скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Предпринимательская деятельность

·           бюджетные ассигнования;

·           регуляторы материальных потоков (госзаказ, лицензии, квоты).

Из этого подхода не совсем понятно, какая роль отводится другим регуляторам, о которых было сказано выше.

Позиция, излагаемая в некоторых литературных источниках [1], предполагает, что в системе государственного регулирующего воздействия на экономику должны органично сочетаться:

·           прогнозирование социальных, научно-технических, экологических, производственных, внешнеэкономических процессов;

·           макропланирование;

·           программирование (разработка комплексных целевых программ). При том, что можно согласиться с этой позицией, однако, остается неясной роль и назначение макропланирования в рыночных условиях.


33. Государственное регулирование цен

Государственное регулирование рынка и цен — это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля за ними. Таким образом, государственное регулирование цен можно представить как попытку государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики в целом. Прямое вмешательство государства в процесс ценообразования означает участие государства в лице его административных органов в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установлении определенных правил ценообразования.

В настоящее время все цены, как свободные, так и регулируемые, устанавливаются товаропроизводителями. Государственное воздействие на их уровень и структуру осуществляется путем обеспечения методического единства в их установлении и применении. Нормативно-правовые акты России по поддержке конкуренции и ограничению монополизма лежат в общем русле опыта и тенденций мирового антимонопольного законодательства (хотя характеризуются недостаточной полнотой и отработанностью).

Конституция Российской Федерации в ст. 8 гарантирует государственную поддержку конкуренции и свободы экономической деятельности. Базовым антимонопольным является Федеральный закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятый 22.03.1991 г., впоследствии многократно изменявшийся и дополнявшийся.


34. Государственное регулирование качества

Государственное регулирование качества предполагает использование различных средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления на всех стадиях жизненного цикла продукции, направлено на решение следующих основных задач: правовое регулирование отношений, складывающихся на всех уровнях управления качеством продукции; защита прав и интересов работников, вытекающих из трудовых отношений; Нормативно-правовая база управления качеством продукции включает различные нормативные акты и правила. Норма права (правовая норма) – это установленное или санкционированное поведение, регулирующее общественные отношения. Нормативный акт как самостоятельная форма права представляет собой издаваемый компетентным и уполномоченным на то государствееным органом акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий юридические нормы (правила поведения). Образцом называется экземпляр, служащий эталоном качества для продоваемой продукции. Использование эталона (несколько экземпляров продукции) в сфере бизнеса является важным условием при разрешении между сторонами споров о качестве. Государственные стандарты являются обязательными правилами для производителей (ГОСТ), так как государственная стандартизация выступает средством защиты интересов общества и конкретных потребителей и распространяется на все уровни управления. Для оценки соответствия качества продукции предъявляемым требованиям существуют стандарты отраслей, предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и другие общественные организации, которые организуют и проводят работы по стандартизации в соответствие с Законом РФ “О стандартизации”. Сертификация - деятельность органа, независимо от изготовителя продукции, исполнителя, работ и услуг, по подтверждению их соответствия требованиям нормативных документов по стандартизации.

Порядок проведения сертификации установлен Законом "О сертификации продукции и услуг".

Реализация продукции и услуг, подлежащих сертификации, без сертификата соответствия, выданного в установленном порядке, запрещается.

В настоящее время Госстандартом России утверждена Система сертификации ГОСТ, которая определяет основные цели и принципы Системы, правила Системы, требования, предъявляемые к органу по сертификации и порядок его аккредитации, а также порядок проведения сертификации продукции в Системе.

35. Предпринимательство на рынке ценных бумаг

1.Брокерство – оно имеет место в виде брокерских контор, брокеров, т.е. долговременных агентов по совершению сделок.

2.Комиссия – т.е. продажа товаров по поручению их владельцев, собственников за определенное вознаграждение.

3.Маклерство – т.е. маклеры служат сводниками, но не заключают сделки.

4.Посылторство – т.е. фирмы, которые занимаются закупкой товаров по поручению клиентов, по заявке клиентов, и их доставка по почте.

5.Аукционерство – проводят аукционы, открытые торги.

6.Биржевое дело – когда создаются специальные структуры – фондовые, товарные, валютные биржи, которые предоставляют место для сбора продавцов и покупателей, проводят, организуют торги, помогают в совершении сделок за определенное вознаграждение


36. Предпринимательство на рынке банковских услуг

Предпринимательство в финансовой сфере. Финансовая предпринимательская деятельность – она основана на купли – продажи ценных бумаг, валюты, а так же аккумулировании и использовании денежных средств.

1.         Факторинг, когда клиенты востребование своей дебиторской задолженности поручают специальным фирмам или банкам.

