скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Основы педагогики

1.     Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1987. – 416 с.

 2.  История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред.

Академика РАО А.И.Пискунова. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

2.     В. А. Сластенин. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.


Самостоятельная работа 2.

Тема: Образование и воспитание как процессы социального наследования.

         Процесс образования

            Процесс воспитания

Единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности и в связи с этим изменение внешних проявлений личности, благодаря которой она существует для других людей.
Результаты и эффективность определяется уровнем усвоения знаний и умений, овладением способами решения познавательных и практических задач, интенсивностью продвижения в развитии. Уровень подготовки воспитанников как членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, а также развивать способность человека к самоизменению; результаты в виде саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

 

 Ученик приобретает:

- знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности;

- опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт;

- опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом;

- опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека.

Воспитанник получает:

- философско-мировоззренческую ориентацию личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности.

- помощь в построении личностных концепций.

- приобщение к системе культурных ценностей и к традициям русской ментальности.

- раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, сострадания и т.д.) и культивирование интеллигентности.

- развитие интеллектуально нравственной свободы.

- формирование отношения к труду как к социально и лично значимой потребности.

- развитие валеологических установок.

 

Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

 Воспитание целенаправленный и организованный процесс формирования всесторонне развитой личности

 Обучение и воспитание два взаимосвязанных процесса. Они имеют различные задачи, но одновременно неразрывно связанны друг с другом, могут совпадать во времени и принципиально отличаться методами и формами организации.

 Если сравнивать основные функции процессов обучения и воспитания, то они оба реализуют в единстве три основные функции – образовательную, воспитательную и развивающую. Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания в воспитательную. Оба они являются исходной основой для осуществления развивающей функции обучения. В содержании обучения превалирует формирование научных представлений, понятий, законов, теорий, специальных и общеучебных умений и навыков

 Условно принципиальная разница состоит в том, что процесс обучения ориентирован на усвоение учениками основ различных наук, воспитание связано с формированием его личностных качеств. Этот процесс одновременно содействует решению задач воспитания и развития, формируя диалектико- материалистическое мировоззрение обучаемых.

 В содержании воспитания превалирует формирование убеждений, норм, правил, идеалов, социально значимых отношений, установок, мотивов, способов и правил общественно ценного поведения нравственного, трудового, эстетического и гигиенического характера. Данный процесс одновременно влияет и на образованность личности, является непосредственным фактором стимулирования активности школьников в учении.

 Оба процесса одновременно влияют на сознание, деятельность, отношения, волю и эмоции личности. Но процесс обучения непосредственно формирует сознание личности, а через него и другие названные параметры, опираясь в свою очередь на уровень их сформированности. Процесс воспитания прежде всего обращен к отношениям, действиям и эмоциям личности, опираясь на которые он весьма сильно влияет на ее поведение. Процессы обучения и воспитания ведут к общему развитию личности. Но первый из них преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй на мотивационную и действенно- эмоциональную сферы. Таким образом процесс обучения выступает в роли одного из средств воспитания, а процесс воспитания выступает в роли одного из стимулирующе–мотивационных факторов обучения.

 Если в обучении используют преимущественно уроки, семинары, практикумы, лабораторные работы и т.д., то в воспитательном процессе – воспитательные мероприятия коллективного характера, общественную деятельность, индивидуальные воспитательные влияния. В учебном процессе ведущая роль принадлежит учителю, который опирается в своей работе на ученический коллектив в целях стимулирования ответственности, дисциплинированности, интереса к учению. В воспитании (при его умелой постановке) доминирующее значение имеет коллектив, его актив, которые направляются влияниями учителей, воспитателей. Процесс обучения, как правило, протекает в строго оформленной учебной группе – классе, по определенному учебному плану, по строго регламентированным программам. Процесс воспитания имеет лишь рекомендательное примерное содержание. Протекает этот процесс в ходе общественной, культурно-массовой, спортивной, художественной, трудовой деятельности, которая в значительной степени определяется общественными потребностями, интересами коллектива.

