Шпаргалка: Экономика предприятия
Хар-р технологического процесса непосред-но опр-ся в состав цехов предприятия и отражается на их специализации.
Типы организации производства.
В зависимости от того, какая форма специализации положена в основу орг-ции цехов, различают 3 типа произв-ой стр-ры предприятия:
- технологический. Когда цехи выполняют комплекс однородных технологических операций по изготовлению или обработке самых различных деталей для всех изжелий завода.
- предметный. В основу создания цехов положен предметный признак. Когда цехи специал-ся на изготовлении опр-ой огран-ой номенклатуры изделий, узлов или деталей, выполняя при этом различные технологические процессы и используя разнообразное оборудование.
- смешанный. В основу создания цехов положен предметно-технологический принцип. Когда предметно-технологические цехи в то же время имеют предметную номенклатуру предметного порядка.
21) Инструментальное хоз-во
Инструментальное хоз-во (ИХ) на предприятии создается для выполнения работ по обеспечению производства инструментами и технологической оснасткой, организации их хранения, эксплуатации и ремонта.
ИХ на предприятии включает в себя:
1. Производственные звенья (цехи, участки) по изготовлению инструментов
2. Складские и комплектующие подразделения (центральный инструментальный склад, цеховые инструментально-кладовые)
3. Подразделения по восстановлению и ремонту инструментов
4. Подразделения по инструментообеспечению рабочих мест
Т.О.: ИХ занимает важное место на предприятии. От уровня организации этого хоз-ва и качества инструментов зависит интенсивность использования оборудования, технологические параметры его работы, уровень ПТ и в целом результаты работы всего предприятия.
Наличие в пр-ве больших запасов инструментов, высокая его стоимость и значительный расход делают проблему экономии инструментов одной из важных в организации ИХ.
Задачи ИХ:
1. Обоснование потребности в различных видах инструмента
2. Обоснование необходимости проектирования нового инструмента
3. Выбор формы обеспечения инструмента
4. Организация МТС инструментом
5. Организация производства инструментов и заточки
6. Другое
25.Функции и организационные структуры предприятия.
Организационная стр-ра - это внутренняя упорядоченность, согласованность и отношение отдельных частей единого целого. Основой для образования стр-ых частей орг-ции яв-ся предназначение самой организации и функции, кот-ые выполняют её составные элементы.
Организационные стр-ры:
- функциональная стр-ра
- дивизиональная стр-ра
- матричная стр-ра
23)Материально-техническое снабжение (МТС)
Материально-техническое снабжение – это элемент обеспечения пр-ва, по средством закупки необходимых материально-технических ресурсов по прямым договорам купли-продажи, а также с использованием возм-тей оптового рынка.
Основной координирующей функцией МТС яв-ся взаимоувязка всех пр-сов,начиная с разработки изделия, кончая его реализацией. Координирующую функцию выполняет отдел или служба снабжения, которая выполняет следующие задачи:
1) Координация Эл-тов МТС с планом пр-ва по срокам и объемам поставок
2) Поиск альтернативных источников снабжения
3) Регулярное отслеживание равномерности поставок во избежания затоваривания складского хоз-ва с целью снижения накладных расходов
4) Отслеживание качества поставляемого сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий.
5) Обеспечение договорных и устойчивых хоз-ых связей с поставщиками.
22) Организация ремонтного хоз-ва (РХ)
Основной задачей РХ яв-ся предупреждение преждевременного износа машин и механизмов, зданий и сооружений, их своевременный ремонт и обеспечение рабочей готовности оборудования.
Основная задача функционирования РХ предприятия – это обеспечение бесперебойной эксплуатации оборудования.
Служба РХ в системе управления предприятием подчинена главному инженеру.
В её состав входят:
1. Ремонтно-восстановительная база предприятия
2. Склады
3. Цехи и общезаводские отделы РХ (технологический, оборудования, диспетчерский)
Характерными работами для РХ предприятия яв-ся:
1. паспортизация и аттестация оборудования
2. разработка технологических процессов ремонта и их оснащения
3. планирование и выполнение работ по тех. обслуживанию и ремонту оборудования
4. модернизация оборудования
24) Транспортное хоз-во (ТХ)
Основной задачей организации и функционирования транспортного хоз-ва на предприятии яв-ся бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса.
Виды транспорта:
1) Внешний. Обеспечивает связь на предприятии, его МТ складов ГП, с предприятиями-поставщиками, контрагентами, станциями ЖД, водного и воздушного транспорта
2) Межцеховой. Связывает м-у собой цеха предприятия, его склады, службы и другие производственные объекты
3) Внутрицеховой. Перемещает грузы в цехе в ходе ПП, осуществляет движение сырья, мат-лов, деталей, узлов от складов к рабочим местам, и между рабочими местами, и контрольными постами.
ТХ подчинено главному инженеру. В него входят:
1. Участки безрельсового транспорта
2. Участки электротранспорта
3. Ремонтная база
4. Техническое обслуживание заправкой
5. Диспетчерское бюро
6. Группа учета
Т.О.: Погрузо-разгрузочные и переместительные ф-ции осущ-ет внутрипроизводственный транспорт.
