скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Теоретические аспекты рыночной экономики

Государственный сектор в рыночной экономике, помимо прочего, отличается тем, что его политика продажных цен должна быть направлена на удовлетворение потребностей всего общества. На государственных предприятиях допускается, чтобы отдельные фирмы продавали продукцию с убытком, а другие с прибылью, поскольку эти убытки и прибыли могут компенсироваться в рамках самого сектора. Применяется также комплексная цена, зависящая от платежеспособности потребителей.

Цены на услуги именуются тарифами (расценками). В странах с развитой экономикой при установлении тарифов учитываются расходы предприятия, временной фактор, качество услуги.

По степени и способу регулирования цены разделяют на жестко фиксированные, регулируемые, договорные и свободные.

Фиксированные (твердые цены) назначаются государственными органами в законодательном порядке. Регулируемыми ценами называют цены, воздействие на которые со стороны государства носит ограниченный характер. К договорным ценам относятся те, величина которых определяется документом купли-продажи. Свободные рыночные цены формируются под воздействием рыночных факторов.

Отдельную группу цен образуют мировые цены, которые исчисляются в свободно конвертируемой валюте и представляют собой либо реально действующие на мировом рынке цены на товары данной группы, либо средние значения цен на одни и тс же товары, установившиеся в разных странах и регионах.

К прочим видам цен относятся: сопоставимые (неизменные цены определенного периода); цепы "теневого рынка" (на запрещенные в открытой продаже товары) и некоторые другие.

Закон стоимости. Выяснение сущности таких категорий, как товар, потребительная стоимость (полезность), стоимость (ценность), деньги, цена позволяет рассмотреть механизм действия закона стоимости.

Конкуренция, господствующая в рыночной экономике и придающая ей стихийный характер, приводит к установлению необходимой пропорциональности общественного производства в соответствии с потребностями, с распределением материальных и трудовых ресурсов и т.д. Силами, приводящими производство в соответствие с общественными потребностями, являются законы рыночного хозяйства, стихийное действие которых создает возможность пропорциональности экономического развития. Среди этих законов марксистская теория выделяет закон стоимости, определяя его как важнейший закон товарного производства.

Согласно закону стоимости, производство и обмен товаров должны осуществляться на основе общественных затрат труда. Общественные затраты труда получают стоимостную оценку, что дает возможность свести индивидуальные (частные) затраты труда к общественно необходимым и тем самым определить затраты труда на производство различных видов товаров и возможность регулировать обмен товаров.

Закон стоимости проявляется через движение цен. В свою очередь, цена, являясь денежным выражением стоимости, испытывает на себе действие других законов: спроса, предложения, конкуренции и др. Поэтому движение цены может не совпадать с движением стоимости. Цена может отклоняться от стоимости, но в целом цены колеблются вокруг стоимости.

Наиболее полно роль закона стоимости проявляется в его функциях. Он выполняет следующие функции:

регулирует товарное производство путем стихийного распределения совокупного общественного труда между различными отраслями хозяйства;

способствует развитию производительных сил, побуждая производителей снижать индивидуальную стоимость производимого товара, повышать производительность труда, что, в свою очередь, способствует развитию научно-технического прогресса;

приводит к дифференциации производителей, способствуя обогащению тех, у кого затраты труда на производство продукции ниже общественно необходимых (стоимости), и наоборот.

Очевидно, что механизм действия закона стоимости представлен в рамках трудовой теории стоимости, в соответствии с которой труд является ведущим фактором производства, квинтэссенцией стоимости товаров.

4. Структура рыночных отношений

При слове "рынок" каждый из нас, в первую очередь, представляет колхозный рынок или базар, то есть место, где происходит торговля. Но это обыденное, бытовое восприятие термина "рынок". С точки зрения экономической науки, рынок предстает как система многообразных экономических отношений между товаропроизводителями и всёми членами общества, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ, основанная на определенных принципах. На рынке проявляются законы и противоречия товарного производства, общественные свойства товара и двух его сторон — потребительной стоимости и стоимости, функции денег и цены.

