скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Ценовая система и ее структура

Регулирование цен за счет установления предельных уровней цен (установление верхнего или нижнего лимита цен) представляет собой введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены (порядок формирования издержек, максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление и регулирование цен на продукцию и услуги государственных предприятий.

Регулирование системы свободного ценообразования осуществляется посредством законодательного регламентирования ценообразовательной деятельности участников рынка для ограничения недобросовестной конкуренции. Данный метод воздействия государства на процесс ценообразования заключается в установлении ряда запретов: на демпинг, недобросовестную ценовую рекламу, вертикальное, а также горизонтальное фиксирование цен.» [12]

2.1 Национальный рынок

«Национальный рынок – совокупный внутренний рынок, взятый в целом как рынок средств производства и рынок товаров народного потребления.» [6] «Рынок средств производства – товарно-денежные отношения в сфере реализации средств производства» [7], в частности средств труда и предметов труда. «Субъектами рыночных отношений являются промышленные предприятия, продающие и покупающие товары производственно-технического назначения. Формами организации рынка средств производства служат товарные и сырьевые биржи, торгово-посреднические фирмы, коммерческие центры, лизинговые компании, аукционы, ярмарки, страховые фонды. Рынок средств производства контролируется государством, которое принимает меры к устранению его монопольного характера.» [7]

«Эффективное функционирование рынка средств производства в значительной степени зависит от инфраструктуры. Рыночная инфраструктура - это система институтов и посреднических структур, связывающая производителя продукции (услуг) и потребителя в едином рыночном пространстве, устраняющая противоречия между масштабами производства и потребления и позволяющая всем ее участникам обеспечить достижение поставленных целей.

Следует отметь, что наряду с этим понятием используются еще ряд терминов:

• производственная инфраструктура – МТО и сбыт, оптовая торговля, система заготовок, хранение, посредничество и другие;

• социальная инфраструктура – образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, розничная торговля, ЖКХ, туризм, финансово-кредитные и страховые учреждения;

• институциональная инфраструктура – государственные органы, органы безопасности, научные органы, финансово-кредитные система, органы страхования;

• инфраструктура оптового рынка – биржи, банковская система, КПО, сервисные компании (рекламные агентства, центры маркетинговых исследований, аудиторские фирмы) и другие.

Важнейшим звеном инфраструктурного комплекса является инфраструктура оптового рынка, которая представляет собой комплекс рыночных элементов, обеспечивающих эффективное функционирование рынка.

Как показывает зарубежный опыт функционирования рынка средств производства в значительной степени зависит от развитого инфраструктурного комплекса.» [6]

«Цены опосредствуют производственные связи между отдельными сферами материального производства, отраслями, предприятиями, продавцами и покупателями товаров, они выступают в качестве общественной меры затрат на производство товаров и услуг, используются при определении многих экономических категорий в системе прогнозирования и учета.

Система цен не только пассивно отражает состояние экономики, она активно воздействует на воспроизводственный процесс и на распределительные отношения. Ценообразование и система цен - важное действенное орудие проведения экономической политики государства. Цена является одним из наиболее сложных экономических инструментов управления экономикой, затрагивающим все стороны хозяйственной деятельности государства и отдельных предприятий, а также оказывающим огромное влияние на решение социальных задач. При прогнозировании, разработке и применении цен учитывают объективно присущие им функции. Обычно в экономической литературе выделяют следующие функции цены: учетную, распределительную, стимулирующую, регулирующую и координирующую.

Учетная функция выражается в том, что цена служит мерой затрат труда, показывает, во что обходится обществу производство товаров. Эта функция позволяет использовать цены в экономических расчетах для исчисления всех стоимостных показателей: объема производства, величины совокупного общественного продукта, национального дохода, розничного товарооборота, издержек производства и обращения, прибыли, рентных платежей, объема инвестиций и так далее Она позволяет выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товаров, определить величину издержек производства и обращения товаров.

Стоимостные показатели в свою очередь используются для определения темпов и пропорций развития отдельных отраслей и производств и соотношений между ними, для определения экономической эффективности инвестиций и внедряемых мероприятий научно-технического прогресса, эффективности производства и пр.

Распределительная (или перераспределительная) функция позволяет использовать цены для проведения определенной экономической политики по распределению вновь созданной стоимости в целях удовлетворения комплекса экономических интересов всех участников производства или преимущественного удовлетворения отдельных экономических интересов: общественных, коллективных или личных. Распределительная функция используется и для сбалансирования спроса и предложения товаров. Механизм действия распределительной функции цены основан на возможности отклонения цены от стоимости в силу воздействия общества (через налоги и пр.) на уровень и структуру цен.