 Методы воспитания тесно связаны с методами обучения. Фактически все методы обучения являются одновременно и методами воспитания, т.к. невозможно сформировать какого-либо качества личности или поведения, не обучая учеников нормам общественного поведения, не разъясняя требований, не формируя определенных взглядов и убеждений. В то же самое время методы воспитания (поощрение, порицание, предъявление требований, создание общественного метода и т.д.) выступают в роли методов стимулирования учения. Более того, без применения методов воспитания в процессе обучения невозможно обеспечить его успешное и тем более оптимальное функционирование.

 Используемая литература:

1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.

2. В. А. Сластенин. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.

3. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 608 с.

4. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов / Под ред. Ю.К.Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 608 с.

5.    М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко. Педагогика: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 254 с.


Самостоятельная работа 3.

Тема: Взаимосвязь педагогической науки и практики.

 Педагогическая практика – это непосредственная деятельность учителей и воспитателей, предъявляющая свои требования как к субъектам и объектам педагогики, собственно качеству учебно-воспитательного процесса, так и к самой теории и методологии науки. Она диктует основные направления и формы развития педагогики.

 Педагогическая теория на основе анализа педагогической практики позволяет выдвигать и осмысливать научные гипотезы, проверять полученные научные факты, формулировать установленные положения, что в итоге способствует правильному и всестороннему развитию всей педагогической науки.

 Одна из форм проявления единства науки и практики в сфере образования заключается в том, что они осуществляют одну и ту же функцию подготовки подрастающего поколения к участию в жизни общества путем приобщения каждого человека к культуре, развития его личности. Другая форма – единая система их взаимосвязи, наличие которой необходимое условие влияния педагогической науки на практику и выполнение практикой роли источника научного знания.

 Сопоставим науку и практику по характеристикам, которые присущи любой деятельности, это: объекты, средства, результаты. Объектом практической педагогической деятельности является человек, которого воспитывают и обучают. Объект научной педагогической деятельности – это образование как система практической педагогической деятельности в единстве всех ее компонентов. Средства, применяемые в научной и практической педагогической деятельности, соотносятся как средства научного познания и непосредственной практической деятельности людей. Для педагогической практики это методы, приемы, организационные формы воспитания и обучения, а также наглядные пособия, технические средства и пр. Для науки – методы научного познания: наблюдение, описание, моделирование, создание гипотез, теорий, проверка их путем эксперимента, материальное оснащение экспериментальной работы и т.п. Цель и результат практической работы учителя – обученность и воспитанность как качества личности. В основе научных познаний в педагогике выделяют следующие уровни знаний:

- на эмпирическом уровне формируется знания о фактах, т.е. знание об эффективности или неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания; о положительном или отрицательном влиянии каких-либо факторов, действующих в педагогическом процессе, на его результаты; об успешной или неудачной работе учителей по новому учебнику и т. п.

- знания теоретического уровня образуются в результате исследований, связанных с развитием и совершенствованием понятийного аппарата науки и направленных на всестороннее познание реальности в ее существенных, глубинных связях и закономерностях, т. е. знания о закономерных отношениях, существующих в педагогическом процессе, о сущности обучения и воспитания, о составе, структуре и функциях содержания образования, о классификации учебных предметов и т. п.

- знания нормативные – о должном, о том, что следует делать; к ним относятся общие и частные указания, предписания к деятельности (принципы, правила, рекомендации и т. п.).

 Праксиология область социологических исследований, которая изучает методику рассмотрения различных действий или совокупности действий с точки зрения установления их эффективности.

 Н. Р. Юсуфбекова. Проблемы педагогической праксиологии.