2.         Создание банковских пулов – когда коммерческие банки устанавливают друг с другом договорные отношения, и для других форм взаимодействия.

Коммерческий трансферт – когда сотрудничающие между собой фирмы, но расположенные в разных странах, открывают в своих банках счета в национальной валюте, на эквивалентную сумму, без перемещений капитала через границу

37. Страховая деятельность

Основными нормативными документами, регулирующими страховую деятельность в Российской Федерации, являются:

·           Гражданский Кодекс РФ (часть II) глава 48 «Страхование»

·           Закон РФ от 27.11.1992 № 4015—1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

·           Закон РФ от 28.06.1991 № 1499—1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»

Страхование является одним из важнейших элементов системы рыночных отношений, представляя собой финансовые отношения, связанные с выполнением специфических функций в экономике.

Особенность страховой деятельности как вида предпринимательства заключается в том, что ей присущ известный предпринимательский риск, обусловленный обязанностью страховой организации компенсировать ущерб, оговоренный заранее по причинам его возникновения и в обусловленном размере.

Страхование осуществляется в случаях, когда вероятность наступления рисков может быть оценена и существуют определенные гарантии со стороны страховых организаций о компенсации ущерба. Из-за случайности наступления страхового случая из числа рисков, которые могут быть приняты на страхование, исключаются достоверные события. Вместе с тем потенциальный риск должен быть охарактеризован некоторой вероятностью его наступления, базирующейся на фактических данных предшествующего опыта.

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

38. Предпринимательское право в системе права РФ

Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Для предпринимательского права особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства и конституционные ограничения.

Конституция разграничивает компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим разграничением проводит дифференциацию источников права. Так, согласно ст. 71, в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития, установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, гражданское, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство.

Отнесение предпринимательского и гражданского законодательства к ведению Российской Федерации вполне обоснованно. Только так можно обеспечить единое правовое регулирование предпринимательской деятельности в масштабах России, определить единый порядок регулирования хозяйственных связей между субъектами предпринимательства, заключения и исполнения договоров.

В главе 8 Конституции РФ установлены основы местного самоуправления. Так, в ст. 130 сказано, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

2. Далее в иерархической структуре источников права следует назвать кодексы: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ и др.

Вопрос о месте ГК РФ в системе предпринимательского законодательства сложен. Дело в том, что Гражданский кодекс РФ охватывает своим регулированием и предпринимательские и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд прежде всего граждан. Гражданский кодекс РФ в том виде, в котором он существует ныне, следует, по-видимому, рассматривать как комплексный нормативный акт. Некоторые его статьи регулируют не только частно-правовые отношения, но и отношения публичного характера (например, нормы о конкуренции и национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.). Вместе с тем в ряде случаев Гражданским кодексом РФ определяются внутрихозяйственные и внутрифирменные отношения, что также выходит за границы гражданско-правовой материи.

39. Правовой статус предпринимателя

Деятельность предпринимателя в любой стране по учреждению нового предприятия законодательно регламентируется. В России законодательной базой для учреждения новых предприятий выступают прежде всего Федеральные законы "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и "Об акционерных обществах", а также ряд других федеральных законов. Существующая в Росси законодательная база позволяет предпринимателю выбирать любую практикуемую в цивилизованном мире организационно-правовую форму учреждаемого предприятия.12

Особо отметим, что предпринимательская деятельность в современных условиях может осуществляться и без приобретения статуса юридического лица, то есть без образования предприятия. Однако такая форма предпринимательской деятельности должна отвечать двум обязательным условиям:

Ø   она может осуществляться без привлечения наемного труда;

Ø   она предполагает обязательную регистрацию в местных органах власти как индивидуальная трудовая деятельность.

Далее речь пойдет о предприятиях, то есть о юридических лицах.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, быть истцом и ответчиком в суде.1

Под организационно-правовой формой любого предприятия понимается установленная в законодательстве РФ о предпринимательстве и закрепляемая в учредительных документах совокупность признаков правового режима имущества и порядка управления предприятием.

До принятия Закона «О предприятиях» и Закона «Об иностранных инвестициях» СП образовывались в форме, близкой либо эквивалентной форме товарищества с ограниченной ответственностью. В дальнейшем перечень организационно-правовых форм СП был расширен и, в соответствии со ст. 12 Закона «Об иностранных инвестициях», совместные предприятия могут иметь организационно-правовые формы:

n   акционерного общества;

n   смешанного товарищества;

n   товарищества с ограниченной ответственностью;

n   полного товарищества.

40. Развитие малого предпринимательства

Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.

Для первого этапа (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

Тем на менее заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.

Критерии выделения малых предприятий

Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

Виды малых предприятий

Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.

Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия кооператив. Могут быть и другие варианты.

В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.

Правовые основы малого бизнеса

Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 10 лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”, были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.