скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Пещерные города Крыма

Ниже, под ликами Иисуса, Пречистой Девы и Иоанна Крестителя с херувимами были изображены полностью святители. Из уцелевших надписей можно лишь установить, что среди прочих были написаны Златоуст (или Хризостомос), а также святитель Григорий. Также присутствует изображение Спаса Нерукотворного- в середине триумфальной арки (ближе к церкви). Воином написан Архистратиг Михаил, изображенный справа от Спаса Нерукотворного. Рядом с Архистратигом Михаилом был написан Архангел Гавриил. К сожалению, да наших времен дожила лишь надпись об этом, само же изображение было смыто временем. По левую руку от Спаса Нерукотворного были написаны трое святых, изображение которых также в настоящий момент неразличимо практически. Еще левее- и можно увидеть картину Благовещения, весьма больших размеров.

Уцелела часть декоративного оформления в виде фресок, расположенная внутри свода, рядом с триумфальной аркой. По середине, заключенное в круг- лик Пречистой Девы по пояс, в этом же месте было сделано окно небольших размеров.

Заслуживают отдельного рассказа еще и разнообразные захоронения в скалах, найденные у древних ворот крепости (когда идешь к Капу-дере), а Табан-дере представляет собой кладбище еврейское с огромным числом погребений. Практически все они имеют памятники самых разнообразных форм- встречаются и упомянутыя выше «двурогие», и «однорогие», и в виде узкой трапеции, и широкой квадратной формы. Живыми зелеными охранниками- кустарниками окружены многие сотни таких вот памятников, разбросанные между двумя оборонительными стенами в Табан-дере.

Заканчивая повествование, нельзя не попробовать классифицировать проживавшие в Мангуле народы периода Османской империи (или даже и в более ранние времени). Ключом будут названия, данные тому или иному месту. Предположительно, татары и евреи селились ближе к западу Мангупа, у Табан-дере (там, где находится Чамнук -Чуфут-бурун), готы и греки жили у Гелли (эллинский)- буруна и на площади рядом с дворцом, в замке же (территория Ташкли-буруна) первоначально проживали гото-греки, а затем, после оккупации Османской империи - турки.


Бакла

Городище Бакла расположилось на живописном северо-восточном конце Внутренней гряды. Было ли удачно выбрано местоположение Баклинского укрепления? Ведь крепость просматривается со всех сторон, и свободно обстреливалась. Удачен ли выбор ее размещения при расположении на терассе, с обеих сторон которой крепость окружена высоким скалистым гребнем?

Исходя из этого, предположим, что вряд ли крепость служила как военное сооружение. А, рассматривая ее как убежище, можно согласиться с тем, что выбранная позиция очень удачно вписывается в окружающий ландшафт. Ведь горный массив, окружающий цитадель очень надежно скрывает ее от непрошенных гостей. Причем, приближаясь с севера, Вы не сможете обнаружить ее сразу, а только вплотную подойдя к ней.

Стены крепости настолько мощные, что легко выдержат любой натиск, конечно кроме осадных орудий, которыми в древности располагали только гунны.

Археологические находки подтвердили, что стены крепости покоятся на более раннем слое жизнедеятельности, относящемся к III-IV вв..В то время здесь кипела бурная хозяйственная деятельность, в основном процветало виноделие. Это подтверждают многочисленные находки тарапанов и пифосов.

Д.Л. Талис предположил, что первые стены цитадели были возведены в V в. византийскими строителями при совместных усилиях объединившегося местного населения для постройки надежного убежища от частых набегов кочевников.

Сейчас глядя на окрестности с самой высокой точки от находящегося здесь топографического знака с верхнего обрыва горного гребня, невозможно не восхищаться мастерством древних строителей и их выбором столь удачного расположения крепости.

Раскинувшиеся в долине поля находятся у подножия гребня, в туманной дымке просматривается великолепный горный пик Чатыр-дага, чуть правее мы видим Тепе-кермен, чей силуэт невозможно спутать с другими рядом расположенными горными вершинами. И, конечно же, обязательно посетите плато Чуфут-Кале. С него открывается великолепный вид окружающей Вас горной страны, окутанной утренним туманом, сквозь который проглядывают горные вершины. И, кажется, мы вот-вот услышим будничные звуки жизни Баклинского городища!

Качи-Кальон

Если ехать к Югу от Бахчисарая, не сворачивая с дороги вы попадете на раздольный правый берег реки Кача. В ее пойме распахнулась Качинская долина, на этом месте и остались разрушенный стены монастыря Качи-Кальон. Еще со средних веков хранятся обломки истории на этом месте.

