Шпаргалка: Отрасли, методы исследования, задачи психологии
Билет №18.
Модель обработки инфы.
Инфа передаётся 2 путями: специфич (первое впечатление) – по этому пути передаются физ хар-ки стимула. Спец идёт через спинной продолговатый мозг, прямо к коре гол мозга. Неспецифич – от него зависит точность и объём восприятия, на нём формир-ся подключение эмоций, эмоц обработка инфы. Когда мы не успеваем выработать отношение (в силу скорости) идёт зомбирование. Спец путь связан с анатомо-физиологич устройством нерв структур, относящихся к данному анализатору. Неспец идёт через ретикулярную формацию, волокна кот начинаются от спин мозга и заканчив-ся в неспец ядрах таламуса. В отличие от импульсов, идущих по спец пути проведения возбуждения, импульсы, поступающие в ретикулярную формацию, многократно отражаясь, передают не специал инфу, связ, связ с тонким различением св-в предмета, а регулируют возбудимость корковых клеток, заканч-ся в коре синапсами неспецифич волокон. Неспециф путь передачи импульсов выходит на все слои коры гол мозга и служит для оказания на неё тонизирующих, активизирующих влияний. Проведение возбуждения по неспециф пути хар-ся изменением фоновой ритмики коры, кот наступает с некот опозданием после ответа коры на специф возбуждение. В передаче активизирующего влияния на корковые нейроны участвуют все составные части ретикулярной системы – стволовая и таламич, отлич-ся по хар-ру своего действия. К этим отделам на разных уровнях отходит спец коллитералии, так что изолированное нарушение одной системы не исключает действия другой. 2 раздела ЦНС специф и неспециф выполняют разл роль в регуляции чувствит рецепторов. Специф более влияет на адаптац, а неспециф на ориентировочные рефлексы.
Билет №19.
Ощущение и его роль в формировании дея-ти.
Ощущение отражение св-в предметов объект мира, возникающего при их непосредств воздействии на ограны чувств. Представители: Вундт, Мах, Авенариус, Сеченов, Ленин, Павлов. Ощущение есть действительно непосредственная связь сознания с внеш миром, есть превращение энергии внеш раздражения в факт сознания. По своим физиологич механизмам ощущение явл целостным рефлексом, объединяющим прямыми и обратными связями периферич и центр отделы анализатора. Сущ-ет классификация, по кот выделяют зрит, слух, осязат и др ощущения. По др признаку м/выделить 3 осн класса ощущений: 1)экстерорецептивные, возникающие при воздействии внеш раздражителей на рецепторы, кот расположены на поверхности тела (они делятся на дистантные (зрит и слух) и контактные (осязат и вкусовые), обонятильные занимают промежуточное положение; 2)проприорецептивные, отражающие движение и относит положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках; 3)интерорецептивные, сигнализир с пом спец рецепторов о протекании обменных процессов во внутр среде организма. Ощущения возникают в филогенезе на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, отражая тем самым объективную связь между биотич и абиотич факторами живой среды. В кач-ве источника знаний чел об окр мире ощущения входят в целостный процесс познания, образуя чувств ткань чел сознания.
Билет №20
Воприятие и его роль в формировании деят-ти.
1)Субъективный образ предмета, явл-ия или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов 2)процесс формир-ия этого образа. Как образ воприятие есть непосредств отражение предмета в совокупности его св-в, в его объект целостности. В зав-ти от того, какой из анализаторов явл-ся ведущим в данном акте восприятия, различают зрит, слух, осязат, вкусовое и обонятельное. Важную роль во всех видах восприятия играют двигательные ощущения, хотя последние и не всегда отчётливо осознаются чел. Так зрит В помимо собственно зрит ощущений (цвета, света и т д) включает также кинестич ощущения, возникающие при перемещении глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, перевод из одного положения в другое). Движения, включённые в акт В, имеют значение в процессах анализа воздействующих раздражителей, уточнении ощущений, их синтезе в целостный образ предмета и его пространственно-врем локализации. Осн св-вами В явл-ся предметность, целостность, константность и категориальность. Важной особенностью В явл-ся его зависимость от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деят-ти, индивидуально-психологич различий людей. Под влиянием этих факторов создаётся характерная для каждого чел –пперцепция, обуславливающая значит различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или же одним и тем же чел в разное время.
