скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Особенности экономических отношений и разнообразие форм эволюции развивающихся стран

Таким образом, для развивающихся стран характерной является такая совокупность укладов и их переходных форм, которой были лишены в прошлом все современные промышленно развитые страны.

Государство не только выполняет регулирующие экономические функции, но и становится субъектом экономических отношений. Это материализуется в создаваемом им государственном секторе экономики. Особая роль государства реализуется в условиях необходимости развития частного предпринимательства и специфики диалектики экономики и политики. Если в промышленно развитых странах усиление экономических функций государства происходит вследствие высокого уровня обобществления производства, проведения политики макроэкономической стабилизации, то в освободившихся странах укрепление экономических функций государства является результатом отсталости, значительной архаичности и дезинтегрированности социально-экономической структуры. В этом процессе отражается специфика перехода от колониального типа страны к современному. Жизненно важной проблемой является достижение экономической независимости, развитие национального хозяйствования, и именно государство выступает доминантной силой в решении этой задачи.

Главными причинами ведущей роли государства в развивающихся странах являются:

1) необходимость регулирования деятельности иностранного капитала для того, чтобы максимально повысить народнохозяйственную эффективность его использования;

2) противостояние неблагоприятной конъюнктуре мирового рынка в условиях неразвитости рыночного хозяйства и национального частного предпринимательства;

3) отсутствие в большинстве из них механизма общественного воспроизводства, который опирался бы на национальную почву;

4) необходимость аккумуляции средств для накопления и развития общественного капитала;

5) потребность в скорейшем овладении достижениями научно-технического прогресса.

Государство влияет на социально-экономическую структуру не только через систему управления, но и через государственный сектор как непосредственного участника экономических отношений. Отсюда и различные формы проявления экономической функции государства. Первая из них — это законодательные и другие правовые акты, внедрение соответствующих структур налогообложения, проведение определенной политики в сфере накопления, другими словами, непрямая функция. Вторая форма непосредственное участие государства в сфере производства и обращения, владение предприятиями, банками, объектами инфраструктуры. Именно эта форма является основной для большинства развивающихся стран.

Вместе с тем следует различать:

а) активную роль государства, которая дает возможность проводить единую национальную политику и мобилизовать ресурсы страны на решение стратегических задач (что не под силу национальному частному капиталу);

б) огосударствление средств производства с целью получения возможности жестко контролировать производство национального продукта и его перераспределение в соответствии, например, с оборонными и антитеррористическими приоритетами.

Государственный сектор, который является одной из двух основных форм реализации экономической функции государства, имеет две структуры: технико-экономическую и социально-экономическую. Первая представлена совокупностью государственных предприятий, учреждений и других форм и видов государственной деятельности вместе с работающими на них; вторая как проявление государственною сектора сквозь социально-экономическую призму — это социально-экономические отношения, возникающие в границах сферы его действия.

При количественном определении размеров и роли государственного сектора в экономике используют такие основные критерии (показатели): его доля в создании валового продукта как в отдельных отраслях и сферах деятельности, так и в общественном хозяйстве в целом (ВНП); доля государственных предприятий в их общем количестве; доля государства в производственных и непроизводственных фондах, собственности и т. п.

Количественное представление о государственном секторе дает его технико-экономическая, а качественное, более глубокое — социально-экономическая структура. Для углубленного исследования социально-экономического содержания государственного сектора следует детально определить его технико-экономические количественные характеристики.

Пути образования государственного сектора различны: во-первых, строительство государством предприятий и других объектов экономики, являющихся полной или частичной собственностью государства; во-вторых, национализация существующих социально-экономических объектов.

Экономические функции государства переходят сегодня из преимущественно административной экономики к рыночному регулированию производства и большей открытости внешнему миру.

Внешний фактор, который является компетенцией государства, используется для обеспечения глубинных процессов перестройки внутренней экономической системы.

Однако на определенном этапе развития чрезмерное огосударствление экономики и сверхцентрализация управления приводят к серьезным негативным социально-экономическим последствиям, подобным тем, которые возникли в странах бывшей командно-административной системы. Это прежде всего падение эффективности производства, монополизация экономики, торможение научно-технического прогресса, коррупция и т. п. Поэтому в последние годы во многих развивающихся странах набрал силу процесс разгосударствления собственности в самых разнообразных формах.

В целом же оптимальный по размерам (в основном до 30%) и структуре государственный сектор играет в развивающихся странах важную роль в достижении экономической независимости, самостоятельности и преодолении экономической отсталости. Все большее значение приобретает непрямое участие государства в экономике через систему ее регулирования.

2. Дифференциация развивающихся стран

Среди развивающихся стран усиливаются процессы дифференциации, которые осуществляются одновременно в нескольких направлениях. Это прежде всего направление развития экономической системы. До недавнего времени среди освободившихся стран существовала группа стран (свыше 20), которая избрала командно-административное направление развития. Большинство же освободившихся стран с самого начала ориентировались на рыночную систему хозяйства.