Сложность и многозначность категории - "рынок" породила множество подходов к его определению. Рынок рассматривается как:

каждый день множество потребителей и производителей встречаются и договариваются о ценах на все товары и услуги;

совокупность процессов торговли, актов купли-продажи вне зависимости от места их совершения;

система экономических отношений между людьми, предприятиями, государствами, опирающаяся на принцип, согласно которому все продается и покупается;

механизм или приспособление, осуществляющее контакт между покупателями (представителями спроса) и продавцами (поставщиками товаров и услуг);

способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном безличностном движении цен.

Последнее определение можно рассматривать как самое универсальное, характеризующее рынок как синоним рыночной экономики.

Рынок порожден товарным производством и является его важнейшим элементом. Условиями возникновения рынка являются те же особенности общественного производства, которые породили товарное хозяйство: общественное разделение труда и экономическая обособленность производителей.

Общественное разделение труда приводит к тому, что в обществе никто не может существовать за счет самообеспечения экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности, т. е. специализируются на производстве тех или иных благ. Специализация, в свою очередь, определяется так называемым "принципом сравнительного преимущества", Т. е. способностью производить продукцию с меньшими затратами иди с меньшей альтернативной стоимостью. Производители продукции одного вида обладают разными способностями, навыками, доступом к ресурсам, что обусловливает различия в величине осуществляемых ими затрат (издержек) на изготовление данной продукции. Например, два производителя изготавливают два вида продукции: А и Б. Первый производит две единицы товара А или четыре единицы товара Б, второй — четыре единицы товара А или шестнадцать единиц товара Б. Альтернативная стоимость единицы товара А у первого производителя равна двум единицам товара Б, у второго — четырем. Относительно меньшая альтернативная стоимость производства товара А у первого производителя, следовательно, ему надо специализироваться на производстве товара А, а второму - товара Б, т. к. этот товар имеет для него меньшую альтернативную стоимость. Принцип сравнительного преимущества объясняет процессы специализации как в рамках отдельного предприятия, так и в рамках государства.

Из представленных выше определений рынка следует, что его основными субъектами являются покупатель (потребитель) и продавец (производитель). Данные функции в современной экономике выполняют отдельные лица и группы лиц, фирмы и предприятия, государство как выразитель интересов общества, которые и образуют три группы субъектов рынка:

домохозяйство - экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая самостоятельно принимает решения, является собственником какого-либо фактора производства, стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей;

фирма — экономическая единица, которая самостоятельно принимает решения, использует факторы производства для изготовления и продажи товаров, стремится к максимизации прибыли;

государство — все, правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую возможность контроля над производителями и потребителями для достижения общественных целей. Каждый из рыночных субъектов выполняет свои специфические функции, но все они тесно взаимосвязаны и образуют взаимоувязанный кругооборот.

Взаимодействия рыночных субъектов осуществляются по поводу обмена объектами рынка. Объектами рынка называют любые необходимые человеку предмет, вещество или субстанция, являющиеся результатом человеческой деятельности и принимающие форму товара. В период становления рынка основными его объектами выступали скот, инвентарь, земля, имущество, предметы потребления. По мере развития рыночных отношений круг товаров расширяется и усложняется. Объектами рынка становятся рабочая сила, деньги и ценные бумаги, ноу-хау и информация, даже государственные льготы и субсидии.

Важнейшими категориями рыночной экономики, обеспечивающими постоянную связь между производителями и потребителями, являются цены, спрос, предложение, конкуренция. Цепы складываются под воздействием спроса, предъявляемого потребителями на те или иные товары, и предложения товаров со стороны производителей. Конкуренция является формой взаимодействия рыночных субъектов, формирующей величину иен, объемы спроса и предложения. Кроме того, рынку необходима инфраструктура - совокупность институтов, обеспечивающих функционирование рыночной экономики.