26.Линейная, функциональная, дивизиональная и адаптивная организационные стр-ры управления предприятием
В функц-ой стр-ре каждая составная часть орг-ции выполняет свою фун-цию.
- Плановый отдел планирует работу.
- произв-ый отдел выпускает прод-цию,
- отдел снабжения поставляет сырье и материалы,
- бухг-ия ведет учет исп-ия фин-ых ресурсов,
- отдел кадров обесп. орг-цию трудовыми ресурсами, ведет учет рабочего времени.
- Технологические и конструкторские отделы занимаются разработкой пр-ции,
- отдел сбыта обесп-ет продажу пр-ции. При функ-ой стр-ре наиболее полно раскрываются возм-ти разделения труда. Каждый отдел или каждый работник выполняет свои функции, имеет определенные права и обязанности и несет ответ-ть за рез-ты своего труда.
Преимущества:
1) четкое разделение труда способствует появлению высококвалиф-ых спец-тов в каждом деле
2) строгая иерархия уровней управления, при кот-ой действия нижестоящего звена контрол-ся вышестоящим
3) выработка единых для каждого вида деят-ти правил, норм и стандартов
4) формальная обезличенность руководителей, обязанных действовать по инструкции по занимаемой должности
5) найм на работу в строгом соответствии с квалификацией работника и его увольнение строго по закону
Девизиональная стр-ра появилась на крупных пред-тиях с широкой номенк-рой товаров и услуг, быстро меняющейся техникой и технологией, реаг-их на изм-ие потреб-тей и спроса общ-ва на новейшие потр-ие товары.
Разделение функций не ограничивается только по классическому принципу. На крупных пред-тиях подчиненные им отделения специализ-ся на произ-ве к-либо 1-го продукта. Это влечет за собой возникновение прод-ой стр-ры. Выход пред-тия из данной пр-ции за пределы своего региона ведет к необх-ти создавать территориальные стр-ры. Т.о. влияние внеш. среды сдерживается в рез-те создания инновац-ых стр-р. На многих крупных предприятиях сфера сбыта возросла и выделилась в отдельные орг-ые стр-ры, кот-ые получили опр-ую самост-ть. Появилась возм-ть быстрее и результативнее отвечать на изм-ие обстановки.
Недостатки:
1) усложнился процесс контроля за действиями новых структур
2) расширение горизонтальных связей влечет за собой ослабление вертикальных связей
3) возникают трудности из-за дублирования и путаницы в сети команд и упр-их решений
4) чрезмерная автономизация может привести к полной утрате воздействия со стороны центральных структур.
Адаптивные стр-ры имеют след-ий принцип построения: автономная возм-ть вып-ия целей и задач, а также их быстрое приспос-ие к изм-ию.
Выделяют 2 вида адаптивные стр-р:
- проектную. Проектная стр-ра м. носить хар-р как постоянной так и временной. Она обр-ся для создания к реализации опр-го проекта.
- матричную. Она позволяет решать задачи интеграции разл-ых видов работ и создает большое число коммун-ых каналов и центров принятия технических и технологических решений. Она объединяет целевые и компл-ые группы спец-ов, т.е. пре-ет собой комбинацию функ-ой и девиз-ой.
Недостатки:
1) имеются тенденции к анархии в связи с нечетко поставленными правами и двойной подчиненностью работников
2) может иметь место неприязнь и снобизм м-у верхними и нижними звеньями матрицы.
33) Планирование издержек пр-ва и себестоимости пр-ции.
При планировании с\с рассчитывают следующие показатели:
1) с\с единицы пр-ции; всего товарного выпуска – опред-ся на основании калькуляции и V пр-ва.
Калькуляция – определяет с\с единицы пр-ции
1) затараты на 1 руб. ТП – опред-ся как отношение с\с к стоимости всей ТП, исчисленная в оптовых ценах
2) смета затрат на пр-во – отражает затарты пр-тия на его произ-ую деят-ть в разрезе эк-их элементов
3) снижение с\с ТП
28) Средства и методы управления
Для достижения целей в прочесе управления вовлекаются орган-ые ресурсы:
- человеческие (трудовые ресурсы)
- материальные (предметы труда)
- денежные (средства)
- инфор-ые (внутри орг-ции)
- капитал (ОС, немат. активы)
Для определения качества работы исп-ют 2 критерия:
- эффективность
- рентабельность
Эффек-ть свидетельствует о том, на ск-ко орг-ция приблизилась к пост. цели.
Рентабельность – это показ-ль эк-го исп-ия ресурсов.
В новых условиях глобализации и необходима гибкая система упр-ия, способная переориент-ся на выпуск новой продукции и выпуск новой технологии.