Другая плоскость анализа процесса дифференциации развивающихся стран — это разграничение (очень противоречивое) в странах рыночной ориентации. Среди них выделяют новые индустриальные страны (НИС), которые по многим показателям приблизились к развитым государствам и даже опередили некоторые из них.

Есть также группа стран нефтеэкспортеров, которые вследствие "революции" цен на нефть получили большие валютные прибыли (например, ежегодный размер ВНП на душу населения в них превышает 20 тыс. долл. США). Эти последние были использованы с большей или меньшей эффективностью, что, однако, не привело к качественным изменениям в положении этих стран (по сравнению с промышленно развитыми государствами).

Иная группа развивающихся стран — это государства, где предпринимательские уклады находятся на начальном этапе развития или имеют замкнутый характер. Преобладают здесь нетоварные или мелкотоварные уклады.

Нельзя обойти вниманием и такую группу стран, где в центре развития находятся концепции ортодоксального религиозного фундаментализма, в частности исламского (Иран, Бангладеш, в определенной мере Саудовская Аравия).

Меняется подход к понятию "дифференциация освободившихся стран".

На международном симпозиуме, организованном Центром развития Организации экономического и социального развития (Париж, февраль 1989 г.), было предложено деление государств мира на промышленно развитые, новые индустриальные и развивающиеся страны. В составе первой подгруппы — США, Япония и члены Европейского экономического сообщества (ЕЭС) (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург) и др.; среди второй — бывший СССР, Китай, Индия, а также 6 групп стран: средиземноморские члены ЕЭС (Испания, Португалия, Греция), средиземноморские страны, которые не входят в ЕЭС (Египет, Израиль, Турция, бывшая Югославия), латиноамериканские страны (Аргентина, Бразилия, Мексика), азиатские НИС (Гонконг, Сингапур, Южная Корея, Тайвань), второе поколение азиатских НИС (Малайзия, Таиланд), европейские НИС (Болгария, Венгрия, бывшие Чехословакия и ГДР, Польша, Румыния) и т. п.; в составе третьей подгруппы: 9 стран из числа основных государств-должников, страны с низким доходом (28 из 39 стран с низким доходом в соответствии с рубрикатором МБРР, за исключением Китая и Индии), 7 стран ОПЕК и др.

Эта градация основана на динамике мировой экономики и общей логике изменений в ее структуре.

Фундаментальным критерием современной дифференциации развивающихся стран является уровень развития товарных форм хозяйствования в сочетании со степенью и глубиной участия этих стран в процессе интернационализации производства и капитала. Такой подход обусловлен:

1) взаимозависимостью стран (несмотря на противоречия, которые уже существуют и еще будут возникать в будущем), что будет реализовываться в целостности мирового хозяйства, которое может быть только одним — рыночным;

2) поскольку современные производительные силы и современные производственные отношения в развивающихся странах не являются результатом развития местных производительных сил и местных традиционных структур на основе внутренне присущих им закономерностей, развитие рыночных отношений внутри этих стран нельзя рассматривать как автономный, оторванный от требований экономических законов мирового рынка процесс.

Необходимо выделить другие, порождаемые научно-техническим прогрессом факторы, которые по-разному влияют на отдельные государства. Это прежде всего различия в уровнях производительных сил, неодинаковая обеспеченность природными ресурсами и т. п.

В соответствии с функциональным критерием дифференциации различают четыре основные подгруппы развивающихся стран:

1) новые индустриальные страны;

2) страны нефтеэкспортеры;

3) среднеразвитые;

4) наименее развитые страны.

Между этими основными подгруппами существуют другие группировки, которые невозможно однозначно отнести к одной из подгрупп.

В специализированных докладах международных организаций используются такие критерии выделения новых индустриальных стран: доля промышленной продукции в ВНП должна составлять не менее 30 процентов, готовые изделия в экспорте — не менее 50 процентов; доход на душу населения — не менее 6 тыс. долл. США в год. К этой группе принадлежат Аргентина, Бразилия, Мексика, Южная Корея, Малайзия, Сингапур, Гонконг, Тайвань и др. как страны "первой волны"; Индия, Турция, Таиланд, Индонезия, Венесуэла, Египет, Марокко и др. как страны "второй волны"; наконец, Вьетнам, Колумбия, Ямайка, Нигерия, Кения и др. как страны уже "третьей волны".

Историческая эволюция стран отмеченной группы всех "волн" различается и одновременно совпадает в том, что их путь к нынешнему состоянию был сходным — развитию базовых отраслей современной промышленности предшествовало развитие пищевой и легкой промышленности, сельского хозяйства и добывающей промышленности, туристического бизнеса. Продукция этих отраслей народного хозяйства в значительной мере была ориентирована на экспорт. В современных условиях все большая доля их экспортных прибылей получается за счет вывоза продукции современных отраслей промышленности. Так, Бразилия ныне относится к десяти государствам — наибольшим мировым производителям промышленной продукции, а в 2000 г. она по этому показателю опережает, в соответствии с прогнозами, Италию. Среди стран, имеющих наивысшие экспортные прибыли, Тайвань и Сингапур.

