Шпаргалка: Отрасли, методы исследования, задачи психологии
Билет №25
Понятие и структура личности.
Чел хар-ся неск понятиями: человек-индивид, индивидуальность, личность. Чел – вид животного. Индивид - каждый в отдельности чел. Каждый чел индивидуален и неповторим. Личность – чел, проявляющийся в обществе. Формирование чел как личности начинается ещё внутриутробно (по одной версии Гроф), с первых дней жизни – классики. Понятие зрелой личности – личность, кот имеет свою неподдельную т зр на эти или иные явл-ия жизни. Зрелость зависит от опыта (примерно 33 года). Структура личности
Психич процессы – воображение, ощущение, восприятие. Темперамент – явл биологич, характер – соц. Опыт и знания основаны на 2 предыдущих, но зависит от соц факторов. Направленность – ценности, жизн позиция личности.
Билет №26
Темперамент. Механизмы, лежащие в его основе.
Темперамент (в пер с лат – смесь, соразмерность) индивид особенности чел, опред динамику протекания его псих функций и поведение. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность псих процессов. Темперамент – биологич основа, на кот формируется личность, как соц явление. Выделяют 4 типа темперамента: холерик (желчь), сангвиник (кровь), флегматик (слизь), меланхолик (меланин, чёрная желчь). Создатель учения о Т Гиппократ. Он считал, что люди различаются соотношением 4 жидкостей организма: крови, желчи, слизи и чёрной желчи. Представления о Т Гиппократа получили частичное подтверждение в совр эндокринологич исследованиях. По мнению Лесгафта, в проявлении темперамента лежат св-ва кровообращения:толщина и упругость стенных сосудов, диаметр их просвета, строение и функции сердца. Кант выделил 2 группы: темпераменты чувств (сангв, меланх) 2) действия (хол, флегмат). Совр. Представления о Т: согласно концепции о 4 структур в формировании потребностей и поведении ведущая роль принадлежит след 4 структурам: кора гол мозга, гипокамп, гипоталамус, миндалины. Предполагается также, что функц особ-ти этих 4 структур лежат в основе индивидуальности. Если в обработке инфы преобладает гипоталамус и лобная кора – холерик, миндалины и гипокамп – меланхолик, гипоталамус и гипокамп сангвиник, миндалина и лобная кора – флегматик. Выделяют 2 подструктуры: 1) миндалины – гипоталамус – потребностно-мотивац структура (интроверт) 2) кора гипокамп – информац структура (экстраверт). От соотношения этих подструктур зависит экстра- и интроверсия.
Билет №27.
Холерический темперамент.
+-+ . Сильный неуравновешенный тип личности. Если в обработке инфы преобладает гипоталамус и лобная кора – холерик. Он имеет точные доминирующие цели и интересы, его действия, направлены на преодоление тех или иных препятствий, на достижение цели. Человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключит страстностью, но не уравновешенный, склонный к бурным эмоц вспышкам, резким сменам настроения. Высокая работоспособность нерв системы, м/работать долго, с высокой отдачи. Он относится с энтузиазмом к той деят-ти, кот ему нравится. Он не любит контроля, чтобы его хвалили (контролировать м/только результат). Преобладает гнев, ярость, агрессия. Взаимоотношения с людьми: он прямой, категоричный, часто конфликтный. У холерика возбуждение сильнее торможения. Не носит долго гнева. Пётр I, Пушкин, Суворов, Павлов, Жириновский.
Билет №28.
Сангвинистический темперамент.
Сильный, уравновешенный тип личности. Преобладает гипоталамус и гипокамп. Чёткие доминанты: открытый, живой, подвижный, быстро отзывающийся на окруж события, сравнительно легко переживает неудачи и неприятности, любознательный, доминируют положит эмоции. Сильная нервная система, высокая работоспособность. Душа общ-ва, преобладают положит эмоции. Рассудит человек, холодное внимание. Думает одно, а говорит другое (хорошее). Лермонтов.
Билет №29.
Флегматический темперамент.