Билет №21
Внимание. Приёмы его активизации.
Это произв или непроизв направленность и сосредоточенность психич деят-ти. В м/быть непроизв, или пассивным, и произвольным, или активным. В представляет собой особую динамич хар-ку деят-ти, её необход сторону. В связано с направленностью личности в данный момент и при данных условиях. Непроизв В – В, вызываемое объектом. Т е внимание само по себе, без старания и воли чел, направляется на объект (например, появление нового чел в компании). произв В - В, поддерживаемое усилиями объекта. мы обращаем внимание на объект по собств желанию, по просьбе др чел, по необходимости, усилием воли удерживая внимание на объекте в течение некот времени. Под переключением В поним-ся возможность более или менее лёгкого перехода от одного вида деят-ти к другому. Частое переключение В вызывает утомление, особенно когда виды деят-ти сильно различаются между собой. Однако, если чел длит время занят какой-то работой, для него переключение В на др деят-ть м/б отдыхом. Отвлечение В – непроизв переход от данной деят-ти к другой, хотя первая ещё д/продолжаться. В особенно легко отвлекается при появл-и неожид воздействий. Воспитание в связано с общим воспитанием личности, с формированием её потребностей, интересов, стремлений и убеждений.
Билет №22
Мышление. Приёмы его активной организации.
Это психич процесс отражения действит-ти, высшая форма творч активности чел. М постольку процесс отражения объектов, посколько оно есть творч преоьразование их субъект образов в сознании чел, их значения и смысла для разрешения реал противоречий в обст-вах жизнедеят-ти людей, для образ-ия её новых целей, открытия новых ср-в и планов их достижения, раскрывающих сущность объект сил природы и общ-ва. М – это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реал предмету мысли. М – это процессцеле- и планообраз-я, т е идеал преобраз-я способов предметно-чувств деят-ти, способов целесообраз отн-я к объект реал-ти. Виды мышления: 1) содержание использ ср-в: наглядное и вербальное, 2) степень соответствия реал-ти: реалистич, идеалистич и эутистич 3) степень новизны и оригин-ти: реподуктив и творч 4) степень сознат контроля и управл-я: произв и непроизв 5) хар-р протекания: логич и интуитив 6)мировоззренч позиция: научное и религиоз 7) хар-р решаемой задачи: теоретич и практич 8) степень развёрнутости: дискурсивное и интуитивное.
Билет №23
Память, её механизмы и приёмы организации.
Это форма психич отражения действительности, заключ в закреплении, сохранении и последующем воспрозвед-и чел своего опыта. П обеспечивает накопление впечатлений об окр мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использ-ия. Сохр-ие опыта создаёт возбможность для обучения чел и развития его психики. П служит необход усл единства психич жизни чел, единства его личности. Наиболее распростр гипотеза о физиологич процессах, лежащих в основе запоминания – гип Хебба о процессах памяти – кратковрем и долговрем. Механизмом кратковрем процесса памяти явл ревербация электрич импульсной активности в замкнут цепях нейронов, а долговрем хранение основано на устойч морфофункц изм-ях синаптич проводимости. След памяти переходит из кратковрем формы в долговрем посредством консолидации, кот развивается при многократном прохождении нерв импульсов через одни и те же синапсы. Различают осн процессы П: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. По происхождению разл-ют 3 вида памяти: 1)генетич (хранится в молекулах ДНК), 2)прижизненную (хранилище инфы, кот чел получает от рождения до смерти, 3)промежуточную (между наследств и прижизн (импринтинг-запечатление). По хар-ру психич активности: 1)образная – память на представления картин природы и жизни, звуки, запахи, вкусы 2)вербальная 3)моторная – запоминание, сохранение, воспроизведение разл движений и их систем. 4)эмоциональная память на чувства. По хар-ру целей деят-ти и степени волевой регуляции: непроизв (ненамер запоминание, хранение и воспроиз инфы, при отсутствии спец-но поставленной цели что-либо запомнить) и произв (целенаправл процесс запоминания). По длит-ти сохранения инфы: 1)мгновенная – связана с энерционностью органов чувств 2) кратковрем – кратковрем-но сохраняется инфа, к кот привлечено внимание 3) промежуточная – промеж стадия между кратковрем и долговрем 4) долговрем не ограничена по объёму и времени сохр инфы.
