скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Теоретические аспекты рыночной экономики

Следовательно, чтобы стать товаром, благо должно иметь потребительную стоимость не для того, кто его произвел, а для других обладать общественной потребительной стоимостью. Обладает ли данное благо потребительной стоимостью, его производителю неизвестно, это определит лишь обмен, поэтому общественная природа потребительной стоимости до процесса обмена скрыта. Чтобы ее обнаружить, товар должен быть обменен на другой товар или деньги в определенной пропорции. Способность товара в определенных количественных соотношениях (пропорциях) обмениваться на другой товар (или деньги) называется меновой стоимостью. Это свойство товаров характеризует их количественную сторону, возможность товаров приравниваться друг к другу в определенных пропорциях.

Акты обмена одного товара на другой совершаются в экономике товарного типа ежедневно миллиарды раз, но вопрос: чем определяются пропорции обмена, т. е. проблема выявления сущности стоимости товаров остаются одними из самых дискуссионных в экономической мысли.

Рассмотрим несколько подходов к определению стоимости товаров.

Согласно трудовой теории стоимости (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс), стоимость товара определяется количеством труда, затраченного на производство данного товара. Два свойства товара обусловлены двойственным характером труда, воплощенного в товаре. Товар как потребительная стоимость создается качественно определенными' видами труда, отличными от других своими целями, приемами, применяемыми орудиями и результатами, которые являются конкретным трудом. В то же время все виды конкретного труда имеют одну и ту же физиологическую основу производительное расходование рабочей силы человека, что позволяет их рассматривать как труд вообще, абстрактный труд. Как потребительные стоимости, товары не могут быть приравнены друг другу: будучи качественно разнородными, две различные потребительные стоимости количественно несоизмеримы. Но все товары содержат овеществленный в них труд, представляют собой как бы сгусток абстрактного труда, что делает их количественно соизмеримыми. В каждом товаре воплощена стоимость израсходованных факторов производства, как прошлый труд, и новая стоимость, как овеществленный живой труд. Количество затраченного на производство товара труда измеряется рабочим временем, но не индивидуальным, т. к. оно различно у каждого производителя, а так называемым общественно-необходимым: это время, за которое создается большая часть товаров данного вида при средних для данной экономической системы уровнях развития технологии, производительности, интенсивности и квалификации труда. Таким образом, величина стоимости товара определяется количеством абстрактного общественно необходимого труда, затрачиваемого на его производство.

В теории предельной полезности стоимость товаров определяется их полезностью. Еще в конце XVIII в. Э. Кондильяк и Ф. Галиани предприняли попытку разработать шкалу потребностей. К самым важным потребностям они отнесли такие, неудовлетворение которых может привести к смерти, на втором месте расположили потребности, неудовлетворение которых вредит здоровью, на третьем — причиняет кратковременные страдания и т. д. На последнем месте в данной классификации были потребности в предметах роскоши, без которых вполне может обойтись человек. Согласно этой концепции, наибольшую ценность (таким термином в этой теории обозначается стоимость) должны иметь пища и вода, а наименьшую— драгоценности и т. п. Но в повседневных актах обмена пищевые продукты имеют гораздо более низкую цену, чем предметы роскоши, т. е. первая попытка оценить стоимость благ через их полезность оказалась несостоятельной.

В XIX в, Е. Бем-Баверк, как основоположник основных идей маржинализма, разработал теорию ценности (стоимости) благ, исходя из их полезности. Он утверждал, что не всякое полезное благо обладаетценностью. Ценность — это не отношение между людьми в процессе обмена, а отношение человека к вещи; человек дает ту или иную оценку благу в зависимости от того, какую пользу оно ему приносит.

