Отчет по практике: Организация финансового контроля на предприятии
Правила продажи гражданам товаров в кредит установлены постановлением Совета Министров Правительства РФ от 9 сентября 1993 г. №895. В соответствии с этими правилами для приобретения товаров в кредит работнику выдается справка для покупки товаров в кредит по установленной форме. В бухгалтерию организации работник представляет поручение-обязательство, оформленное торговой организацией. На основании данного документа бухгалтерия осуществляет удержания с работника сумм, направляемых в погашение задолженности за приобретенные товары в кредит.
Операция по оформлению кредита работнику отражается по дебету счета 73, субсчет «Расчеты за товары, проданные в кредит», и кредиту счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
Удержания из заработной платы работников в погашение задолженности по кредитам учитывают по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и кредиту счета 73, субсчет «Расчеты за товары, проданные в кредит». При погашении задолженности по кредитам дебетуют счета 66 или 67 и кредитуют счет 51 «Расчетные счета».
Аналитический учет по счету 73 в НОО ВОИ ведут по работникам организации.
Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
Для учета различных расчетных отношений с другими предприятиями, организациями, отдельными лицами в НОО ВОИ используют активно-пассивный счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
К счету 76 открыты следующие субсчета:
1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»;
2 «Расчеты по претензиям»;
3 «Расчеты по депонированным суммам» и др.
На субсчете 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» отражают расчеты по страхованию имущества и персонала организации, в котором организация выступает страхователем.
Начисленные суммы страховых платежей отражают по кредиту счета 76, субсчет 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию», в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или других источников страховых платежей.
Перечисленные суммы страховых платежей страхователям списывают с кредита счетов по учету денежных средств (51, 52, 55) в дебет счета 76–1.
Потери товарно-материальных ценностей по страховым случаям списывают с кредита счета 10 и др. в дебет счета 76–1. По дебету счета 76–1 отражают сумму страхового возмещения, причитающуюся по договору страхования работнику организации (кредитуют счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»).
Суммы страхового возмещения, полученные организацией от страховых организаций, отражают по дебету счетов учета денежных средств (51, 52, 55) и кредиту счета 76–1. Некомпенсируемые страховыми возмещениями потери от страховых случаев списывают в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».
Аналитический учет по счету 76–1 ведут по страховщикам и отдельным договорам страхования.
На субсчете 2 «Расчеты по претензиям» счета 76 отражают расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам.
В дебет этого счета списывают причиненный организации ущерб по вине поставщиков материальных ресурсов, подрядчиков, учреждений банков и других организаций с кредита следующих счетов:
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на суммы несоответствия цен и тарифов, качества, арифметических ошибок и т.п. по уже оприходованным ценностям;
учета денежных средств и кредитов банка (51, 52, 66, 67 и др.) – по суммам, ошибочно списанным со счетов организации;
91 «Прочие доходы и расходы» – по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков, потребителей услуг за несоблюдение договорных обязательств».
Суммы удовлетворенных претензий списывают с кредита счета 76–2 в дебет счетов учета денежных средств (51, 52 и др.). Суммы неудовлетворенных претензий, как правило, списывают с кредита счета 76–2 в дебет тех счетов, с которых они были списаны на счет 76–2 (60, 10 и др.).
Уплаченные организацией разные штрафы, пени и неустойки списывают с кредита счетов учета денежных средств в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
На субсчете 3 «Расчеты по депонированным суммам» счета 76 учитывают расчеты с работниками организации по невыплаченным в установленный срок суммам из-за неявки получателей.
Депонированные суммы отражают по кредиту счета 76–3 и дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». При выплате депонированных сумм получателю кредитуют счета учета денежных средств и дебетуют счет 76.
В таблице 3.3 представлена корреспонденция счетов по учету расчетов с разными дебиторами и кредиторами.
Аналитический учет по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» ведут по каждому дебитору и кредитору. Сальдо по счету 76 определяют по оборотной ведомости по аналитическим счетам счета 76.
