скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Основы педагогики

 Система обучения В. Ф. Шаталова: «Игра – есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глазомер, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умения взвешивать обстоятельства и пр.» (Н.К.Крупская). Организатору игры (учителю, воспитателю) необходимы достаточно обширные знания из анатомии, возрастной физиологии, гигиены и врачебного контроля, а также он должен быть отличным педагогом и тонким психологом. При работе в новых методических условиях появляется необходимость в оперативной информации, доступной каждому (стенды, опорные сигналы). Листы с опорными сигналами и плакаты к ним должны создаваться авторами или авторскими коллективами с учетом всех психолого-методических требований к этим средствам обучения. Факторы, влияющие на борьбу с неуспеваемостью: 1. Ежедневный всеохватный контроль (письменные работы, устные ответы); «… приходит абсолютное понимание: лазеек нет, необходимо работать ежедневно». 2. Самоконтроль. 3. Помощь родителей; «Практика подтвердила: сплошь и рядом, получив возможность активно помогать детям в учебе и контролировать ее, родители часто оказывают решающее влияние на ранее отстававших или ленившихся ребят». 4. Право на лучшую оценку; «Любую нежелательную для себя оценку ученик получает право исправить. Не «закрыть» новой оценкой, полученной за ответ по другому материалу». 5. Привычка к самостоятельному преодолению трудностей; «То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослых, завтра он сумеет сделать самостоятельно» (Л.С.Выгодский). 6. Жизнь сначала; «Новая система взаимоотношений…позволяет в любой момент начать жизнь сначала – с первой отличной оценки за письменное воспроизведение листа с опорными сигналами». 7. Обилие оценок; «Обилие оценок в новой системе работы уводит оценку с ведущих позиций, отнимая у нее право давления на личность. Мотивом учения становится познавательный интерес». 8. Развитие речи; «Плотность устного опроса становится такой высокой, что при подготовке к очередному уроку каждый ученик непременно настраивает себя на устный ответ». «Избавленные от унизительного страха перед двойкой, дети обретают уверенность, мажорное мировосприятие, оптимизм; нет питательной почвы для зависти, эгоизма, нечестности, зазнайства; все умеют и любят трудиться на совесть; отношения между ребятами товарищеские, чуткие, предупредительные и заботливые, исключающие грубость и неуважение; нет деления на лучших и худших, сильных и слабых, актив и пассив; каждый имеет возможность проявлять свои лучшие качества, реализовывать свои способности; систематические занятия спортом также выгодно отличают учеников экспериментальных классов: они собранные, подтянутые, сильные, красивые физически и нравственно».

 Используемая литература:

1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких,

  В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. М.: Большая Российская энцклопедия, 2003. – 528с.

2. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич – Мн.: «Современное слово», 2005. – 720с.

3. В. В. Краевский. Обшие основы педагогики. Учебное пособие для студентов пед. вузов. –  2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256с.

4. В. Г. Крысько. Психология и педагогика в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2006. –   320с.

5. Н. Р. Юсуфбекова. Проблемы педагогической праксиологии // Новые исследования в педагогических науках. Вып.1.(57) / Сост. И.К. Журавлев, В.С. Шубинский. – М.: Педагогика,  1991

6. В.А.Караковский, Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание!:  Теория и практика воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996.

7. В. Ф. Шаталов. Эксперимент продолжается. – М.: Педагогика, 1989. – 336 с.

Подпись:  Формы связи педагогической науки и практики




      Результаты  взаимодействия

Концепция и практика авторских школ отличаются от традиционной практики школ и часто строятся на противопоставлении этой практике, ее критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными. Возможность исследовать внутренние связи, существующие между обучением и развитием, описывать разные типы этих связей, а также находить условия учебной деятельности, наиболее благоприятствующие психологическому развитию в том или ином возрасте. Высокая квалификация, профессиональная мобильность, владение несколькими профессиями, способность к смене видов трудовой деятельности.

  Условия существования

Появление и развитие авторских школ связано с децентрализацией управления образованием, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением принципа их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования. В экспериментальных группах, классах и школах создаются и поддерживаются наиболее благоприятные условия для учебной деятельности. Создание условий для овладения учащимися производственным процессом и передовым опытом, воспитание квалифицированных конкурентоспособных специалистов.