На современном этапе развития экономической мысли господствующей является неоклассическая теория, которая характеризует стоимость товара, основываясь на подходе А. Маршалла. Он определял стоимость и цену товара, исходя из взаимодействия рыночных сил, лежащих на стороне спроса (предельная полезность) и стороне предложения (издержки производства). Маршалл утверждал: полезность благ определяет их предлагаемое количество, предлагаемое количество определяет издержки производства, издержки производства определяют ценность. Цена товара определяется в равной степени предельной полезностью и издержками производства: продавец назначает цену, ориентируясь на издержки производства, а рыночные цены устанавливаются в результате соотношения спроса и предложения. Начиная с работ А. Маршалла, в экономической теории происходит отход от выяснения проблем сущности стоимости к функциональному анализу, т. е. изучению одновременного влияния цены и спроса и предложения товаров.

Как видим, и теория "трех факторов производства", и неоклассические теории в целом либо искажают сущность категории стоимости, либо пытаются вовсе предать ее забвению. Ж.-Б. Сэй игнорирует стоимость как овеществление общественного труда и представляет ее как совокупность доходов (прибыли, зарплаты, ренты). Тогда как стоимость выражает абстрактную определенность, прежде всего, затрат овеществленного труда. Этот овеществленный труд — стоимость — лежит в основе таких доходов, как прибыль, заработная плата, рента. Представители неоклассической теории, в том числе А. Маршалл, стремясь умалить значимость стоимости (как затрат труда), представляют ее порожденной не трудом в производстве, а предельной полезностью или "взаимодействием рыночных сил" (спросом и издержками производства, то есть предложением). В их теории цена искусственно отрывается от своей основы — стоимости, и устанавливается на рынке в результате субъективных взглядов покупателя и продавца.

Тем самым по существу происходит отказ от таких категорий рынка, как свойства товара — потребительная стоимость и стоимость; цена как денежное выражение стоимости; обмен по стоимости или по общественным затратам труда и др.

Но эти категории и процессы проявляют себя на рынке и, практически реализуясь, приобретают новые формы проявления, воздействуют друг на друга, принимают превращенные формы. Ведь в реальной действительности ни одна категория, ни один экономический закон не могут действовать в изоляции, в чистом виде. Особенно активен механизм рыночных цен, посредством которого реализуются рыночные категории и законы, стоимость приобретает форму рыночной стоимости, при этом цена под влиянием спроса, предложения и других экономических сил отклоняется вверх или вниз от стоимости, превращаясь в рыночную цену. Это не означает, что стоимость и цена утратили себя. Объективно они и другие категории рыночного хозяйства не могут существовать и проявлять себя иначе. Товарное производство по своему характеру остается стоимостным.

Современная мировая экономика в основном характеризуется как рыночная экономика. Это относится и к развитым, и к слаборазвитым государствам, а также к государствам, объявившим о переходе к рыночной форме хозяйства. Вместе с тем в экономической литературе все чаще появляются высказывания, согласно которым в современных условиях под влиянием развития производства, современных принципов управления им, появлением новых форм экономических связей, в том числе мирохозяйственных, происходит "становление новой модели отношений обмена результатами труда", что приводит к трансформации основ рыночных форм обмена, что "реализуется фактически не товар", "исчезает обмен как самостоятельная фаза".

Однако основная черта рыночной экономики — ее товарный характер. Такие ее коренные черты, как частная собственность и наемный труд тесно связаны с товарным производством, не могут без него существовать. Продолжается создание стоимости, возрастание стоимости, и все это наполняет стоимостным содержанием получаемые доходы — прибыль, заработную плату, ренту. Классическая экономическая теория учитывала социальную разнородность общества, состоящего из капиталистов, рабочих и землевладельцев, и экономический анализ предполагал объяснение отношений между ними. Неоклассическая теория, претендуя на научную объективность из-за широкого применения математического аппарата, считает общество социально однородным, состоящим из хозяйствующих субъектов, стремящихся к максимизации функции своей полезности. При этом игнорируется различие интересов труда и капитала. Такой подход нельзя назвать научным, это скорее идеология, прославляющая определенные ценности с точки зрения интересов капитала. На опыте России очевидно, что рецепты неоклассической теории не обеспечили экономический рост и благосостояние народа, а стали прикрытием перераспределения национального богатства и сбережений населения в пользу определенных групп. Не стоит в угоду групповым интересам поступаться научными методами познания и, тем более, научными истинами.