В экономике новых индустриальных стран важная роль принадлежит иностранному капиталу. Непрерывно возрастающие его размеры достигают десятков миллиардов долларов. Отрицательным последствием широкого применения иностранного капитала стала внешняя задолженность.

Наряду с общими чертами в развитии этих стран существуют и отличительные признаки: место в международном разделении труда; размеры и структура экономического потенциала; структура экспортного сектора; доля в социально-экономической структуре традиционных укладов; место национального капитала в экономике и т. п.

В целом новые индустриальные страны показывают пример быстрого экономического развития на пути создания рыночных структур. Динамизм темпов экономического роста обеспечивается прежде всего глубинными структурными изменениями в экономике, формированием хорошо отлаженной хозяйственной системы. При этом производительные силы приобретают новое содержание, которое соответствует современным требованиям НТП. Как следствие ускоренное экономическое развитие НИС привело к повышению реальных доходов населения, росту занятости и квалификационного уровня занятых, расширению социальных услуг и т. п.

Одновременно процесс становления современных экономических производственных отношений побуждал к усилению монополизации их экономического развития, более тесной взаимозависимости с подсистемой развитого рыночного хозяйствования в масштабах мирового хозяйства. Несмотря на это НИС из всей группы развивающихся стран наиболее гибко приспособились к структурным и циклическим кризисам и не понесли таких ощутимых потерь, как другие освободившиеся страны.

Значительную роль в мировом хозяйстве играют страны-нефтеэкспортеры. Нефтедоллары, полученные этими странами в результате "революции" цен на нефть, дали им возможность значительно ускорить социально-экономическое развитие и модернизировать технико-экономическую базу. К этой группе принадлежат в основном страны входящие в ОПЕК (Саудовская Аравия, ОАЭ, Ливия, Иран, Кувейт, Оман, Габон и др.).

Важным средством существования для многих стран-нефтеэкспортеров являются экспортные прибыли, получаемые от продажи нефти и нефтепродуктов. Они составляют львиную долю всех валютных поступлений этих стран. Поскольку большинство стран-нефтеэкспортеров не в состоянии осуществлять процесс воспроизводства на национальной основе без импорта средств производства, валютные поступления от экспорта нефти имеют ключевое значение. Сегодня такие государства-нефтеэкспортеры, как Ливия, Саудовская Аравия, более 2/3 своих экспортных прибылей получают от продажи нефти и нефтепродуктов.

Однако возрастание цен на нефть в середине 70-х — начале 80-х годов до 35 — 42 долл. США за баррель (1 баррель = 159 л нефти; от — 7,3 7,6 баррелей в зависимости от сорта нефти) сменилось резким (с незначительными колебаниями) падением во второй половине 80-х — начале 90-х годов до 16 — 22 долл. США за баррель. Как следствие значительно уменьшились валютные прибыли государств-нефтеэкспортеров и осложнилось их экономическое положение. В конце 90-х годов XX начале XXI в. снова заметен всплеск роста цен на нефть до 28 — 30 долл. США за баррель.

Колебание нефтяных прибылей ярко демонстрирует прямую зависимость национальных хозяйств государств-нефтеэкспортеров от стран с развитой рыночной экономикой, а также невозможность добиться экономической независимости, опираясь лишь на высокоприбыльную, но монокультурную экономику.

В НИС и некоторых странах-нефтеэкспортерах осуществляется переход к новейшим технологиям, однако этот процесс сопровождается усилением технико-экономической неоднородности хозяйственных структур, углублением региональных и имущественных контрастов. Кроме того, результатами НТП пользуется большей частью ограниченное число компаний, прежде всего наиболее крупные и те, которые связаны с иностранными корпорациями.

Освоение научно-технических инноваций в среднеразвитых по функциональному критерию странах третьей подгруппы (Эквадоре, Парагвае, Перу, Тунисе, Фиджи, Гренаде, Сальвадоре, Никарагуа, Иордании, Шри-Ланке, Камеруне, Гане, Папуа — Новой Гвинее и многих других) сдерживается слабым развитием промышленности и сферы услуг, телекоммуникационной инфраструктуры, низким уровнем информационного обеспечения, несовместимостью требований новейших технологий с традиционными стереотипами мышления и поведения.

Распространение микроэлектронной технологии модифицировало содержание самого понятия индустриализации, которой, несомненно, принадлежит решающая роль в преодолении социально-экономической отсталости развивающихся стран. Независимо от стадии промышленного переворота, который переживает та или иная страна, ни одна из них не может не считывать существования новейших технологий. Без широкого применения их вряд, ли можно достичь современных стандартов труда и быта. Для среднеразвитых и еще в большей мере для наименее развитых освободившихся стран, что привносит новые черты в процесс индустриализации на фоне перехода к новым, прежде всего микроэлектронным, технологиям. Выделенные по функциональному критерию страны первой и частично второй подгрупп существенно влияют и на без того низкую конкурентоспособность стран третьей и особенно четвертой подгрупп, вызывают еще большее уменьшение их возможностей промышленного экспорта. Как следствие осложняется развитие экономического сотрудничества среди развивающихся стран.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.