скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Значение и принципы производительности

Другое историческое структурное изменение - движение из обрабатывающей промышленности в сферу услуг. Однако производительность в сфере обслуживания имеет тенденцию к повышению не так быстро, как производительность в целом.

Изменения в составе капитала, его относительная интенсивность, возраст и тип также воздействуют на производительность. Рост капитала зависит от накопления и инвестиций. Возраст основного капитала также влияет на распространение нововведений в такой степени, в какой технологическое новшество воплощено в оборудовании, выпущенном за счет новых капиталовложений. Большое расхождение между производительностью и капиталоинтенсивностью часто указывает на значительное неиспользование производственных мощностей в экономике. Они могли бы быть лучше использованы при улучшении управления.

Структурное воздействие научных исследований, опытных разработок и новых технологий - еще один важный фактор повышения производительности на макроуровне. Управление технологиями, исследованиями и опытными разработками, внедрение новых методов труда, техники, изделий и процессов могут существенно повлиять на производительность и в то же время вызвать структурные изменения: примером может служить внедрение современных средств коммуникаций.

Масштаб производства и экономия, обусловленная его ростом, тесно связаны с производительностью и структурой экономики. Мелкие и средние предприятия могут быть вполне конкурентоспособными, если они специализируются и имеют большие партии заказов, рассчитанные на длительный период. В этом секторе капиталоотдача может быть высокой и даже инновационной. Даже обратная передача инженерной документации и технологии от мелких предприятий крупным компаниям может быть эффективной.

Конкурентоспособность в промышленности влияет как на производительность в экономике в целом, так и на производительность индивидуальных предприятий. Промышленную конкурентоспособность определяют как сегодняшнюю и будущую способность и возможность для предпринимателей проектировать, производить и продавать на соответствующих рынках товары, ценовые и неценовые качества которых более привлекательны, чем товары, производимые конкурентами за рубежом или на внутренних рынках.

Структурные изменения в рабочей силе имеют как демографический, так и социальный характер. Две разные и несколько противоречивые силы воздействуют на производительность. С одной стороны, производители многих более развитых стран должны стремиться к повышению производительности для того, чтобы удерживать на низком уровне издержки производства. С другой стороны, сдерживающее воздействие конкуренции на уровень заработной платы подталкивает производителей к применению большего количества труда, а не к значительным инвестициям в капитальное оборудование. Данная ситуация ведет к снижению роста производительности. Эти демографические изменения сказываются и на тех, кто ищет работу, и на рабочих с опытом и высокой квалификацией, и на спросе на товары и услуги. Географические перемещения населения также оказывают влияние на производительность.

На производительность влияют все аспекты образования. Культурные ценности и установки также могут или способствовать росту производительности, или сдерживать ее. Например, японцы известны своим духом коллективизма и дисциплиной. В некоторых странах большее предпочтение традиционно отдается умственному труду перед ручным, в других - по-настоящему ценят тех, кто старше, а не просто терпят их.

Правительство и инфраструктура. Конкурентоспособность и эффективность национальной экономики нельзя рассматривать как простую сумму производительности предприятий страны. На производительность воздействуют три уровня правительственных организаций. Деятельность верхнего уровня фокусируется на разработке национальной политики повышения эффективности производства, а также на формировании соответствующих структур. Средний уровень связан с целями производительности, а также механизмами, которые обеспечивают решение национальных задач в сфере экономического и социального развития. Третий уровень состоит из предприятий и групп предприятий, а также из отдельных специалистов и работников, которые осуществляют анализ и внедрение всякого рода усовершенствований. Организации этих трех уровней имеют в своем распоряжении как прямые, так и косвенные средства воздействия на производительность.

К числу прямого вмешательства государства относятся управление государственными предприятиями, правительственное инвестирование, субсидирование программ, направленных на повышение эффективности производства, и т.д.

К числу косвенных инструментов вмешательства правительства относятся популяризация информации о проблемах, связанных с повышением производительности, субсидирование программ обучения и подготовки профессиональных кадров, а также оказание поддержки организациям и институционным механизмам, связанной с ростом производительности.

Эти средства деятельности правительства оказывают влияние на такие важные макрофакторы повышения производительности, как:

- макроэкономические структурные изменения, эффект в масштабе всей экономики;

- структура рабочей силы и политика в области труда;

- политика в сфере образования и подготовки профессиональных кадров;

- научно-техническая политика, технологические изменения;

- инфраструктура;

- эксплуатация природной среды, сырьевых и энергетических запасов;

- деловой цикл;

- международная экономическая и политическая обстановка.