3. Деньги и цена

Стоимость товара выражается либо в форме другого товара (при прямом обмене товара на товар бартере), либо в деньгах, которые являются всеобщим эквивалентом всем другим товарам. По поводу происхождения денег существует несколько точек зрения, мы рассмотрим два направления: металлистическую и номиналистическую теории денег.

Металлистическое направление исходит из товарной природы денег как обладающих собственной стоимостью. Первые метал диетические трактовки были даны в XVI—XVII вв. меркантилистами — Т. Мэном, А. Монкретьеном и др. Деньги они отождествляли с благородными металлами и абсолютизировали роль этих металлов, полагая, что золото и серебро являются деньгами в силу своих природных свойств.

Теория денег К. Маркса опиралась на исследование металлической денежной системы, в которой бумажные деньги функционировали как знаки стоимости золота, замещающие его в обращении. В XIX в. это отражало реальную ситуацию. В современных условиях роль золота изменилась. Золотые монеты ушли из обращения, отсутствует непосредственный обмен золота на товары, цены товаров на рынке устанавливаются исключительно при помощи бумажных денег, не имеющих официального золотого содержания.

Разрушение "золотого стандарта" привело к утрате металлистической теории происхождения денег ведущей роли и возрождению рационалистической {номиналистической) концепции, согласно которой деньги появились в результате соглашения между людьми, когда им понадобился инструмент для обмена товарами. Эта теория, восходящая к трудам Аристотеля, отрицает товарную природу денег, их связь с благородными металлами. Современный номинализм основывается на идеях английского философа Дж, Беркли и экономиста Дж. Стюарта (XVIII в.). Внутренняя стоимость денег не имела для них значения, т. к. в деньгах они видели лишь счетную единицу, условный знак, средство установления пропорций товарного обмена. Эти взгляды опирались на факт обращения неполноценных денег.

Широкое использование бумажных денег способствовало распространению номиналистических взглядов. В начале XX в. правовую интерпретацию номинализма изложил немецкий экономист Г. Кнапп, считавший деньги условными единицами, обладающими определенной ценностью, которая обеспечивается правовыми нормами. Государство вводит денежные единицы, дает им наименование, определяет номинал. По его мнению, деньги не имеют внутренней стоимости, а обладают покупательной способностью, определяемой количеством товаров, которое можно приобрести за денежную единицу. Эти идеи были развиты Дж.М. Кейнсом.

Экономический вариант номинализма выводит ценность условных счетных единиц из их функционирования в товарном обмене. К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю отмечают, что приемлемость бумажных денег, кроме государственных законов, в первую очередь основывается на их широком признании в обмене. В целом для современной западной экономической литературы характерно отрицание идеи внутренней стоимости денег. Широко распространены определения типа "Деньги — это то, что деньги делают. Все, что выполняет функции денег, и есть деньги". Но этот ответ на вопрос — что такое деньги, не характеризует их сущность. В российской экономической науке деньги понимаются как товар, обладающий наибольшей способностью к обмену.

Сущность денег проявляется в их функциях. Деньги выполняют следующие функции:

меры стоимости, выражая стоимость всех других товаров;

средства обращения, выступая посредником при обмене товаров;

средства накопления (сбережения), накапливаясь, как запас ценности.

средства платежа, осуществляемые при плате за взятые товары в кредит, уплата налогов, рента, выдача заработной платы и т. п.

