скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Ценовая система и ее структура

Реферат: Ценовая система и ее структура

Оглавление

Введение

1. Система цен. Виды цен

2. Участники рынка в системе цен

2.1 Национальный рынок

2.2 Мировой рынок

Заключение

Список литературы


Введение

В период финансового кризиса нарушаются экономические взаимоотношения на внутреннем и мировом рынках, движение товарооборота, следовательно, производственный процесс во всех отраслях экономики. На систему цен происходит влияние внутренних и внешних факторов ценообразования.

Зависимость российской экономики от экспорта сырья, в частности нефти, влечёт серьёзные трудности в работе различных отраслевых сферах. Отмечаются снижение спроса на товары как внутреннего, так и внешнего рынков, девальвация рубля, а в некоторых случаях затоваривания рынка по причине отсутствия спроса на определённый вид товара. В сложившихся условиях участники экономических отношений вынуждены искать новый подход, как в процессе производства, так и в системе цен. ТК ЕвразХолдинг торговая политика «предполагает постоянный контроль изменения складских запасов и динамики розничных цен, контроль дебиторской задолженности. Кроме того, предполагается более широкое использование такого инструмента при поставках металла, как банковская гарантия.» [13]

В связи с неплатёжеспособностью населения и развитием государственной программы строительства жилья приведёт к поддержке одних строительных компаний и связанных с ними промышленного сектора, и останове или банкротства других строительных компаний. На рынке жилья переход строительной отрасли от рыночной экономики к плановой связан с тем, что «2009 г. доля горзаказа составит где-то 75% всех квартир, строящихся в Москве… общее число «квадратов», в свободной продаже, будет мизерным. …что "обескровит" мелких застройщиков... Падение цен на рынке жилья не будет. Неизбежно сократиться предложение. В сложившейся ситуации, крупнейшим компаниям, таким как «Главмосстрой»... легко прогнозируется увеличение доли «бюджетного строительства».» [14]

Импортируемые товары также входят в систему цен государства.

Например, компания KIA Motors RUS в 2009 году запланировала продать в

РФ 100 тыс. автомобилей. Из них «45 тысяч машинокомплектов для дальнейшего производства автомобилей будет импортировано из Словакии, где KIA также осуществляет свою деятельность, в Калининград (на завод "Автотор", который производит автомобили марки KIA). 35 тысяч автомобилей будут произведены на заводе в Ижевске (принадлежит компании "Ижавто"), 20 тысяч автомобилей будут импортированы из Кореи.» Предусмотрен список сервисных услуг - техпомощь и эвакуация автомобиля в случае поломки или ДТП, предоставление подменного автомобиля, ремонт без предварительной записи и специальные постгарантийные пакеты обслуживания.» [15] Также разработана программа кредитования одним из крупнейшим российским банком - "Газпромбанк" для розничных клиентов марки КИА.

Цель работы рассмотреть систему цен, её структуру. Для этого выполнено ряд задач, а именно 1) что такое система цен; 2) обозначить основные виды цен входящих в систему цен; 3) рассмотреть факторы влияния на цены;  4) участники рынка в системе цен; 5) национальный рынок и функции цен в системе цен; 6) мировой рынок в системе цен.

Работа состоит из двух глав, заключения и списка литературы. Работа в целом выполнена методом анализа определений «система цен» и «ценовая система». Первая глава выполнена на основе первых составляющих определений – система цен как единая, упорядоченная совокупность различных видов цен. Были рассмотрены виды цен и факторы влияния на цены.

Вторая глава выполнена на основе второй составляющей определений, – экономические взаимоотношения участников рынка; функционирование национального и мирового рынков в системе цен.

При написании работы мною были прочитаны и использованы учебные пособия «Цены и ценообразование», периодические издания – «РЦБ», «Вопросы экономики», а также экономические статьи из службы Интернета.


1. Система цен. Виды цен

«Система цен – это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка.» [2, С.5]

«Ценовая система – это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков.» [3]

«Система цен состоит из множества отдельных блоков (оптовые цены, закупочные цены, розничные цены, тарифы грузового и пассажирского транспорта), находящихся в тесной взаимозависимости и взаимодействии. Изменение цен в одном блоке, ведет к изменению в других. Ведущую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности.

Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и находятся в постоянном развитии под влиянием множества факторов.» [4]

Рассмотрим первую составляющую системы цен – виды цен.

«Оптовыми называются цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.» [3]

«Оптовые цены делятся на два подвида:

– оптовая ценна предприятия (отпускная цена) – цена изготовителя продукции оптово-сбытовым организациям. Она состоит из себестоимости (издержек производства и реализации), прибыли, акциза (по подакцизным товарам) и НДС;

– оптовые цены промышленности – цены, по которым предприятия и организации – потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям. Эти цены включают в себя кроме оптовой (отпускной) цены снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка это цена услуги по снабжению и сбыту. Она также должна компенсировать издержки этих организаций и обеспечивать им прибыль.

Разновидность оптовой цены предприятия изготовителя является трансферная цена, которая применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия. Трансферная цена может влиять на конкуентноспособность фирмы на рынке. Например, путём занижения цены на сырьё и материалы, поставляемые дочерними предприятиями.

Разновидность оптовой цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок), которая формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с неё в зависимости от качества товара, от места поставки, биржевого контракта.» [1, С. 27-28]

«Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления населению и в меньшей мере - предприятиям, организациям, предпринимателям.» [3]

«Розничная цена образуется из следующих экономических составляющих: оптовая цена промышленности, НДС и торговая надбавка или торговая скидка, налог с продаж.

Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС).» [1, С. 31]

«Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства, граждане.

Закупочные цены – это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения.» [3] «По своему составу закупочная цена содержит себестоимость и прибыль необходимую для продолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений на основе не только простого, но и расширенного воспроизводства. В закупочные цены не входят НДС и акцизы.» [1, С. 29-30]

«В российской экономической практике были и в определенной степени продолжают быть распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции у ее производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов.» [3]

«Ценовой паритет должен обеспечить через цены взаимовыгодный обмен продукции между промышленностью и сельским хозяйством без потерь как для сельского хозяйства, так и для промышленности.» [1, С. 30]

«В принципе термин "закупочные цены" можно трактовать гораздо более широко, применительно ко всем видам государственных закупок.» [3]

«Тарифы грузового и пассажирского транспорта – это плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения.

Составные элементы тарифа издержки и прибыль транспортных организаций и НДС. Затраты грузового транспорта распределяются по двум ставкам: ставки за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка) и ставки за перевозочную операцию (транспортировка грузов).» [5]

«Определенной спецификой обладают цены на услуги, представляющие виды деятельности, при которых не создается продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего производство услуги совпадает с началом ее потребления. Специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формирование цен на услуги, именуемых тарифами (расценками).

При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и телевидением.» [3]

«Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот – экспортные и импортные цены. Эти цены обладают специфическими чертами – они отражают внешнеэкономические связи с другими странами и значительное влияние на их уровень цен мировых рынков, формируемых на условиях производства и реализации мирового хозяйства.

Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков. Мировая цена формируется под воздействием спроса и предложения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных курсов и так далее.

Мировые цены находятся под значительным влиянием государства, которое проводит регулирование внешнеэкономической деятельности через лицензирование, квотирование, субсидирование экспорта и импорта.

На экспортируемые товары в мировой системе действуют два вида цен: цена франко – станция отправления и цена франко – станция назначения. Они различаются методами возмещения транспортных расходов и имеют много разновидностей.

На экспортируемые товары внутри страны устанавливаются специальные цены и надбавки к ценам. На импортные товары цены устанавливаются на основе импортной (контрактной) стоимости с включением расходов по закупке и доставке до границы в валюте страны экспортёра. Затем на территории РФ импортная стоимость пересчитывается на рубли по официальному курсу ЦБ РФ. К ней добавляются налог на импорт, таможенная пошлина, акцизы, НДС и другие платежи.

Розничные цены на импортные потребительские товары устанавливаются внутри странны, как правило, свободными, исходя их соотношения спроса и предложения.» [1, С. 40-41]

«Дж. Б. Эванс, В. Берман выделили пять основных факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс ценообразования: потребители, правительство, участники каналов сбыта, конкуренты, издержки производства. Все эти факторы можно условно разделить на две основные категории - внутренние и внешние.