Со старых времен этот ветхий город находится на 500 метров выше уровня моря, спрятался он с внутренней части гряды, прямо на отроге.

История Качи-Кольона покрыта пеленой неизвестности, потому, что не сохранилось ни одного письмена. Однако в народе говорят, что было там когда-то языческое капище «с истуканом того же имени». Известный исследователь Крымской истории Кондараки В.Х. считает, что это достоверные сведения.

Высокие скалы в том месте имеют пять природных гротов, в нескольких из них нет рукотворных пещер, но в остальных руками людей было выдолблено более пятидесяти помещений, которые между собой соединяются террасами и коридорчиками, во многих метах сохранились даже ступеньки, по которым много столетий назад ходили средневековые люди. Особенно много пещер между двумя гротами, там вся скала, будто муравейник испещрена следами человеческого бытия, которые ни как не сотрут с лица земли в течение сотен лет нескончаемые потоки ветра и дождя.

В одном из гротов есть полуразрушенные стены, которые явно предназначались для церкви. Стены украшены крестами, которые люди вырубали прямо в камнях, или рисовали краской. А в следующем гроте сохранилось больше тридцати пещер, каждая из которых хранит в себе тайну веков. Есть там еще широкий выступ, выдающийся из скалы, на нем когда-то установили оборонительные укрепления. Со стороны северо- запада это поселение прикрывает стена, метровую толщину которой, кажется невозможно было пробить, чуть дальше есть ворота двух метровой ширины, от них в поселение вел каменный коридор, от которого сегодня остались только крупные камни, служившие когда-то основанием. Есть еще там защитная башня, которая появилось где-то с десятого века, однако это строение представляет не меньший интерес для туристов и археологов.

Эски-Кермен

Руины города Эски-Кермен, что в переводе «Старая крепость», расположены на огражденном неприступными скалами тянущемся с севера на юг плато Столовой горы, вблизи села Залесного. Город, основанный в ранее средневековье, в начале VI века, был своего рода хорошо укрепленной крепостью, которая могла противостоять любому вооруженному противнику.

Скалистые обрывы были неприступны, в расщелинах возвышались боевые стены. Ворота и вылазные калитки были прекрасно защищены, в скалах были вырублены казематы – специальные помещения с бойницами и амбразурами. В Эски-Кермене, во время наступления неприятеля, кроме горожан могли укрыться до нескольких тысяч жителей окрестных деревень с личным имуществом и скотом.

Для того, чтобы добраться до Эски-Кермен, одного из самых крупных «пещерных городов» необходимо пересечь Каралезскую долину, проехав на автобусе от станции Сирень через село Танковое и Красный мак по севастопольскому шоссе. Туристы, за причудливые фигуры, созданные ветром в этой долине, называют эту местность Долиной сфинксов или Долиной химер. Наибольший интерес традиционно вызывает фантастический Змей, пьющий воду из реки Бельбек.

Выйдя из автобуса у села Залесного, поверните налево и, пройдя пешком, по лесной дороге около 5 км, вы увидите отвесные скалы Столовой горы. На ее плато и расположен основанный в начале VI века средневековый город Эски-Кермен, превращенный людьми и временем в руины.

По уровню укрепления, эски-керменская крепость была первоклассной. Подходы к городу для любого неприятеля были практически невозможны. Острые скалы, пещерные казематы, прекрасно защищенные ворота и вылазные калитки, боевые башни в расщелинах: все это укрывало горожан и жителей деревень в случае нападения неприятеля.

Прекрасно укрепленный, Эски-Кермен был сосредоточием ремесленных мастерских и центром торговых отношений. Город, по свидетельству археологов, был застроен по плану. При раскопках были найдены развалины зданий, храмы, расположенные под землей и на поверхности, хозяйственные пещеры.

В основе жизни города лежало сельское хозяйство. Плодородные равнины плато были благодатной почвой для развития виноградных плантаций, садов и огородов. При исследовании местности были обнаружены давно одичавшие виноградные лозы на трассированных участках. Ученые Крымского сельскохозяйственного института стремятся восстановить виноградные сорта, ряд проживших сотни лет виноградных лоз уже сейчас может быть использован как селекционный материал для выведения новых устойчивых сортов.

Восточнее Эски-Кермена, в балке Кафка, были обнаружены остатки оросительных сооружений.