Проводимые правительством экономическая политика, стратегия и программы в значительной степени воздействуют на производительность посредством:

- практической деятельности правительственных учреждений и агентств;

- правил, нормативов (таких как, например, контроль над ценами, политика регулирования доходов и политика заработной платы);

- транспорта и коммуникаций;

- энергии;

- финансовых мер и стимулов (ставки процента, тарифы, налоги);

- различных видов законодательства.

Многие структурные изменения, которые влияют на производительность, являются результатом принятия законов, правил и общественных отношений. Кроме того, сама по себе область производительности самих услуг правительства необычайно важна, так как она дает возможность правительствам оказывать больше качественных услуг при тех же ресурсах или оказывать те же услуги при более низкой стоимости.

Эффективность усилий, направленных на повышение производительности на национальном уровне, в большой степени зависит от того, насколько можно обеспечить интеграцию наиболее влиятельных социальных сил. К числу таких сил относятся:

- правительство и его институционные механизмы;

- предприниматели и управляющие, представленные их профессиональными ассоциациями;

- рабочие, обычно представляемые профсоюзами;

- другие неправительственные организации.

Все эти силы должны играть ведущую роль в движении за повышение производительности на национальном уровне посредством:

-прямого вмешательства в промышленность и экономические процессы и участия в них; координирования деятельности всех основных социальных групп, направленной на повышение производительности;

- повышения качества как рабочих, так и управленческих кадров с помощью ориентированных на рост производительности программ подготовки и повышения квалификации кадров;

- повышения степени осведомленности общественности о проблемах производительности.

3. Принципы производительности

Управление производительностью представляет собой сложную и многогранную проблему, требующую комплексного, системного подхода к ее решению с использованием определенных принципов, различных методов и техники, привлеченных из статистического анализа, сферы управления операциями, других отраслей науки. Много книг и исследований, подготовленных на основе критического анализа и оценки накопленного в мире за десятилетия практического опыта, наиболее выдающихся результатов практической деятельности, научных обобщений в этой сфере, посвящено важности производительности и управлению ею. Особое место среди них занимает книга Гаррингтона Эмерсона «Двенадцать принципов производительности», которая в полном объеме впервые была напечатана на русском языке в Москве издательством «Техника управления» в 1930 и 1931 гг. в серии «Классические работы по рационализации».

В своей работе Г. Эмерсон из всего арсенала организационных средств выделил только «Принципы», не разбирая вопросов методов и форм организации управления производительностью, то есть он берет то неизменное, что характерно для любой социальной системы независимо от места и времени применения. Он пишет: «Предположив наличие организации, способной применять принципы производительности, мы увидим, что эти принципы, будучи взаимозависимыми, достигают максимальных результатов лишь в общей совокупности, но располагаются (действуют) в известной логической последовательности».

Представим двенадцать принципов производительности, выведенных Г. Эмерсоном, в той логической последовательности, в которой он изложил их в своей книге.

Первый принцип - точно поставленные идеалы или цели.

Второй принцип - здравый смысл.

Третий принцип - компетентная консультация.

Четвертый принцип - дисциплина.

Пятый принцип - справедливое отношение к персоналу.

Шестой принцип - быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет.

Седьмой принцип - диспетчирование.

Восьмой принцип - нормы и расписания.

Девятый принцип - нормализация условий.

Десятый принцип - нормирование операций.

Одиннадцатый принцип - писаные стандартные инструкции.

Двенадцатый принцип - вознаграждение за производительность.

В работе Г. Эмерсона целесообразно выделить следующие положения.

1. Напряжение и производительность - это не только не одно и то же, но и вещи прямо противоположные. Работать напряженно - значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно - значит прилагать к делу усилия минимальные. Истинная производительность всегда дает максимальные результаты при минимальных усилиях; напряжение, наоборот, дает довольно крупные результаты лишь при усилиях ненормально тяжелых.

2. Должен быть установлен минимум производительности, недостижение которого означает неприспособленность рабочего к данной работе. При этом его надо научить или перевести на другое место.

3. Выплата прогрессивной премии за производительность. Условия начисления премии должны быть таковы, что не получать премии непростительно.

4. Норму производительности следует устанавливать посередине между подавляющей медлительностью и слишком утомительной скоростью.

5. Нормы и расписания должны по возможности индивидуализироваться.

По мнению Г. Эмерсона правильные принципы в руках посредственных людей оказываются сильнее бессистемных и случайных попыток гения. Он пишет, что производственное предприятие «может работать с максимальной производительностью только в том случае, если имеется правильная и надлежаще оборудованная организация, во главе которой стоит опытный руководитель, применяющий правильные принципы. Но дайте самому Наполеону дефектную организацию и ложные принципы - и результаты, которых он достигнет, в лучшем случае окажутся посредственными. При совершенной организации даже самый слабый руководитель часто приносит лишь очень небольшой вред. Это доказывается хотя бы историей Англии, которая отлично росла и развивалась даже при совершенно ничтожных королях.

Но слабый руководитель, опирающийся на дефектную организацию и невоодушевленный никакими идеалами, неизбежно проваливается и увлекает за собой все, что ему подчинено».

Опираясь на выведенные им принципы Г. Эмерсон еще в начале XX века сумел определить то место, которое экономика Японии займет в будущем по темпам роста производительности и в международном разделении труда, и этот его прогноз полностью оправдался. Он писал, что «не особые свойства тела, крови и мозга делают японцев опасными соперниками американских промышленников, не деньги, ибо японцы бедны, не оборудование, ибо оно у японцев скудное, не природные богатства, ибо их в Японии почти нет, японская промышленность стала для нас опасным конкурентом только потому, что мы еще не доросли до того типа организации, который дает возможность для высокой производительности, а они доросли».

Г. Эмерсон впервые поставил вопрос об управлении производительностью в широком аспекте. Он говорит о рациональной организации управления не только отдельным предприятием или фирмой, но и об организации управления производительностью в целом в промышленности, на транспорте, в домашнем хозяйстве, на государственном уровне.

Он строит единую для всякой целесообразной человеческой деятельности методику определения производительности, рациональной организации. Он ставит вопрос о производительности как о борьбе со всякими потерями в производстве и в общественной жизни. Он показал, что завод, как и государство, может в очень короткое время перейти от крайней непроизводительности к самой высокой производительности.

С практикой реализации выведенных Г. Эмерсоном принципов производительности, содержанием и развитием форм и методов организации управления производительностью можно ознакомиться при обращении к классическим произведениям менеджмента, на которых воспитаны поколения зарубежных менеджеров. Среди них книги Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения», «Сегодня и завтра». Он один из ведущих конструкторов цивилизованной рыночной экономики. Идеи Г. Форда до сих пор составляют фундамент современного управления предприятиями во всем мире. Вместе с Анри Файолем и Коносукэ Мацусита он составляет «великолепное трио», умом и делами которых утверждались рациональные принципы рыночной экономики, разрабатывались и практически осваивались её прогрессивные технологии, формы и методы управления производительностью. Характерно, что Генри Форд, Анри Файоль и Коносукэ Мацусита, каждый в своей стране - США, Франции, Японии - возглавляли крупнейшие промышленные концерны. Для Г. Форда производство - прежде всего предпосылка и условия прогрессивного развития всех сфер жизни человечества. Характерно и то, что конечную цель производства Форд видел в потреблении созданного продукта, удовлетворении запросов людей.

При чтении книг Генри Форда - инженера-механика, изобретателя и талантливого менеджера - особое внимание привлекает практическое воплощение разработанных им самим и заимствованных, в частности, у Фредерика Уинслоу Тейлора принципов рационального функционирования созданного им грандиозного хозяйственного комплекса по производству легковых автомобилей по самым низким в мире ценам. В 1922 году концерн «Форд» выпускал каждый второй автомобиль в мире, в том числе три из пяти в США.

Секрет благополучия своей великой державы Генри Форд оглашает лаконично по форме и понятно каждому по содержанию: расширение покупательной способности людей путем повышения их заработной платы и понижения продажных цен. Процветание любой нации обусловлено объемом покупательных возможностей её народа. Не отдельных людей или каких-то социальных слоев, а наибольшего их числа.

Генри Форд глубоко уверен, что людям надо хорошо платить за труд. Не они должны быть озабочены своим покупательским потенциалом, а в первую очередь - их хозяин. «Но, конечно - пишет он - высокую заработную плату нельзя платить каждому желающему. Если заработная плата повышается, а издержки производства не понижаются, то увеличения покупательной способности не происходит».1

Генри Форд был глубоко убежден в том, что главным способом достижения прибыли, которая является практическим результатом номер один в бизнесе, должна быть не высокая цена товаров, а планомерная, комплексная работа по снижению издержек их производства.

Г. Форд первым принципиально и масштабно поставил проблему качества названного его именем автомобиля, стандартизации основных узлов (модулей), делающих их быструю замену в случае необходимости предпочтительнее, нежели ремонт. А самое главное и, по-своему, удивительное: Форд периодически целенаправленно и довольно существенно снижал продажную цену автомобилей и тракторов, даже при отсутствии малейших признаков затоваривания готовой продукции. Конечно, этим обеспечивался ускоренный оборот капитала, повышалась конкурентоспособность изделий. Причем, ежегодное удешевление и повышение качества продукции Форд осуществлял за счет прежде всего совершенствования организации труда и повышения производительности.

