скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Мировое хозяйство

Внешнеторговая сфера четко регулируется государством. Основными инструментами государственной политики являются тарифы, субсидии, импортные квоты, добровольные ограничения экспорта, требования к качеству, административные процедуры. Под последними понимаются специфические требования государственных органов; так, например, Голландия вывозит луковицы тюльпанов практически во все страны, кроме Японии, где таможенники должны разрезать каждую пополам.

Политические и экономические причины государственного вмешательства в международные торговые связи заключаются в необходимости зашиты интересов определенных групп в стране и достижения экономического подъема: защита "молодой отрасли" и рабочих мест в уже развитых; обеспечение национальной безопасности; развитие экспорториентированных и импортзамещающих производств.

Международное движение капитала происходит в форме прямых и портфельных инвестиций. Прямые иностранные инвестиции — это инвестиции в средства производства или продвижения товара в зарубежных странах. Портфельные инвестиции — это инвестиции в иностранные ценные бумаги. Принятие решения об осуществлении инвестиций зависит от множества факторов, которые побуждают компанию предпочесть их экспорту и импорту или стратегическим альянсам в виде лицензионных соглашений, контрактов на управление, франчайзинга. Стратегические альянсы не требуют инвестиций и предоставляют возможности контроля зарубежного рынка без существенных вложений собственных капиталов. Некоторые причины очевидны: торговые барьеры, доступ к внутреннему рынку, снижение затрат. Высокие транспортные издержки и импортный тариф объясняют, почему многие фирмы предпочитают горизонтальные прямые инвестиции лицензионным соглашениям или экспорту.

Горизонтальные прямые иностранные инвестиции осуществляются в ту же отрасль, что и в стране-доноре, и соответствуют реализации стратегии глобальной организации производства. Например, стратегии компаний "Сони", "Форд", "Электролюкс". Вертикальные прямые иностранные инвестиции направляются в отрасли вверх или вниз по технологической цепочке, связанной с отраслью в стране-доноре.

В последние двадцать лет проявились следующие тенденции в потоке и объеме международного движения капитала: во-первых, быстро увеличился ежегодный поток прямых инвестиций из развитых стран с $47 млрд в начале 80-х гг. XX в. до S 200 млрд в начале XXI в. Во-вторых, изменилась роль отдельных стран как источников капитала. Например, доля США снизилась, а Японии — повысилась. В конце 70-х гг. на США приходилось 47% ежегодного инвестиционного потока из развитых стран. К 1990 г. эта доля снизилась до 10,3 %, хотя к середине 90-х годов увеличилась до 27%. Доля Японии в потоке капиталов за то же время увеличилась с 6 до 21 %. Другие крупнейшие страны-доноры — Великобритания, Германия, Франция. В-третьих, произошли заметные сдвиги в направлении движения капитала. Все возрастающая доля инвестиций направляется в развивающиеся страны Азии и Восточной Европы. США остаются основным получателем инвестиций, однако с середины 90-х гг. на второе место вышел Китай. В США в начале 70-х п: иностранных инвестиций было в шесть раз меньше, чем американских за рубежом. К середине 90-х гг. соотношение стало 5:6. Кроме того, вес большая часть международного движения капитала осуществляется малыми и средними предприятиями, получающими прибыль от иностранных инвестиций.

Международный перелив капитала растет темпами, превышающими рост объемов мировой торговли и мирового производства. Прежде всего, это объясняется тем, что, несмотря на снижение тарифных барьеров за последние 30 лет, компании-экспортеры опасаются введения протекционистских мер, и поэтому осуществляют инвестиции в производство для создания предприятий с местным имиджем. Рассмотренная выше глобализация торговли также создает стимулы глобальной организации производства для приближения к рынкам сбыта.

Существенные сдвиги происходят и в международном движении рабочей силы, трудовой миграции. За последние тридцать лет общее количество мигрантов увеличилось более чем в 10 раз, особенно быстро рос поток мигрантов из развивающихся в высоко развитые страны, из стран Восточной Европы, Китая, СНГ. Движение рабочей силы в этом направлении имеет преимущественно экономические причины, хотя после обострения политической ситуации в этих регионах и военных конфликтов на Юге Европы значительную роль стали играть факторы неэкономические.

Страны-импортеры рабочей силы получают возможность сэкономить на подготовке и обучении специалистов (особенно в случае утечки умов), сократить объемы социальных выплат, удовлетворять сезонный спрос на рабочую силу. Для стран-экспортеров иммигрировавшие граждане — источник поступлений валюты в страну. Например, переводы граждан основной источник притока валюты в Пакистан.

Примером международной миграции рабочей силы между развитыми странами является миграция в рамках ЕС, имеющая достаточно детально проработанную нормативную базу в виде "Хартии основных социальных прав рабочих ЕС" (1989). Внутриевропейская миграция позволяет оптимизировать отраслевую и профессиональную структуру занятости, сгладить проблему безработицы.