Билет №33
Экстра- и интровертивная личность.
Т Юнга. Сущ-ет экстраверсия – установка, заключающаяся в том, чтобы наполнить врожд архетипы внеш инфой (ориентация на объект); и интроверсия – ориентация на внутр мир, на собств переживания (на субъект). В каждом чел сущ-ет одновременно и эстраверт, и инотроверт. Однако степень их выраженности м/б совершенно различной. При экстраверсии открытая нерв система, в единицу времени перерабатывает большое кол-во инфы, мотивац энергия находится во вне. При интроверсии закрытая н с , инфа перерабат-ся порциями, мотивац энергия направлена во внутрь. Юнг выделил 4 подтипа переработки инфы: мыслит, чувств, ощущающий и интуитив, доминирование одного оз кот придаёт своеобразие интро- или экстравертивной установке чел. Англ исследователь Айзенк предположил, что "интроверсия-экстраверсия" (замкнутость-общительность) обусловлена функционированием особой структурой мозга – ретикулярной формации. У интровертов ретикуляр формация обеспечивает более высокий тонус коры, и поэтому они избегают контактов с внешним миром, - им не нужна излишняя сенсорная стимуляция. Экстраверты, наоборот, тянутся к внеш сенсорной стимуляции потому, что у них пониж тонус коры, - их ретикулярная формация не обеспечивает корковые структуры мозга необходимым уровнем корковой активации.
Билет №40.
Механизм интертипных отношений.
1 канал – самая ведущая ф-ция по обработке инфы, программная ф-ция. 2 канал – осущ-ет программу. 3 канал – альтернативен 2ому. В нём наход-ся слабая энергетика ф-ции. 4 канал – альтернативен 1ому. Слабый, но с удовольствием принимает помощь от партнёра. Если ф-ция 1ого канала экстравертивна, то все остальные – интровертивны, и наоборот.
ENFJ-ISTJ Это дуальные отношения. Самые хорошие оношения между людьми (полного дополнения). Как известно, психика человека ассиметрична, нет таких людей, у которых в одинаковой степени были бы развиты все функции. У каждого из нас самые благоприятные отношения могут сложиться с тем человеком, у которого ассиметрия имеет дополняющий характер. Такого партнера называются дуалом. Инфо от дуала воспринимается как поддержка, готовность облегчить решения задач. Дуал воспринимает дуала как надежного партнера
Рис
ENTP-ISTJ Отношения ревизии. Сильная функция одного выходит на слабую функцию другого, они акссиметричны и являются более тягостными. Особеннно страдает тот, кто испытывает давление на функцию 3 канала. Ревизор, не ощущая давления на себя, может приближаться к ривизуемому на опасно близкое расстояние. Ревизуемый чрезывычайно чувствиетле, все замечания принимает близко к сердцу. Для ревизора эти отношения тоже неприятны. Он не может понять, почему ревизуемый реагирует раздражением, агрессией, слезами. Следует хорошо помнить, что каждый человек сам по сбее стремится быть в хороших отношениях со всеми, однако если встретились ревизор и ревизуемый на близком расстоянии то конфликт неизбежен.
ISTJ- ENFP отношения конфликта. Инфо саомго сильного 1 канал попадает партнеру на 3 самый слабый канал. Отношения не из приятных. Каждого привлекает сильная функция партнера, но при сближении партнеры ощущают сильное давление на свою 3 функцию, и автоматически увеличивают дистанцию. Гармонии в личных отношениях нет, но если люди находятся на далекой дистанции то могут быть нормлаьные отношения.
