скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыСочинение: Европейская культура Нового времени

Сочинение: Европейская культура Нового времени

Европейская культура Нового времени

Европейская культура Нового времени охватывает период к. 17—19 века. Хотя в истории принято считать началом Нового времени — французскую буржуазную революцию 1789 года. В данном случае можно наблюдать хронологическое несовпадение культурной и исторической периодизации. Основными базовыми ориентирами возникновения данной культуры принято считать развитие буржуазного способа производства и ориентация на развитие человеческой индивидуальности.

Каждый период Нового времени отличается своеобразием:

·  17 век — становление капитализма.

·  18 век — Просвещение (выдвижение проблемы полной свободы человека, стремление к атеизму, материалистическая картина мира, экспериментальные методы познания, не поиск истины, а поиск путей ее познания, промышленная революция, развитие торговых отношений, рождение третьего сословия, расцвет науки и рационализма). Происходит заметный разрыв с философией. Те, кого считают просветители философами (Вольтер, Монтескье, Дидро) скорее могут быть отнесены к идеологам. Философия изначально стремится выйти за рамки человеческого знания, а просветители основывают свое знание исключительно на человеческом разуме.

·  19 век — (развитие крупной буржуазии, развитие промышленности, нарастание социального расслоения в обществе, развитие национального самосознания, обострение социальных противоречий, небывалый научно-технический прогресс).

Мироощущение эпохи Нового времени:

Ø  научность (в основе которой гениальные творения Паскаля и Декарта);

Ø  рационализм (обусловлен возникновением идей деизма);

Ø  вера в прогресс; Миф о прогрессе – главный миф нового времени. Через прогресс человек пытается еще раз утвердить идею антропоцентризма.

Ø  абсолютизация значимости воспитания (материалом для этого стало «третье сословье», среди которого начали выделяться фигуры торгаша и «представителя свободной профессии» (получившего в России название «интеллигент»);

Ø  понимание личности как сложное и противоречивое явление. У Паскаля – есть две реальности – Вселенная и человек. Первая могущественна, вторая – возвышенна. Разум в человеке проявляется только тогда, когда он осознает свое ничтожество. Ларошфуко в «Максимах» пишет о том, что человек – это существо, движимое страстью. Страсть не настигает человека, а возникает из него. В ней он не страдает, а самоутверждается и самопроявляется.

Ø  Наследница бюргерства – буржуазия. Но ее сущность не в городской принадлежности, а в добывании богатства. С 18 века буржуа уверенно заявляют о себе и проявляют свое господство в культуре. Вершина – 19 век. Антагонистом буржуа выступает дворянство. С 20 века проявляется кризис буржуа. Но Запада культура отличается однородностью. Дворянство практически исчезло.

Ø  Идеи буржуа сформулированы Бенджаменом Франклином в «Автобиографии». К богатству ведет не только неустанный труд и предприимчивость, но и неустанная работа над собой. Франклин выделяет 13 добродетелей, среди которых такие как выдержанность в еде и питье, немногословность и способность избегать пустых разговоров, порядок, решительность и неукоснительное выполнение того, что решено, бережливость, трудолюбие, искренность и отказ от обмана, справедливость, умеренность, чистота и опрятность одежды и помещений, спокойствие и умение не беспокоиться по мелочам, целомудрие и скромность. Он пишет о деньгах, что они должны служить сами себе и идти в рост. Человеку же в его системе отводится скромное место рядом.