Эски-Кермен, благодаря удачному местоположению, развитой экономике, близостью к Херсонесу – главному выходу из степных просторов, до конца VIII века оставался основным политическим и административным центром юго-западного Крыма. В конце VIII века произошло событие, которое изменило ход истории Эски-Кермена.

По мнению исследователей, судьбу Эске-Кермена изменило произошедшее в 787 году крупное восстание. Подавив восстание, хазарами была полностью разрушена система обороны города. Но и после этого город не исчез, а еще долго существовал после этого как неукрепленное поселение. Казематы были приспособлены жителями для хозяйственных нужд: в них разместились кладовые, стойла. Часть помещений были переделаны под усыпальницы, часовни и храмы.

По свидетельству археологов, почти все жители города были уничтожены в 1299 году после набега многочисленных орд темника Ногая. Эске-Кермен был разгромлен и выжжен, после чего уже не восстанавливался. От когда-то процветавшего города остались руины, заросшие дикими кустарниками и травой.

Польский дипломат Мартин Броневский, побывав на руинах города в 1578 году, сказал, что название Эски-Кермена как нельзя лучше подходит этому городу, ведь в переводе оно означает «старая крепость», а эти развалины «так древни, что ни турки, ни татары, ни сами греки не знают названия их».

Осматривать достопримечательности города лучше всего с его южной части, где когда-то находились главные ворота города. Добраться дотуда можно по огибающей плато с запада балке Джурла, но, лучше - обойдя с восточной стороны, тогда вы сможете осмотреть храм Трех всадников.

Храм Трех всадников был высечен в отдельной скалистой глыбе и, по оценкам экспертов, относится к XII веку. Между каменными столбами в восточной части когда-то был расположен деревянный иконостас. В северной части храма, над вырубленной в скале могилой на стене находится сильно пострадавшая от времени и разрушений фреска, изображающая трех всадников, за одним из которых видна фигура мальчика. Два всадника держат копья вертикально, остриями вверх, а тот, что расположен посередине, поражает копьем змея. Под изображением – надпись, выполненная на греческом языке. Фреска и надпись, предположительно, относятся ко времени основания храма: к XII или XIII веку.

В соседней скале, ориентировочно в это же время, были высечены ризница (кладовая) и две гробницы. Скалы, с высеченным в них храмом, ризницей и кладовой расположены на территории эски-керменского некрополя.

От храма недолго идти и до южных ворот. Когда-то к ним можно было пройти по дороге, которая выходила на площадку перед главными воротами. Ранее, у третьего марша дороги огибала выступ скалы и уходила на северо–восток передовая стена (протейхизма). Здесь, между стеной и скальным обрывом, находились еще двое последовательно расположенных передовых ворот. Противнику, для атаки главного входа в город, потребовалось бы овладеть ими или разрушить передовую стену.

Прямо над воротами находилась башня, с выступавшими по бокам боевыми площадками с парапетами. От нее, огибая плато, шла основная крепостная стена - к западному и восточному казематам. Казематы составляли фланги южного участка обороны города.

Даже пройдя передовые ворота и попав, наконец, к главным воротам, противник неизменно оказывался под перекрестным обстрелом с главной стены и боевых постов: надвратной башни и боевых площадок.

И вот, от всех этих первоклассных укреплений остались лишь вырубленные в скале «постели» - горизонтальные площадки - основы для городских стен, и следы на месте ворот и вылазных калиток. Высеченные в скалах помещения: небольшие церкви, улыпальницы и могилы были созданы уже позднее, после разрушения оборонительных сооружений города.

После осмотра южной части города, проходите через главные ворота. Когда-то ворота эти, стоявшие в начале вырубленного в скале коридора, были двустворчатыми и открывались внутрь. По бокам внизу еще сохранились углубления для столбов, к которым крепились массивные ворота, обитые кованым железом. Сводчатое перекрытие над воротами было разрушено, с точки зрения истории, совсем недавно. В начале XIX века, Павел Сумароков, писатель-академик побывал в Эски-Кермене, о чем написал в своем произведении «Досуги крымского судьи, или второе путешествие в Тавриду»: «При входе к нему просеченное в горе отверстие делает ворота, над ними виден складенный из камней свод...».

На месте боевых площадок по бокам ворот над основаниями, вырубленными в скале, были надстроены две небольшие часовни.

За воротами начинается главная улица – с коридора, высеченного в скале. По обеим сторонам каменного коридора расположены пещеры различного назначения: сторожка слева от ворот, пещера, служившая проходом в надвратную башню, «судилище»: комплекс смежных пещер. Все это вместе входило в состав огромного храма.

