скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Вопросы по культурологии

16. Эпоха В. рассматривается как переход от средних веков, от феодального к буржуазному общ-ву. Появляются мануфактуры, развивается банковское дело, междунар. торговля. Формируется научная картина мира на открытиях в обл. астрономии. Ученые эпохи: Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей. Ренессанс - эпоха великих открытий. Известные первооткрыватели - Колумб, Магеллан. Были открыты 2 богатых континента. Наивысшей точки развития к-ра Ренессанса достигает в 16в. В утверждаемой системе ценностей духовной к-ры в целом выдвигаются идеи г-зма. Г-зм Р. - это такое мышление, для кот. хар-рны свободолюбие и светский индивидуализм. Понятие «г-зм» в ф-фской лит-ре имеет 2 значения: 1) в широком смысле - система идей и взглядов на чел-ка как наивысшую ценность; 2)в узком - прогрессивное течение западноевропейской культуры эпохи В., направленное на утверждение внимания к достоинству ч-ка. Г-зм развивается как идейное движение, захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворцах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы, становится мощным орудием политиков, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков худ-ков и скульпторов, складывается новая светская интнллегенция. Г-сты вносят в духовную к-ру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух, раскрывают безграничные возможности чел-ка. Они выступают против цензуры церковной, формируют чел-ка предприимчивого, активного, инициативного, чел-к уже сам кует свою судьбу. Г-зм как принцип к-ры базируется на антропоцентричной картине мира. Утверждается новый центр - могучая и прекрасная личность. 1 поэт нового времени - Данте Алигьери. Позиции его взглядов развил Франческа Петрарка, ф-ф и поэт, кот. считают основателем г-кого движения в Италии. Известное влияние на г-кое движение оказал итальянский демократ К. Салютати. Известны работы Джаноццо Манетти(«О достоинстве и превосходстве человека»), Лоренцо Валла (трактат «О наслаждении»), Пико делла Мирандолла(«О достоинстве человека»). Важную роль в утверждении г-ких идей сыграла Платоновская Академия во Флоренции. Г-сты В-ния убеждены в том, что чел-к как и бог обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и общ-вом, делая правильный выбор. Г-сты уделяли внимание изучению древних языков, они основали классическую филологию. Г-сты критиковали всю средневековую схоластику. Схоластической системе образования они противопоставили воспитание, кот. развивает чел-ка умственно и физически, формирует у нее высокие моральные кач-ва. Но становление и расцвет г-зма глубоко противоречивы. Добро и зло переплетались самым причудливым образом. Развивается наука, поэзия, ар-ра, изобразительные иск-ва. Но проблемы общ-ных отношений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Вошло в историю семейство Борджиа во главе с папой Александром 7 - убийцей, грабителем и развратником, но наделенным блестящим талантом гос-ного деятеля. Гармония в соц. устройстве не была достигнута, страсти овладевали отдельными личностями, побуждая их действовать не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях.