17 век

17 век явил основные предпосылки развития культуры Нового времени, к которым можно отнести следующие:

·  начало массового книгопечатания в Европе (уже в сер. 15 века житель Майнца Иоганн Гуттенберг напечатал 42-строчную Библию, в 16 века свои печатни имели около 240 городов Европы) В Венеции уже в 16 веке существовали рукописные сводки новостей, за которые платили мелкую монету (газетту). Печатные сводки появляются в 17 веке — «журналы», т. е. «дневник»; первый журнал вышел во Франции и назывался «Журналь де саван», в распространении прессы большое значение имело развитие почты;

·  великие географические открытия (Выход европейской культуры за свои территориальные рамки, географические открытия и образование колониальной системы, развитие наций, национальных культур и национальных государств, к. 15 века португальцы открывают новый путь в Индию, испанцы во главе с Христофором Колумбом открывают Новый свет, затем португальцы захватывают территории в Азии, Африке и большую часть Бразилии. Европа оказывается зараженной поисками сказочного богатства страны Эльдорадо. В 16 и 17 веке морские плавания стали совершать англичане и голландцы, в затем и французы: французы основываются в Канаде, а голландцы—в Австралии и Новой Зеландии. Русские открывают Берингов пролив, осваивают пространства Сибири).

·  развитие естествознания (все в мире можно подвергнуть сомнению, несомненен только сам факт сомнения, который является непосредственным свидетельством существования разума. Мир огромен и безграничен, Земля стала познаваемым объектом. Торричелли, Паскаль, Бойль, Мариотт получили начало научному изучению жидкостей и газов, Декарт и Ньютон делают первые шаги в объяснении света. Гарвей открывает законы кровообращения. Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей делают поистине космические открытия, были совершены открытия в области гидростатики, электромагнетизма, механики и физики, баллистики, оптике, в физиологии растений и животных наука становится коллективной, академической, выходит «из кабинетов»).

·  промышленные открытия и техническое развитие (возникает убеждение, что все можно механизировать), развитие финансового капитала и торговых отношений, рождение мануфактурного производства и водяного колеса,

·  урбанизация (формируется городская культура, для которой характерны особый уклад и образ жизни, разделение труда и расслоение населения, наличие интеллектуальной жизни и чиновничества, наличие рынка, стремление к новизне и моде);

·  формирование классов (буржуазия, наемные рабочие, торговцы и т.д.).

·  становление светского искусства и отделение искусства в качестве самостоятельного культурного феномена от религии и науки. Новые стили – барокко и классицизм.

Просвещение

Термин «Просвещение» был веден в трудах Гердера и Вольтера, окончательно в научный обиход его ввел Кант. До этого век называли веком разума.

Европейское Просвещение — исторически-конкретный комплекс идей, породивший определенную систему культуры. Просвещение означает глубокий переворот не только в умах относительно узкого круга идеологов, но и в сознании огромной массы людей. Они, по словам Канта, вышли «из состояния своего несовершеннолетия» и были захвачены потоком новых идей, что привело к появлению специфических черт культуры эпохи Просвещения. В основе просвещения лежит идея о том, что разумность дана человеку природой. Речь идет не о результате, а о процессе и перспективе человеческого развития.

Просвещение стало в культуре первым последовательным движение секуляризации. Человек перестает ощущать себя сотворенным Богом, а мыслит себя как природное существо.

Эпоха европейского Просвещения занимает исключительное место в истории человеческой цивилизации благодаря мировому масштабу и долговременному значению. Хронологические рамки данной эпохи определены крупным немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии и Великой французской революцией 1789 г. В последовательной череде исторически формировавшихся общественных идей и культурных явлений просветительская идеология и культура не стояли особняками: их истоки — в предшествующих веках. Человек не просто становится в центре мироздания, но и признается в качестве основного объекта и орудия активного воздействия со стороны самого человека в целях совершенствования мира и человеческого сообщества.

Одной из предпосылок Просвещения можно считать распространение в социальной сфере в 16 веке жанра социальных утопий, конструирующие идеальные варианты нового общества. Среди них можно вспомнить «Утопию» Томаса Мора, «Новую Атлантиду» Бэкона.