Судя по находящейся напротив входа ступенчатой скамьи (ситрона) апсиды с епископским креслом, в Эски-Кермене когда-то располагался центр епархии. Справа от апсиды располагались скамьи для паствы, слева – купель, потолок поддерживали четыре массивные колонны. Это - самая древняя часть храма, которая была сооружена одновременно с крепостью.

В более позднее время храм был расширен к северу: жители прорубили новый выход на главную улицу, в полу устроили могилы и усыпальницу. В то время, когда город находился без укреплений, храм расширили на восток: были вырублены два придела вправо от апсиды. Ко второму добавочному алтарю прорубили во внешней стене дверь. От этой двери деревянная лестница вела вниз, к могильнику.

Направляясь по плато на запад, вы попадете к первому пещерному каземату, который расположен в висящей скале. Скала нависает над дорогой, которая ведет в крепость.

В стенах казематов до сих пор сохранились специальные отверстия, шесть штук. Воины, находившиеся в каземате, защищали проход, располагавшийся в расщелине скалы. Возможно, через сохранившиеся в стенах каземата отверстия защитники города сбрасывали на противников камни, а через бойницы осыпали градом стрел.

В каземате находились два дополнительных прорубленных помещения: в первой пещере располагалась кладовая, в полу остались отверстия, предназначенные для установки сосудов. Вторая пещера, скорее всего, служила местом отдыха воинов.

К каземату сквозь расщелину можно было добраться по лесенке и перекидному мостику. На поверхности примыкающего к каземату мыска располагались зерновые ямы, в которых окрестными жителями делались запасы на случай долговременной обороны. В оборонительных мероприятиях традиционно участвовали все. Позднее, после разрушения городской стены, над казематом была построена наземная церковь.

На краю обрыва, между вторым и третьим казематами, находился небольшой пещерный храм, в который можно было добраться по высеченной в скале лесенке. В конце, предположительно XIII века, храм был украшен фреской с изображением успения Божьей Матери, отчего церковь носит название Успенского храма.

Изначально на этом месте была расположена цистерна для воды, входившая в систему обороны и созданная в одно время с крепостной стеной. Когда стена была разрушена, цистерну расширили, сделали сбоку проход, заложив горловину плитой. На месте цистерны сделали давильню винограда с резервуаром для сбора сока. В глубокой яме, по всей вероятности, находились пифосы (во время археологических исследований были обнаружены осколки). После того, как на месте цистерны устроили храм, яма была засыпана.

Исследования укреплений много говорят о военной обороне города, но о мирной жизни горожан известно куда меньше. Археологами было найдено всего два жилых дома, построенные на месте более древних оснований. Они относятся ко времени пребывания Эски-Кермен в качестве открытого поселения. Оба дома были двухэтажные, и, по словам, экспертов, погибли от огня.

Еще в городе были обнаружены давильня винограда, пифосы, когда-то содержавшие запасы проса. Рядом с домами располагались высеченные в скалах кладовые, которые закрывались настилами из досок. В кладовых и повалах видны ямы для установки пифосов.

Пройдя от места расположения жилых домов на запад по заросшей кустарником тропе, можно увидеть развалины большого христианского храма, который имеет форму базилики. Храм был построен в VI веке, вместе с крепостными стенами города, но впоследствии перестраивался. В записях М.Броневского мы находим упоминание о нем: «О былом значении и о славе Эски-Кермена свидетельствует храм, украшенный мраморными и серпентиновыми колоннами, хотя он повержен на землю и разрушен».

Прямоугольный храм имеет три полукруглые внутри и пятигранные снаружи апсиды, выступающие на восток. Исследователями установлено, что, разделенная колоннами на три нефа, базилика была разрушена в VIII или XIX веке, предположительно при набеге хазар. По всей видимости, горожане намеревались отстроить храм, для чего привезли к базилике мраморные колонны и капители. Но вместо восстановленного храма появилась неприглядная часовня, а остальная территория превратилась в кладбище.

Для решения важного в случае сражения или осады вопроса снабжения водой, в Эски-Кермене было устроен так называемый, «осадный колодец». Вернувшись от базилики к территории жилых кварталов, нужно выйти на тропу, ведущую вдоль склона на север. Пройдя около сотни шагов, среди кустарника можно увидеть четырехугольное отверстие. Это люк входа в коридор, ведущий вниз, в колодец. Вниз на шесть пролетов идет высеченная в скале крутая лестница. На каждом лестничном марше устроены вырубленные в скале предназначенные для освещения коридора небольшие окна. Внизу лестница заканчивалась десятиметровой каптажной галереей, в которую с потолка просачивалась вода.