Цена представляет собой форму выражения ценности благ, проявляющуюся в их обмене. Данное определение характеризует цену, как 'Экономическую категорию, возникающую в процессе обмена. Товары и услуги обмениваются в пропорциях, обеспечивающих эквивалентность обмена. Меновое соотношение между товаром и деньгами образует стоимость товара в денежном выражении.

С развитием товарного производства понятие цены как пропорции обмена в значительной степени определяется методами ее установления. Формирование цен зависит от типа экономической системы, в которой оно происходит. Если рассматривать два типа экономики: рыночную и командно-административную, то в экономике рыночного типа цены на товары и факторы производства складываются на рынке, главным образом, под активным влиянием спроса и предложения, т. е. конъюнктуры рынка. Цены определяют решения потребителей о приобретении товаров и решения производителей о расширении или сокращении своего производства.

В командно-административной экономике производители и потребители находятся под контролем центральной власти, устанавливающей общий объем и структуру потребления. Цены являются инструментом экономической политики и устанавливаются плановыми органами на основе производственных затрат, прежде всего трудовых, связанных с созданием товаров.

Роль цен в экономике определяется их функциями. Первичной функцией цены следует считать измерительную. В этой функции с помощью цены измеряются затраты (стоимость), а также устанавливается (измеряется) количество денег, необходимое для совершения товарных сделок.

Следующая функция цены - учетная. Возможность измерять количество и качество товара в единых показателях денежных единицах позволяет учитывать затраты производителей, анализировать их деятельность и прогнозировать экономическую ситуацию.

В рыночной экономике цены выполняют информационную функцию, поставляя производителям и потребителям ориентиры для экономических действий и осуществления выбора.

Цена выполняет и регулирующую функцию, связывая участников обмена, уравновешивая денежный запрос производителя (предложение) товара с желанием и возможностью потребителя (спросом) приобрести предлагаемый товар. Выравнивание спроса и предложения приводит к установлению равновесной цены (равной стоимости товара), регулирующей рыночные процессы. В командно-административной экономике цена также выполняет регулирующие функции. Путем повышения или понижения цен государственные органы перераспределяют доходы и прибыль предприятий, отраслей, регионов, социальных групп.

Важнейшей функцией цены является стимулирующая. Рост цены на выпускаемые товары ведет к увеличению выручки от продаж и заинтересованности производителей в росте объема выпускаемых товаров.

В любой экономической системе цена выполняет и важную социальную функцию, ведь главным образом уровень цен определяет уровень жизни, структуру и объем потребляемых товаров и услуг. Манипулируя ценами на жизненно необходимые товары или обещая их изменить, правительство регулирует уровень потребления, формирует отношение общества к своей политике.

Виды цен чрезвычайно разнообразны. Их различают по стадии обмена, на которой они формируются (оптовые, розничные), по характеру и предмету обмена (цены сельскохозяйственной продукции, цены государственного сектора, цены на услуги), по степени и способу регулирования (договорные, свободные, регулируемые); прочие виды цен.

По стадии обмена товаров или масштабу обменных операций (объему продаж) различают цены оптовые и розничные. Оптовыми называют цены, по которым реализуют крупные партии товаров. Розничные цены устанавливаются в условиях сравнительно небольшого объема продаж индивидуальным потребителям. Розничная цена отличается от оптовой на величину торговой наценки, предназначенной покрыть затраты и образовать прибыль предприятий розничной торговли.

По характеру и предмету обмена различают цены на сельскохозяйственную продукцию, на продукцию государственных предприятий, цены на услуги. Цены на сельскохозяйственную продукцию в условиях свободного ценообразования имеют переменчивый, нестабильный характер; это объясняется тем, что сельскохозяйственные цены слабо связаны с издержками производства и зачастую зависят от природных условий, которыми человеку еще трудно управлять. Кроме того, в условиях многоотраслевого хозяйства затруднено определение стоимости отдельных видов продукции, так как трудно учесть, каков вклад каждого фактора производства в создание того или иного продукта.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.