         Определение

Экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и организационно- управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для проверки, выработки или обоснования новых для своего времени педагогических идей, а также практического опыта учителей. Учебно-производственный процесс, основанный на законах педагогики, производства, профессиональной деятельности и проявляющийся как педагогическая категория, обобщающая и проверяющая на себе все результаты других компонентов целостного педагогического процесса.

  Форма связи

Авторская школа Экспериментальная площадка Научно-производственный комплекс

Самостоятельная работа 4.  

 Тема: Методы педагогического исследования.

 Методы исследования в педагогике – приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. ( Педагогический словарь).

 Под методом исследования понимается нормативная модель деятельности, направленной на выполнение определенной научной задачи и реализуемой в совокупности приемов и процедур. ( Краевский В.В. ).

 Методы эмпирического исследования:

- наблюдение метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии поведения с целью выявления его смысла и содержания. Наблюдают учащихся постоянно, но в данном случае речь идет о специализированном наблюдении, которое должно дать ответ на интересующий исследователя вопрос в течении определенного периода. Ценную информацию дает включенное наблюдение, когда педагог активно участвует в деятельности учащихся, не привлекая к себе внимания.

- методы опроса (беседа, интервью, анкетирование) – самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения; ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Во время интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности; ответы записываются. Анкетирование дает возможность получить информацию о типичности тех или иных явлений, свидетельствующих об уровне обученности и воспитанности большой группы учащихся, а также для изучения их запросов, пожеланий, отношения к отдельным предметам.

- метод педагогического эксперимента – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.

- опытная работа- часть реализации конструктивно-технической функции педагогики. Проводится когда проект нужно испытать на практике, а также в тех случаях, когда в силу особенностей исследования в социально-гуманитарной области нельзя соблюсти все требования к точным, формализованным процедурам эксперимента.

- контент-анализ - метод, позволяющий получить объективную информацию о состоянии вопроса на основе анализа определенных смысловых единиц содержания и формы информации. Изучаются психологические характеристики учащихся, состояние школьного и вузовского образования, качество и эффективность обучения.

Данные методы служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу.

 Методы теоретического исследования:

- теоретический анализ это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, необходимо выявить в них общее и особенное, установить общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений.         

- индуктивные и дедуктивные методы - это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – от общего суждения к частному выводу.

 Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

 Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.

 Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, эксперементально-теоретического, прогностического.

 На эмпирическом этапе получают функциональное представление об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему. Основным результатом эмпирического анализа является гипотеза исследования как система ведущих предположений, правомерность которых нуждается в проверке и подтверждении как предварительной концепции исследования.

 Гипотетический этап направлен на разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность. Он создает условия для перехода от эмпирического уровня исследования к экспериментально-теоретическому ( или теоретическому ).

 Теоретический этап связан с преодолением противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в системных представлениях о нем.

 Создание теории позволяет перейти к прогностическому этапу, который требует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях.

Используемая литература:

1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.

2. В. А. Сластенин. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.

3. В. В. Краевский. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов пед. вузов. –

2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.

4. И. П. Подласый. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн.1. Общие основы. Процесс обучения.– 574 с.


Подпись:                                        Методы педагогических исследований.    Условия

  эффективности

Тщательное планирование, корректное использование, умелое сочетание с другими методами. Эффективность зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. Сравнение полученных результатов с нормой предполагает определение отклонения от нее и соотнесение результатов с допустимыми интервалами.
Цель применения Особое внимание обращается на факты, противоречащие господствующим теориям, устоявшимся канонам. Важно также во всех тонкостях раскрыть механизм достижения высоких результатов обучения и воспитания. Чем глубже и разностороннее анализ опыта, тем больше ценных идей извлекают исследователи. Позволяет делать «срезы», характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.
Суть метода

- это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса.

- метод предполагает изучение материалов, помогающих понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.

- работы учащихся, которые могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

- метод массового сбора материала с помощью анкеты.

- метод изучения особенностей межличностных отношений в коллективе.

- метод выявления наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует.

- требует расположения собранных данных в определенной последовательности и определения места в этом ряду каждого из исследуемых.

- введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений.

Метод

Изучение опыта.

(наблюдение,

беседа, интервью).

 Изучение первоисточников.

Изучение продуктов деятельности.

Анкетирование

Социометрический метод.

   Регистрация

   Ранжирование

 Шкалирование

Группа методов Традиционные методы Методы исследования коллективных явлений Количественные методы

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.