скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Ценностный спектр музыкальных жанров: синхронические и диахронические аспекты

Развитие  музыкального восприятия во многом связано с расширением тезауруса слушателя. Почти всегда слушательский опыт обогащает сознание слушателя как отдельными элементами знания о музыке, так и связями этих элементов. Что касается ценностей, связываемых слушателем с отдельными видами музыки и с музыкой в целом, то процессы их формирования гораздо менее изучены. Предметом  исследования Г.В. Иванченко (1999-2000) была динамика ценностных представлений о музыке студентов творческого вуза, чья профессия предполагает постоянный контакт с музыкой (актеры, режиссеры, журналисты). В исследовании приняли участие 25 студентов первого курса творческого вуза (г. Москва), в возрасте от 16 до 20 лет,  и 25 студентов четвертого курса, в возрасте от 20 до 28 лет, всего 50 человек, из них 29 женщин, 21 мужчина.

Число оценок каждого объекта («жизнь», «музыка», «эстрадная песня», «авторская песня», «классическая музыка», «рок-музыка») суммировалось по группам. Затем частоты упоминания ценностей были заменены их ранговыми значениями в иерархии каждого из понятий, и был подсчитан коэффициент ранговой корреляции (по Спирмену). Полученные корреляции оказались в основном незначимыми. Наиболее близки иерархии “музыки” и “классической музыки” (см. таблицы 6 и 7).

Таблица 6. Ценностный профиль различных музыкальных жанров у студентов 1-го курса (исследование Г.В. Иванченко)

Жизнь Музыка Эстрад. песня Автор. песня Класс. музыка Рок-музыка
Добро 20 16 10 19 21 15
Ед. пр-й 7 10 11 16 14 18
Жизн. 17 9 10 18 8 17
Заверш. 4 11 5 4 17 10
Игра 8 20 14 15 13 10
Истина 15 12 3 20 6 20
Красота 21 20 12 17 16 11
Легкость 13 8 22 9 15 3
Необх. 10 4 10 10 4 6
Полнота 11 12 6 11 15 7
Порядок 7 14 3 7 12 8
Простота 14 11 18 20 12 11
Самодост. 3 10 2 9 15 17
Смысл 19 17 8 16 18 18
Соверш. 6 10 11 10 17 8
Справедл. 10 8 5 20 13 20
Уникальн. 19 11 9 14 14 17
Целостн. 17 12 5 10 15 9

Таблица 7. Ценностный профиль различных музыкальных жанров у студентов 4-го курса (исследование Г.В. Иванченко)

 

Жизнь Музыка Эстрад. песня Автор. Песня Класс. музыка Рок-музыка
Добро 14 22 6 15 19 10
Ед. пр-й 9 15 5 9 10 15
Жизн. 17 17 6 14 13 16
Заверш. 6 15 0 9 18 7
Игра 17 19 8 17 14 8
Истина 12 16 4 12 11 13
Красота 19 22 7 11 18 9
Легкость 5 12 18 10 14 8
Необх. 14 7 10 6 8 6
Полнота 17 16 4 4 16 9
Порядок 13 18 2 5 15 7
Простота 12 13 15 15 10 9
Самодост. 7 17 5 9 13 12
Смысл 10 21 3 14 16 12
Соверш. 6 13 7 11 15 10
Справедл. 8 9 4 19 10 17
Уникальн. 21 10 9 12 12 16
Целостн. 20 5 10 9 17 7

Из ценностей, которые характеризуют музыку более всего, первокурсниками были названы: игра, красота и смысл. В представлении студентов четвертого курса музыка - это прежде всего добро, красота и смысл. Далее, в эстрадной музыке большинство испытуемых отметило присутствие легкости и  простоты. Менее всего эстрадную музыку, по мнению первокурсников, характеризует завершенность, справедливость, самодостаточность, порядок; по мнению четверокурсников завершенность, порядок, смысл, истина. Авторская песня несет в себе истину справедливость, добро, смысл (студенты четвертого курса также отмечают игру и простоту). Ценности, характеризующие классическую музыку, мало меняются: и те и другие испытуемые отмечают добро, завершенность, красоту, полноту, смысл, совершенство. И, наконец, рок-музыка ассоциируется с такими ценностями, как справедливость, истина, смысл, единство противоположностей (первокурсники), справедливость, жизненность, единство противоположностей (четверокурсники).

От первого к четвертому курсу происходят разнонаправленные изменения в представлениях о ценностях, связанных с жизнью, в то время как музыке приписывается существенно больше ценностей. В отношение же к отдельным видам музыки тенденция противоположная: как правило, студенты-четверокурсники отмечают меньше  ценностей, чем первокурсники.

Полученные результаты, видимо, свидетельствуют о том, что даже за относительно небольшой промежуток времени (на который, однако, приходится профессиональное становление музыканта-исполнителя, звукорежиссера, актера) происходят глубокие изменения в переживании ценностей и смыслов, которые несет в себе музыка для ее слушателя. В целом эти изменения могут быть скорее охарактеризованы как дифференциация представлений об отдельных видах музыки наряду с обогащением или, может быть, размыванием представлений о музыке в целом.

Хотя на протяжении многих десятилетий педагоги, музыканты, журналисты не устают твердить о падении интереса к классической музыке, как мы видим, не только ее постоянные слушатели относятся к ней как к ценности, но и большинство других, причем «ценностный портрет» весьма близок у любителей различных жанров.

Вполне очевидно, что для реконструкции восприятия музыкальных жанров различными аудиториями требуется не только психологический, но и социологический, культурологический, музыковедческий анализ. Приведенные выше исследования представляют собой только одну из первых попыток изучения ценностных профилей различных музыкальных жанров.

Список литературы

Jimenez J.S. Adorno et la Modernite. Paris: Seuil, 1986.- 511 p.

Rawlings, D.; Ciancarelli, V. Music preference and the five-factor model of the NEO Personality Inventory // Psychology of Music. Vol 25(2), (1997). (pp. 120-132).

Reineke H.P. Das fenscher und der vermeintliche niedregang der musikkultor // Neue Zeitschrift fur Musik. 1981. N 1. S.6-8.

Sehulster,-J.-R. Memory styles and related abilities in presentation of self //American-Journal-of-Psychology; 1995 Spr Vol 108(1) 67-88

Wagner,-R.  Study of the emotional and associating effects of music // Psychologie-in-Erziehung-und-Unterricht; 1978 Vol 25(6) 374-376

Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М.: Наука, 1986. С.80-160.

Илле М.Е., Сакмаров О.А. Рок-музыка: таланты и поклонники // Социологические исследования. 1989. № 5. С.64-69.

Леонтьев Д.А., Волкова Ю.А. Рок-музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия //  Искусство в контексте информационной культуры. Проблемы информационной культуры. Вып.4. М.: Смысл, 1997. С.114-131.

Леонтьев Д.А. Методика ценностного спектра и её возможности в исследовании субъективной реальности» Методы психологии: ежегодник РПО т. 3 вып. 2

Семенов В.В. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 168 с.

Об авторах:

Авраамова Маргарита Николаевна - студентка МГТУ им. Н.Э. Баумана

 Алексанян Г.Г. - студент МГУ им. М.В. Ломоносова

Кравцова О. - кандидат психологических наук

 Леонтьев Д.А., Сабадош П. Афонина Л., Иванченко Г.В. - см. сборник-2000


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.