скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Билеты к экзамену по правоохранительным органам(часть 2)

При осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры строят свою работу, исходя из задач, сформулированных в Законе «О прокуратуре РФ» и УПК.

Прокуроры должны обеспечить осуществление надзора таким  образом, чтобы каждое преступление было быстро и полно раскрыто; ни одно лицо, виновное в совершении преступления, не избежало установленной законом ответственности; задержание  лиц, подозреваемых в совершении преступления, производилось  не иначе как в порядке и по основаниям, установленным в законе; никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному ограничению  в правах; никто не был заключен под стражу без санкции прокурора или судебного решения; соблюдался установленный законом порядок возбуждения уголовных дел, применения указанных в законе мер процессуального принуждения; при расследовании преступления неуклонно соблюдались требования  закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выяснялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, а также отягчающие  и смягчающие его ответственность; выявлялись причины совершения преступления и способствующие им условия, принимаемые  следственными органами меры по их устранению; обеспечивались конституционные гарантии неприкосновенности  личности и жилища, требования принципа презумпции невиновности.

В стадии надзора за исполнением законов при рассмотрении судами уголовных дел перед Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами стоят задачи следующего характера: обеспечение требований закона о всестороннем, полном, объективном и своевременном рассмотрении уголовных  дел во всех судебных инстанциях; квалифицированное, на высоком профессиональном уровне поддержание государственного  обвинения по уголовным делам; способствовать суду постановить  по каждому уголовному делу законный, обоснованный и справедливый -приговор; обеспечить своевременное и правильное  обращение приговоров, определений и постановлений к исполнению.

В уголовно-процессуальном законе сформулированы также задачи прокуроров в различных стадиях судебного разбирательства  уголовных дел: при принятии судом (судьей) уголовных  дел к производству и выполнении по ним необходимых процессуальных действий (ст. 221-228 УПК); при поддержании прокурором государственного обвинения по уголовным делам (ст. 248 УПК); в случаях опротестования прокурором незаконных  и Необоснованных приговоров, определений и постановлений  судов (ст. 325, 342-347 УПК); при производстве по уголовным  делам в порядке надзора (ст. 371, 375 и 377 УПК); при исполнении приговоров, определений и постановлений суда (ст. 356-370 УПК); при возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 384-386 УПК).

В приказах Генерального прокурора РФ №7 от И марта 1992 г. «О задачах органов прокуратуры, вытекающих из Закона « О прокуратуре РФ», № 20 от 28 мая 1992 г. «Об организации надзора и управления в органах прокуратуры РФ», а также в Рекомендациях от 22 июля 1992 г. о поддержании прокурорами государственного обвинения в судах по уголовным делам поставлена  задача по повышению активности и качества поддержания  государственного обвинения в суде, чтобы прокурор своим участием в процессе способствовал, а не препятствовал установлению истины по делу, помогал постановить законный, обоснованный и справедливый приговор. Предлагается организовать  прокурорский надзор в судах таким образом, чтобы он стал надежной гарантией законности в правосудии по уголовным  делам.

Задача прокуроров состоит в повышении воспитательного значения судебных процессов, их предупредительного значения  в отношении склонных к правонарушениям граждан.

В стадии кассационного производства задача прокуроров заключается прежде всего в своевременной и полной проверке материалов уголовного дела и в опротестовании приговоров, определений и постановлений судов, не соответствующих материалам  дела и противоречащих уголовному или уголовно- процессуальному законодательству, чтобы заключение прокурора  в суде кассационной инстанции помогало составу судей принять правильное решение по уголовному делу.

В стадии надзорного производства задача прокуроров состоит  в том, чтобы глубоко и внимательно проверять жалобы,

принесенные на судебные приговоры, вступившие в законную силу, и сами уголовные дела, на приговоры по которым эти жалобы принесены. При отказе в принесении протеста составленное  прокурором заключение (постановление) об отказе в принесении надзорного протеста должно быть полным, объективным  и убедительным, а ответ лицу, обратившемуся с жалобой, -  мотивированный и убедительный.

В случаях, принесения протеста в порядке надзора этот процессуальный акт должен быть законным, обоснованным, мотивированным, юридически и стилистически грамотным.