Вероятно, из пещеры вода вытекала источником, который был перехвачен местными жителями в толще камня, до выхода из пещеры. По всей видимости, воды, которой по подсчетам в более раннее время постоянно находилось около 70 кубометров, вполне хватало для того, чтобы выдержать длительную осаду.

Вдоль западного обрыва, сейчас уже густо засыпанного землей и заросшего бурным кустарником, когда-то шла крепостная стена со всеми боевыми сооружениями.

Северная часть территории плато Эски-Кермена завершается небольшими, отдельно стоящими скалами, на которых остались вырубки, свидетельствующие о некогда висевших здесь деревянных мостиках.

Дойдя до северной части города, завершается экскурсия по руинам грозной крепости Эски-Кермена.

Церковь святой Софии

Еще в византийскую эпоху, предположительно в VIII-IX веках, была возведена скальная церковь св. Софии, ставшая главной святыней городища. Она просуществовала, как и почти все церкви этого региона, до 1778 г. – исхода греков-христиан из Крыма.

Как и большинство пещер крымских поселений, эта пещера тоже рукотворная. Помещение чуть больше пяти метров в длину, двух с половиной метров в ширину и свыше двух метров в высоту, овальной формы, было высечено в громадном обломке скалы. Высота помещения позволяет перемещаться по помещению, не пригибаясь. Подковообразная алтарная ниша отделялась от помещения с молящимися (наоса) алтарной преградой небольшой высоты. Углубление для престола – в полу алтарной части, ниши для икон высечены в южной и северной стенах, и остатки древних могил внутри церкви.

В XIX веке храм был восстановлен местным помещиком Г.Хвицким и наречен именем святой Анастасии. Рядом с церковью расположен скальный обломок, в котором вырубили усыпальницу и высекли не стене крест в круге, символизирующие вечность. Вокруг усыпальницы – древнее кладбище с двускатными каменными надгробиями, которые украшены резьбой.

Рассказывают, что некоторое время назад все приходящие в Качи-Кальон встречали юношу, одетого в белый подрясник, который подметал в монастырских пещерах, ставил иконы в нишах и свечи у икон, молился в древних храмах и мечтал о духовной семинарии и монашестве. Этот юноша по имени Виталий Евтушенко – установил крест на вершине церкви. Подрясник он получил от монахов из Успенского монастыря, которые и стали его духовными наставниками.

Сейчас его там не встречают – возможно, его мечта сбылась, и он учится в одной из духовных школ.

Трудно предсказать, как сложится дальнейшая судьба крымских пещерных монастырей. Но будем надеяться, что жизнь монашеская здесь не угаснет. На это указывает то, что каждый раз на Мангуп-Кале или в Качи-Кальоне можно застать иноков, которые что-то делают в пещерах, хотя жизнь в них не легкая. И кто знает, может, в следующем году мы застанем здесь будничную монастырскую службу?

Главное, чтобы не ушли больше монахи с обжитого места.

Монастырь Челтер

Наконец показалось село Терновка, а за ним, уже можно разглядеть и стены Шулданского монастыря. А за стенами монастыря в отвесной скале различимы "черные глазницы". "Черные глазницы" - пещеры. Всего их насчитывается более пятидесяти, они расположены в четыре уровня. Все вместе они образуют монастырь Челтер.

Одно помещение полностью отличается от других, не только размерами, но и своим назначением. Оно чем - то напоминает место языческих обрядов. Свод этого помещения поддерживают пять колонн. Чуть ли не половину этого зала занимает "помост". По предположениям некоторых исследователей и археологов - это гигантская виноградодавильня - тарпан. Как и обычно в таких строениях восточная сторона отведена под храм. Храм - христианский. Совсем рядом с залом, в котором расположена виноградодавильня, обнаружены несколько внушительных по своим размерам ям, которые по всей видимости использовались для хранения зерна.

Историки и исследователи Крыма предполагают, что оба монастыря существовали во времена Крымского ханства. Именно эти монастыри были очагами христианства среди мусульманского населения Крыма. Монастыри Шулдан и Челтер, как впрочем и другие святые обители получали ежегодное содержание от государства Московского. Такое положение способствовало вытеснению из Крыма православной культуры греков.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.