Таблица 3.3 Корреспонденция счетов по учету расчетов с разными дебиторами и кредиторами
№ п/п | Операции | Корреспондирующие счета | |
Дебет | Кредит | ||
1. | Предъявлены претензии банкам по ошибочно списанным суммам | 76/2 | 51, 52, 55 |
2. | Предъявлены претензии поставщикам при оприходовании ТМЦ | 76/2 | 60 |
3. | Отражены суммы штрафов, пеней, неустоек, предъявленных другим организациям за несоблюдение договорных обязательств, а также положительные курсовые разницы | 76/2 | 91 |
4. | Предъявлены претензии по выявленным несоответствиям цен, тарифов, ошибкам в счетах (после акцепта) на поступившие ТМЦ и выполненные работы | 76/2 | 08, 10 и др. |
5. | Отражены суммы неудовлетворенных претензий | 08,10,41, 51 и др. | 76/2 |
6. | Списаны предъявленные претензии по истечении срока исковой давности, а также сумм штрафов, неустоек, не признанных арбитражем | 91 | 76/2 |
Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которых составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 76 обособленно.
При выдаче заработной платы в марте 2007 г. Иванова К.П. лежала в больнице, по причине чего не имела физической возможности в установленные сроки получить заработную плату, поэтому в бухгалтерском учете НОО ВОИ были сделаны следующие бухгалтерские записи:
10. Депонирована сумма заработной платы Ивановой К.П.
Дебет счета 76/3 Кредит счета 70
2) Получена депонированная заработная плата Ивановой К.П. при выходе на работу
Дебет счета 50 Кредит счета 76/3.
Учет продаж
В НОО «ВОИ» операции по продажам отражаются кассовым методом. Бухгалтерия делает следующие записи:
Дебет 90 – Кредит 43 – списана продукция по фактической с/с
Дебет 62 Кредит 90 – выручка по договорной цене
Дебет 90 Кредит 46 – сумма НДС отложена
Дебет 50 Кредит 62 – сумма оплаты
Дебет 76 Кредит 68 – сумма НДС начислена
Дебет 68 Кредит 51 – сумма НДС перечислена в бюджет
Дебет 90 Кредит 44 – расходы на продажу
Дебет 90 Кредит 99 – отражена прибыль
Учет расходов на продажу ведется на счете 44 «Расходы на продажу». По дебету счета 44 накапливаются суммы произведенных расходов с кредита материальных, расчетных и денежных счетов.
Дебет 44 – Кредит 10 – учтена стоимость израсходованных на упаковку материалов
Дебет 44 – Кредит 23 – учтены расходы вспомогательного производства по доставке продукции
В конце месяца расходы на продажу списываются на себестоимость проданной продукции.
Учёт затрат на оплату труда и расчётов с персоналом
В трудовом кодексе РФ редакция от 28.02.08 выяснили что работника обеспечивают своевременной справедливой выданной в полном размере з/пл не ниже установленного ФЗ минимального размера оплаты труда. В статье 131 НК ред от 17.05.07 утверждено, что работникам, вызываемым в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы.
В НОО «ВОИ» следующие формы оплаты труда: сдельная: премиальная, сдельно-прогрессивная, повременная.
Учет использования рабочего времени ведется в табеле учета рабочего времени. Он необходим для обеспечения своевременной явки на работу, отражения не явившихся и опоздавших, контроля за своевременным уходом. Начисление з/пл: сверхурочное, ночное время, праздничные дни, выходные, за количество произведенной продукции, уход за коровами, разрыв рабочего дня, премия за превышения плана надоя молока, переработанное время, расширения зоны обслуживания и др.
На изучаемом предприятии СЧР рассчитывается следующим образом для постоянного числа работников:
– на каждый день записывается численность работников
– подчитывается численность с нарастающим итогом
– делится на количество дней в месяце
– выводится СЧР постоянных.
Расчет СЧР временной: учитываются ч/ч и делятся на норму часов в месяц.
СЧР за месяц = СЧР постоянных работников + СЧР временных работников.
Расчет отпускных на «СПК Коммунар» происходит следующим образом. Для начисления отпускных из аналитического учета бухгалтер берет з/пл за 12 месяцев предшествующих отпуску – эту сумму делят на 12 и получают средне месячную з/пл. затем ее делят на 29.4 и получают однодневную з/пл. определяем сумму отпускных умножаем на количество дней в отпуске (28) и получаем сумму отпускных.