28.Модернизм Объединяя мн-во самостоятельных направлений (сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм, абстракционизм, и т.д.) эта худ.-эстетическая сис-ма стала одним из глав. путей творческих исканий творцов 20 века. Сущ.3 пути развития М: 1) до 1-й мир. войны -зарождение; 2) м-ду мир. войнами- усиление М. течений в иск-ве; 3) после 2-й мир. - активизация поиска выхода из дух. кризиса. М-сты интересовались созданием нов. форм, противопоставленных гармоническим формам клас. иск-ва, а так же акцентировали внимание на субъективности м-кого миропонимания. Первые м-сты были приверженцами дух. революции. внутри М. направления был принцип историзма. М-сты отрицают духовно-нравственные «абсолюты».Они пытаются возродить мифотворческий метод. Идеи мистической «соборности» и «мифотворчества» отразились в символизм. Символисты отвергали традиции клас. поэзии и строили свой « новый» язык на основе древ. архаичных образов, стремились выразить объективное косвенным путем. Представители :Валери, Элиот, Иванов, Хлебников, ранний Блок. Др. группировки м-ской поэзии стали на путь полного разрыва с поэтической традицией, бунта против привычных норм стихотворной речи. Иманженизм (образ)-передавал непосредственные эпические впечатления, соединение метафор и образов, логически мало связанных, стихи превращались в «каталоги образов». Сущ. в Америке и Англии. Футуризм (будущее)объявлял чел-кие чув-ва , идеалы любви , счастья, добра-«слабостями», провозглашая критериями прекрасного «энергию», «силу» ,«скорость». Развивался в Италии, России и Франции. Экспрессионизм(выражение) показывал мир в столкновении контраста, преувеличенной резкости изломанных линий, замещающих реальное многообразие деталей и красок нервной дисгармонии, неестественностью пропорций. Значительное влияние на экспрессионизм оказало творчество Винсента Ван Гога. Сущ. в Германии и Австрии. Поэты М.: В. Маяковский, Арагон, Бехер, Гарсия Лорка и др. М-ская проза -австриец Франц Кафка. Мир представляется ему враждебным чел-ку, бессильному и обреченному страдать. Его произведения: «Процесс», «Замок», «Америка»представляют мир , где чел-к подвластен священным, но недоступным пониманию закона. На представления Кафки похожи работы экзистенциалистов, но они пытаются сделать обязательной концепцию чел-ка, кот. сам определяет свои нормы поведения и поступки.Сущ. во Франции. Представители: Сартр, Камю, Малеро, Голдинг. Живопись м-стов строится «от обратного», совершая путь противоположный канонам худ. твор-ва. Эта эстетика отразилась в твор-ве фран. художников, прозванных Матиссом кубистами. Худ. кубизма был Пабло Пикассо с его картиной «Авенские девицы» нач. история кубизма. Отличием кубизма стало создание нов. понятия Красоты. Абстракционизм как направление м-ской живописи побуждал к поиску нового, неведомого. Основатель - В. Кандинский, считал, что он поможет прорваться внутрь сквозь внешнее. К. Малевич- ведущий представитель абстр.(картина «Черный квадрат на белом фоне» ). М-ское течение живописи 20 в. -сюрреализм. Представители: Миро, Эрнст, Массон. Ярко выражен сюрреализм в иск-ве Дали. Его иск-во апокалиптично. Гармония разрушилась ,смешалась в беспорядке. Идеи трагедийного театра принадлежат англ. реформатору Г. Крэгу. Противоположность этой концепции театра - манифест нем. драматурга Б. Брехта- основателя эпического театра. В 20 годы развивается кино. Значительными явл. эксперименты рус. кинорежиссера С. Эйзенштейна, кот. представлял иск-во как замену смысла языком жестов. Авангардизм. Углубление к-рного кризиса привело к появлению новых форм авангардизма во 2 половине 20 в., кот. определялись как антииск-во. Условно их можно объединить в понятие «концептуальное иск-во», кот. рассматривается как способ демонстрации понятий, употребляющихся в разных областях знаний. В концептуальном иск-ве выделяют течения: боди-арт, ленд- арт , пеформенс, видеоарт. Это иск-во антиэстетично, оно отказывается от правил худ. логики.