Стимулирующая функция заключается в поощрительном или сдерживающем воздействии цены на производство и потребление отдельных товаров. Стимулирование производства товаров предполагает дифференциацию в ценах нормы чистого дохода (прибыли). Стимулирование ценами потребления товаров осуществляется через уровень и соотношение цен на различные товары: устанавливая одинаковый или различный уровень цен в пересчете на единицу потребительной стоимости товара, можно создать равную заинтересованность в потреблении всех товаров либо стимулировать потребление одних товаров и сдерживать потребление других.

Регулирующая функция заключается в воздействии цен на спрос и предложение отдельных товаров. Регулирующая функция цены позволяет определять объемы предложений товаров. В ее основе лежит принцип получения максимальной прибыли. Регулирующая функция цены действует по отношению к производственной деятельности отдельного предприятия, отрасли, то есть рынка отдельного товара.

Координирующая функция цены увязывает действие всех рынков между собой: рынков потребительских товаров, рынков средств производства (машин, оборудования, сырья и пр.), рынка труда, то есть рынков всего, что обеспечивает производство конечной продукции.

Каждая функция цены как относительно самостоятельная форма несет в себе определенную социально-экономическую нагрузку. Так, распределительная и стимулирующая функции в наибольшей степени несут социальную нагрузку, а учетная – экономическую. Рассматривая функции цены, следует иметь в виду, что они действуют не изолированно, а взаимосвязано, но вместе с тем они имеют объективно противоречивый характер. Так, например, использование стимулирующей или распределительной функций, требующих отклонений цены от своей основы, противоречит учетной функции. Но это противоречие мнимое, оно часто является отождествлением фактических затрат труда с общественно необходимыми. Между тем обоснованные отклонения цен от фактических затрат труда с целью стимулирования каких-либо прогрессивных изменений в социально-экономической жизни общества могут быть и одновременным приближением цен к общественно необходимым затратам труда.

Рыночная цена – сердцевина рыночного механизма. Она никому ничего не гарантирует, но лишь показывает, дает знак расширять, сокращать или вообще закрывать производство. Каждый предприниматель, приспосабливая свою деятельность под рыночную цену своего товара и рыночную цену товаров своих поставщиков, даже не имея непосредственных контактов с конечными потребителями, всегда работает именно на них и может довольно точно определять возможности развития своего производства, то есть планировать его. Рыночные цены позволяют каждому предпринимателю судить по ним о ситуации во всей экономике.» [8]

2.2 Мировой рынок

«Мировой рынок - сфера обмена между государственно обособленными хозяйствами.» [11]  «Мировой рынок имеет достаточно сложную структуру, элементы которой тесно взаимосвязаны. В качестве основных элементов структуры мирового рынка можно выделить:

• международный рынок товаров, который включает международный рынок предметов потребления, международный рынок продовольствия, международный рынок машин и оборудования, международный рынок сырья;

• международный рынок капиталов, включающий, в свою очередь, международный рынок ссудных капиталов, международный рынок акций, международный рынок облигаций;

• международный рынок рабочей силы, состоящий из международного рынка рабочих и международного рынка специалистов;

• международный рынок услуг, элементами которого выступают международный рынок лицензий и ноу-хау, международный рынок инжиниринговых, транспортных, туристических, рекламных, страховых услуг, международный рынок программ математического обеспечения ЭВМ;

• международный рынок валюты.

Мировой рынок обладает рядом специфических черт по сравнению с национальным, к которым относятся:

1) мобильность ресурсов, товаров и услуг, которая на мировом рынке значительно ниже, чем на национальном;

2) движение товаропотоков на мировом рынке в большей степени, чем на внутреннем, подвергается политическому вмешательству и контролю со стороны государства;

3) существование собственной системы цен, называемых мировыми ценами;

4) использование своей валюты каждой страной в процессе расчетов на мировом рынке, что требует корректировки обменных курсов национальных валют относительно паритета покупательной способности.» [10]

«В современных условиях, наряду с сохранением международных картелей в некоторых отраслях, на мировом рынке усиливаются позиции крупнейших транснациональных корпораций США, Великобритании и других стран. Вместе с тем на мировом рынке в конкурентной борьбе участвует большое количество компаний, в том числе крупных национальных, опирающихся в своей конкурентной борьбе на помощь национального государства. Государства не только осуществляют мероприятия по защите национального рынка от ввоза товаров извне, но и проводят целенаправленную политику формирования экспорта своих национальных товаров. Деятельность транспортных корпораций и государства приводит к тому, что для современного мирового рынка характерна множественность цен, предполагающая существование различных цен на один и тот же товар (товар одинакового качества) в одной и той же сфере обращения и на одной и той же транспортной базе. Особенностью современной ситуации является развитие международных форм регулирования мирового рынка. Возникли как общие торговые организации в масштабе всего мира, например Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (ныне Всемирная торговая организация - ВТО), так и региональные экономические организации, связанные с развитием интеграции, в частности Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) (ныне Европейский союз - ЕС), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), а также целый ряд интеграционных группировок развивающихся стран. На состояние отдельных товарных рынков влияют также международные товарные соглашения, которые заключаются между странами-экспортерами и странами-импортерами для стабилизации рынков соответствующих товаров.» [11]