Важнейшие задачи педагогической праксиологии: возможности раскрытия эффективных механизмов применения (внедрения) педагогических новшеств, оптимальной инновационной деятельности внедрения. Это особенно необходимо в условиях постоянного обновления системы образования. В проблеме внедрения концентрируется противоречие теории и практики, должного и сущего, педагогической мысли и практического действия, ее реализации. Отмечается три общих фактора, способствующих решению проблемы внедрения: доступ к фондам научно-педагогических ценностей и образцов опытов; закрепление обязанностей по внедрению в правовые и квалификационные требования; направленность личности на самообновление профессионализма. Обобщенный вариант алгоритма внедрения (В.И.Журавлев): 1. изучение задач, сформулированных в нормативных документах; 2. анализ состояния практики и сопоставление данных с социальными требованиями; 3. построение эталона преобразования педагогической практики; 4. поиск идей, рекомендаций, которые могут быть внедрены; 5. разработка комплексной программы, включающей закономерности внедрения; 6. подготовка средств: дидактических, материальных, информационных, организаторских и др.; 7. теоретическая, методическая, психологическая подготовка участников внедрения; 8. установление связи с авторами рекомендаций.

 Массовый педагогический опыт – совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства учителя; один из источников развития педагогической науки.

 Передовой педагогический опыт – результат творческого поиска школ и учителей, открывающий новые педагогические факты, создающий новые педагогические ценности, ранее неизвестные в педагогической науке и школьной практике, или существенно модифицирующий применительно к современным задачам обучения и воспитания существующие формы, методы и приемы учебно-воспитательной работы.

 Новаторский педагогический опыт – принципиально новый опыт педагога, выходящий за пределы имеющихся научных знаний; характеризуется системной перестройкой педагогом своей деятельности, в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса.

 Система воспитания В. А. Караковского: В основу концепции принято определение, данное Х.Й.Лийметсом, о том, что воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности. Воспитательная система имеет сложную структуру, ее компоненты: цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, и развитие этой системы. Ядро гуманистической воспитательной системы объединение детей и взрослых в коллектив. В самом общем виде в процессе создания и развития системы должны решаться следующие задачи:

- формирование у детей целостной картины мира – целостной и научно обоснованной.

- формирование гражданского самосознания человека, ответственного за судьбу Родины.

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

- формирование у подрастающего человека креативности, «творение» как черта личности.

- формирование самосознания, осознания своего «Я», помощь ребенку в самореализации.

Основные этапы развития воспитательной системы:

Первый этап - этап становления. Причины, побуждающие строить школьные воспитательные системы: признание необходимости системного подхода; наличие оригинальной идей; мода. Главное: цели воспитательной системы сформулированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей. Второй этап связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы. На этом этапе окончательно утверждаются системообразующая деятельность, приоритетные направления функционирования системы. Усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развивается инициатива и самодеятельность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Управление воспитательной системой происходит как на организационно-педагогическом, так и на психолого-педагогическом уровне. Третий этап, завершающий. Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут, жизнь школы упорядочивается, воспитательная система работает в заданном режиме. Заметно усиливается внимание ученического коллектива к личности. Педагогами реализуется личностный подход, доминирует педагогика отношений. В системе возникают свои механизмы воспроизводства. Она накапливает, аккумулирует и передает по наследству свои традиции. Возникает характерная черта всех хороших систем – социальное наследование. Данный этап не конец процесса системообразования. Состояние устойчивого равновесия не является стабильным, всякая воспитательная система имеет свойство старения. Объективные положительные проявления системы нередко ведут к омертвлению оправдавшего себя опыта, порождают стереотипы, чувство непогрешимости. В этом случае происходит торможение. Двигателем системы является постоянный рост социальных потребностей коллектива. Своевременное удовлетворение этих более высоких потребностей предохраняет систему от застойных явлений. Четвертый этап – обновления и перестройки системы, который может приобретать характер кризиса. Обновление системы осуществляется за счет инноваций, ведущим к изменениям системы, это и поднимает ее на новый уровень. Если не происходит новый виток развития, система прекращает свое существование.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.