скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыУчебное пособие: Ознакомление с приложениями Windows

Адресное пространство приложения делится на отдельные фрагменты, содержащие код, данные, служебную информацию и пр., необходимые для этого приложения. Однако такое деление статично — перемещение фрагментов в адресном пространстве не происходит. Оптимизация доступа к памяти осуществляется не с помощью перемещения блоков или их удаления, а с помощью механизма отображения виртуального адресного пространства на физически доступную память компьютера (упрощенно можно считать, что виртуальное адресное пространство приложения — это специальный файл подкачки страниц; оперативная память при этом выполняет роль кэша, в котором находятся только активно используемые код и данные).

Помимо этого в адресном пространстве приложения могут выделяться одна или несколько куч (хипов), разделяемых на отдельные блоки. Вот эти–то блоки могут перемещаться внутри своей кучи и даже удаляться из памяти. Сама куча в адресном пространстве приложения перемещаться не будет. Для каждого приложения выделяется по меньшей мере одна куча, называемая стандартной (default heap). Все функции Windows API, работающие с глобальной или локальной кучами перенесены в Win32 API так, что они работают именно с этой стандартной кучей. При этом нет никакой разницы между глобальной и локальной кучами.

 

Процессор

Выше, при рассмотрении разных типов операционных систем, было выделено два “чистых” типа систем: однопользовательские однозадачные и многопользовательские многозадачные. Windows во всех его версиях занимает некоторые промежуточные положения между двумя этими крайними типами. Так версии Windows 3.x приближаются к простейшему типу однопользовательских однозадачных систем (с очень ограниченной реализацией некоторых возможностей как многопользовательской работы, так и многозадачного режима), а наиболее сложная Windows NT является истинно многозадачной системой с развитыми средствами разделения доступа пользователей.

Windows API и объектно–ориентированное программирование

Методы разделения процессора, применяемые разными реализациями Windows, интересно рассмотреть в их развитии — от простого к сложному. Так в идеальной однозадачной среде, приложение, раз начавшись, выполняется без перерывов до полного завершения. В истинно многозадачной среде приложение выполняется за много шагов, причем само приложение не знает, когда его прервут для обработки других приложений — этим ведает только система[4].

Промежуточным решением является среда, получившая название псевдомногозадачной (невытесняющая многозадачность, non–preemptive multitasking).  В такой среде, подобно однозадачной, система не прерывает выполнения приложения. Однако само приложение должно быть разделено на небольшие, быстро выполняемые фрагменты. После выполнения такого фрагмента система может перейти к выполнению другого приложения. При этом приложение само уведомляет систему, где ее можно прервать для выполнения других задач.

В Windows 3.x это может быть реализовано двумя разными методами:

·   обычно приложение разбивается на набор небольших, быстро выполняемых функций. В этом случае система просто вызывает нужные функции для выполнения требуемых задач. После завершения обработки одной функции система может вызвать другую функцию другого приложения, осуществляя таким образом выполнение нескольких приложений как–бы одновременно.

·   можно воспользоваться специальной функцией, передающей управление системе, и возвращающей его назад приложению после обработки других приложений. Таких функций в Windows 3.x две — Yield и DirectYield. Однако этот путь используется в очень специальных случаях, например при разработке отладчиков, из–за довольно жестких ограничений на применение этих функций.

При написании нормальных приложений для Windows 3.x разбиение программы на отдельные функции производится не механически, скажем через 100 строк, а функционально — каждая функция выполняет определенные действия. При этом система, вызывая соответствующую функцию, передает ей некоторые данные, которые указывают, что надо сделать.

Это очень важный момент.

До сих пор все программы состояли из алгоритма, управляющего данными. На практике это означало, что алгоритм, описывающий программу, предусматривал когда, где и в какой мере возможно получение данных и управляющих воздействий, и как и куда направлять вывод результатов.

Например, при необходимости ввода данных с клавиатуры, программа включала в себя вызов к операционной системе (или BIOS, на худой конец), который и возвращал требуемые данные.

Еще раз: обычная программа генерирует вызовы к операционной среде для получения и вывода данных: алгоритм управляет данными

В рассмотренном нами случае получается совершенно иная ситуация: поступающие от системы данные управляют поведением программы. Часто такими данными являются управляющие воздействия пользователя (например, изменение размеров окна, вызов меню и др.). Эти воздействия, вообще говоря, не синхронны с работой вашей программы, то есть получается, что данные управляют алгоритмом — один из основных принципов объектно–ориентированного программирования (ООП).

Введем новые понятия:

·   данные, передаваемые от системы к соответствующей функции называются сообщением (message).

·   процесс обращения к требуемой функции называется посылкой (post) или передачей (send) сообщения.

·   функция, обрабатывающая сообщения, называется процедурой обработки сообщений (message handler).

Таким образом, когда вы создаете программу, работающую в псевдомногозадачной среде (здесь: Windows 3.x), вы должны написать требуемые процедуры обработки сообщений. Далее Windows будет передавать вашим процедурам сообщения для их обработки.