+- Нервная система инертная. Преобладает миндалина и лобная кора. Хорошо сбалансированные потребности, без выделения доминанты, тяготеет к положит эмоциям. Высокая работоспособность, однако медленно воспринимают инфу, медленно обрабатывает и выполняет. Доминирует подкорка, закрытая и сист. Воспринимает блоками, материал очень хорошо систематизирован. Настойчивый и упорный. Работа качественна, труженик жизни. Медлит, невозмутимый человек с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. С людьми: равнодушный, но если возникает негатив—это надолго. Крылов, Кутузов.
Билет №30.
Меланхолический темперамент.
- Слабый тип. Преобладают миндалины и гипокамп. Из множества событий трудно выделяет доминирующие. Отсюда реагирует на широкий круг проблем сл-но нерешительность, бесконечные колебания, высокая чувствительность, тяготеет к обороне, чувства страха, растерянности. Не м/развивать высокую и длит работоспособность. Ему нельзя менять работу. Легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначит неудачи, но внешне вяло реагирует на окружающее. В общении: замкнутые, необщительные. Они ни во что не верит, всё боится, во всём видит недоброе, злое. Чайковский, Гоголь.
Билет №31.
Соционика как наука.
Соционика—это наука, заним-ся изучением способов обмена инфой между людьми. По мнению учёных, соционика м/не только описывать, но и прогнозировать поведение чел, а знание её законов позволит понять суть соц-эк межгос и межличностных отн-ий. Знание законов соционики м/оказаться полезным при решении сугубо практич задач, формир устойчивых коллективов, решение сем проблем, проблемы воспитания детей. Соционика м/спрогнозировать какие отношения сложатся между чел и окружающими. Юнг установил, что социотип – совокупность псих качеств проявл-ся в одинаковом образе мышления и поведения. Социотипы отличаются друг от друга способами восприятия мира и способами обработки инфы.
Билет №32.
Модель Юнга.
Социотип
Экстраверсия интроверсия рац(I) иррац(P) рац иррац мышлениеTощущенияS мышлениеощущения эмоцииF интуицияN эмоции интуиция __ - деловая логика (выгода, эффективность, целесообразность, технология)
__ - структурная логика (умозрит структура, система, теория, стратегия)
__ - этика эмоций (открытое эмоц воздействие, непосредств эмоц реакция)
__ - этика отношений (отнош между людьми, вопросы долга, чести)
О – волевая сенсорика (акт действия, экспансия, владение пространством)
О – сенсорика ощущений (гармония пр-ва, ощущение удобства, самочувствие)
__ - интуиция возможностей (способность оценивать внутр содержание, потенц возможности объекта)
__ - интуиция времени (предчувствие, прогноз, способность улавливать динамику развития, поэтич фантазия, мистич чувство).
Билет №35.
Рац и иррац стиль поведения.
Рационалы люди с аналитич складом ума, хар особ-тью обработки инфы явл выделение наиболее значимых признаков воспринимаемой инфы. Они ориентируются на нормы, объективные ценности. Их поступки обдуманы и живёт по принципу «7 раз отмерь».
Иррационалы синтетич склад ума, целостное нерасчленённое восприятие мира. Люди с преимущественно образным типом мышления. Если рац интересует прежде всего причинно-следств отн-ия, то иррац – чувственность: образы и чувства. Речь иррац насыщена сравнениями, образами, метафорами. Синтетич склад проявляется в импульсивности поступов, эмоциональности, поведение не явл результатом предшествующего анализа, а рез-том сложившихся эмоций. Иррац типы доминируют процесс восприятия (интуиция и ощущение), поэтому поведение основано не на разуме, а на ощущениях; не любят правила, нормы.
Билет №37.
Тип личности и стили управления.
Классич стиль управления подразделяется на авто- и демократич. В силу типологии личности мы польз-ся теми или иными стилями управления.