17.В эволюции В. выделяют 3 этапа: 1) Проторенессанс, 2) Ранний Р., 3)Высокое В. Первым, кто сформулировал понятие В. был Джорджо Вазари(«Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»). Первые признаки В. начинают проявляться по Вазари с конца 13 в. в работах Чимабуэ и Джотто. Они отбросили Византийские приемы и возвратились к античным традициям. Предпосылкой к возникновению Р. было выгодное геог. положение Италии. В иск-ве Р. чел-к стал реальной и независимой ценностью. В архитектуре это проявляется не только в очеловечивании пропорций зданий, но и в создании идей этажа. Проторенессанс- это подготовка к В. ,он был тесно связан со средневековьем. Родоначальником нов. Итальянского стиля считают Чимабуэ. Ему удалось выйти за пределы византийского канона и предопределить новые живописные формы. Проторенессанс связывают с именем Джотто ди Бонде, кот. предопределил путь развития Р.: динамику, драматичность повествования, переход от плоскостных изображений к объемным и рельефам. Новая концепция живописи основывается на перспективе и объемной трактовке пластической фигуры. Гл. центром итл. ПротоР. была Флоренция. Хар-рные черты мировосприятия этого времени присущи лит-ре, особенно в работах поэта гуманиста Данте Алигьери(«Новая жизнь»и «Божественная комедия»). Широкое признание получает творчество Ф. Петрарки, считающегося первым гуманистом Европы («Канцоньерэ»). Значительный вклад сделал писатель гуманист Джовани Боккаччо, развивавший итл. лит-рный язык на основе народного(«Декамерон»). Раннее В.15в. На 1 план выдвигается ярко выраженная чел-кая личность. Живопись и скульптура отделяются от ар-уры. Живопись этого периода производит скульптурное впечатление. Мастера Р.В. стремились восстановить предметность мира , подчеркивая объемность , четкость форм. Худ-ки 15в. открывают законы перспективы, строят многофигурные композиции, но они используют только линейную композицию. Основатели. Р В. :Мазаччо, Донателло, Брунеллески. Эпохе Р.В. чужда, свойственная В.В. и идеализация чел-ка. Основной мотив эпохи- восхищение перед античностью. Сущ-ную роль в переломе от готики к Р. сыграли теоретические исследования Брунеллески. Донателло впервые занялся системным изучением чел-кого тела, он разработал индивидуальный портрет в скульптуре. Мазаччо реформатор раннего В. он использовал светло теневое моделирование и разработал новые перспективы. Завершает Р.В. тв-во Леона Батиста Альберти, итл. архитектора , ученого и писателя. Он был архитектором- теоретиком. Важное значение в утверждении В. имели его теоретические трактаты(«О живописи» «О статуе»). Творчество Альберти свидетельство возникновения структурно математических построений. В.В.- золотой век итл. иск-ва (1500-1530гг.).Ф-фские основы В.В. представлены работами Помпонацци, кот. развивал учение о связи мышления с чувственным восприятием. Геометризм Р.В. прибавляется стремление к передаче внутреннего мира чел-ка. Разрабатывается воздушная перспектива, приемы светотени. Иск-во ВВ отличается масштабностью, выделяется тенденция к синтезу и обобщениям. В произведениях худ-ков основное место занимает образ идеального прекрасного чел-ка, совершенного физически и духовно. Иск-во В.В. представляют 3 худ-ка: Леонардо да Винчи, Микеланджело де Буанарроти, Рафаэль Санти. Основателем ВВ считается Леонардо да Винчи. Его работы отличает универсальность. Большое внимание он уделяет понятию гармонии. Наиб. известными работами Леонардо: «Мадонна в скалах», «Мона Лиза», «Тайная вечеря», «Иоанн Креститель». Выдающимся представителем итл. Р. был Санти, творчество кот. оставило глубокий след в иск-ве. Иск-во Рафаэля более всего выражает классич. ВР. Наиб. знаменитая его работа- «Сикстинские мадонны». Кульминации эпохи В было творчество Микеланджело де Буанарроти. Для тв-ва Микеланджело хар-рен титанизм. Пиком тв-ва Мик. Был потолок Сикстинской капеллы.