Социально-экономическими предпосылками культуры эпохи Просвещения являются кризис феодализма и начавшееся тремя веками ранее развитие капиталистических отношений в Западной Европе. В связи с этим необходимо выяснить смысл понятия «капитализм», чтобы понять значимость этого явления во всемирной истории. Один из крупнейших современных историков Ф. Бродель в своей книге «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв.» приводит великолепное определение: «Экономический и социальный строй, при котором капиталы — источник дохода — в целом не принадлежат тем, кто приводит их в действие собственным трудом». Исходными компонентами капиталистического развития являются технический прогресс и наличие рыночных товарно-денежных отношений. В европейской модели позднего феодализма они взаимообусловливали друг друга и были связаны со структурными особенностями социально-политической подсистемы общества, а также окружающей природно-географической средой (умеренный пояс и дифференцированное плодородие почвы).

В схематичном виде комплекс факторов, обусловивших в конечном счете генезис капитализма в Западной Европе, выглядит следующим образом. Децентрализация и плюрализм форм, присущих западноевропейскому феодализму и связанных с особенностями природно-географической среды поддерживали устойчивую тенденцию к институционализации дифференцированных непирамидальных структур общества. Эта тенденция отчетливо проявляется в формировании исключительно европейской социальной организации — сословной монархии.

Полицентричная структура сословных монархий, характеризующаяся балансом ее отдельных элементов, создает предпосылки для перехода от традиционной распределительной экономической политики к рыночной организации. В рамках последней торговля и денежное хозяйство активизируют технический прогресс, превращая его в новую европейскую традицию. Естественно, что обрисованный механизм не смог бы успешно «заработать» без подключения чисто европейских культурно-цивилизационных особенностей (христианства, прежде всего «протестантского духа», и античного наследия, в частности рецепции римского права). Таким образом, в Западной Европе стал осуществляться переход от статичных социальных образований к стабильным саморегулирующимся общественным системам (капитализм и есть такая система), не имеющим аналогов в предшествовавшей истории человечества, включая и греко-римскую.

Именно в обстановке неудержимо нарастающего кризиса феодализма, на волне большого общественного подъема возникает культура эпохи Просвещения. Истоки этой культуры специалисты вполне резонно усматривают:

·  в гуманистической мысли Возрождения,

·  в рационализме Декарта, политической философии Локка, где «идеи эпохи Просвещения впервые нашли всестороннее, ясное и глубокое объединение...» (В. Виндельбанд),

·  в английском деизме,

·  в достижениях математики, естествознания и точных наук XVII в.

Генезис Просвещения находится в центре внимания современной историографии. Так, американский исследователь П. Гей в своей уже ставшей классической работе «Просвещение: Интерпретация» называет период с 1300 до 1700 г. «предысторией Просвещения». Эти четыре столетия явились временем, когда были восстановлены разорванные связи с античной языческой философией, выступающей предтечей просветительской идеологии. Философия Ренессанса также во многом обогатила Просвещение, и, хотя ренессансный период в основном был религиозным, философы были заняты поисками компромиссной формулы, которая позволила бы совместить языческую философию с христианскими верованиями, «светскость и благочестие, классику и христианство» (П. Гей).

Необходимо отметить приоритет Англии в формировании идеологии и культуры европейского Просвещения, причем не следует забывать о неоднородности, глубоких отличиях и специфике проявления в отдельных странах Просвещения. Идеи Просвещения зарождаются в Англии, где ее виднейшими представителями были Джон Локк, Джон Толланд, Антони Коллинз и Джозеф Пристли.

Наибольший расцвет идеи Просвещения достигли во Франции, в трудах Шарля Луи Монтескье, Вольтера, Дени Дидро, Жан-Жака Руссо и др. Большую роль в популяризации их идей сыграли энциклопедии, первая из которых была выпущена во Франции и составляла 17 томов текста и 11 томов иллюстраций в 18 веке.