Основное свойство экономики рыночного типа состоит в распространении рыночных отношений на все хозяйственные сферы. Вся экономика становится совокупностью многообразных рынков, различающихся степенью, мерой, глубиной проникновения рыночных отношений. Общепринятая классификация структуры рынков не выработана, но выделяют несколько критериев, по которым рынки подразделяются на группы.

Экономическое назначение объектов. По данному критерию рынки подразделяются на рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, рынок труда, рынок недвижимости, рынок инноваций, валютный рынок, рынок ценных бумаг (или фондовый рынок) и др.

Географическое положение. По этому критерию различают местный, региональный, национальный и мировой рынки. Под мировым рынком понимаются любые товарообменные операции между странами. Рынок считается мировым, если в названных операциях участвуют многие страны, торговые сделки крупномасштабны, товарообменные операции регулярны, и расчеты ведутся в свободно конвертируемой валюте.

Совокупность товарообменных операций в пределах одной страны образует национальный (или внутренний) рынок. В составе мирового и национального рынков могут выделяться региональные — это достаточно масштабные, регулярно действующие рынки с ярко выраженными территориальными признаками. Зона действия регионального рынка не обязательно совпадает с территориально-административными границами, а может охватывать несколько близлежащих стран.

По отраслям различают как рынок какого-то отдельного товара, так и групп товаров, связанных между собой признаками производственного характера или служащих удовлетворению одной и той же потребности (например, рынок автомобильный, компьютерный, моющих средств, информации и проч.).

По объему продаж рынки подразделяются на оптовые и розничные. Российская действительность породила еще одну группу в этой классификации — мелкооптовый рынок.

По отношению к закону различают следующие группы рынков:

легальный — деятельность производителей и потребителей, осуществляемая в рамках закона;

теневой — деятельность производителей и потребителей, не запрещенная законом, но сокрытая от налогообложения (например, ремонтные и строительные работы, репетиторство, сдача в наем жилья и т. п.);

черный — деятельность, запрещенная законом (например, производство и сбыт наркотических средств или оружия, продажа органов человеческого тела и т. п.).

Степень ограничения конкуренции. По данному критерию осуществляется классификация не только групп рынков, но и типов рыночных структур, которая применяется в экономической теории для анализа поведения производителей и потребителей. Выделяются три типа рыночных структур: рынок свободной конкуренции, монополистический рынок и олигополистический.

5. Инфраструктура рыночной экономики

Термин "инфраструктура" (от лат infra — ниже, под; и struktura — строение, расположение) в русской науке применяется с 70-х гг. XX в. для обозначения обязательного компонента любой целостной экономической системы, носящего подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающего нормальную деятельность экономики. Рыночную инфраструктуру, таким образом, можно определить как совокупность институтов, обслуживающих деятельность рыночных субъектов и увязывающих эту деятельность в одно целое.

Основными элементами рыночной инфраструктуры являются:

кредитно-финансовые институты,

биржи (товарные, сырьевые, валютные),

аукционы, ярмарки, выставки и др. формы внебиржевого посредничества,

система регулирования занятости населения (биржи труда),

информационные и коммуникационные технологии, рекламные и информационно-аналитические агентства, средства массовой информации,

налоговая и таможенная системы, система страхования и страховые компании, торговые палаты, ассоциации и др. общественные, добровольные и государственные объединения деловых кругов,

профсоюзы работающих по найму, система высшего и среднего экономического образования, консалтинговые и аудиторские компании, специальные зоны свободного предпринимательства.

Перечисленные институты можно сгруппировать по экономическому назначению объекта рынка.

Охарактеризуем некоторые элементы рыночной инфраструктуры.

Кредитно-финансовые институты включают банки, инвестиционные и финансовые компании, пенсионные фонды и другие учреждения, предоставляющие, услуги, удовлетворяющие потребности рыночных субъектов в денежных средствах. Данные учреждения, с одной стороны, собирают временно свободные денежные средства, с другой — передают их в пользование лицам, испытывающим в них потребность обычно в форме кредита. Кредит — (от лат. credo — доверие и долг) денежная или товарная ссуда на условиях возвратности, платности, срочности. С помощью кредита осуществляется перераспределение средств между отраслями и предприятиями в соответствии с конъюнктурой рынка.

