скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Древние мифы в поэзии серебрянного века

Впоследствии в восприятии публики и критики приложение «Северянин» было переосмыслено как имитация фамилии; традиция эта закрепилась, как закрепилась и традиция одностороннего истолкования поэта только по его «экстазным» стихам…

Игорь Северянин известен как создатель неологизмов и словесных диковинок («И что ни слово – то сюрприз»), как автор манерных «хабанер», «прелюдов», «миньонетов», «вирелэ» и прочих изысканных поэтических форм, как изобретатель «гирлянды триолетов», «квадрата квадратов», «дизеля», «лэ»… Эта – внешняя сторона его творчества, свидетельствующая о необыкновенной виртуозности поэта, может создать впечатление усложненности его стихов. Впечатление это будет, однако, обманчивым.

В сущности, «футурист» Северянин весьма прост и ясен. Если внимательно вчитаться в его «поэзы», то непременно обнаруживаешь черты этой изначальной художественной простоты. И не только в декларациях вроде приведенной выше. И не только в характерных названиях – «Примитивный романс», «Элементарная соната», «Четкая поэза» Влечение «в Примитив», неприятие всего усложненного, трудного, заумного стали символом всех его художественных исканий. Сущностью своего творчества он считал собственную фантазию – «Мои капризы, мои волшебные сюрпризы». Акцент был поставлен на свое «эго», отсюда и его самовозвышение «Я – гений Северянин» или «Я выполнил свою задачу, литературу покорив[10]». Слово «гений» относилось, не столько к личности автор, сколько к нему, как носителю «вселенской души». Лирика И. Северянина выражает «чувства без названия», рожденные изощренным зрением и слухом:

«Мне хочется вас грезами исполнить…»

Книга «Громокипящий кубок» состоит из четырех разделов. Последний («Эгофутуризм») включает стихи, содержащие некие теоретические декларации, от которых поэт вскоре отошел. Предпоследний («За струнной изгородью лиры») представляет собой раннюю попытку Северянина воссоздать в стихах «грёзовое царство», будущую «Миррэлию», два же начальных раздела, самые большие по объёму, контрастно противопоставлены. Стихотворения, объединенные в раздел «Сирень моей весны», просты по своей форме, очень несложны и искренни по содержанию. В цельности своей они представляют собою картину того, что, собственно, и занимало Северянина-поэта: любовь в ее светлом и чистом бытии, веселье и безудержная радость жизни, детские «жалости» и «шалости» и природа в ее естественных, бесконечных проявлениях: море и солнце, лес и парк, прогулка и рыбалка…

Скорей бы – в бричке по ухабам!

Скорей бы – в юные луга!

Смотреть в лицо румяным бабам,

Как друга, целовать врага!..

  

Этот призыв из знаменитого стихотворения «Весенний день» стал символом основной художественной линии его творчества. Северянин представляет мир истинных ценностей жизни, а мир этот оказывается катастрофически удален и от «культуры» и от «науки», и от тех условностей, с которыми связано бытие современного человека. Олицетворениями этого мира становятся «Весна» и «Сирень» - два опорных понятия всех северянинских стихов. «Весна», которая пробуждает человека к жизни. «Сирень», которая выступает как самый яркий и самый простой символ этого пробуждения. Последнее стихотворение этого раздела – «Надрубленная сирень»: тревожное повествование о том, как в бытие «Сирени» смешался человек с незаменимым орудием «культуры»:

Согнулись гребли…

Сверкнули сабли,-

И надрубили сирень весны!..

«Ведь я лирический ироник… - заметил как-то Северянин. И это очень точное замечание: не иронический лирик, а именно «лирический ироник». Носитель иронии, который иронизирует над тем, что сам же и воспевает:

Ты пришла в шоколадной шаплетке,

Подняла золотую вуаль…

С 1918 жил в Эстонии. Автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств» (1925) и сборник советов «Медальоны» проникнуты любовью к Родине, ностальгическим переживаниям отторгнутости от нее.

Нет, я не беженец, Ия не эмигрант,-

Тебе, родильница, русский мой талант…

«Прежде всего, я не эмигрант и не беженец. Я просто дачник... Всегда был вне политики». Такое положение вещей обернулось трагедией эмигранта. В марте 1918 года Эстония была оккупирована немецкими войсками (и Северянин даже на несколько дней попал в «плен», что отразилось в его стихотворении «По этапу»), а в феврале 1920 года - была объявлена самостоятельным государством. Дача поэта оказалась вне пределов России.

Стала жизнь совсем на смерть похожа:

Всё тщета, всё тусклость, все обман.