Различают следующие методы управления:
1) создание трудового потенциала
2) развитие нелинейного мышления
3) исп-ие новых технологий и искус-го интеллекта
4) расширение наборов навыков и методов принятия решений
5)Создание, распр-ие и прим-ие знаний
6) упр-ие позиции орг-ции на глобальных рынках
7) создание динам-го компетентного руководящего ядра для проведения своевременного ситуационного анализа и орг-ции перспективного и текущего планирования.
27) Целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений.
Управленческие решения – это рез-т анализа, прогнозирования, оптимизации, эк-го обоснования и выбора альтернативы из мн-ва вариантов достижения конкретной цели системы.
Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:
- для чего делать?
- что делать?
- как делать?
- с какими произ-ми затратами?
- в каком кол-ве?
- в какие сроки?
- где делать?
- кому поставлять и по какой цене?
- что это даст инвестору и обществу в целом?
Основными факторами, влияющими на качество упр-их решений яв-ся:
1) Применение научных подходов и принципов
2) -//- методов моделирования к системе менеджмента
3) автоматизация управления
4) мотивация качественного решения
Основными условиями обеспечения качества УР яв-ся:
1. применение к разработке УР научных подходов
2. изучение влияния эк-их законов на эф-ть УР
3. обеспечение лица, принимающего УР, качественной информацией, характеризующей параметры входа и выхода, внешней и внутренней среды
4. применение функционально-стоимостного анализа, моделирования, эк-го обоснования
5. структуризация проблемы построения дерева целей
6. обеспечение сопоставимости вариантов решений
7. правовая обоснованность прин-х решений
8. автоматизация процесса сбора и обработки информации
9. разработка и ф-ние системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения.
34) Планирование прибыли. Финансовое планирование.
Финансовый план определяет потребность пред-тия в денежных ресурсах и определяет источники ее покрытия.
С этой целью составляют баланс доходов и расходов, кот-й состоит из 4-х взаимосвязанных частей:
1) доходы и поступления средств
2) расходы и отчисления
3) кредитные взаимоотношения
4) взаимоотношения с бюджетом
29) выбор альтернатив эффективного управления
Альтернативные варианты должны приводиться в сопоставимый вид:
1) фактор времени: пред-ет исп-ие компаудинга и дисконтирования.
Дисконтирование – это определение сегодн-ей стоим-ти будущтх доходов (поступлений).
K=Kt/(1+a)^T
где К – стоим-ть сегодняшних кап. вложений
Кt - ,будущие поступления
а – ставка процента
Т – к-во лет, через кот-ые будет получен доход
K=Kt/(1+a)^t
Компаудинг – процесс, обратный дисконтированию.
Kt=K/(1+a)^T
2) фактор качества: оценка старого и нового варианта
Уи=Ун*Кк^а1
где Уи – привод. по качеству к новому варианту значение старого варианта объекта
Ун – номин. значение ф-ции
Кк – коэф-т, учит-ий фактор качества
а1 – коэф-т весомости анализ-го показателя
Кк=Пст/Пнов
где П- значение полезного коэф-та или анализируемого показателя (КПД и т.п.)
3) фактор масштаба:
Уи=Ун*Кn
где Кn – коэф-т, учит-ий изменение объемов или масштабов произ-ва
4) Уровень освоенности товаров в произ-ве: если есть необх-ть, когда требуется определить с\с и трудоемкость (т\е) первых серийных партий до полного ее освоения.
5) метод получения инф-ии для принятия УР (экстраполяция, эксп. изучение)
6) Условия применения эксп-ии товара; предп-ет изучеие условий потр-ля
Уи=Ун*Jц
где Jц – индекс цен
7) фактор риска и неопределенности предп-ет:
- проверку устойчивости ТБ
- корректировку параметров проектов и эк-их нормативов
- формализованное описание неопр-ти
8) фактор инфляции
30) Предпосылки формирования стратегии. Этапы разработки хоз-ой стратегии.
Каждое предприятие независимо от сферы его деятельности и масштабов пр-ва должно планировать свою деят-ть.
Планирование – это процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения.
Процесс планирования охватывает ряд направлений, одно из них прогнозирование.
Прогнозирование – разработка планов по достижению стратег-их целей предприятия (перспективное, стратегическое планирование)
стратегическое планирование сосредоточено на высшем уровне управления и имеет следующие цели:
1. определение тенденций развития различных сторон деят-ти предприятия
2. расчет и выбор наиболее благоприятных условий для деят-ти предприятия
Отличительной чертой страт. планирования яв-ся его гибкость, обусловленная подвижностью плановых горизонтов, т.е. периодов времени, на к-ые вырабатывается перспективная политика.
Для определения планового горизонта применяются различные критерии:
1. жизненный цикл продукта
2. цикл коренного изменения спроса на выпускаемую продукцию
3. период времени, необходимый для реализации стратег-их целей и др.
Главная задача страт-го планирования – выработка стратегии, структуры, объемов и направлений кап-ых вложений, исходя из конечных финансовых и рыночных целей предприятия.
Стр-ое планирование в условиях рынка нацелено не просто на увеличение объема произ-ва и улучшение качества продукции, а на изучение запросов и потребностей конкретных групп потребителей.