С точки зрения ООП все объекты должны обладать 3мя свойствами:

инкапсуляция — объединение в единое целое алгоритмов и необходимых данных;

наследование — возможность порождения новых объектов, основываясь на существующих, наследуя их свойства;

полиморфизм — разность реакций на одинаковые воздействия; наследники одного объекта могут отличаться своими свойствами друг от друга и от предка.

С точки зрения этих свойств объект, определенный процедурой обработки сообщений, удовлетворяет всем этим требованиям. Процедура обработки сообщений может пользоваться специфичными, сгруппированными в каких–либо структурах, данными (инкапсуляция). Мы можем создавать новый объект со своей процедурой обработки сообщений, которая может ссылаться на процедуру ранее описанного объекта (наследование), а также выполнять обработку дополнительных сообщений или иначе обрабатывать прежние сообщения (полиморфизм).

Обычно говорят, что процедура обработки сообщений определяет свойства объекта, так как задает реакцию этого объекта на воздействия (сообщения). Именно с такой трактовкой объекта возникли первые языки ООП.

В Windows объектом ООП является окно. Соответственно говорят, что сообщения направлены не процедуре, а окну. Процедура обработки сообщений определяет окно с конкретными свойствами, даже больше — одна процедура может обслуживать несколько разных окон, но тогда эти окна будут иметь одинаковую реакцию на одинаковые воздействия. То есть процедура обработки сообщений определяет не одно окно, а целый класс (class) окон.

Сообщения, которые Windows направляет окну, отражают то, что происходит с этим окном. Например, есть сообщения, информирующие об изменении размеров окна, или о перемещении мыши, или нажатии на клавишу и др.  Передача сообщений является механизмом разделения многих ресурсов, не только процессора. Так, с помощью одних сообщений, реализовано разделение мыши или клавиатуры между задачами, другие сообщения, получаемые окном, помогают осуществить разделение дисплея и т.д.

Таким образом псевдомногозадачный метод разделения процессора оказался основой для построения объектно–ориентированной среды и попутно перевернул всю привычную нам философию написания программ — мы теперь создаем не управляющий алгоритм, а набор процедур, обеспечивающий реакцию нашего окна (то есть нашей программы) на внешние события.

Обработка сообщений является очень распространенным способом организации ООП–библиотек или ООП–языков. Существенное отличие (причем не в лучшую сторону) Windows 3.x заключается в том, что обработка сообщений является методом разделения процессора в псевдомногозадачной среде. Так как система не прерывает выполнение приложения в процессе обработки сообщения, то его обработка не должна занимать много времени

Это сильно затрудняет применение Windows 3.x для расчетных задач — либо мы должны их выполнить быстро, либо разбить на быстро выполняемые части, и понемногу обрабатывать по мере получения сообщений. Понятно, что обычно приходится разбивать на части, а это существенно замедляет вычисления. Вообще говоря, при обработке сообщения лучше укладываться в интервал менее 1 секунды, что бы задержка в реакции Windows на управляющие воздействия не была очень большой; критичной является задержка порядка 1–2 минуты — при этом Windows 3.x может просто дать сбой или зависнуть (что очень сильно зависит от наличия других работающих приложений).

Win32 API

В более сложном Win32 API применяется так называемая истинная многозадачность (вытесняющая, preemptive multitasking). В этом случае разделение процессора осуществляется по определенным временным интервалам (квантам времени). Обработка сообщений перестала быть методом разделения процессора, и в процессе обработки сообщения система может передавать управление другим приложениям. Сама же идея применения объектно–ориентированного подхода к окнам осталась неизменной.

Однако надо отметить, что реализация истинной многозадачности оказалась неполной. В рамках Win32 API могут работать как настоящие Win32 приложения, так и их 16ти разрядные собратья, написанные для Windows API. При запуске таких 16ти разрядных приложений под Win32 для них запускается специальная виртуальная 16ти разрядная Windows–машина, причем в Windows–95 для всех 16ти разрядных приложений используется одна общая виртуальная машина. Это значит, что истинная многозадачность реализована только между Win32 приложениями, в то время как 16ти разрядные приложения между собой используют обработку сообщений для разделения отведенного им процессорного времени. В случае Windows NT для каждого 16ти разрядного приложения запускается собственная Windows–машина, что позволяет им разделять процессор общим способом с приложениями Win32.

Истинная многозадачность в Win32 позволила реализовать так называемые многопотоковые приложения (multithread application). При этом выделяют два новых понятия — процесс (proccess) и поток (thread). Процессы в Win32 API примерно эквивалентны приложениям в Windows API. Для каждого процесса выделяются определенные системные ресурсы — адресное пространство, приоритеты и права доступа к разделяемым ресурсам и прочее, но не процессорное время. Процесс только лишь описывает запущенную задачу, как она есть, без непосредственных вычислений. Для разделения процессора используются не процессы, а потоки, которым и выделяется процессорное время. В рамках каждого процесса выделяется свой поток, называемый первичным (primary thread), создаваемый по умолчанию при создании процесса. При необходимости в пределах одного процесса может быть создано много потоков, конкурирующих между собой (и с потоками других процессов) за процессорное время, но не за адресное пространство.

