Реферат: Ценностный спектр музыкальных жанров: синхронические и диахронические аспекты
Развитие музыкального восприятия во многом связано с расширением тезауруса слушателя. Почти всегда слушательский опыт обогащает сознание слушателя как отдельными элементами знания о музыке, так и связями этих элементов. Что касается ценностей, связываемых слушателем с отдельными видами музыки и с музыкой в целом, то процессы их формирования гораздо менее изучены. Предметом исследования Г.В. Иванченко (1999-2000) была динамика ценностных представлений о музыке студентов творческого вуза, чья профессия предполагает постоянный контакт с музыкой (актеры, режиссеры, журналисты). В исследовании приняли участие 25 студентов первого курса творческого вуза (г. Москва), в возрасте от 16 до 20 лет, и 25 студентов четвертого курса, в возрасте от 20 до 28 лет, всего 50 человек, из них 29 женщин, 21 мужчина.
Число оценок каждого объекта («жизнь», «музыка», «эстрадная песня», «авторская песня», «классическая музыка», «рок-музыка») суммировалось по группам. Затем частоты упоминания ценностей были заменены их ранговыми значениями в иерархии каждого из понятий, и был подсчитан коэффициент ранговой корреляции (по Спирмену). Полученные корреляции оказались в основном незначимыми. Наиболее близки иерархии “музыки” и “классической музыки” (см. таблицы 6 и 7).
Таблица 6. Ценностный профиль различных музыкальных жанров у студентов 1-го курса (исследование Г.В. Иванченко)
Жизнь | Музыка | Эстрад. песня | Автор. песня | Класс. музыка | Рок-музыка | |
Добро | 20 | 16 | 10 | 19 | 21 | 15 |
Ед. пр-й | 7 | 10 | 11 | 16 | 14 | 18 |
Жизн. | 17 | 9 | 10 | 18 | 8 | 17 |
Заверш. | 4 | 11 | 5 | 4 | 17 | 10 |
Игра | 8 | 20 | 14 | 15 | 13 | 10 |
Истина | 15 | 12 | 3 | 20 | 6 | 20 |
Красота | 21 | 20 | 12 | 17 | 16 | 11 |
Легкость | 13 | 8 | 22 | 9 | 15 | 3 |
Необх. | 10 | 4 | 10 | 10 | 4 | 6 |
Полнота | 11 | 12 | 6 | 11 | 15 | 7 |
Порядок | 7 | 14 | 3 | 7 | 12 | 8 |
Простота | 14 | 11 | 18 | 20 | 12 | 11 |
Самодост. | 3 | 10 | 2 | 9 | 15 | 17 |
Смысл | 19 | 17 | 8 | 16 | 18 | 18 |
Соверш. | 6 | 10 | 11 | 10 | 17 | 8 |
Справедл. | 10 | 8 | 5 | 20 | 13 | 20 |
Уникальн. | 19 | 11 | 9 | 14 | 14 | 17 |
Целостн. | 17 | 12 | 5 | 10 | 15 | 9 |
Таблица 7. Ценностный профиль различных музыкальных жанров у студентов 4-го курса (исследование Г.В. Иванченко)
Жизнь | Музыка | Эстрад. песня | Автор. Песня | Класс. музыка | Рок-музыка | |
Добро | 14 | 22 | 6 | 15 | 19 | 10 |
Ед. пр-й | 9 | 15 | 5 | 9 | 10 | 15 |
Жизн. | 17 | 17 | 6 | 14 | 13 | 16 |
Заверш. | 6 | 15 | 0 | 9 | 18 | 7 |
Игра | 17 | 19 | 8 | 17 | 14 | 8 |
Истина | 12 | 16 | 4 | 12 | 11 | 13 |
Красота | 19 | 22 | 7 | 11 | 18 | 9 |
Легкость | 5 | 12 | 18 | 10 | 14 | 8 |
Необх. | 14 | 7 | 10 | 6 | 8 | 6 |
Полнота | 17 | 16 | 4 | 4 | 16 | 9 |
Порядок | 13 | 18 | 2 | 5 | 15 | 7 |
Простота | 12 | 13 | 15 | 15 | 10 | 9 |
Самодост. | 7 | 17 | 5 | 9 | 13 | 12 |
Смысл | 10 | 21 | 3 | 14 | 16 | 12 |
Соверш. | 6 | 13 | 7 | 11 | 15 | 10 |
Справедл. | 8 | 9 | 4 | 19 | 10 | 17 |
Уникальн. | 21 | 10 | 9 | 12 | 12 | 16 |
Целостн. | 20 | 5 | 10 | 9 | 17 | 7 |
Из ценностей, которые характеризуют музыку более всего, первокурсниками были названы: игра, красота и смысл. В представлении студентов четвертого курса музыка - это прежде всего добро, красота и смысл. Далее, в эстрадной музыке большинство испытуемых отметило присутствие легкости и простоты. Менее всего эстрадную музыку, по мнению первокурсников, характеризует завершенность, справедливость, самодостаточность, порядок; по мнению четверокурсников завершенность, порядок, смысл, истина. Авторская песня несет в себе истину справедливость, добро, смысл (студенты четвертого курса также отмечают игру и простоту). Ценности, характеризующие классическую музыку, мало меняются: и те и другие испытуемые отмечают добро, завершенность, красоту, полноту, смысл, совершенство. И, наконец, рок-музыка ассоциируется с такими ценностями, как справедливость, истина, смысл, единство противоположностей (первокурсники), справедливость, жизненность, единство противоположностей (четверокурсники).
