скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Вопросы по культурологии

8. Архаический период. В истории Др. Гр. 8-6в. до н.э. хар-ризуются большими переменами в хоз. деятельности, соц. жизни, к-ре. Одним из наибольших приобретений к-ры Арх. периода есть произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея». В 7-6вв. до н.э. возникла гр. лирика, одним из первых лир. поэтов считается Архилох. В первой пол. 6в. до н.э. на о-ве Лесбос творила Сапфо, творчество кот. было вершиной лирики Др. Гр. В 8-6в. в Др. Гр. происходил подъем образотворческого иск-ва и ар-ры. В 7в. до н.э. появляются постройки из камня. Гл. образом это храмы. В процессе формирования гр. ар-ры возникают 3 основных направления: дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе, отличается простотой и суровостью форм), ионический(легкость, стройность, декоративность), коринфский(утонченность). Храмы арх. периода: Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме. В скульптуре арх. периода основное место занимает изображение чел-ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построением тела чел-ка, научиться передавать движение. Живопись гл. обр. известна нам с вазовых росписей. В 6в. господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности черным лаком изображены фигуры. В конце 6в. возникает краснофигурная роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый. Обобщение знаний об окруж. мире были основой для развития ф-фии. Основателем милецкой ф-фской школы был Фалес, считавший, что первоосновой мира есть вода, из кот. все возникает и в кот. все превращается. За первооснову также считали «апейрон», неопределенную, вечную материю, воздух, огонь. Древнегр. ф-ф и математик Пифагор основал ф-фскую школу в Юж. Италии. По его ф-фии мир состоит из кол-венных закономерностей, кот. можно вычислить. Заслугой пифагорейцев были разработки теорем, теории музыки, построенной на числовых соотношениях, установления ряда кол-ных закономерностей в мире. Идеалистическая линия в ф-фии, основанная пифагорейцами, была продолжена элейской ф-фской школой. Победа над Персией дала Гр. полную власть в Сре-рье. Военная добыча, торговля, использование рабского труда способствовали развитию всех отраслей к-ры.

Классический период. В кл. период развивается драматургия. Возникновение гр. театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиных шкурах и поэтому этот жанр получил название «трагедия» («песнь козлов»). Известными драматургами этого периода были Эсхил(«Закованный Прометей»), Софокл(«Антигона» и «Царь Эдип»), Еврипид(«Медея», «Электра»). Из прозаических жанров в классический период расцветает риторика - умение понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции. Среди ф-фских проблем в кл. периоде на 1 план выдвигается понимания сущности и места человека в мире, продолжается рассмотрение проблем бытия и первоосновы мира. Материалистическое трактование проблемы первоосновы выдвинул Демокрит, разработав учение об атомах. Древнегр. софисты учили, что «человек является мерой всех вещей», а сущность вещей зависит от их связи с чел-ком. Сократ путь к достижению истины видел в самопознании. Платон для объяснения бытия развил теорию о существовании «идей». Значительное внимание Платон уделял и вопросам государства, он предложил проект идеального полиса, которым управляют ф-фы. Аристотель сделал свой вклад в ф-фию, природоведение, историю, литературу, гос-ное право, основы формальной логики. Развивались астрономия, медицина, география, механика, история. Вклад в медицину сделал древнегр. лекарь Гиппократ. Гр. иск-во в кл. период достигло наивысшего развития. Скульпторы в основном изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторами были Фидий, Поликлет и Лисипп (придворный скульптор А. Македонского). Созданием Фидия были статуи Афины в Парфеноне и Зевса Олимпийского в Олимпии. Поликлет главный представитель пелопонесской школы. Наиболее известная скульптура мастера «Дорифор», юноша с копьем. В 4в. до н.э. гр. скульптура склоняется к передаче индивидуальных особенностей хар-ра чел-ка. В 5в. до н.э. - время перелома в гр. живописи, перехода к объемному изображению. Чертой гр. к-ры состязательность. Гр. агон - борьба, состязание олицетворял хар-рные черты свободного грека. Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые олимпийские игры. В греческом агоне берет свое начало диалектика - умение вести беседу.