 

Как написать приложение для Windows

Пока мы рассмотрели только основную идею использования сообщений для реализации объектно–ориентированной операционной среды. Сейчас надо перейти к особенностям организации приложения, работающего в такой среде.

Каждое приложение открывает по меньшей мере одно окно (в принципе могут существовать приложения вообще без окон, но как небольшие специализированные процедуры, не требующие никакого управления). Свойства окна определяются процедурой обработки сообщений этого окна. Таким образом, что бы определить свойства нужного окна, надо написать процедуру обработки сообщений, посылаемых этому окну (оконную процедуру или оконную функцию — window procedure, она же процедура обработки сообщений, message handler).

Одна процедура может обслуживать сообщения, посылаемые разным окнам с одинаковыми свойствами. Говорят, что окна, имеющие одну и ту же оконную функцию, принадлежат к одному классу окон. Вы должны эту процедуру зарегистрировать это называется регистрацией класса окон.

Далее необходимо предусмотреть средства для создания и отображения окна зарегистрированного класса. С таким окном пользователь будет работать передвигать его по экрану, изменять размеры, вводить текст и т.д. Вам необходимо обеспечить реакцию этого окна (то есть вашего приложения) на действия пользователя. Фактически вы должны запустить механизм, обеспечивающий доставку сообщений, адресованных вашему окну, до получателя — оконной процедуры. Этот механизм должен работать, пока работает ваше приложение. Такой механизм называется циклом обработки сообщений (message loop).

Таким образом вы должны выполнить несколько шагов для создания собственного приложения:

·   написать оконную функцию;

·   зарегистрировать эту функцию (класс) в Windows, присвоив классу уникальное имя;

·   создать окно, принадлежащее данному классу;

·   обеспечить работу приложения, организовав цикл обработки сообщений.

Чуть подробнее рассмотрим, что происходит с приложением за время его “жизни” — от запуска до завершения — перед тем, как перейдем к рассмотрению конкретного примера.

 Когда вы запускаете приложения для Windows, система сначала находит исполняемый файл и загружает его в память. После этого приложение осуществляет инициализацию необходимых объектов, регистрирует необходимые ему оконные классы, создает нужные окна. можно считать, что, начиная с этого момента, приложение способно нормально взаимодействовать с пользователем и необходимым образом реагировать на его действия. В это время должен работать цикл обработки сообщений, который будет распределять поступающие сообщения конкретным окнам.

Сообщения, которые будет получать окно, информируют приложение о всех действиях, которые предпринимает пользователь при работе с данным окном. Так, существуют сообщения, информирующие о создании окна, изменении его положения, размеров, вводе текста, перемещении курсора мыши через область окна, выборе пунктов меню, закрытии окна и т.д. Для удобства работы системы все сообщения имеют уникальные номера, по которым определяется назначение этого сообщения; а для удобства разработки приложений для всех сообщений определяются символические названия. Например:

  #define WM_MOVE       0x0003
      #define WM_SIZE          0x0005

В большинстве случаев названия сообщений начинаются на WM_, однако названия некоторых сообщений имеют префиксы BM_, EM_, LBM_, CBM_ и другие.

Для начала выделим четыре сообщения, с которыми мы будем знакомится первыми. Это сообщения применяются при создании окна (WM_CREATE), при закрытии[5] (WM_DESTROY и WM_QUIT) и при его перерисовывании (WM_PAINT).

В тот момент, когда приложение создает новое окно, оконная процедура получает специальное сообщение WM_CREATE, информирующее окно о его создании. При этом окно создается с помощью вызова специальной функции (CreateWindow, CreateWindowEx и некоторые другие), которая выполняет все необходимые действия; сообщение при этом имеет лишь “информационный” характер — оно информирует окно о том, что его создают. Однако реальное создание происходит не в обработчике этого сообщения, а в той функции, которую вызвали для создания окна.

На сообщении перерисовки окна WM_PAINT надо остановиться чуть подробнее. Дело в том, что какая–либо часть окна может быть скрыта от пользователя (например, перекрыта другим окном). Далее в процессе работы эта часть может стать видимой, например вследствие перемещения других окон. Сама система при этом не знает, что должно быть нарисовано в этой, ранее невидимой части окна. В этой ситуации приложение вынуждено позаботиться о перерисовке нужной части окна самостоятельно, для чего ему и посылается это сообщение каждый раз, как видимая область окна изменяется.

Когда окно закрывается, оно получает сообщение WM_DESTROY, информирующее о закрытии окна. Как и в случае создания, сообщение о закрытии является информационным; реальное закрытие осуществляется специальной функцией (обычно DestroyWindow), которая, среди прочего, и известит окно о его уничтожении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.