывами - его работы не выходили бы такими огромными тиражами и не были бы столь востребованы.

Критика Карнеги, как и любая другая, конструктивна только в том случае, если вы критикуете его по принципиальным позициям.

На мой взгляд, рекомендации Дейла Карнеги настолько конкретны, понятны и убедительны, что многие не задумываются над тем: а ради чего, собственно, эти рекомендации выполнять? Куда летит стрела, пушенная Карнеги? Где мишень?

Это вообще проблема тех докторов, которые лечат больных, а не изучают здоровых. Вы разрушаете болезнь? Понимаю. А что будем строить на ее месте? Дар стрелы в том, чтобы разрушить, а дальше как пойдет? Так, что ли?

Теория Карнеги - это теория о том, как сделать так, чтобы мир в тебя влюбился.

И потому в основе этой теории лежит человек несвободный, очень зависящий от собеседника, от обстоятельств и т.п.

Согласен: с помощью теории Карнеги можно решить некоторые проблемы общения, можно «вылечиться». Но - в кого? В несвободного человека.

Карнеги верен себе: главное - собеседника не раздражать, понравиться ему, и тогда он полюбит Вас. Вопроса: «А зачем, собственно, вам добиваться любви собеседника?» - у Карнеги не возникает. «Как зачем? Чтобы жить с легкостью и приятностью».

«Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника».

«Говорите о том, что интересует вашего собеседника»»

«Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите, что он не прав».

«Единственный способ на земле повлиять на другого человека - это говорить о том, чего он хочет, и научить его, как получить желаемое».

И так далее, и далее, и далее…

Абсолютно прав протоиерей Михаил Дронов, который называет человека, общающегося по Карнеги, подозрительным. Оно и верно: общаясь по Карнеги, ты как бы все время подозреваешь своего собеседника, что он отлынивает от общения с тобой, не хочет его. А «подозрительный человек вообще перестает замечать самого себя, поскольку все его внимание, все его интересы сосредоточились не на собственной душе, не на том, что реально составляет его жизнь, а на других».

И в этом - несвобода! Ты все время подчинен, а значит, несвободен.

В своей книге Kapнеги выделяет восемь основных желаний нормального человека:

1.         здоровья и сохранения жизни;

2.         пищи;

3.         сна;

4.         денег и вещей, которые можно приобрести за деньги;

5.         жизни в загробном мире;

6.         сексуального удовлетворения;

7.         благополучия своих детей;

8.         сознания собственной значимости.

Характерно, что тут нет двух желаний, которые, например, во многом двигают мной, и, возможно, Вами или Вами не двигают?

Это ЖЕЛАНИЕ ЛЮБВИ - не сексуального удовле­творения, а именно любви - духовного родства, той самой любви, которую русский философ Иван Ильин называл «первым и глубочайшим источником духовного опыта».

И это ЖАЖДА ЗНАНИЙ, которая многих людей заставляет отказываться и от денег, и от пищи, и от сна.

Есть ли люди, у которых вовсе отсутствуют желание любви и жажда знаний? Ну, наверное, встречаются. Равно как встречаются и те, кто совершенно не желает жизни в загробном мире или может прекрасно обходиться без еды.

Например, в моей телевизионной программе «Ночной полет» была в гостях писательница Лидия Либединская. На мой вопрос: «Верит ли она в то, что после смерти что-то будет? Загробная жизнь, например?» - эта, весьма пожилая и очень мудрая женщина воскликнула: «Да вы что! Этого бы ужасно не хотелось! Что ж получается: мне и после смерти придется переживать за своих внуков, с ума из-за них сходить? Не хочу!»

Но это так - к слову. Мне кажется характерным то, что Карнеги не замечает именно тех желаний, которые помогают человеку остаться человеком, которые делают его личностью.

Это, что называется, «оговорка по Фрейду».

Теории Карнеги самостоятельные личности не нужны.

Правила, по которым Карнеги предлагает строить общение, - это антиправила для тех, кто хочет научиться брать интервью.

Вспомним о законе стрелы... Если строить беседу «по Карнеги», то можно добиться того, что человек вас полюбит (точнее, сделает вид, что полюбил), но добиться того, чтобы человек поделился с вами информацией, невозможно.

Точнее всего сказано об этом у Михаила Дронова:

«Задавайте вопросы, на которые другому человеку приятно будет отвечать, - продолжает он. (Д. Карнеги А. М.) Поощряйте его к тому, чтобы он рассказывало себе и о своих достижениях». А эта корректировка беседы, которую учит делать Кар неги, чтобы «понравиться ЛЮДЯМ», - уже прямая манипуляция! Да это никакая не беседа! Это подзадориваемый манипулятором монолог лишь ее одного участника, который упоен собой и слышит одного себя. А сам манипулятор в глубине души может потирать руки от удовольствия и потихоньку над ним посмеиваться. Ведь не для того он «разогрел» своего собеседника, чтобы действительно слушать его самовлюбленный бред, - он просто завоевывает своего очередного «друга», который ему может пригодиться».

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.