От первого к четвертому курсу происходят разнонаправленные изменения в представлениях о ценностях, связанных с жизнью, в то время как музыке приписывается существенно больше ценностей. В отношение же к отдельным видам музыки тенденция противоположная: как правило, студенты-четверокурсники отмечают меньше ценностей, чем первокурсники.
Полученные результаты, видимо, свидетельствуют о том, что даже за относительно небольшой промежуток времени (на который, однако, приходится профессиональное становление музыканта-исполнителя, звукорежиссера, актера) происходят глубокие изменения в переживании ценностей и смыслов, которые несет в себе музыка для ее слушателя. В целом эти изменения могут быть скорее охарактеризованы как дифференциация представлений об отдельных видах музыки наряду с обогащением или, может быть, размыванием представлений о музыке в целом.
Хотя на протяжении многих десятилетий педагоги, музыканты, журналисты не устают твердить о падении интереса к классической музыке, как мы видим, не только ее постоянные слушатели относятся к ней как к ценности, но и большинство других, причем «ценностный портрет» весьма близок у любителей различных жанров.
Вполне очевидно, что для реконструкции восприятия музыкальных жанров различными аудиториями требуется не только психологический, но и социологический, культурологический, музыковедческий анализ. Приведенные выше исследования представляют собой только одну из первых попыток изучения ценностных профилей различных музыкальных жанров.
Список литературы
Jimenez J.S. Adorno et la Modernite. Paris: Seuil, 1986.- 511 p.
Rawlings, D.; Ciancarelli, V. Music preference and the five-factor model of the NEO Personality Inventory // Psychology of Music. Vol 25(2), (1997). (pp. 120-132).
Reineke H.P. Das fenscher und der vermeintliche niedregang der musikkultor // Neue Zeitschrift fur Musik. 1981. N 1. S.6-8.
Sehulster,-J.-R. Memory styles and related abilities in presentation of self //American-Journal-of-Psychology; 1995 Spr Vol 108(1) 67-88
Wagner,-R. Study of the emotional and associating effects of music // Psychologie-in-Erziehung-und-Unterricht; 1978 Vol 25(6) 374-376
Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М.: Наука, 1986. С.80-160.
Илле М.Е., Сакмаров О.А. Рок-музыка: таланты и поклонники // Социологические исследования. 1989. № 5. С.64-69.
Леонтьев Д.А., Волкова Ю.А. Рок-музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия // Искусство в контексте информационной культуры. Проблемы информационной культуры. Вып.4. М.: Смысл, 1997. С.114-131.
Леонтьев Д.А. Методика ценностного спектра и её возможности в исследовании субъективной реальности» Методы психологии: ежегодник РПО т. 3 вып. 2
Семенов В.В. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 168 с.
Об авторах:
Авраамова Маргарита Николаевна - студентка МГТУ им. Н.Э. Баумана
Алексанян Г.Г. - студент МГУ им. М.В. Ломоносова
Кравцова О. - кандидат психологических наук
Леонтьев Д.А., Сабадош П. Афонина Л., Иванченко Г.В. - см. сборник-2000