скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Основы психологии труда

2) машины при работе с машиной человек осуществляет неполный контроль, т. к. часть регулирует машина:

а) простая машина – преобразование программы по линейному принципу→ обработка информации сразу → можно вносить коррективы

б) репредуктивно-преобразующая машина – почти полное отчуждение человека от предмета труда (ЭВМ)

в) продуктивно-преобразующая машина взаимодействия – информационный обмен между замкнутыми системами преобразования информации (кибернетические устройства).

Организация операторской деятельности

Эффективность и безопасность профессион. деятельности составляет здоровье человека-оператора и это в значительной степени зависит от организации деятельности, т.е. от системы мероприятий по наиболее рациональному планированию трудовой нагрузки в течение рабочего цикла (восстановление работоспособности, распределение служебных обязанностей и расстановка кадров, стимулирование труда в целях обеспечения эффективности и безопасности труда, сохранение профессион. здоровья).

Главной задачей организации деятельности явл. разработка и соблюдение рационального режима труда, и отдыха; регламентация последовательности и продолжительности периода работы и отдыха с целью обеспечения повышения производительности труда и сохранение здоровья человека-оператора.

Режим труда и отдыха опред.:

а) продолжительность рабочей смены

б) длительность и надёжность рабочего процесса

в) продолжительность и периодичность перерывов в работе и способов организации отдыха

г) длительность восстановительного периода после работы

д) суточное время работы.

Правильная организация деятельности оператора предполагает создание безопасных и безвредных условий труда.

Безопасность труда – это соотношение условий и организаций труда, при которых отсутствует возможность воздействия на человека опасных и вредных производственных факторов.

Психологические характеристики человека-оператора

Человек-оператор это человек, который осуществляет трудовую деятельность, взаимодействуя с предметом труда, машиной и внешней средой при помощи информационных систем и органов управления.

Психолог. характеристики:

1) особенности темперамента (в них проявляется сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов

2) интерес к операторской деятельности, стремление совершенствовать своё мастерство

3) настойчивость, терпимость, смелость в сочетании с инициативностью, сообразительностью и самокритичностью

4) способность к кратковременному большому напряжению, при возникновении стрессовых ситуаций

5) эмоциональная устойчивость (особенно эмоционально-моторная и эмоционально-сенсорная)

6) широта распределения, быстрота переключения и устойчивость внимания

7) скорость и точность сложных видов двигательных реакций, хорошая координация движений, лёгкость образования и переделки двигательных стереотипов.

Проявление психологических характеристик человека-оператора в деятельности

Современная система управления техникой и людьми может разделяться на 2 класса:

1) организационные системы (человек управляет коллективом людей)

2) технологические системы (человек выполняет операторскую деятельность, которая заключается во взаимодействии внешнего мира и управление ими).

Оператор-технолог работает в работе немедленного обслуживания и совершает исполнительские действия согласно предписаниям программы.

Оператор-монипулятор осуществляет функции сенсомоторной регуляции деятельности с элементами понятийного и образного мышления.

Оператор-наблюдатель информационный поиск.

Оператор-исследователь использование аппарата понятийного мышления и опыта процессов преобразования информации.

Оператор-руководитель осуществляет непосредственное и опосредованное управление людьми.

Существуют 2 формы эмоционального состояния при напряжении:

1) тормозной тип (однообразная поза, угловатость, замедленность движений, резкое напряжение мимической мускулатуры, снижение порога восприятия, повышенная прикованность внимания к основному доминирующему субъекту)

2) возбудимый тип (гипер активность, суетливость. многословие, лёгкая отвлекаемость внимания, ускоренное течение процессов мышления, быстрая смена).

Инженерно-психологическое проектирование СЧМС. Распределение функций между человеком и машиной

ИП проектирование – процедура реализации требований к средствам, содержанию, условиям проектируемой системы, которые определяются физиологическими, психологическими, генетическими особенностями деятельности человека-оператора, т.е. согласование человека и техники как единой системы:

* структурное согласование с учетом рабочего положения человека (поле зрения, размещение тела…)

* функциональные связи с информационной системой человека (объём операторской памяти, особенности внимания…)

* размещение и форма пульта управления, размещение и форма прибора

* колич. сигналов, их длительность.

Согласно также, что человек и техника включают в себя также:

– профессиональные ориентации +консультации

– профессион. отбор

– профессион. подготовка.

Распределение функций между человеком и техникой (по принципу преимущества возможностей):

а) техника:

* стабильное выполнение однообразных действий, следование алгоритму

* скорость при вычислении

* объём памяти больше, быстрое нахождение нужной информации

* использование при передаче информационной энергии, к которой не чувствительны анализаторы человека

* не чувствительна к влиянию среды.