Свои особенности имелись у немецкого Просвещения — «Священная Римская Империя германской нации» медленно изживала тяжкие последствия тридцатилетней войны: политическую раздробленность, экономическую отсталость, упадок культурных центров. В начале XVIII в. во многих сферах жизни Германии царили еще средневековая косность, суеверия, церковные догмы. Одной из особенностей германского Просвещения, где выделялись фигуры Г. Лейбница, Г. Лессинга, И. Винкельмана, X. Виланда, Ф. Клопштока, И. Гердера и др., является существование католического Просвещения. Ни в одной другой европейской стране не было ничего подобного. В латинских странах каждый, кто не был согласен с церковью, выходил из нее и боролся против нее. В «Священной Римской Империи», напротив, желающий подвергнуть критике церковь и духовенство стремился исправить их изнутри в полном соответствии с поговоркой: «Кто сильно любит, тот сильно бьет». Это различие между «Просвещением» в немецких землях и латинских странах (за некоторыми исключениями) выражается в том факте, что во Франции и иных европейских государствах церковь занимала позицию твердыни в море критики и нападок, тогда как в Германии она реформировалась (речь идет о католической церкви). Все было подвергнуто основательной ревизии:

·  догматическая теология и библеистика,

·  моральная и пасторальная теология,

·  образование священников

·  и орденская жизнь,

·  проповедничество в сопоставлении с экономическими и социальными проблемами,

·  литургия и

·  практика благочестия.

·  К этому следует добавить реформу преподавания религии в связи с преобразованиями всей школьной системы и новыми потребностями педагогики.

Общая характеристика

 

Главной идеей просветителей было — вера в мощь и силу человеческого разума, который способен изменить жизнь человечества к лучшему. Просветители считали, что все беды человечества происходят из-за невежества. Поэтому особое место в культуре данного времени принадлежит философии. Философия Просвещения подготовила Великую французскую революцию и сформировала ее основной лозунг: «Свобода. Равенство. Братство». Просветители призывали к естественности и в искусстве, к правдивости чувств: «Не надо остроумия, не надо эпиграмм, не надо изысканных мыслей; все это слишком далеко от простой природы», -- восклицал Дидро. Однако в художественных произведениях они приводили к сентиментальности. Обильно чувствительные излияния прекраснодушных героев буржуазного романа 18 века, потоки умилительных слез, изображения робких девушек, прижимавших к груди голубка, были в действительности очень далеки от естественного выражения.

Для культуры эпохи европейского Просвещения характерен деизм (учение о боге как творце вселенной, которая после ее создания подчинена естественному, закономерному ходу событий). Деизм как учение свободомыслия открывает возможность выступать против религиозного фанатизма и христианской церкви, за свободу совести и освобождение науки и философии от церковной опеки. Представители деизма (Вольтер и Ж.-Ж. Руссо во Франции, Дж. Локк и Дж. Толанд в Англии, Б. Франклин и Т. Джефферсон в Америке и многие другие просветители) иронически относились к присущим христианству откровению и преданию, оспаривали чудеса и противопоставляли вере разум. В эпоху Просвещения христианская идея теряет свою силу, проявляется стремление освободить религию от церковного учения и слепой исторической веры и вывести ее из естественного знания.

В это время проявляется апелляция просветителей к природе при отвержении христианской идеи привела к космополитизму. Он выражался в осуждении всякого национализма и убеждении в равных возможностях каждой нации. Вместе с тем распространение космополитизма вызвало падение чувства патриотизма, что наиболее ярко видно на примере Франции. В результате отмены Нантского эдикта произошел значительный отток интеллектуальных и финансовых сил нации за пределы Французского королевства, ибо гугенотам не гарантировалась свобода вероисповедания. Это сказалось на жизнеспособности патриотического чувства: при конфессиональных погромах (по крайней мере у французов) национальная принадлежность во внимание не принималась. Впоследствии патриотизм утратил свое значение в государственной жизни, так что «с самого начала французская революция отличалась космополитизмом, ее трудно назвать собственно французской... тогда идеалом считаются скорее абстрактный «человек», но отнюдь не родина» (Э.Фагэ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.