В стадии исполнения приговоров перед прокурорами стоят задачи, сформулированные в Законе «О прокуратуре РФ», а также в УПК и ГПК Они состоят в следующем: обеспечить законность и обоснованность водворения осужденных в исправительно-трудовую  колонию определенного судебным приговором  режима содержания; соблюдение закона и требований режима осужденными в период их отбывания наказания, связанного  с лишением свободы как в рабочих, так и в жилых зонах; исполнение законодательства, регламентирующего порядок  и условия содержания и перевоспитания осужденных; законность и обоснованность издаваемых администрацией исправительно-трудовых  учреждений правовых актов и опротестование  тех из них, которые не соответствуют закону; проверка законности дисциплинарной практики; соблюдение установленных  законом прав и обязанностей осужденных; своевременное  и обоснованное освобождение осужденных от отбывания наказания, как в связи с полным отбыванием назначенного судом наказания, так и в случаях досрочного освобождения по основаниям, указанным в законе; давая в судебном заседании квалифицированные заключения, способствовать суду вынести законное и обоснованное определение об условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания и приносить протесты в тех случаях, когда такие определения судов не соответствуют или противоречат закону.

Перед Генеральным прокурором РФ стоит особой сложности задача по укомплектованию квалифицированными кадрами органов специализированных прокуратур по надзору за законностью  в местах лишения свободы, четко разграничить компетенцию  этих и территориальных прокуратур. Не менее важной задачей является обеспечение полной занятости осужденных  общественно-полезным трудом, которая рассматривается  как важное средство перевоспитания осужденных. Генеральный  прокурор РФ требует от подчиненных прокуроров, чтобы они всемерно способствовали администрации исправительно-трудовых колоний в предупреждении проникновения в места лишения свободы спиртных напитков, наркотических веществ, огнестрельного и холодного оружия, денег и других запрещенных  предметов.

В сфере надзора в гражданском судопроизводстве перед прокурорами стоят следующие задачи: обеспечить требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании судом обстоятельств гражданского дела и способствовать суду принять по делу законное, обоснованное и справедливое решение ( ст. 185-187 ГПК); во всех стадиях гражданского судопроизводства  своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению нарушений закона, от кого бы эти нарушения  ни исходили (ст. 12 ГПК); принимать обязательное участие в рассмотрении судами гражданских дел в случаях, предусмотренных  законом (ст. 234, 255, 261 ГПК, ст. 59 КоБС); в случаях, требующих вмешательства прокурора, как блюстителя законности,  обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав и законных интересов государственных органов и общественных организаций, а также отдельных граждан (ст. 126 ГПК); своевременно  опротестовывать в кассационном порядке каждое незаконное и необоснованное решение суда (ст. 282 и 315 ГПК), а также давать в кассационной инстанции законное, обоснованное  и мотивированное заключение по кассационной жалобе участников процесса или кассационному протесту прокурора (ст. ЗОЗ ГПК); глубоко и обстоятельно проверять жалобы на судебные решения, вступившие в законную силу, и в случаях отказа в принесении надзорного протеста составить обоснованное  заключение, направляя лицу, обратившемуся с жалобой, мотивированный ответ (ст. 322 ГИК); при принесении надзорного  протеста строго руководствоваться требованиями, сформулированными  в ст. 324 и 328 ГИК о содержании протеста и заключении прокурора в суде надзорной инстанции.  

6.1. Судебные приставы: их основные функции.

6.2. Народные заседатели: порядок и сроки избрания, основные права и обязанности.

Согласно ст.1 ФКЗ о Суд.С  Судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей.

Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом. За время участия в осуществлении правосудия присяжным, народным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. (ст. 8 ФКЗ). 

Народные заседатели - это граждане, избранные в установленном законом порядке в состав всех судов Российской Федерации для участия в коллегиальном рассмотрении уголовных и гражданских дел по первой инстанции. Народным заседателем может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший ко дню выбора 25 лет, а народным заседателем военного суда - гражданин Российской Федерации, состоящий на действительной военной службе.

Народные заседатели районных судов избираются на собраниях граждан по месту их жительства или работы открытым голосованием, а военных судов - на собрании военнослужащих по воинским частям и учреждениям также открытым голосованием. Народные заседатели вышестоящих судов до 1993 г. избирались соответствующими Советами народных депутатов. Срок полномочий народных заседателей всех судов -пять лет.

В связи с проведением судебной реформы Указом Президента Российской Федерации "О замещении вакантных должностей федеральных судей" от 25 декабря 1993 г. №2289 установлено, что избранные ранее народные заседатели краевых, областных, Московского и Санкт-петербургского городских судов и военных судов временно осуществляют свои полномочия впредь до принятия соответствующего федерального закона. С введением в действие ФКЗ о Суд.С судьи всех судов РФ, а также народные и арбитражные заседатели сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны (назначены) (ст. 37 ФКЗ).

Народные заседатели независимы и подчиняются только КРФ и  закону.

Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи. Председательствующий в судебном заседании судья обязан разъяснить народным заседателям их права и обеспечить реальное использование этих прав. Нарушение равенства прав народных заседателей судьями является основанием к отмене принятого решения. Они равны с председательствующим в судебном заседании судьей в решении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и постановлении приговора или решения. В своей деятельности по осуществлению правосудия народные заседатели независимы и подчиняются только закону.

Действующий уголовно-процессуальный закон установил такой порядок совещания судей при постановлении приговора, в соответствии с которым все вопросы решаются простым большинством голосов. Председательствующий подает свой голос последним. Оставшийся в меньшинстве председатель или народный заседатель вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое при провозглашении приговора не объявляется, но приобщается к делу (ст. 306, 307 УПК). Это обеспечивает равенство всего состава суда при разрешении дела и ограждает народных заседателей от давления на них авторитетного мнения профессионального судьи.

По делу, требующему продолжительного времени для его разбирательства, может быть вызван запасный народный заседатель, который присутствует в зале судебного заседания с начала разбирательства данного дела и в случае выбытия народного заседателя заменяет его. Если запасный народный заседатель, вступивший на место выбывшего, не требует возобновления судебных действий, разбирательство дела продолжается (ст. 242, 420 УПК).

Народные заседатели, избранные в установленном законом порядке, призываются к исполнению своих обязанностей в суде в порядке очередности, не более чем на две недели в году, кроме случаев, когда продление этого срока вызывается необходимостью закончить рассмотрение дела, начатого с их участием. Впервые избранные народные заседатели приносят присягу.

Угроза по отношению к народному заседателю или его оскорбление в связи с деятельностью по отправлению правосудия влечет уголовную ответственность. Воспрепятствование явке в суд народного заседателя для выполнения возложенных на него обязанностей наказывается штрафом (ст. 165 КоАП). Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом (ст. 5.п.5 ФКЗ). 

Народные заседатели могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей до окончания срока полномочий в связи с длительной болезнью, а также по их просьбе - по другим уважительным причинам (ст. 73 ЗоС).

Народным заседателем военного суда может быть избран каждый гражданин Российской Федерации, состоящий на действительной военной службе, независимо от срока пребывания на военной службе, воинского звания и должностного положения. Кандидаты в народные заседатели военных судов должны отвечать двум главным условиям:

быть гражданами Российской Федерации и

состоять на действительной военной службе.

Естественно, что при избрании народного заседателя учитываются моральный облик кандидата, его поведение, авторитет среди сослуживцев и т.п.

В отличие от народных заседателей общих судов, которые не могут быть моложе 25 лет, народными заседателями военных судов могут избираться граждане, достигшие 18 лет, поскольку именно с этого возраста осуществляется призыв на военную службу. Это позволяет избирать в качестве народных заседателей военных судов не только офицеров и лиц, проходящих сверхсрочную военную службу, но также рядовых и сержантов срочной службы, составляющих большинство личного состава Вооруженных Сил.

Народные заседатели военных судов избираются открытым голосованием собраниями военнослужащих воинских частей сроком на пять лет, ответственны перед избирателями и отчитываются перед ними. Народный заседатель, не оправдавший оказанного ему доверия, может быть отозван по решению избирателей, принятому на собрании военнослужащих открытым голосованием. Порядок проведения собраний военнослужащих по выборам и отзыву народных заседателей военных судов определяется Министерством юстиции РФ совместно с Министерством обороны РФ.

Народные заседатели военных судов, так же как и народные заседатели общих судов, привлекаются к отправлению правосудия и порядке очередности на срок не более двух недель в году, кроме случаев, когда продление этого срока вызывается необходимостью закончить рассмотрение судебного дела, начатого с их участием. При осуществлении правосудия народный заседатель пользуется всеми правами судьи и является равноправным судьей независимо от должности и звания председательствующего в судебном заседании судьи и другого народного заседателя. Так же как и судьи, народные заседатели военных судов при отправлении правосудия независимы и подчиняются только закону.

7.1. Верховный Суд Российской Федерации: полномочия и место в судебной системе.

На территории РФ действуют следующие виды судов:

Осуществляющие конституционный контроль Общие суды Военные суды Арбитражные суды
КСРФ ВСРФ ВАСРФ
Военная коллегия ВСРФ 10 федеральных судов округа
Å Конст. суд. органы субъектов фед., хоть и не входят в фед. суд. систему Общие суды среднего звена – верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов Военные суды видов вооружённых сил, военных округов, групп войск, флотов Арбитражные суды субъектов федерации
Общие суды основного звена – районные суды Военные суды гарнизонов, соединений, армий, флотилий

Статья 19. Верховный Суд Российской Федерации

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.