Эллинизм. Период от начала похода А. Македонского на Восток до завоевания Римом Е. назван эллинским. Для него хар-рно расширение взаимосвязей и взаимовлияний гр. и вост. к-р. Лишившись полисной ограниченность, гр. к-ра впитывала в себя вост. эл-ты. Эти изменения нашли свое проявление в религии, ф-фии, литературе. Возникли новые ф-фских школы. Наиболее известны в этом периоде учения стоиков (основатель Зенон) и философия Эпикура( последователь Демокрита). В литературе в период эллинизма растет внимание к человеку. Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей прославить мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры, особенно искусства городского планирования и виды искусства, связанные с украшением зданий - мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика.. Появились базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, жилые дома. В обл. скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1. Родосская школа(драматизм). Скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский бык». 2. Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме. 3. Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития достигла живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала заключительным этапом в развитии культуры Др. Греции.                                             

20. З. Фрейд. - создал новое направление в психологии и медицине - самокритика. Он назвал это психоанализом. Однако значение фр-ской концепции чел-ка выходит далеко за пределы медицины: ф-фское обобщение психоанализа - фрейдизм стало учением в сфере ф-фии и к-рологии. Фр. открыл в чел-ке бессознательное как самостоятельное, не зависящее от сознания безличное начало чел-ской души. При этом бессознательное активно вмешивается в чел-скую жизнь. Фр. считает лишь иллюзией, что нашей жизнью руководит наше «Я». Фр. наз. это бессознательное начало «Оно» и полагает, что наше «Я» есть лишь игрушка в руках этой древней психической силы. Фр-ское «Оно» имеет чисто природное происхождение, в нем сосредоточены все первичные влечения чел-ка. Эти первичные влечения сводятся к 2: - сексуальные желания, - влечение к смерти, т.е. влечение к разрушению. Наше «Я», стремящееся выжить в мире природы и общ-ва, все время сталкивается с безрассудной силой «Оно». «Я» руководствуется принципом реальности, а «Оно» целиком исходит из принципа удовольствия. Отсюда неизбежная борьба между «Я» и «Оно». Фр. открывает «хитрость бессознательного», способного проводить в жизнь свои влечения, маскируя их под сознательные решения «Я». Но человек способен выжить лишь постольку, поскольку разум и к-ра могут подчинять «Оно» своим целям. Фр. указывает на способ, кот. к-ра проводит в жизнь свои цели, не совпадающие с примитивными влечениями «Оно». Этот способ Фр. назвал сублимация. Если имеет место сублимация, то примитивные влечения «Оно» обретают форму влечения к познанию, иск-ву, высокому идеалу. При этом к-ра по Фр. выражает систему общ-ных норм и всегда стоит над отдельным чел-ком. К-ра может руководить чел-ком лишь постольку, поскольку она сама стала частью его бессознательного, оформилась в качестве особой бессознательной установки. Эту установку Фр. наз. «Сверх Я». Чел-кое «Я» по Фр. замкнуто между 2 противоположными полюсами - природной стихией и требованием к-ры. Если к-ра требует от чел-ка больше, чем он может, то у индивида это вызывает бунт или невроз, либо делает его несчастным. К-ра делает жизнь более безопасной, блокируя чел-кие инстинкты, агрессивность, но платой оказывается псих. здоровье чел-ка, кот. разрывается между природной псих. стихией и к-рными нормами, между сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью. Учение Фр. оказало огромное влияние на развитие науки и к-ры 20в. Юнг обнаружил типичные образы, являвшиеся его пациентам в снах и видениях. Эти образы совпадали с символами, проходящими через всю историю мир. к-ры. Самое удивительное, что большинство пациентов Юнга не могли знать в силу своего образования про эти достаточно сложные к-рные символы. Эти символические образы не пришли из вне и не изобретались сознательно, след-но можно сделать вывод, что они рождены общим для всех людей бессознательным, Юнг наз. это кол-вным бессознательным. По Юнгу кол-вное бессознательное имеет к-рное происхождение, но передается по наследству биологическим путем. Юнг считает, что основа души все же может жить в мире с к-рой, не разделяя мнения Фр. об из противоречии. Нельзя укротить «демонов души», но их можно приручить, сделать их проявление относительно безопасным и даже поставить их на службу к-ре. Поэтому европ. к-ра должна измениться, чтобы восстановить утраченное единство чел-кой души, что однако вовсе не означает погружения в бессознательное и полное подчинение его архаическим мотивам. Юнг раскрыл органическую связь к-ры и чел-кого бессознательного. История к-ры и ее символического мира предстала как осуществление бессознательных основ души. Концепция игровой к-ры - одна из самых распространенных концепций мир. к-ры. Один из ярких представителей этой концепции Й. Хейзинга. Игра в его концепции - это к-рно-историческая универсалия. Традицию истолкования ис-ва из игры как спонтанной деятельности, кот. приятна сама по себе независимо от какой-либо цели. Игра сопровождает к-ру на всем протяжении ее истории и хар-ризует многие к-рные формы. Культуроформирующее св-во игры связано с тем, что для изменения окр. среды посредством любой материальной действительности чел-к должен был совершить предварительно аналогичную работу в своем воображении, т.