К основным внутренним факторам, определяющим уровень цен товаропроизводителей, относятся: уровень издержек производства; особенности производственного процесса (мелкосерийное, индивидуальное или массовое); специфика производимой продукции (степень ее обработки, уникальность, качество); доступность необходимых для производства ресурсов (трудовых, материальных, финансовых); организационный уровень, степень использования прогрессивных методов производства; рыночная стратегия и тактика производителя и т. п. факторы.

Основные внешние факторы, влияющие на процесс ценообразования на товар конкретного производителя: потребительские предпочтения относительно данного товара (благоприятные или неблагоприятные); уровень доходов покупателей; потребительские ожидания относительно будущего/изменения цен и собственных доходов производителя; цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые, взаимодополняющие); цены и неценовые предложения конкурентов и пр. Факторы внешнего порядка практически не подвластны контролю со стороны товаропроизводителей, но обязательно учитываются при формировании цены на выпускаемую продукцию.» [9]


2. Участники рынка в системе цен

К участникам рынка в системе цен относятся:

- «потребители психологические аспекты поведения покупателей (потребности, нуды, запросы, мотивация при выборе товара или услуги, способы приобретения, отношение к продукции, чувствительность к ценам и качеству товаров и услуг) и экономические аспекты поведения покупателей (покупательная способность, бюджетные ограничения и их связь с потребительскими предпочтениями).

Рыночная среда. Это понятие является очень сложным и многогранным, так как рыночная среда формируется под влиянием большого количества экономических, политических и культурных факторов. Обычно выделяют четыре основные модели рынка: чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии.

С точки зрения ценообразования основной отличительной чертой этих типов рынка является степень влияния предприятия на установление рыночной цены. Максимально оно сказывается в условиях монополии, а минимально – при совершенной конкуренции. Цена на рынке может контролироваться отдельной фирмой, группой фирм, государством и самим рынком.

Участники каналов товародвижения. Товародвижение - это процесс, обеспечивающий доставку товаров конечному потребителю. Известно, что существуют три основных вида его каналов:

– прямые (товары и услуги доставляются конечному потребителю без участия посредников);

– косвенные (товары и услуги доставляются конечному потребителю с помощью одного или нескольких посредников);

– смешанные (когда объединяются особенности первых двух видов каналов).

С точки зрения ценообразования интерес представляет влияние участников каналов товародвижения на возрастание цены. Чем большее количество посредников находится между производителем товара и его конечным потребителем, тем значительнее розничная цена будет выше отпускной, первоначальной цены предприятия - изготовителя данной продукции. В итоге это ограничит спрос на товары или услуги, что в свою очередь приведет к снижению цен и тем самым будет способствовать оптимизации каналов товародвижения. Вместе с тем в результате мультипликационного эффекта может сложиться прямо противоположная ситуация: при росте цен будет наблюдаться неограниченный спрос, так как в движение придет инфляционная спираль "цены - заработная плата".

Государство. Можно выделить три формы влияния государства на ценообразование: фиксирование цен, регулирования цен и регулирование системы свободного ценообразования.

Фиксирование цен:

 – использование прейскурантных цен. Прейскуранты цен товаров и услуг - это официальные сборники цен и тарифов, утверждаемые и издаваемые министерствами, ведомствами, государственными органами ценообразования. Обычно с помощью прейскурантов регулируются цены продукции предприятий-монополистов: электроэнергии, газа, нефти, коммунальных услуг, транспорта. Цены данной продукции вызывают мультипликационный эффект в экономике, поэтому их фиксация на определенном уровне способствует стабилизации цен во всех других сферах и, соответственно, экономической ситуации в целом. Самым трудным моментом является установление уровня, на котором должна быть зафиксирована цена в прейскуранте. Фиксация цен на уровне выше рыночной приводит к состоянию избытка предложения на рынке, а ниже - к дефициту;

– фиксирование монопольных цен. Государство фиксирует цены предприятий, занимающих доминирующее (монопольное) положение на рынке, которое позволяет им существенно влиять на конкуренцию, доступ на рынок и уровень цен, что в итоге ограничивает свободу действий других участников рынка. Решить вопрос о том, является ли данное предприятие доминирующим или нет, помогает антимонопольное законодательство;

– замораживание цен. Данный подход используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и осуществляется исключительно в целях стабилизации положения. Применение замораживания цен считается целесообразным только в краткосрочном периоде.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.