б) человек:

* способности к обнаружению и распознаванию сигналов даже при повышенном уровне шумов и маскировки

* возможности принимать самостоятельные решения

* индивид. стиль деятельности

* новые, нестандартные способы решения

* способы накапливать и использовать опыт

* творческий компонент в работе.

Т. е. основная задача техники - обеспечение высокоэффективной работы + освобождение человека от тех функций, к которым он наиболее приспособлен, чтобы дать возможность реализовать себя в труде как личность.

Инженерно-психологические требования к СЧМС. Требования к средствам отображения информации

ИП требования это требования СЧМС, определённые характеристиками человека и установленные для обеспечения его эффективности и безопасности деятельности.

Требования:

1) общий объём отображения (очень большой объём вызывает недопустимые затраты времени оператора на подготовку решения)

2) оперативный объём отображения (число тех элементов, которые относятся непосредственно к решаемой в данный момент задаче)

3) размеры оперативного поля зрения (т.е. объём зрительной фиксации). (Если знак предъявляется за её пределами – скочки, смена точек фиксации. Если повышенная плотность представленных объектов – мобилизуется внимание, сокращается время на поиск).

4) структура информационного поля (при хаотическом расположении – эффективность зрительного поля понижается; при специальной организации – повышается выполнение поисковых задач).

5) маршрут движения глаз

6) разнообразные элементы информационногополя (увеличение разнообразных знаков приводящих к увеличению времени поиска; частые ошибки затрудняют анализ)

7) количество эталонов (поиск по нескольким эталонам достаточно сложная задача; увеличение времени выполнения операций; необходима тренировка).

Индикация:

– красный (отказ, неисправность)

– мигающий красный (авария)

– жёлтый (предупреждение)

– зелёный (можно действовать)

– белый (рабочее состояние)

Подача:

* своевременно ограничение

необходимое количество

* в форме непосредственной пригодности для работы

*точности

* наглядность.


Инженерно-психологические требования к СЧМС. Требования к органам управления

ИП требования требования к СЧМС, определённые характеристики человека и необходимые для его эффективности и безопасности деятельности.

Органы управления – элементы рабочего места оператора, которые обеспечивают ввод исполнительных команд в машину.

1) ни одна рука оператора не должна быть перегружена

2) группировка в связи с последовательностью деятельности

3) те органы управления, которые используются более часто находятся в зоне лёгкой досягаемости

4) однородные и идентичные органы управления должны быть расположены одинаково на всех панелях данной рабочей системы

5) должно оказываться определённое сопротивление внешним воздействиям

6) окраска чёрного или серого цвета, для индикации – красный, зелёный, жёлтый, белый.

Индикаторы ничего не должны закрывать, и они должны быть расположены вблизи друг друга.

Инженерно-психологические требования к СЧМС. Требования к организации рабочего места и рабочей среды

ИП требования к СЧМС обусловлены характеристиками и необходимы для его адекватности и безопасности деятельности.

Требования:

1) достаточно рабочего пространства

2) достаточные связи (зрительные, слуховые) между оператором-оборудованием, оператором-оператором

3) безопасное оптимальное размещение всех рабочих мест

4) оптимальное расположение оборудования (средства отображения и управления)

5) чётное обозначение органов управления индикаторов и т.д. для лёгкого их нахождения и опознавания

6) достаточно освещения (естественного и искусственного)

7) яркость (свет, цвет панелей, экранов и индикаторов)

8) допустимый уровень шума и вибраций

9) достаточно простая сборка и разборка оборудования

10) наличие необходимых инструкций и предупредительных знаков

11) надёжная индикация об общем состоянии всей системы

12) учёт физических и химических условий.

Предмет и задачи психологии туда

Психология труда – это отрасль псих. науки, которая изучает закономерности формирования и проявления псих. активности человека в различных видах труда и разрабатывает практические рекомендации по псих. обеспечению эффективности и безопасности труда.

Предметом труда является субъект труда. Сам субъект обычно рассматривается как «носитель» предметно-практической деятельности и познания (индивид или соц. группа), как источник активности, направленной на объект.

Под объектом труда понимается конкретный трудовой процесс включающий предмет, средства, цели, задачи труда, правила исполнения работы и условия организации.

В.Н. Дружинин выделяет объект изучения психологии труда:

1) человек как участник процесса создания материальных и духовных ценностей, их развития и обеспечения.

2) группа людей (бригада, экипаж, смена и др.)

3) система (человек-техника, человек-человек, человек-природа и т.д.)