Перелив рабочей силы из развитых стран в страны развивающиеся в настоящее время во все большей степени определяется политикой транснациональных корпораций по управлению персоналом. Этноцентрический подход к политике управления персоналом проявляется в замещении всех ключевых позиций в зарубежных подразделениях и международных отделах представителями страны материнской компании. Этот подход может обострить проблемы культурного взаимодействия.

Полицентрическая политика состоит в назначении руководителями за рубежом местных представителей стран реципиентов, а в стране-доноре — ее представителей, что характерно для японской корпорации "Ниссан". Данная политика может углубить разрыв в согласовании операций в различных странах.

Геоцентрическая политика управления персоналом заключается в поиске лучших кандидатов на должности, независимо от их национальной принадлежности. В компании "Шелл" по всему миру работают более 5 тысяч специалистов-экспатриантов. Однако иммиграционная политика государства может ограничить усилия компании по созданию единой культуры и неформальной сети управления.

Валютно-финансовые отношения — это система взаимосвязей государств и хозяйствующих субъектов из разных стран по перемещению финансовых потоков и определению валютных курсов. К валютным ценностям относятся иностранная валюта, ценные бумаги иностранных эмитентов, драгоценные металлы (кроме лома и ювелирных изделий), драгоценные камни. Обращение валютных ценностей подлежит государственному регулированию.

Спрос и предложение на валютном рынке определяется потребностью в валютном обеспечении товарных и нетоварных сделок на внешнем рынке, движения капитала.

Валютный курс — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой. Данная котировка называется обратной. Прямая котировка — это единица зарубежной валюты, выраженная в некотором количестве национальной валюты, например $ 1 USA = 28 руб. Котировка одной валюты в другую через валюту третьей страны (чаще всего через американский доллар) называется кросс-курс.

Валюты могут быть свободно конвертируемыми, частично конвертируемыми и неконвертируемыми (замкнутыми). В последние годы достигнута внутренняя конвертируемость рубля: рубль можно обменять на иностранную валюту в России, но не за рубежом. Внешнюю конвертируемость имеют валюты развитых стран Запада, которые свободно продаются и покупаются почти во всех странах.

Управление курсами национальных валют осуществляется правительственными органами и центральными банками стран. Восстановление нарушенного равновесия происходит путем реализаций девизной политики, банковских интервенций на валютных рынках, применения кредитных рычагов, а иногда и административного изменения условий обращения валютных ценностей. Выбор мер воздействия зависит от условий конвертируемости и способа фиксации курса национальной валюты.

На основе межгосударственных соглашений в целях регулирования валютно-финансовых отношений созданы международные институты. Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Всемирный банк, региональные банки развития, финансовые организации ЕС. Банк международных расчетов координирует деятельность центральных банков стран, преимущественно европейских.

Международный валютный фонд — специализированное учреждение ООН — содействует развитию международной торговли и валютного сотрудничества. Для выравнивания платежных балансов стран-членов МВФ предоставляет кредиты. Повышается роль МВФ как координатора международных кредитов и гаранта платежеспособности стран-должников.

Всемирный банк включает четыре международных финансовых института: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК), Агентство по гарантиям многосторонних инвестиций. МБРР является специализированным учреждением ООН, предоставляет странам-членам долгосрочные займы и кредиты, выдаст гарантии частным инвесторам. С 1996 г. Всемирный банк предоставил России кредиты на сумму более $ 10 млрд.

Кроме евро, к международным валютам относятся специальные права заимствования как резервная валюта МВФ (СДР), рассчитываемая по корзине четырех валют: евро, японской иены, фунта стерлингов, доллара США.

Платежный баланс страны составляется методом двойной записи международных сделок, совершенных в течение года между резидентами и нерезидентами. Унифицированная схема платежного баланса разрабатывается МВФ, что позволяет затем сравнивать платежные балансы различных стран. Классификация статей платежного баланса основана на различении счета текущих операций и счета движения капиталов и финансов. Торговый баланс предполагает учет экспорта и импорта товаров.

Счет текущих операций включает товары, услуги, поступления и текущие переводы. Сальдо платежного баланса по текущим операциям равняется сумме сальдо торгового баланса (экспорт-импорт) и сальдо "невидимых операций" (услуги коммерческие и некоммерческие, поступления и переводы).

Счета прямых инвестиций за рубежом и во внутренней экономике включают акционерный капитал, реинвестированный доход и прочие виды капиталу. Счет портфельных инвестиций включает пенные бумаги, долговые ценные бумаги, облигации и краткосрочные ценные бумаги, инструменты денежного рынка и финансовые производные инструменты. Прочие инвестиции включают торговые кредиты, займы, валюту и депозиты, прочие обязательства.

Сальдо платежного баланса показывает финансирование потока реальных ресурсов и потому противоположно сальдо текущих операций.

Расчеты по официальным резервным счетам показывают уровень ликвидных требований к стране со стороны нерезидентов и величину официальных резервов страны в иностранных ликвидных активах.

Российский торговый и платежный баланс активен, и в последние годы наблюдается тенденция к увеличению положительного сальдо из-за благоприятного повышения мировых цен на сырьевые материалы.

5. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве

В экономической теории определены несколько уровней экономической интеграции по мере ее возрастания: область (зона) свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, полный политический союз.

В области свободной торговли торговые барьеры между странами-членами убираются, но каждая страна проводит собственную внешнеторговую политику. В таможенном союзе внутренние торговые барьеры убираются и проводится единая внешнеторговая политика. Общий рынок подобен таможенному союзу, где дополнительно допускается и свободное движение факторов производства между странами. Экономический союз предполагает более тесную интеграцию, включая единую валюту и гармонизацию налоговых ставок. Политический союз — это логическая кульминация попыток усилить экономическую интеграцию.

Региональная экономическая интеграция — это решение экономических проблем через свободные торговлю и инвестиционные потоки между соседними странами. Интеграция легко не развивается. Принося выгоды большинству, она требует значительных издержек. Соображения национального суверенитета часто замедляют или приостанавливают интеграционные процессы.

Одной из черт современной мировой экономики является развитие региональных торговых блоков. Европейский союз (ЕС) через ряд этапов с 1951 г. развился в полноценный экономический союз, в ближайшей перспективе ведущий к единому внутреннему рынку, созданию единого Европейского банка с правом эмиссии единой валюты ЕВРО. Развитие ЕС показывает, что попытки перехода к единой валюте несоизмеримо сложнее создания таможенного союза и обеспечения свободы передвижения факторов производства. В настоящее время в составе ЕС 15 стран (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция), к 2005 г. в ЕС войдут еще 10 стран (Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония).

Создание ЕС и увеличение торговых связей его членов побудили к возникновению других региональных торговых блоков. В Европе действует с начала 60-х гг. Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), в настоящее время включающая четыре страны: Великобритания, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария. В ЕАСТ торговля промышленными товарами (но не сельскохозяйственными) между странами-членами ведется беспошлинно. По отношению к импорту из других стран государства - члены ЕАСТ устанавливают пошлины самостоятельно. С 1993 г. действует Центрально-европейское соглашение по свободной торговле, созданное странами "Вышеградской четверки": Польша, Венгрия, Чехия, Словакия.

Эти блоки рассматриваются некоторыми экономистами как шаг на пути к полностью взаимозависимой глобальной экономике. Другие полагают, что свободная торговля будет развиваться внутри блоков, проводящих политику протекционизма по отношению друг к другу. Действительно, три четверти внешней торговли стран-членов ЕС приходится на их взаимные торговые связи. Однако страны Америки и Азии более половины экспорта направляют за пределы соответствующих регионов. Почти 40 % мировой торговли является межрегиональной.

Новые свободные торговые зоны возникают в Северной и Южной Америке. В августе 1992 г. Канада, Мексика и США подписали Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Это соглашение создало свободный рынок на территории с населением 350 млн человек и валовым национальным продуктом более $ 6 млн. Это делает НАФТА похожей на ЕС по численности населения и размеру экономики. Соглашение содержит договоренности о тарифах, правилах страхования и определения места происхождения, телекоммуникациях, а также о таможенном регулировании, промышленных стандартах, правах на интеллектуальную собственность и безопасности пищевых продуктов. Есть также отдельные торговые соглашения по сахару, автомобилям и текстилю. Например, если 50—70 % стоимости автомобилей составляют местные затраты, то импортный тариф не применяется; Мексика отменила большую часть импортного тарифа в торговле с США.

В Южной Америке с 1995 г. действует торговый пакт "МЕР-КО-СУР", заключенный между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем, который по сути союза является таможенным.

Вместе с тем многие полагают, что глобальная либерализация торговли лучше региональных торговых союзов. Например, при участии в широких международных форумах, как ВТО, Мексика, объединившись с другими развивающимися странами, может максимизировать свои аргументы на переговорах с такими индустриальными державами, как США, Япония, страны ЕС, тогда как в одиночку и в сильной зависимости от США се позиции ослабевают. Для США участие в НАФТА является дополнением к многонациональным торговым связям, а не альтернативой, так как 55 % экспорта США направляется в Азию и Европу и менее 8 % — в Мексику.

Создание экономических союзов индустриально развитых стран, таких, как ЕС, нацелено прежде всего на либерализацию торговли. Интеграция развивающихся стран предполагает, главным образом, цели развития и регулирования инвестиций в новые отрасли в регионе. Сингапур, Таиланд, Малайзия, Филиппины и Индонезия создали Ассоциацию народов Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в целях индустриального развития. Например, финансовая корпорация АСЕАН содействует новым промышленным инвестициям, предоставляя стартовый капитал и способствуя созданию совместных предприятий с участием инвесторов из других стран, прежде всего Японии. Страны—члены АСЕАН решили создать свободную торговую зону АСЕАН в первом десятилетии нового века. Во многом такое решение обусловлено опасениями, что страны АСЕАН останутся в стороне от выгод мировой свободной торговли и прямых иностранных инвестиций, так как развитые страны более пекутся об обеспечении своих региональных торговых интересов, а не о многонациональной системе торговли.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.