Автократический
приказывающий продающий
ESTJ ESTP ISTJ ISTP) (ESFJ ESFP ISFJ ISFP)
Демократический
участвующий делигирующий
INTJ INTP ENTP ENTJ ENFJ ENFP INFJINFP
Каждый менеджер в зависимости от его типа личности тяготеет к тому или иному стилю управления. Социоанализ позволяет провести чёткую дифференциацию разных стилей: 1)менеджеры с разными признаками логики (Т) и сенсорики (S) в большей степени исп-ют волюнтаристич методы рук-ва. При этом уделяют внимание матер стимулам для своих работников 2) этики(F) и сенсорики(S) как сильных качеств говорит о меньших авторитарных склонностях, больше гибкостив управлении, склонность к популизму, ориентация на соц программы в ущерб пр-ву 3) логика (Т) и интуиция (N) в кач-ве доминирующих признаков менеджеров побуждает его отдаватьвсе свои силы целям предприятия. Такие руководители ценят людей за их умение выдвигать ценные идеи и предложения. Сам склонен консультироваться с этими людьми при выработке управленческих решений 4) этика (F) и интуиция (N) менеджер доверяет своим подчинённым, пренебрегает контролем дисциплины, делегирует большинство своих полномочий заместителями и не умеет вести конкурентную борьбу на рынке. Самым лучшим руководителем явл-ся приказывающий.
Билет №38
Тип личности и формирование команды,.
Для решения проблем рук-ва с т зр социотики рук-во д/представлять собой двойственную структуру. Эта структура хорошо работает в странах Запада, где процессом руководит специалист, а обеспечиванием дела - менеджер. с т зр социотики, такая структура оптимальна при отношениях дуальности, активации, полудуальности, соц заказа, деловых и квазитождеств между менеджером и специалистом. Эффективно работают пары с отн-ями активации, иногда при этом дуальные отн-ия ставятся на второе место. Это объясняется сходством партнёрор по шкалам экстра- и интроверсии. В истории: Маркс и Энгельс (ENTP-ESFJ), Ленин и Троцкий (ESTP-ENFJ), Бухарин – Сталин (INFP-ISTJ). Лидеры SP сенсорный и рац тип, живут по принципу «и здесь, и сейчас». Наилучший руководитель в усл риска. Руководители лишены сентиментальности, романтизма, практичны и здравомыслящи, непунктуальны; отсутствует планирование, организация м/нести ущерб из-за отсутствия детально разработанного плана развития. Он м/возглавлять организацию, если его заместителями явл-ся NT или SJ. Лидеры SJ (логика) - жёсткий лидер, организация стабильна, планомерна и надёжна. Надёжный партнёр, серъёзно относится к мат ресурсам, традициям и обычаям, но в орг-ции м/процветать бюрократия. Его заместители: SF, NF. Руководители NT: люди, способные планировать, умение беспристрастно менять сложившийся порядок, гибкие по содержанию и жёсткие по форме. Зам: SF. Руководители NF: ориентирован на межличностные отн-ия, стремится всегда быть приятным и полезным. Зам: NT, SJ.
Билет №36.
Тип личности и профессиональная ориентация.
ESTJ, ESTP, ISTJ, ISTP практики. Будучи логиками (Т), они ориентированы на объективные законы, а сенсорика (S) проявляется в том, что они воспринимают мир конкретно; реалисты, практичные люди. Их деят-ть наилучшим образом проявляется в областях, где св-ва S и T востребованы: сфера пр-ва, армия, силовые структуры, спорт. ESFJ, ESFP, ISFJ, ISFP – социалы. Ведущий блок занят этикой F и сенсорикой S. Именно он определяет их соц направленность. Все они эмоциональны, хорошо разбираются в настроениях других людей, легко идут на компромиссы ради хороших отношений. В тоже время они реалистичны (S). Мат ценности и благосостояние играют в их жизни большую роль. Слабые функции: интуиция и логика. Поэтому они реалисты, а не мечтатели. Часто вместо того чтобы обдумать ситуацию, идут на поводу у эмоций. Сл-но им трудно действовать в сфере пр-ва. Социалы м/реализовать себя в гуманит области с практич уклоном: медицина, преподават обл-сть. INTJ, INTP, ENTP, ENTJ – исследователи. Сильные функции: логика, интуиция. Будучи Т, все 4 типа ориентированы на объективную реальность, а с др стороны желают всё анализировать. Интуитивность N способствует развитию желаний проникнуть в самую суть проблемы и явлений. В каждую деят-ть они вносят эл-ты творчества. Слабые функции: сенсорика сказывается на том, что мат ценности имеют меньшее значение, чем идеи. Слабая этика (F): они слабо ощущают оттенки отношений между людьми. Совершенно противопоказана жёстко регламентир работа. Показано: научно-исследоват работа, руководители. ENFP, ENFJ, INFP, INFJ гуманитарии. Сильные функции: этика F и интуиция N. Сильная интуиция настраивает на мечтательность. Интерес к необычному порождает склонность больше к теории, чем к практике. Сильная F эмоциональность, хорошо разбираются в людях. Слабые: S и Т, сл-но практичность, логич задачи решаются с трудом. Противопоказания: произв деят-ть, строит работы, хоз профессии, бухгалтеры, армия, силовые структуры. Показано: гуманит дисциплины, искусство.