24. Эпоха Пр. по праву может быть назв. «золотым веком утопии». Под Пр. понимают прогрессивное идейное течение эпохи становления капитализма, связанное с борьбой против феодальных порядков. Хар-рной чертой Пр. было стремление его представителей к перестройке всех общ-ных отношений на основе разума, равенства и др. принципов, кот., по их мнению, берут начало из «природных прав чел-ка». Основной ф-фской идеей к-ры 18в. стал разум. Изменения в соц.-эконом. сфере жизни периода Пр. повлияли на духов. мир людей, повлияли на их идеалы, огромное значение в этом процессе сыграла лит-ра. В период Пр. вырос соц-льный статус иск-ва. Для эпохи Пр. хар-но наличие худ. направлений, кот. переплетались: сохраняются барокко и классицизм, возникает рококо и романтизм. Основным направлением в ар-ре был классицизм - наследование ар-ры древних Греции и Рима. Широко использовался в Англии. Известным ар-ром был К. Рен, под его рук-ством было построено огромное кол-тво сооружений, великим его достижением был собор Св. Павла, кот. считается шедевром мир. ар-ры. Хар-рной особенностью развития ар-ры было сооружение огромных строений гос-ного и гражданского назначений, распространяется «галантный» стиль во внутренней и внешней отделке дворцов, замков, церквей. Порождением сугубо светской к-ры эпохи Пр. стал стиль «рококо», получивший наиб. совершенное воплощение в обл. прикладного иск-ва. Ар-ра и живопись рококо ориентировались на создание комфорта для того чел-ка, кот. будет созерцать их творение. Во время франц. революции ар-ра во Франции возвращается к классицизму. Этот стиль особенно утвердился во время наполеоновского правления. Строения создавались в четких пропорциях, как во времена импер-ского Рима, всюду встречалась военная атрибутика. Все это подчеркивало мощь империи Наполеона 1. Стиль франц. ар-ры в империи Наполеона 1 наз. ампир (империя). Шедевр франц. классицизма - Площадь Свободы в Париже( Габриэль). Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Пр. были сады и парки. В них конструировался утопический мир, альтернативный сущ-щему, отвечавший представлениям времени об этических идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и чел-ка, людей м-ду собой, свободы и самодостаточности чел-кой личности. В композиции парков включ. библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы, посвященные не только богам, но и чел-ским чувствам - любви, дружбе. Можно рассматривать худ-ную к-ру 18в. как период ломки воздвигающейся веками грандиозной худ-ной системы, в соотв. с кот. иск-во создавало модель жизни более значительную, чем земная жизнь. Перед худ-ком впервые открылась возможность свободы наблюдения и тв-тва. Особенно модной была «галантная живопись», кот. изображала светских дам и кавалеров, портреты выдающихся просветителей (Ж.Б. Грез). Иск-во эпохи Пр. использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при их помощи совершенно иное содержание. Классицизм означал подчинение чел-ка общ-ной системе. Развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального личностного начала. Как в «галантной живописи», так и в классицизме идет тема возвеличивания импер-ров и знати, а новый романтизм акцентировал внимание на народе. Представитель романтизма Ф. Гойя. Одной из важнейших хар-тик к-ры эпохи Пр. явл. процесс вытеснения религиозных начал иск-ва светским, отражающая повседневность наблюдения худ-ка за реальной жизнью людей, она получает широкое распространение и стремится занять главное место в иск-ве. Парадный портрет уступает место портрету интимному, а в пейзажной живописи появляется «пейзаж настроения»(Ватто, Гейнсборо, Гварди). Восприятие, настроение, отраженное в эскизе устанавливает непосредственную связь между зрителями и худ-ком: рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна. В работах худ-ков усиливается декоративное понимание цвета: картина должна украшать то место, где она находится. Сущ-ной стороной эпохи Пр. было запечатление худ. ср-вами ощущений и наслаждений чел-ка. Важное место в иерархии духовных ценностей занимает музыка, поражающая чел-ка масштабностью и глубиной анализа самых затаенных уголков чел-кой души. На развитие музыки эпохи Пр. оказали влияние барокко и классицизм. Вершиной муз. к-ры эпохи Пр. - тв-во Баха и Моцарта. Основоположником классицизма во французской музыке был Люлли. Во Франции и Италии достигает расцвета опера, в Германии и Австрии - оратория и месса( в церковной к-ре) и концерт (в светской к-ре).Также развивается опера, балет, народное песенной тв-во, музыкальный комедийный театр. Одним из ярких примеров оперного иск-ва явл. опера Моцарта «Волшебная флейта». Эпоха Пр. является важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы соц.-полит. и к-рной жизни.