Предмет психологии труда – психологические закономерности трудового процесса, особенности личности субъекта деятельности и их взаимосвязи со средствами, процессом, условиями, организацией трудовой деятельности.

Выделяют 2 группы задач:

1) внутри научные (образуют структуру науки)

2) прикладные (формируют прямые и обратные связи, соединяющие науку и практику, психологию и производство)

Основные задачи:

*психологический анализ деятельности специалистов различного профиля – разработка методов и программа анализа, анализ ошибок, построение профессинограмм.

*изучение механизмов псих. регуляции трудовой деятельности в нормальных условиях и экстремальных.

*исследование работоспособности человека в различных видах и условиях труда, и обоснование психологических рекомендаций по ее повышению или поддержанию.

* изучение особенностей функционирования состояний субъекта деятельности.

*изучение закономерностей взаимосвязи особенностей1 личности и характеристик деятельности.

* обоснование системы профессионально-психологического отбора специалистов (методы, показатели, критерии и т.д.).

*разработка психологических рекомендаций по использованию методов и средств профессиональной подготовки специалистов.

*изучение процессов формирования и становления личности профессионала.


История становления и развития психологии труда как отрасли психологической науки

В псих. науке всегда уделялось внимание псих. вопросу труда. Одним из первых кто занимался ролью личностного фактора труда, был и Сеченов.

В начале 20 века перед психологией были поставлены вопросы о влиянии раздражения и участие работы первой системы в рабочих движениях. О роли активного отдыха в производственном труде.

Оживление на психологическом фронте в России началось до 1 мировой войны с перевода работ американского рационализатора Тейлора.

В работах Тейлора заложены идеи, связанные с движением по научной организации труда.

1) Значительный этап в истории психологии труда начинается с возникновением в зарубежной науке психотехники. Термин ввел Штерн в 1903 г.

Этим термином воспользовался американский психолог Мюнстерберг, выпустивший книгу «Психология и экономическая жизнь», «Основы психотехники».

Параллельно развивалось советская психотехника. Это направление в изучении и организации труда возглавляло психологами, которые провозгласили необходимость изучать труд с точки зрения психологии.

В 1927 Всероссийское психотехническое общество издает журнал «Психофизиология труда и психотехника». Изучаются конкретные виды труда, интерес к методам профотбора, подготовка кадров.

2) До 1935 основной задачей было повышение производительности труда, разработка методов научной подготовки кадров, привлечение внимания общественности к вопросам труда и трудовой подготовки.

С 1936 вышло постановление о педагогическом извращении в системах наркомпроса. Психология как наука была ликвидирована. Работы по психотехнике прекратились.

1936–1956 официально психология не существует. В 1955 в Москве состоялось совещание психологов, оно было организовано Московским институтом психологии. На этом совещании выделяется инициативная группа ученых интересующаяся проблемами и вопросами психологии труда.

Была поставлена задача о развертывании и координации работы в области психологии труда. Было принято решение о проведении работы в области психологии труда.

В 1957 начинается этап возрождения психологии труда (Левитов, Платонов, Архангельский).

Место психологии труда в системе наук о труде

Основными научными дисциплинами, занимающимися изучением трудовой деятельности человека: психология труда; инженерная психология; эргономика.

Психология труда – отрасль психологической науки, которая занимается изучением закономерностей проявления психической деятельности человека в различных видах труда, разработка рекомендаций по обеспечению эффективности и безопасности трудовой деятельности.

Инженерная психология – отрасль психологической науки, которая занимается изучением информационного взаимодействия человека и техники с целью использования полученных сведений в проектировании, создании, эксплуатации в системе «человек-машина – среда».

Эргономика комплексная научная дисциплина, которая на основании учета требований различных наук о труде занимается совершенствованием и проектированием трудовой деятельности с целью улучшения ее эффективности.

Изучение психологических аспектов в различных видах трудовой деятельности основана на достижениях различных отраслях психологии: социальная, дифференциальная, психология личности и психофизиология.

В психологии труда используются теоретические и методологические материалы наук: социологии, педагогики, физиологии, гигиены, медицины, информатики, кибернетики.

Науки, связанные с психологией труда группируются в три группы:

1) науки с первой степенью родства:

экономика труда, социология труда, физиология труда, гигиена труда, профессиональная педагогика, часть медицины, история техники, часть полеантропологии (орудия труда).

2) науки со второй степенью родства – это те отрасли технических знаний, предметом которых является орудийное оснащение трудового процесса:

техническая эстетика, теоретические вопросы художественного конструирования.

3) науки третьей степени родства – здесь для психологии труда интересна информация для правильного понимания трудовой деятельности профессионалов, для составления профессиограмм: математика; математическая логика.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.