Бухгалтеры: рац, планирование: SJ.
Снабженцы: ISFJ, но если в системе снабжения нужен контроль и порядок, то ISTJ. Если криминал, то ESTP.
Билет №10
Виды эмоций и механизмы их возникновения.
В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражат ф-ции мозга – эмоции (от лат emovio – возбуждаю, волную). Они оражают личную значимость внеш и внутр стимулов, ситуаций, событий для чел, т е то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний. В психологии эмоции опред-ся как переживание чел-ком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к др людям, к самому себе). Помимо этого эмоция исп-ся в шир смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоц реакцию личности, включ не только психич компонент – переживание, но и специфич физиологич изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае м/говорить об эмоц состоянии чел-ка. Эмоции имеются и у животных, но у чел-ка они приобретают особую глубину, имеют мн-во оттенков и сочетаний. Нем ф-ф Кант делил эмоции на стенич (сила), повышающие жизнедеят-ть организма, и астенич, ослабляющие её. Эмоции также делятся на положит и отриц. Филогенетически наиболее древним явл-ся переживания удовольствия и неудовольствия (т н эмоц тон ощущений), кот направляются поведение чел и животных на сближения с источником удовольствия и на избегание источника неудовольствия. В головном мозге имеются центры удовольствия и неудовольствия, возбуждение кот даёт соответствующие переживания. Симонов выделяет смешанные эмоции, когда в одном и том же переживании сочетаются и положит о отриц оттенки. В зав-ти от личностных (вкусов, интересов, нравств установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также ситуации, в кот они находятся. Одна и та же причина м/вызывать у них разные эмоции. Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, эмоции, аффекты. Имеются несколько теорий, почему возникают эмоции Симонов – эмоция появляется вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребностей. Степень эмоцион напряжения опред-ся силой потребности и величиной дефицита инфы, необходимой для достижения цели.
Билет №11
Функции эмоций.
Отражат-оценочная эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Т е на одно и тоже событие разные люди м/эмоционально реагировать совсем различно. Помогают оценивать не только прошедщие или происходящие сейчас действия или события, но и будущие, включаясь в процесс вероятного прогнозирования. Управляющая – управление поведением чел, влияют на принятие решений, мотивацию, работоспособность. Защитная связана с возникновением страха, предупреждает о реальной или мнимой опасности, защищает от гибели. Мобилизующая – мобилизация резервов чел за счёт выброса в кровь доп кол-ва адреналина. Компенсаторная возмещение инфы, недостающей для принытия решения или вынесения суждения о чём-либо, при сталкновении с незнакомым объектом придаёт окраску в связи с его схожестью с ранее всречавшими объектами, помогает выйти из тупика, когда он не знает, что делать. Санкционирующая – разрешает действия какие-либо или нет. Сигнальная – воздействие чел или животного на др живой объект, помогает взаимопониманию при общении, предупреждает агрессию. Деорганизующая страх м/разрушать поведение чел, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая ступор, отказ от выполнения задания, или злость – тупо повторяет одни и теже действия без рез-та.