26. Развитие культуры в Европе 19в. было связано с 3 худ-ными направлениями: классицизм, романтизм, реализм. Классицизм 19в. имеет новое содержанием. Его ис-во выразительно рационалистическое. В тв-тве классицистов преобладали сюжеты, в кот. воплощались идеи о необходимости подчинения индивидуальных интересов интересам страны, об-ва, полит. и религиозного движения. Поэты нового классицизма - Гете («Римские элегии», «Эгмонт») и Шиллер(«Разбойники», «Доступность и любовь»). В этих произведениях ощущается ориентация на высокие идеалы античности, рационалистическое выражение образов переплетается с тонкой лирикой. Возвышение классицизма было кратковременным, он постепенно переходил в официальное искусство, которое теряло связь с реальной жизнью. Одновременно в классицизмом возникло, а позднее и вытеснило его др. направление - романтизм. романтикам было присуще чувство радикального обновления мира, участие человека в тайном богатстве и безграничных возможностях мирового бытия. Энтузиазм основанный на вере во всемогущество чел-кого духа, одна из характерных черт романтического мировосприятия. Романтики мечтали о разрешении проблемы мирового противоречия бытия. Различие м-ду идеалом и действительностью ярко выражено в романтизме. Представители: Лермонтов, Байрон, Эдгар Алан По. Романтики открывают глубину дух-ного мира человека. Хар-м для романтизма есть защита свободы, суверенности, проявления интереса к проблеме нац. духа и нац. к-ры, а также своеобразность разных исторических эпох. Появился жанр исторического роман(произведения Джеймса Фенимора Купера, Вальтера Скотта, Гюго). Объектом внимания западноевропейских романтиков были история и фольклор Украины( образ гетмана Мазепы). Романтизм во многом напоминает культуру барокко. Романтики обращали внимание на народное тв-во, использовали сюжеты, образы, языки, присущие народным песням, балладам, эпосу( сказки Г.Х. Андерсена, сонаты и этюды Шопена). Музыка занимает особое место в романтизме. Критическое отношение к сущ-щим общ-ным порядкам, стремление усовершенствовать мир, сделать его более человечным рассматривает не столько углубленность в фантазии, идеальный мир в мечте, сколько реалистическое осмысление действительности с целью поисков практических путей ее изменения. Постепенно зарождается реализм. Он постепенно завоевывает основные позиции в лит-ре, образовательном иск-ве, театре, музыке. Реализм как направление к-ры представляет собой объективное изображение человеческих хар-ров и условий жизни. Реализм выполнил критическую ф-цию относительно сущ-щих общ-ных порядков. В 40-х гг. появляется направление критического реализма. Литературным жанром критического реализма становится роман, который дает возможность раскрыть широкую панораму общ-ной жизни, проследить психологию героев в разных жизненных ситуациях. Становление реализма осущ-лось постепенно. Сначала реализм был тесно связан с романтизмом («Шагреневая шкура» Бальзак, «Пармский монастырь» Стендаль, романы Диккенса). Вместе с этим типичные романтические мотивы все больше переходили в реалистические(«Красное и черное» Стендаль). Стремление в образовании реалистического мировоззрения 2 пол. 19в. выразило себя в ф-фии. На волне научной революции расширяется позитивизм, который становится одним из ведущих направлений ф-фской мысли. Возникновение позитивизма связано с тв-вом Огюста Конта. Он раскрыл идею франц. социолога Сен Симона о 3 стадиях интеллектуальной революции человечества. Другой лидер позитивизма англ. ф-ф и социолог Г. Спенсер. Основным законом соц-го развития он считал закон выживания наиболее приспособленных общ-в. Позитивизм сыграл значительную роль в становлении культуры 19в.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.