По мнению Г. Форда прибыль предприятия, получаемая по итогам реализации товаров, является не платой за прошлые его достижения, а фондом обеспечения его последующего совершенствования. Она должна идти на улучшение производственного процесса, на снижение издержек создания товаров. В выигрыше от этого в конечном итоге оказываются и рабочие, и предприниматели. И эта идея проводилась им в жизнь. На всех предприятиях Г. Форда главенствует принцип: тяжелые работы - на плечи машин, жестким требованием организации производства является оперативное внедрение лучших научно-технических новшеств, чистота, гигиеничность, уют - обязательные параметры производственной среды, строгий учет психофизиологических характеристик работников при их распределении по монотонным и творческим операциям.

Г. Форд многократно обращается к одному и тому же тезису: спекулянты не в состоянии создавать общественно значимые ценности, любители воспользоваться моментом и взвинтить цены занимаются столь же преступной деятельностью, сколь преступно извлечение выгоды из войны. Такие люди, по его мнению, чаще всего являются невеждами в бизнесе, ибо они считают, что наивысшая деловая мудрость заключается в том, чтобы максимально нажиться.

Генри Форд пишет: «От накопления частных состояний страна не становится великой ... Страна становится великой, если достояние ее распределяется среди возможно более широких кругов населения и наиболее справедливым образом, при осторожном и разумном развитии ее доходных источников и работоспособности народа».

Г. Форд раньше многих других уловил паразитический характер бюрократии, вдохновенно вращающейся в порочном круге «кипенья в действии пустом», сводящемся к расширенному самопроизводству бумаг и отчетов, чиновничьих титулов и синекур.

Принципиально важно заявление Г. Форда о том, что индустрия должна иметь своих генералов и притом - генералов высококвалифицированных. Вслед за Ф.У. Тейлором он активный сторонник масштабного использования разносторонних научных знаний в организации производства и его управления.

В качестве фордовских принципов управления, как их презентует сам Г. Форд, заявляя тем самым об их отличии от принципов управления, сформулированных такими известными авторитетами, как Ф. Тейлор, А. Файоль, Л. Урвик и др., выступают следующие три положения:

1. При выполнении работы избегайте ненужных формальностей и обычного разделения компетенции.

2. Оплачивайте хорошо каждого рабочего - платите ему не менее 6 дол. в день и следите за тем, чтобы он работал все 48 часов в неделю, но не больше.

3. Приведите все машины в наилучшее состояние, поддерживайте их в порядке и настаивайте на абсолютной чистоте, чтобы приучить людей уважать свои орудия, окружающую обстановку и самих себя. 2

Обращение к производственному опыту и размышлениям Генри Форда ценно, во-первых, для понимания логики развития мировых производительных сил, во-вторых, поскольку многие его идеи весьма актуальны сегодня, в том числе в связи с переходом Украины к рыночной экономике и необходимостью цивилизованной структурной перестройки ее хозяйственного комплекса. Ибо, как заметил Сен-Симон, не способен предвидеть будущее тот, кто не понял прошедшего.


4. Программы повышения производительности

Программы повышения производительности экономических систем представляют плановый системный подход к внедрению позитивных изменений. Эти программы имеют различные цели, масштабы, объемы, могут иметь разные названия. В рамках программы повышения производительности организация (экономическая система) и ее руководящая группа сами определяют цели и проблемы, а также разрабатывают планы и программы по совершенствованию организации.

Наиболее общей целью программ повышения производительности является обеспечение связки между созданием эффективной системы измерения производительности и задачей человека по повышению результатов деятельности организации посредством внесения изменений во все или некоторые элементы организации - человека, структуру, культуру и технологию.

Некоторыми более специфическими целями программы могут быть:

- повышение квалификации и практического опыта в области управления, планирования и решения проблем;

- улучшение отношений между членами коллектива и улучшение деятельности групп;

- создание эффективной информационной системы по вопросам производительности;

- прорыв на более высокий уровень показателей деятельности организации;

- оживление организации и ее социально-психологического климата.

Среди выгод такого подхода можно назвать следующие:

- возрастание информированности работников и руководства о факторах, влияющих на производительность;

- создание связки между существующими методами бухгалтерского учета, измерением производительности и регулярным контролем за результатами деятельности;

- установление новых конкурентных стандартов и норм;

- стимулирование постоянного внимания повышению производительности;

- более широкое и сознательное использование персоналом методов и техники повышения производительности.