ENTP-INFP Миражные отношения. Нет дополнения с 1 канала на 4. Это приводит к тому, тчо партнеры поддерживают хорошие отношения в делах не слишком серьезных. Самая слабая функция 4 канал остается без поддержки. Поэтому партнер воспринимается как хороший человек, но легкомысленный, однако в семейных отношениях это могут быть благоприятные отношения
INTJH-ENTP Зеркальные отношения. Выхода на слабую функцию нет. При таком взаимодействии активный обмен информации по сильным функциям. ТО, очем говорит и размышляет 1 делает 2, сильные функции не выходят на 3 канал, поэтому конфликты маловероятны
INTJ-ISFJ Отношения Супер-Эго В связи с тем, что в первых каналах стоят разные функции, интересы партнеров совершенно различны, общение затруднено. Они не могут положиться друг на друга и часто возникают конфликты.
ISTJ-ISTJ- Отношения тождества. Это отношения людей с одинаковыми соционическими типами. В их инфо каналах действуют идентичные функции, поэтому инфа легко передается от одного к другому. На одинаковые раздражители одинаковая реакция. Оба сильны и оба слабы в одних и тех же областях, так что поддерживать друг друга не могут
ESFJ-ISFJ Полная противоположность. Люди успешно обмениваются инфой, когда у низх есть общие каналы коммуникации. В данной ситуации тождественных функций вообще нет. В одинаковых каналах стоят одинаковые, но противоположные поверхности функции. Это приводит к тому, что партнеры стморят на одинаковые проблемы с разныъ сторон. Общение поверхностное, разговоры ведутся на разных языках, очень трудно быть вместе, никак не удается скоординировать свои действия. Такие партнеры в начале знакомства привлекают друг друга своей загадочностью . Согласия в таком браке нет, отношения напряжены, супруги на грани развода.
INFP- ISTJ Отношения активации- очень благоприятные (особенно в денежных отношениях) сильная функция 2 канал каждого из партнеров активизирует 4 функцию партнера. Отношения симметричны, благоприятны, но могут оуставалть друг от друга из-за разных ритмов (иррациональный- рациональный)
INFJ-ENFJ Полудуальные. По 1 и 4 каналу они такие же как и дуальные, но нет компенсации по 2 и 3, поэтому полной компенсации нет и может наступить разочарование.
INTP-INFP Родственные отношения. Оба партнера с одинаковыми сольными функциями 1 канала. Они похожи, одинаокво воспринимают мир, но нет компенсации с 1 кнаала на 4, поэтому помочь особенно они друг другу не могут, но в деловой активности эти отношения могут быть благоприятны, а если нет общих интересов, то эти отношения могут быть неприятны, резки, раздражающи
INFP-ISFP- деловые отношения спокойные, ровные. Если интересы совпадают, то возможна помощь с 1 на 4 канал, хотя функции несколько разные. Выхода сильной функции на 3 кнаал нет, поэтому конфликты мало вероятны
ENFP-ENFJ Отношения квазитождества. Связь идет по слабым фнукциям с 3 на 4 кнаал. Сильным функциям слабая коммуникация. В результате партнеры могут что-то обсуждать, но из трудных ситуаций выходят каждый сам по себе. Конфликты редки.
INFP-INTJ Отношения социального заказа. Отношения ассиметричны, один из них заказчик INFP и подзаказный. Функция 2 симметричного канала выходит на 4 слабый канал, а у партнера связи идут только по слабым каналам- 3 и 4. Хорошей обратьной связи здесь нет, т.е. обе сильные функции подзаказного не действуют на заказчика. Этим механизмом определяется и характер отношения. Все, что говорит и делает подзаказный, заказчику кажется неважным и не существенным. И наоборот. Заказчик восриниматеся подзаказынм как значимая фигура. Заказчик не склонен считаться с подзаказным видя в нем более слабого партнера, поэтому он стремится покровительствовать ему, руководить, им. В семье эти отношения удовлетворительны только при условии, что подзаказный зантя какой-то деятельнсотью вне семьи. Если же такой деятельности нет, то велика вероятность конфликта и разрыва.
Если взаимоотношения идут по финансовым функциям 1-3 и 1-4 канала, адекватные (например дуальные, полудуальные, конфликтные, ревизии) Если данные отношения идут по каналам 1-2, 2-3, 3-4 то в этих взаимоотношениях факторы воспитания, уровень культуры.