Я опускаюсь к лодке зябко жась,

Чтобы кануть вместе с ней в туман…

Стоит также отметить цикл сонет «Медальоны», посвященный деятелям искусства и писателям. В его рамках по алфавиту расположены несколько десятков текстов от «Андреев» до «Шопен» - причем некоторые содержат нелицеприятные наблюдения не только творческого, но и нравственного плана. Интересно, что и в более раннем стихотворении «Пять поэтов» (1918) Северянин особенно высоко оценивает мало на него самого похожего Николая Гумилева:

Нет живописней Гумилева:

В лесу тропический костер!

Благоговейно любит слово.

Он повелительно-остер.

В 1925 году, при издании поэмы «Колокола собора чувств», Северянин поместил проспект своего полного собрания сочинений – 23 полновесных поэтических тома. Семь из них так и остались неизданными.

Большую часть времени в Тойла Северянин проводил за рыбной ловлей. Жизнь его проходила боле, чем скромно - в повседневной жизни он довольствовался немногим. С 1925-1930 не вышло ни одного его сборника стихотворений. Зато в 1931 вышел новый (без сомнения выдающийся) сборник стихов «Классические розы», обобщающий опыт 1922-1930.В 1930-1934 состоялось несколько гастролей по Европе, имевшие успех, но издателей для книг найти не удавалось. Небольшой сборник стихов «Адриатика»(1932) Северянин издал за свой счет и сам же пытался распространять его. Особенно ухудшилось материальное положение к 1936. А в 1940 поэт признается, что издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю.

Поэт умер 20 декабря 1941 в оккупированном немцами Талине и был похоронен там Александро-Невском кладбище. На памятнике помешены его строки:

Как хороши, как свежи, будут розы,

Моей страной мне брошенные в гроб…

Однажды в своём дневнике Александр Блок записал, размышляя об особенностях Северянина – поэта: «Это настоящий, свежий, детский талант». Осип Мандельштам в рецензии на «Громокипящий кубок» отметив характерные недостатки поэзии Северянина, счёл нужным добавить: «И всё-таки лёгкая восторженность, и сухая жизнерадостность делают Северянина поэтом. Стих его отличается сильной мускулатурой кузнечика. Безнадежно перепутав все культуры, поэт умеет иногда дать очаровательные формы хаосу, царящему в его представлении».


5. Футурист Давид Давидович Бурлюк.

Давид Давидович Бурлюк (1882-1967), русский поэт и художник. Один из основателей русского футуризма.

Футуристы стремились придать своей деятельности, которую рассматривали, как воплощение требований революционной действительности, общегосударственные масштабы, во многом уподоблялось идеологам Пролеткульта, борьба которых с футуристами сразу же приняла предельно острый характер.

Малочисленность рядов футуристов, их экстравагантная претенциозность, не находившие широкого признания читателей увлечение эксперементаторным словотворчеством, доходившее подчас до зауми, а также нередко свойственный им пафос анархизма и нигилизма.

Искусство все и всегда лишь безумная прихоть. (Это слова Давида Бурлюка).

Давид Бурлюк начал публиковать стихи с 1910. Много печатался в футуристических журналах и альманахах. Первый сборник стихов «Лысеющий хвост» (Курган,1919). В 1920 эмигрировал в Японию, где и прожил 2 года, изучая культуру Востока и занимаясь живописью. В 1922 поселился в США, там и вышли его следующие: «Стихи и биография» (1924), «Энтелехизм» (1930).

Свои сборники, брошюры и журналы Бурлюк издавал со своей женой Марией Никифоровной и через друзей распространял эти издания преимущественно в пределах СССР. В 1930 принял гражданство США. Он активно поддерживал связь с друзьями в СССР (посылал свои картины на выставки, а в 1956 и 1965 приезжал), писал картины и поэмы, посвященные советской тематике.

В стихотворении «Канализация», несмотря на его резкость и непримиримость, применяется очень яркие образа: «Обратности Космос ты».

То есть образ «Канализации» представляется, как противоположность чистому Космосу. С древнейших времен Космос представляется человеку чем-то непознанным, оттуда человек ждал помощи и уповал на его милость. Д. Бурлюк продолжает эти традиции.

Неоднократно в стихотворении им применяется христианская, церковная символика:

От смрада протухших созвездий

Пузыристо булькает ладан

Симфонии месс ораторий…

Архангела судной трубе.

В другом своём стихотворении «On.75» он, как Мессия призывает следовать за собой:

Так идите же за мной…

За моей спиной

Умер поэт в 1967.


III. Заключение.

Судьбы поэтов складывались по-разному. Голоса некоторых из них еще долгое время слышались на Родине и зарубежом, но серебряный век подходил к концу.

И куда девались все распри перед лицо народной трагедии! После смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилева 24 августа Максимильян Волошин пишет потрясающее стихотворение реквием их памяти, принимая на себя нелегкую участь летописца кровавых событий гражданской междоусобицы:

С каждым днем все диче и все глуше

Мертвенная цепенеет ночь.

Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит:

Может быть, такой же жребий выну,

Горькая детоубийца - Русь!

И на дне твоих подвалов сгину,

Иль в кровавой луже поскользнусь,

Но твоей Голгофы не покину,

От твоих могил не отрекусь…

Они достойно выполнили свое предназначение. Пройдя через Сциллу хулы и Харибду насильственного забвения, они возвращаются в свой город, к своему читателю. Духовный подвиг каждого из них заслуживает уважения. «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» - устами Осипа Мандельштама мог бы сказать каждый из Них.

Оригинальнейший из поэтов начала века Велимир Хлебников ярко запечатлен в зарисовке С. Спасского: «внезапно мысль сталкивала его ночью с кровати, и одним прыжком он бросался к столу…Слышался тихий скрип пера, буквы расставлялись колонками и узорчиками. Иногда он обводил их линиями и заключал в круглые ободки…Хлебников не утаивал своей лаборатории. Все бытует в стихах одновременно, И случайно пойманная фраза…И черновая заметка…И свежая таблица словообразований. И числа, почерпнутые из всевозможных источников».

В характере Гумилева была черта, заставлявшая искать и создавать рискованные положения, хотя бы лишь психологически. Помимо этого у него было влечение к опасности физической, - вспоминала хорошо знавшая поэта В. Неведомская. – Гумилеву было тесно в рамках своего времени, а поэзия давала ему возможность рисовать картины былых времен и эпох…

О «лирическом иронике» Игоре Северянине А. Блок отозвался: «Это - настоящий, свежий, детский талант».

И как не согласится с Ф. Сологубом, который писал: «появление поэта радует, и когда возникает новый поэт, душа бывает взволнована, как взволнована, бывает она приходом весны…»

Серебряный век отмечен множеством поэтических талантов. Это век духовных переживаний и исканий. Путь каждого из поэтов осложнен потрясениями революции; все кто остался в России или оказался за её пределами сохранили верность своему священному предназначению в новых условиях.

Целью моей работы было показать взаимосвязь поэзии серебряного века с истоками русской культуры, со славянской мифологией. Мифологизация не просто присутствовала в стихах поэтов, она касалась их жизни, дружеских и любовных отношений, восприятия природы. Исконно русская литература и мифы влияли на поэзию Серебряного века не только в то время, но и влияют до сих пор.


IV. Список литературы:

1.         Гудзий Н.К. История древней русской литературы: Учебник.-5-е изд., перераб., - М.: Издательство министерства просвещения,1953

2.         История русской советской поэзии 1917-1941. – Л.: Наука,1983

3.         Л.А. Смирнова Русская литература XX века 1 ч. 11 кл. СПб, 2004

4.         Максимов Д. Русские поэты начала века.- Л.: Советский писатель,1986

5.         Николаева А.П.  Биографический словарь. – М.,2000

6.         Одоевская И. На берегах Невы. – М.,2000

7.         Пощечина общественному вкусу. Футуризм. – М.,2000

8.         Русские поэты: Антология в четырех томах. Т.4. – М.: Детская литература,1986.

9.         Северянин И. Стихотворения. – М.: Советская Россия,1988

10.      Там шепчутся белые ночи мои. – Л.: Детская литература,1991

11.      Хлебников В. Творение. – М,1986

12.      Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический словарь. М.,1994

Сайты:

http://www,gumilev.ru/- Официальный сайт Гумилева Н.С.

http://www/hlebnikov.ru/ - Официальный сайт Хлебникова В.

http://www.eldb.net/ - Электронная литературная база данных


[1] История русской советской поэзии 1917-1941.-Л.:Наука,1983

[2] История древней русской литературы: Учебник.- 5-е изд., перераб.- М.: Издательство министерства просвещения,1953

[3] Дафнис -  в  греческой мифологии сицилийский пастух необыкновенной красоты, создатель пастушеский песен; по одной версии мифа – умер от безраздельной любви, по другой ослеплен возлюбленной за то, что не сдержал клятву верности.

[4] Николай Гумилев: электронное собрание сочинений; раздел статьи «Н.С. Гумилев  Жизнь и творчество»  

[5] Стихотворение  «Гонимый кем, почем я знаю»,1912г.

[6] ЧК  - чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (1917-1922)

[7]

 ВХУТЕМАС - высшие художественно-технические мастерские, готовившие художников-станковистов и архитекторов, создавшие основы подготовки художников-конструкторов.

[8] Сборник «Пощечина общественному вкусу».- Футуризм М.,2000

[9] Велимир Хлебников: электронное собрание сочинений - книга «Слово, как таковое» - Футуризм-М., 2000

[10] РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА,  Игорь Северянин


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.