Реферат: Ценностный спектр музыкальных жанров: синхронические и диахронические аспекты
Рок-музыка | Жизнь | Музыка | Эстрада |
Автор. Песня |
Класс. музыка |
Рок музыка |
Добро | 13 | 6 | 4 | 11 | 6 | 12 |
Единство противоположностей | 11 | 3 | 0 | 4 | 1 | 12 |
Жизненность | 7 | 5 | 0 | 12 | 2 | 12 |
Завершенность | 0 | 4 | 1 | 3 | 11 | 1 |
Игра | 14 | 8 | 7 | 5 | 3 | 6 |
Истина | 5 | 5 | 0 | 11 | 5 | 12 |
Красота | 7 | 6 | 0 | 2 | 13 | 7 |
Легкость | 3 | 2 | 15 | 2 | 3 | 5 |
Необходимость | 14 | 7 | 2 | 8 | 5 | 11 |
Полнота | 4 | 5 | 0 | 3 | 4 | 7 |
Порядок | 5 | 2 | 3 | 5 | 7 | 4 |
Простота | 4 | 1 | 15 | 4 | 0 | 5 |
Самодостаточность | 0 | 5 | 1 | 4 | 7 | 5 |
Смысл | 12 | 6 | 1 | 12 | 4 | 14 |
Совершенство | 4 | 3 | 0 | 4 | 13 | 1 |
Справедливость | 5 | 3 | 0 | 6 | 1 | 7 |
Уникальность | 9 | 8 | 1 | 11 | 7 | 13 |
Целостность | 6 | 11 | 2 | 1 | 8 | 4 |
Таблица 4. Ценностный профиль аудитории любителей классической музыки (исследование Г.Г. Алексаняна).
Классика | Жизнь | Музыка | Эстрада |
Автор. Песня |
Класс. музыка |
Рок музыка |
Добро | 8 | 9 | 6 | 6 | 7 | 3 |
Единство противоположностей | 8 | 3 | 1 | 1 | 1 | 8 |
Жизненность | 5 | 3 | 4 | 10 | 4 | 5 |
Завершенность | 1 | 5 | 1 | 4 | 2 | 2 |
Игра | 6 | 5 | 9 | 2 | 3 | 4 |
Истина | 5 | 2 | 3 | 8 | 5 | 3 |
Красота | 5 | 10 | 1 | 3 | 10 | 2 |
Легкость | 1 | 6 | 10 | 1 | 4 | 1 |
Необходимость | 8 | 9 | 2 | 6 | 3 | 4 |
Полнота | 7 | 9 | 0 | 3 | 3 | 3 |
Порядок | 2 | 3 | 2 | 2 | 4 | 4 |
Простота | 4 | 5 | 14 | 5 | 2 | 3 |
Самодостаточность | 2 | 4 | 0 | 6 | 6 | 4 |
Смысл | 10 | 2 | 2 | 9 | 6 | 9 |
Совершенство | 3 | 6 | 0 | 1 | 8 | 1 |
Справедливость | 4 | 3 | 1 | 9 | 3 | 6 |
Уникальность | 8 | 4 | 2 | 7 | 6 | 3 |
Целостность | 7 | 5 | 1 | 2 | 5 | 2 |
Без подробного качественного анализа этих матриц можно отметить схожие оценки аудиториями авторской песни и рок музыки объекта «эстрадная песня». Никто из опрашиваемых не отметил присутствия в эстраде истины, совершенства, полноты; единицы нашли в ней смысл, необходимость, уникальность, самодостаточность, красоту. Зато большинство отметили наличие в эстрадной музыке простоты и легкости.
Фактически в этой работе были повторены более ранние исследования Ю.Волковой и Д.Леонтьева, что позволило провести диахронический анализ. Сравнение матриц (по аудиториям) показало, что отношение аудитории авторской песни к рок-музыке и аудитории рок-музыки к авторской песне изменилось за эти годы, в то время как понятие классической музыки все так же характеризовалось красотой, совершенством, отсутствием легкости и простоты.
В исследовании, проведенном в 1997-1998 году М. Авраамовой под руководством Г.Иванченко, для аудитории рок-музыки нашли подтверждение данные Ю.Волковой и Д.Леонтьева о близости ценностных профилей «рок-музыки» и «жизни», однако и в том и другом профиле за десять лет произошли изменения: практически исчезли самодостаточность и целостность, появилась и утвердилась с высокими рангами необходимость, однако остались уникальность, игра, смысл, жизненность (см. табл. 5)
Таблица 5. Ценностный профиль аудитории рок-музыки (исследование М.Н. Авраамовой).
Жизнь | Музыка | Эстрад. песня | Автор. песня | Класс. Музыка | Рок-музыка | |
Добро | 13 | 6 | 4 | 11 | 6 | 12 |
Ед. Пр-й | 11 | 3 | 0 | 4 | 1 | 12 |
Жизн. | 7 | 5 | 0 | 12 | 2 | 12 |
Заверш. | 0 | 4 | 1 | 3 | 11 | 1 |
Игра | 14 | 8 | 7 | 5 | 3 | 6 |
Истина | 5 | 5 | 0 | 11 | 5 | 12 |
Красота | 7 | 6 | 0 | 2 | 13 | 7 |
Легкость | 3 | 2 | 15 | 2 | 3 | 5 |
Необх. | 14 | 7 | 2 | 8 | 5 | 11 |
Полнота | 4 | 5 | 0 | 3 | 4 | 7 |
Порядок | 5 | 2 | 3 | 5 | 7 | 4 |
Простота | 4 | 1 | 15 | 4 | 0 | 5 |
Самодост. | 0 | 5 | 1 | 4 | 7 | 5 |
Смысл | 12 | 6 | 1 | 12 | 4 | 14 |
Соверш. | 4 | 3 | 0 | 4 | 13 | 1 |
Справедл. | 5 | 3 | 0 | 6 | 1 | 7 |
Уникальн. | 9 | 8 | 1 | 11 | 7 | 13 |
Целостн. | 6 | 11 | 2 | 1 | 8 | 4 |
В исследовании П.Сабадоша (дипломная работа, выполненная под руководством Д.А.Леонтьева) ставилась задача выявить ценностные профили некоторых музыкальных произведений и сравнить их у музыкантов и немузыкантов (Бетховен, соната №14 для фортепиано («Лунная») и симфония № 5, Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро» Чайковского, Адажио Альбиниони, Танец с саблями из балета «Гаянэ» Хачатуряна и куплеты Тореадора из оперы «Кармен» Бизе). Наименее характерными для оценки музыкальных произведений оказались ценности справедливости и необходимости. Подавляющее большинство ведущих ценностей каждого из музыкальных объектов в группах музыкантов и немузыкантов совпадает, что подтверждает наличие характерного именно для данных произведений ценностных профилей.