е. проиграть деятельностный процесс. Но Хейзинга не сводит игровой эл-т только к духовному проявлению, он присутствует и во всех сферах материальной к-ры и определят содержание его форм. Анализ соврем. к-рного состояния в аспект игры предпринял испанский философ Х. Ортага-и-Гассет. Являясь критиком массовой к-ры, захлестнувшей Европу в нынешнем столетии он противопоставляет ей подлинную «живую» к-ру, кот. чел-к делает личным достоянием, обращаясь к ней в силу внутренней потребности. Хар-ка «живой» к-ры, данная испанским ф-фом, созвучна критериям игры Хейзинга. Сущность к-ры по мнению этих мыслителей составляют спонтанность и отсутствие прагматической установки. Из конкретных эл-тов такой к-ры складывается элитарный пласт к-рного процесса, противостоящий натиску массовой к-ры.

14.Сред.и веками в к-рологии наз. длительный период( охватывает более тысячелетия ) в истории Зап. Европы между античностью и новым временем. выделяют 3 периода развития: 1) Раннее средневековье - новые западные европейцы принимали христианство, кот. в Р. было гос-ной религией, на территории бывшей римской империи формировались новые гос. формирования, создававшиеся варварами. Р-ская империя распалась на множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Их властители были вполне суверенными хозяевами и не подчинялись никаким импер-рам или королям. Официальной идеологией католицизма становится аскетизм. В большинстве гос-в Зап. Европы еще сохраняются традиции античной духовной к-ры. Школы, сущ-щие при монастырях, культивировали «7 свободных искусств», ориентируясь на те знания, кот. требовало феодальное общество. В школах сохранялось латинское богослужение, латинский язык с эл-тами лит-рного образования, необходимый для усвоения Писания; 2) Высокое(классическое) средневековье - Европа начала преодолевать затруднения Раннего периода и возрождаться. С 5в. сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные гос. структуры и собирать сильные армии. В рез-те зап. христиане завоевали господство на средиземном море и его о-вах. Наступившая стабильность обеспечила быстрый подъем городов и общей эк-ки. Общ-во утратило черты варварства, в городах расцветает духовная жизнь. На базе традиций Др. Рима и варварских племен возникло романское, а затем готическое иск-во, развивались театр, музыка скульптура, живопись и лит-ра. Ученые получили возможность с трудами античных греч. и эллинистических ф-фов, прежде всего Аристотеля. Впоследствии зародилась ф-фская система средневековья схоластика - тип религиозной ф-фии, для которой хар-рно подчинение теологии. В центре внимания теологов было соотношение веры и знания. С именем П. Абеляра связывают появление понятия свободомыслия.; 3) Позднее средневековье - продолжилось формирование европ. к-ры, но ход его был далеко не гладким. Зап. Европа неоднократно переживала великий голод, многочисленные эпидемии принесли много чел-ких жертв. Сильно замедлила развитие к-ры столетняя война. Но после войны наладилось ремесло, с/х и торговля, возникли новые условия для подъема духовной жизни науки, ф-фии, иск-ва, особенно в Сев. Италии. Это вело к так наз. Воз-нию или Р-су. В Зап. Европе происходят глубокие соц.-к-рные изменения. Средневековая символика нашла свое отражение в ар-ре и христианской литургии. Доминирующим принципом в ар-ре стала символика числа. В религиозных обрядах используются эл-ты театра. В 10в. появляются народные путешествующие актеры и певцы. Праздники карнавального типа были распространены по всей Европе, но особенного разнообразия форм они достигли в романских странах(Франция). Против монополии церкви в духовной сфере впервые выступила новая городская к-ра. С развитием образования в городах и замках складывается светская к-ра, отделившаяся от церковной. Во Франции и Германии развивается придворно-рыцанская лит-ра, направленная своим смыслом против аскетизма церковной лит-ры. Основные ее жанры - лирика и роман. В них воспевали высокие чувства к даме сердца. Первыми куртуазными лириками были трубадуры( провансальские поэты-певцы). Влияние народного творчества отразилось в эпоса средневековья.

15. Романский. Ар-ра. Первым самостоятельным специфически европейским худ. стилем средневековой Европы был романский. Он возник в рез-те синтеза остатков худ. к-ры Рима и варварских племен. Сначала это был пра-романский стиль. В конце пра-романского периода эл-ты романского стиля смешивались с византийскими, ближневосточными, сирийскими, германскими, кельтскими, с чертами др. сев. Племен. Эти влияния создали в Зап. Европе множество локальных стилей, получивших имя романского. Ар-ра 5-8в. обычно проста, исключение - здания в Равенне(Италия). Во многих регионах этот стиль был продолжением раннехристианского иск-ва. Отличается округлыми или многоугольными соборными церквями - собор Сан Витало в Равенне и восьмиугольная дворцовая капелла, построенная Карлом Великим в Ай-ля-Капелле, в наст. Время Аахен, Германия. Одним из творений каролингских ар-ров стал вестворк, многоэтажный входной фасад. Конструировались также здания в монастырском стиле. Монастырские комплексы представлены в Сент-Галле(Швейцария) на о-ве Райхенау и в Монте-Кассино(Италия). Достижением ар-ров была разработка зданий с каменными вольтами. Гл. причиной для их разработки была необходимость замены легко воспламенявшихся деревянных перекрытий пра-романских зданий. Скульптура. Большинство скульптур было интегрировано в церковную ар-ру и служило как структурным, конструктивным, так и эстетическим целям. Во французских романских соборах Прованса, Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на колоннах, подчеркивая поддерживающие эл-ты. Живопись, это украшение ар-рных памятников, тиках как колонны с абстрактными орнаментами и украшение стен с изображением висящих тканей или библейских сюжетов. Мозаика также как и живопись была в основном византийским приемом и широко использовалась в оформлении итальянских романских церквей(собор св. Марка , Венеция и сицилианские церкви в Цефалу и Монреале). Искусство. Худ-ки достигли высокого уровня в иллюстрировании рукописей. Произведения английской школы иллюстрирования рукописей отличается геометрическим переплетением узоров в заглавных буквах, рамках. Рисунки заглавных букв часто оживляются фигурами людей, птиц и чудовищ. Региональные школы иллюстрирования рукописей в Юж. И Вос. Европе развивали специфические стили, напр., копии Апокалипсиса, Беаты. Пра-романская и романская обработка металлов - использовалась для создания церковной утвари, для религиозных ритуалов. Другие металлические изделия этого периода - ранние кельтские филигранные ювелирные украшения и серебренные предметы, а также замечательные эмали. Знаменитыми мастерами по металлу были Роже и Изгельмарсхаузена, германец, известный своими бронзовыми изделиями, и франц. Эмальер Годфруа де Клер. Самым известным примером романского текстильного произведения явл. вышивка 11в., наз. «Гобелен из Байя». Готика. Романский стиль по мере развития общества постепенно переходит в новый - готический. Готическое ис-во возникло во Франции. Основным представителем и выразителем готического периода была ар-ра. Огромное число памятников готики были светскими, хотя готический стиль обслуживал прежде всего церковь, кот. и обеспечивала развитие этой новой ар-ры, способствовала ее полнейшей реализации. Хар-рным признаком готического стиля есть ребристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки и позволили решить многие ар-рные проблемы, т.к. были легкими, тонкими и универсальными и могли располагаться диагонально, поперек и продольно. С приходом свода изменилась конструкция, форма, планировка и интерьеры соборов. Первым был собор Парижской богоматери. В 1194г. был заложен собор в Шартре, что считается началом периода высокой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе. Ажурные перегородки - характерная черта ар-ры поздней готики, были изобретением первого ар-ра реймского собора. Скульптура. Изображались в кач-ве украшений фигуры из камня, олицетворявшие догматы и верования католической церкви. Скульптура по своему хар-ру была преимущественно ар-рной. С 1180г. романская стилизация начинает переходить в новую, когда статуя начинает переходить в ощущение грации, извилистости и свободы движения (серия скульптур Шартрского собора). В своем развитии скульптура готики сопровождалась появлением натурализма.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.