На предприятии делаются следующие записи:
Дебет 20,23,25,26 – 70 – начислена сумма отпускных за текущий месяц.
Отпускные приходящиеся на последующие месяцы относят в начале на расходы будущих периодов в дебет счета 97
Дебет 97 – Кредит 70 – начислена сумма отпускных приходящиеся на последующие месяцы.
А затем при наступлении соответствующего месяца эту часть отпускных переносят со счета 97 «Расходы будущих периодов» в дебет счетов по учету текущих затрат:
Дебет 20,23,25,26 – Кредит 97 – отражена сумма отпускных приходящихся на последующие учетные периоды при наступлении соответствующего месяца.
Расчет пособий по временной нетрудоспособности. Зв дни болезни или по больничным листам з/пл начисляется в зависимости от стажа работы. При стаже работы до 5 лет – 60%, от 5–8 лет 80%, свыше 8 лет – 100%. Однако сумма начислений по больничным листам за 1 месяц не должна превышать 15 тыс. руб., первые 2 дня болезни НОО «ВОИ» оплачивает за счет собственных средств:
Дебет 20,23,25,26 – Кредит 70
Остальные дни за счет средств ФСС:
Дебет 69 – Кредит 70.
Примеры документов по учету оплаты труда представлены в приложении.
Учёт затрат на производство продукции
Согласно ПБУ 10/99 расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции группируются по элементам:
1. Материальные затраты
2. Затраты на оплату труда
3. Отчисления на социальные нужды
4. Амортизация
5. Прочие затраты
По способу отнесения на себестоимость продукции все затраты организации делятся на прямые и косвенные.
Для учета прямых затрат в НОО «ВОИ» предназначен счет 20 «Основное производство», для учета косвенных – счета 25 «Общепроизводственные» и 26 «Общехозяйственные расходы».
Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет 20 «Основное производство» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др.
С целью калькуляции себестоимости единицы продукции, прямые расходы необходимо распределять между видами продукции и учитывать на отдельных субсчетах к счету 20.
Расходы вспомогательных производств списываются на счет 20 с кредита счета 23 «Вспомогательные производства». Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства, списываются на счет 20 со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Потери от брака списываются на счет 20 с кредита счета 28 «Брак в производстве».
По кредиту счета 20 отражаются суммы фактической себестоимости продукции, выполненных работ и услуг. Остаток по счету 20 на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.
Дебет 20 – Кредит 10 – списаны материалы, израсходованные в производств
Дебет 20 – Кредит 70 – начислена зарплата работникам основного производства
Дебет 20 – Кредит 02 – начислена амортизация основных средств, используемых в основном производстве
Дебет 20 – Кредит 60, 71, 76 – учтены прочие расходы, связанные с производством продукции
Учёт заемных средств и целевого финансирования
Для пополнения своих оборотных средств, а также для приобретения внеоборотных средств предприятие может получать кредиты и займы.
Кредиты должны:
1. носить целевой характер,
2. выдаваться на определенный срок,
3. являются возвратными,
4. выдаваться на платной основе.
Кредиты могут быть краткосрочными (до 1 года), долгосрочными (свыше 1 года).
Получение кредита, а также порядок погашения определяется кредитным договором между банком и предприятием, в кредитном договоре указывается целевое назначение, сумма кредита, срок кредита, обеспечение кредита, также указывается порядок и сроки погашения кредита.
В состав затрат связанных с получением кредита и займа включается сумма процента, начисление процентов по полученным кредитам и займам производится в соответствии с порядком установленным договором. В НОО «ВОИ» для учета краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов предусмотрены счета 66,67.
Для учета предусмотрены следующие записи:
Дебет 51 – Кредит 66 – зачислена сумма краткосрочного кредита на расчетный счет;
Дебет 60 Кредит 66,67 – произведена оплата поставщикам за счет ссуды банка в погашение кредита;
Дебет 66,67 Кредит 50 – сдана выручка из кассы предприятия в погашение краткосрочного или долгосрочного кредита;
Дебет 66,67 Кредит 51 – погашен краткосрочный или долгосрочный кредит с расчетного счета.