Для того, чтобы эффективно использовать программы повышения производительности, должны существовать определенные благоприятные условия. Среди них можно назвать следующие:

- острая необходимость изменений. Как внутри организации, так и в ее внешнем окружении должно существовать состояние «давления» необходимости к изменениям;

- вмешательство на уровне высшего руководства. Менеджеры или консультанты, которые являются приверженцами идеи и которые осуществляют руководство в проектировании и внедрении программы, на уровне высшего руководства или близко к нему должны принимать участие в программе;

- диагностика и участие. Должно иметь место активное участие на нескольких административных уровнях в диагностике проблем и планировании повышения производительности;

- нахождение новых решений. Должны поощряться поиск и развитие новых идей, методов и решений проблем;

- экспериментирование с новыми решениями. Высшее руководство должно быть готовым позволять риск и проведение экспериментов с новыми решениями в поисках лучших результатов;

- закрепление положительных результатов. Должны иметь место контроль, пересмотр и закрепление положительных результатов на долгосрочной основе для того, чтобы сделать кратковременные усовершенствования постоянными и гарантировать распространение усилий по введению изменений по всей организации.

Принимая во внимание эти положения необходимо как высшему руководству, так и привлеченным консультантам быть осторожными и не спешить с внедрением крупномасштабных изменений до тех пор, пока не будет уверенности в том, что имеется достаточно положительных факторов для достижения успеха, что время выбрано правильно и что условия в общем благоприятны.

Основными элементами успешной программы повышения производительности являются следующие:

- высшее руководство должно быть полностью предано идее программы;

- существенным является создание эффективной организационной структуры, возглавляемой сотрудником, ответственным перед высшим руководством за программу;

- на всех организационных уровнях должно иметь место полное понимание задач программы. Очень важны хорошие отношения между персоналом и менеджерами;

- должен иметь место свободный обмен информацией между различными структурными элементами организации;

- решающим является признание ключевой роли работников, что должно проявляться через четкую систему распределения прибылей, полученных благодаря повышенной производительности;

- программа должна быть связана с практичными и простыми способами измерений. Цели должны быть определены на основе осуществимости и желательности;

- методы повышения производительности и эффективности производства, выбранные для программы, должны соответствовать ситуации и потребностям;

- контроль, оценка и обратная информация от потребителей позволяют определять результаты и препятствия повышению производительности и создают основу для разработки усовершенствований.


Литература

1.      Богиня Д.П., Грішнова О.А. Основи економіки праці: Навч. посіб. – К.: Знання – Прес, 2002, с. 201-212.

2.      Брутон Генри и Феррис Дэвид. Труд и развитие// Международный обзор труда, том 138, № 1-2. Женева-Москва. МБТ. 1999, 2000, с. 10-33.

3.      Кастельс Мануэль. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2000, с. 81-101.

4.      Неклесса А. Конец цивилизации, или конфликт истории// Мировая экономика и международные отношения, 1999, № 3, с. 32-38, № 5, с. 74-84.

5.      Прокопенко И.И. Управление производительностью: Практ. руководство: Пер. с англ. – К.: Тэхника, 1990, с. 14-35, 76-87, 199-215.

6.      Современная экономика труда: Монография/ Руководитель авторск. кол-ва и научн. ред. В.В. Куликов. Институт труда Минтруда России (НИИ труда). – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001, с. 211-215.

7.      Уманский А.М. Основы экономики труда и управления трудовыми ресурсами. Учебное пособие. Луганск: ИПО ДонГАСА, 2000, с. 178-202.

8.      Уманський О.М., Ломанов І.Ф. Деякі проблеми соціально-трудових відносин у перехідному періоді // Вісник Технологічного університету Поділля. Частина І.- Хмельницький: 1998, № 6, с. 43-48.

9.      Форд Генри. Моя жизнь, мои достижения. Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1989. - 206 с.

10.    Форд Генри. Сегодня и завтра. – М.: Финансы и статистика, 1992, с. 37-44, 72-82, 203-213, 232-238.

11.    Экономика труда: Учебник / Под ред. проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Кокина. – М.: Юристъ, 2002, с.203-213.

12.    Экономика труда и социально-трудовые отношения. Учебник/ Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. – М.: Изд-во МГУ, Изд-во ЧеРо, 1996, с.465-487.

13.    Эмерсон Гаррингтон. Двенадцать принципов производительности. Пер. с англ. – М.: “Экономика”, 1972. 223 с.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.