Заключение

«Все цены, действующие в экономике, взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества факторов. В систему цен входят не только национальные, но и мировые цены. Причины взаимосвязанности цен заключаются в том, что существует единый процесс формирования цен на производство, все цены формируются на единой методологической основе: на законах стоимости, спроса и предложения и других экономических законах; хозяйственная деятельность всех предприятий связана между собой: они используют продукцию друг друга. К примеру, изменение тарифов на грузовые перевозки, электроэнергию отражается на ценах практически любой продукции. Таким образом, имеет место тесная связь всех элементов рыночного хозяйственного механизма.

Основную роль в системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности. К ним относят топливно-энергетические отрасли, а также отрасли металлургии. Большое влияние на цены в отраслях легкой и пищевой промышленности оказывает динамика закупочных цен на продукцию отраслей сельского хозяйства.

Существует тесная связь между системой цен и экономической средой, в которой действуют цены. Под экономической средой понимают товарное производство, различные формы собственности, конкуренцию, то есть составляющие рыночной экономики.

Взаимосвязь (взаимозависимость) цен в единой системе не исключает самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков, а, наоборот, предполагает такое движение.» [16]

На примере некоторых пунктов из энергетической стратегии России на период до 2020 года можно отследить систему цен и её структуру.

«Устойчивое снабжение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным ценам;

– формирование комплекса инфраструктурных производственных и непроизводственных отраслей (машиностроение, транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатика, торговля и т.д.);

– поддержание экспортного потенциала государства. Повышение конкурентоспособности продукции ТЭК на внешнем рынке и увеличение объемов поставок продукции перерабатывающих отраслей;

– повышение эффективности производства, преобразования и использования энергоресурсов. Минимизация издержек народного хозяйства путем снижения совокупных затрат на покупку продукции ТЭК. В этих целях предусматривается рационализация структуры топливно-энергетического баланса, оптимизация цен и тарифов, уровня рентабельности, снижение потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК;

– создание необходимых условий для перехода на энергосберегающий путь развития;

– расширение географической структуры экспорта продукции ТЭК.» [17]

Информационные технологии обеспечивают подъём ТЭК и всего реального сектора российской экономики, а также сферы услуг, в том числе и дистанционных государственных услуг в электронном виде.

«Значительный объем спроса ИТ приходится на несколько крупнейших компаний, находящихся под контролем государства (ОАО "Газпром", АО "Российские железные дороги", РАО "ЕЭС России", ОАО "Аэрофлот", ОАО "Связьинвест"). Далее - предприятия финансовой и нефтегазовой сферы, в меньшей степени, связи и торговли. Металлургия, машиностроение, транспорт и другие отрасли значительно отстают в использовании ИТ.» [18]


Список литературы

1. Ценообразование и налогообложение. Учебник. / Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 424 с.

2. // Налоговый вестник. 2008. № 5

О.В. Семёнова. Особенности цен на современном этапе. С. 3-9

3. http://finance-city.ru/cenovaya_sistema_vidy_cen

4. http://ficus.barnaul.vzfei.ru/lections/lection12.htm

5. http://ficus.barnaul.vzfei.ru/lections/lection12.htm

6. http://yas.yuna.ru/ (Ковалев В.П. Словарь бизнесмена.-Минск, 1995)

7. http://bibliotekar.ru/biznes-15-5/226.htm

8. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook102/01/index.html?part-002.htm

9. http://abc.informbureau.com/html/oaeoidu_oaiiiadaciaaiess.html

10. http://sysfinan.ru/mirovoi_rinok.html

11. http://www.econom.freecopy.ru/words.php

12. http://www.inventech.ru/lib/pricing/pricing-0009/

13. http://www.m-invest.ru/uk/digest/v?id=1178 По материалам ИИС «Металлоснабжение и сбыт». Дмитрий Дворецкий, исполнительный директор ТК ЕвразХолдинг

14. http://www.smetanews.ru/index.php «Рынок жилья и плановая экономика в 2009 году»

15. http://www.nettoday.ru/economics/12203-KIA_planiruet_uvelichit_prodazhi_v_RF_v_2009_godu_na_13.html

«Экономика и финансы» 16./03/2009 –РИА Новости

16. http://finleader.ru/612.html «Система цен. Роль цены. Рыночная роль цены»

17. http://www.sagaz.ru/?p=zakon&pg=5

18. http://linux.armd.ru/ru/official_documents/ «Проект программного обеспечения для образовательных учреждений России» Официальные документы.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.