За пользование кредитом в соответствии с кредитным договором ОАО ВПП «Прогресс» платит проценты:
Дебет 91 Кредит 66, 67 – начислены проценты за пользование краткосрочной, долгосрочной ссудой.
Дебет 66, 67 Кредит 51 – перечислены проценты с расчетного счета.
Составление периодической и годовой отчетности
Бухгалтерская отчетность состоит из баланса и отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записи, аудиторского заключения. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении НОО «ВОИ», финансовых результатах, его деятельности и изменениях в финансовом положении. Срок сдачи – 20 число следующее за отчетным периодом. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем НОО «ВОИ» и главным бухгалтером.
Нормативное обеспечение: Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 №49 утверждены Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
1. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
2. Проведение инвентаризации обязательно:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности
Письмо от 18 декабря 2006 г. №14–05–13/1 О СОСТАВЛЕНИИ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2006 ГОД ПО ФОРМЕ 14. В целях правильного составления и своевременного представления отчетности за 2006 год по форме 14 «Отчет о расходах и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления», утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2005 года №70н «Об утверждении формы отчетности о расходах и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и Инструкции о порядке составления и представления отчетов о расходах и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления», Министерство финансов Российской Федерации направляет уточненный Справочник разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов для заполнения формы 14 (не приводится).
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО ПИСЬМО от 18 декабря 2007 г. №42–7.1–15/2.4–418 ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГОДОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ГЛАВНЫМИ РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2007 ГОД.
Одновременно с этим главные распорядители средств федерального бюджета в составе годовой отчетности представляют Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета (ф. 0521298) с пояснительной запиской в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 июля 2005 г. №84н «Об утверждении порядка составления и представления сведений об исполнении судебных решений по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета и сводных сведений об исполнении судебных решений по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета».
Взаимосвязь данных бухгалтерского баланса с другими формами отчета:
Остатки материальных средств в балансе должны совпадать с суммой остатков в журнале-ордере 10. По основным средствам – стоимость в балансе должна совпадать со стоимостью в карточках учета основных средств. При расчетах с поставщиками и подрядчиками сумма в журнале-ордере №6 и баланс должны совпадать. Данные последнего кассового отчета совпадают с остатками денег в кассе и с балансом.
Выводы и предложения
Проходя производственную практику в НОО «ВОИ» я сделала выводы по ведению бухгалтерского учета, и на основе этого хотелось бы внести свои предложения.
Ревизия кассы проводится ежемесячно. Нарушений не обнаружено.
Желательно было бы внести изменения в учетную политику согласно последних постановлений правительства. Необходимо применять формы документов в соответствии с последним требованиями (согласно перечня).
По итогам написания отчета по производственной практике предлагается совершенствование учета в НОО «ВОИ»
Так как на НОО «ВОИ» существует график документооборота, это позволяет систематизировать своевременную сдачу отчетов. В связи с тем, что на предприятии выявлены случаи хищения имущества во время проведения инвентаризации, можно предложить проводить инвентаризацию каждые полгода с целью предотвращения подобных ситуаций.
Следует отметить, что в НОО «ВОИ» используется программа 1-С: Бухгалтерия. «1С: Бухгалтерия» – универсальная бухгалтерская программа, применяемая при ведении как простого, так и двойного учета. За счет полной настраиваемости она успешно используется на промышленных предприятиях, в малых организациях, в торговле, бюджетных организациях и т.п. Программа построена по инициативе «от простого – к сложному». Основным документом для всех современных бухгалтерских программ, в том числе и программ «1С: Бухгалтерия», является Журнал операций. Программа способна работать при любых изменениях, вызванных законодательством. Бухгалтер может и сам вносить коррективы в План Счетов, схемы проводок, перечень объектов аналитического учета, формы документов и регистров.
С помощью автоматизации учета НОО «ВОИ» добивается автоматизации в учете, кроме этого можно вести постоянный контроль за наличием и движением основных средств, МПЗ, денежных средств, готовой продукции. Повышается качество ведения учета и получения отчетности.