Биржи (товарные, сырьевые, валютные, фондовые) — особая форма оптовой торговли, позволяющая заключать сделки без наличия товара. Такая торговля крупными партиями специфических (так называемых биржевых) товаров ведется по единым правилам биржевыми посредниками, выступающими от имени производителей или потребителей, и концентрируется в местах производства и потребления товаров, т. е. и крупных промышленных и торговых центрах.

         


Таблица 1 Основные элементы рыночной инфраструктуры

Товарно-сырьевые биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы Рынок товаров и услуг
Банки, страховые компании, фонды, фондовые биржи Рынок капиталов (денежный, фондовый, инвестиций)
Биржи труда Рынок труда
Информационные, аналитические, рекламные, юридические агентства, аудиторские и консалтинговые компании Рынок информации
Налоговые органы, арбитраж, таможенная служба, торгово-промышленные палаты, комитеты по управлению имуществом и др. Институты государственного регулирования рынка

Аукционы, ярмарки, выставки и др. фирмы внебиржевого посредничества представляют коммерческие мероприятия, торговля на которых ведется по образцам в форме гласного торга. Ставка может быть организована по любому поводу в любом месте, а ярмарка - регулярно в одном месте. Ярмарка и аукцион — действа более коммерческие, а выставка чаще имеет просветительскую, ознакомительную направленность.

Информационные и коммуникационные технологии, рекламные и информационно-аналитические агентства, средства массовой информации — самый динамичный сектор рыночной инфраструктуры, т. к. информация, определяемая как накопленные знания и опыт бесчисленных умов, становится важнейшим фактором производства. В наши дни базовым элементом информационных технологий являются компьютеры и компьютерное оборудование. Информация и информационные технологии, с одной стороны, являются элементом рыночной инфраструктуры, с другой - их создание является самостоятельной быстрорастущей сферой бизнеса.

Торговые палаты, ассоциации и др. общественные, добровольные и государственные объединения деловых кругов создаются по инициативе бизнесменов и/или государственных органов для согласования действий, поддержки предпринимателей, обобщения деловой информации и выработки мнений и лоббирования/блокирования законодательных актов.

Консалтинговые компании предоставляют услуги квалифицированных специалистов в области теории и практики рынка и бизнеса, по юридическим и экономическим вопросам. Содержание таких специалистов в фирме обходится дороже, чем их найм для решения конкретной проблемы.

Аудиторские компании проводят комплексную ревизию финансово-хозяйственной деятельности фирм, позволяющую оценить их возможности на рынке и в бизнесе. Такая ревизия имеет характер независимой экспертизы по инициативе руководителей фирмы, учредителей или государственных органов. Аудиторская проверка является обязательной для получения лицензии на внешнеэкономическую деятельность, организацию совместных предприятий и т. п.

Специальные зоны свободного предпринимательства или свободные экономические зоны (СЭЗ) территории, где не действуют национальные законы и правила, регулирующие экономическую деятельность. СЭЗ обладают экстерриториальностью. Первая СЭЗ появилась в Ирландии в 1959 г., в настоящее время их около 400, треть — в развитых странах, но в классическом виде СЭЗ существуют в развивающихся странах. Крупные предприятия размещают в СЭЗ трудоемкие (электронные, швейные, текстильные) либо экологически вредные производства, образуя индустриальную монокультуру. Высокая норма прибыли обеспечивается благодаря низкой оплате труда работников, 90—70% которых — женщины, имеющие низкую квалификацию. Как только норма прибыли уменьшается, предприятия закрываются.


Список использованной литературы

Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Экономика / Под общей редакцией проф. В.И. Самофалова. Ростов-на-Дону, 2008.

Ломакин В.К. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2007.

Мировая экономика / Под редакцией проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2007.

Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Экономическая теория на рубеже 20-21 веков. – М.: Финансовая академия, 2005.

Пузакова Е.П. Экономика. – Ростов - на- Дону: Феникс, 2006.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.