Отчет по практике: Исследование реализации районной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Азовском районе" на 2007-2010 годы
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в районе. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан позволит сформировать экономически активный слой населения.
В Азовском районе отмечается снижение рождаемости. Важнейшим фактором снижения рождаемости является низкий уровень условий проживания абсолютного большинства молодых семей. В соответствии с результатами социологического опроса среди молодежи:
18 процентов - снимают жилье, 2 - живут в общежитии, 10 - имеют собственное жилье, 70 - живут с родителями.
Количество разводов составляет более 700 на 1000 заключенных браков. В связи с этим для улучшения демографической ситуации в Азовском районе необходимо обеспечить создание условий для решения жилищных проблем молодых семей.
Вопрос обеспечения жильем молодых семей приобретает особую актуальность в связи с тем, что по данным статистических наблюдений, 80 процентов детей рождается у родителей в возрасте до 30 лет.
Жилищные проблемы оказывают отрицательное влияние на поведение современной молодежи и ее ценностные ориентиры: молодые люди не спешат создавать семьи, официально оформлять свои отношения.
Из-за невозможности реализовать свои потребности в одной из ключевых сфер жизни - в решении собственной жилищной проблемы - среди молодежи растет социальная апатия, инфантилизм, снижается общественно-политическая активность.
По оценкам социологического исследования «Молодежь Дона (2000-2003 годы)», в Ростовской области проживает более 60 тысяч молодых семей, из которых более 80 процентов нуждаются в улучшении жилищных условий. В Азовском районе проживает более 3500 молодых семей и большая часть из них не имеет собственного жилья.
По информации органов жилищного учета, в Азовском районе на 1 июня 2006 года на жилищном (квартирном) учете состоят менее 10 молодых семей, что демонстрирует недоверие молодых людей к органам власти, отсутствие реальных перспектив в решении проблем с жильем.
Реализация Программы позволит определить:
· долю молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального, областного и местного бюджетов, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
· долю оплаченных свидетельств на приобретение жилья в общем количестве свидетельств на приобретение жилья, выданных молодым семьям.
Программа наряду с ориентацией на потребности молодой семьи, как социально незащищенной группы населения, делает новый акцент на решение жилищных проблем значительной части работающей молодежи, располагающей определенным стабильным доходом и желающей улучшить свои жилищные условия.
2.1.3 Основные цели и задачи Программы
Программа направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья, в том числе в предоставлении средств на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
Основной целью Программы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Участником Программы может быть молодая семья, возраст обоих супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья).
Для целей Программы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи:
· поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года;
· признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, при этом признание молодой семьи в качестве малоимущей не производится.
Основными задачами Программы являются:
· предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
· создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Основными принципами реализации Программы являются:
· добровольность участия в Программе молодых семей;
· признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального, областного и местных бюджетов для улучшения жилищных условий в рамках Программы только один раз.
Условиями прекращения реализации Программы являются досрочное достижение целей и задач Программы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.
2.1.4 Система программных мероприятий
Сроки реализации Программы - 2006-2010 годы.
На первом этапе (2006-2007 годы) будут осуществляться:
· разработка необходимых правовых, финансовых и организационных механизмов реализации Программы;
· мониторинг реализации Программы.
На втором этапе (2008-2010 годы) намечается:
· совершенствование и развитие созданных на первом этапе механизмов реализации Программы;
· уточнение перечня (состава) мероприятий Программы с учетом степени их выполнения и хода реализации Программы в муниципальных образованиях и его корректировка;
· привлечение значительного количества инвестиционных ресурсов граждан.
Реализация Программы осуществляется через систему программных мероприятий (таблица 1) в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» по следующим направлениям:
· финансовое обеспечение реализации Программы;
· организационные мероприятия Программы.
Финансовое обеспечение реализации Программы предусматривает предоставление субсидий молодым семьям, включенным в программу.
Организационные мероприятия на районном уровне предусматривают:
· формирование единой информационной базы данных о молодых семьях, участвующих в Программе;
· ежегодное определение объема средств, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий Программы;
· формирование и направление заявок для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы;
· ежегодное определение объема средств, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий Программы;
· выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья (далее - свидетельство) исходя из объемов финансирования, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, а также объемов софинансирования за счет средств областного и федерального бюджетов.
· осуществление контроля за реализацией Программы;
· освещение целей и задач Программы в средствах массовой информации;
· проведение мониторинга реализации Программы на районном уровне.
Организационные мероприятия на уровне сельских поселений предусматривают:
· признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
· формирование списков молодых семей для участия в Программе.
2.1.5 Ресурсное обеспечение Программы
Основными источниками финансирования Программы являются:
· средства федерального бюджета (софинансирование мероприятий Программы);
· средства областного бюджета;
· средства районного бюджета.
·
Таблица 1 Объемы финансирования программы по источникам и годам
Источники финансирования |
2006-2010 гг. Всего |
В том числе | ||||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | ||
Федеральный бюджет (прогноз) |
151,5 млн. руб. |
11,5 млн. руб. |
16,7 млн. руб. |
33,3 млн. руб. |
40,0 млн. руб. |
50,0 млн. руб. |
Областной бюджет | 454,5 млн. руб. |
34,5 млн. руб. |
50,0 млн. руб. |
100,0 млн. руб. |
120 млн. руб. |
150,0 млн. руб. |
Районный бюджет (прогноз) |
800,0 тыс. руб. |
- |
200,0 тыс. руб. |
200,0 тыс. руб. |
200,0 тыс. руб. |
200,0 тыс. руб. |
Средства местного бюджета, уточненные объемы и направления финансирования мероприятий Программы определяются нормативными правовыми актами Азовского районного Собрания депутатов.
2.1.6 Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья (далее социальная выплата).
Размер социальной выплаты составляет:
· 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья (10 процентов - софинансирование за счет средств федерального бюджета, 25 процентов - за счет средств областного бюджета, 3 процента – софинансирование за счет средств районного бюджета) - для молодых семей, не имеющих детей;
· 45 процентов расчетной (средней) стоимости жилья (10 процентов - софинансирование за счет средств федерального бюджета, 30 процентов - за счет средств областного бюджета, 5 процентов – софинансирование за счет средств районного бюджета) - для молодых семей, имеющих 1 и более детей.
Молодой семье - участнице Программы при рождении (усыновлении) 1 ребенка предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств областного бюджета в размере 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения (созданием объекта индивидуального жилищного строительства), в порядке, определяемом Администрацией Ростовской области.
Социальные выплаты молодым семьям предоставляются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
2.1.7 Контроль за реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется Азовским районным Собранием депутатов, Администрацией Азовского района, финансовым отделом районной администрации.
Сельские поселения в период ее реализации представляют в администрацию Азовского района ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, материалы о ходе реализации и эффективности использования финансовых средств по установленной форме.
Отчет о реализации Программы в соответствующем году должен содержать:
· общий объем фактически произведенных расходов;
· перечень завершенных в течение года мероприятий Программы;
· перечень не завершенных в течение года мероприятий Программы и процент их незавершения;
· анализ причин несвоевременного завершения программных мероприятий;
· предложения о привлечении дополнительных источников финансирования и иных способов достижения программных целей либо о прекращении дальнейшей реализации Программы.
Отчет о реализации Программы подлежит утверждению Азовским районным Собранием депутатов.
2.1.8 Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы и использования выделенных на нее средств обеспечивается за счет:
· исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
· прозрачности использования бюджетных средств;
· адресного предоставления бюджетных средств;
· привлечения молодыми семьями собственных, кредитных и заемных средств для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Оценка эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей осуществляется на основе следующих индикаторов: