Лабораторная работа: Исследование рынка услуг по разработке веб-сайтов
Рис. 2
Итак, видно, что в четверти случаев разрабатывается закрытая система, в остальных же, хоть и является открытой, в большинстве случаев понятна только опытному мастеру.
Стоимость разработки
Как уже было обозначено выше, стоимость разработки оценивалась относительно конкретного описания проекта. Разумеется, в ряде случаев разработчиками давались лишь приблизительные параметры цены, но, тем не менее, эти данные гораздо ближе к реальности, чем оценка абстрактного «среднего сайта».
Обработка полученных данных проводилась следующим образом. Все объявленные цены были распределены по шкале с шагом в 10.000 руб., после чего была проведена оценка получившихся естественным образом «областей скопления». В итоге были выделены следующие основные ценовые диапазоны, по которым распределилась оценка стоимости разработки предложенного проекта:
до 10.000 руб.
от 11.000 до 30.000 руб.
от 31.000 до 50.000 руб.
от 51.000 до 90.000 руб.
от 91.000 до 150.000 руб.
от 151.000 до 210.000 руб.
от 211.000 до 310.000 руб.
от 311.000 до 410.000 руб.
от 411.000 до 510.000 руб.
свыше 510.000 руб.
Средняя цена составила 120.471 рубль 30 копеек.
Итак, наиболее часто встречаются предложения от 50 до 150 тысяч рублей, причем, предложений становится тем меньше, чем больше разница от средней цены.
Известно, что цена всего проекта зависит от CMS, использованной при разработке. Если она является бесплатной, то в цену включается только программирование, дизайн и т.п. Если же за неё приходится платить третьей стороне, то это неизбежно ведет к увеличению стоимости всего проекта. Аналогичная ситуация и с внутренними CMS: разработчик берет плату не только за сам сайт, но и за CMS.
Таким образом, разработка сайта на базе внутренней CMS является самой дорогой, но чаще всего может лучше удовлетворить требования заказчика в связи с тем, что, имея полный доступ к изменению системы управления сайтами, может более гибко подойти к выполнению заказа.
Доля программирования в стоимости проекта
При формировании запроса на разработку сайта было сделано замечание о том, что дизайн для сайта уже готов (то есть осталась только разработка кода сайта), но возможна передача всей работы (включая дизайн) в «одни руки». Таким образом, мы получали заявки, в которых была указана стоимость всего проекта в целом и цена программирования отдельно. Выделение е в отдельную категорию позволило также оценить его долю в общей стоимости проекта (по вертикальной оси отражено количество ответов в процентах, по горизонтали – доля программирования в общей цене, в процентах) (рис.3):
Рис .3
Как видно из графика, наибольшее число фирм уделяет программированию от 60 до 80 процентов стоимости.
Сроки разработки
Оценка общего срока исполнения предложенного проекта дала следующие результаты (рис. 4):
Рис. 4
Чаще всего разработка корпоративного сайта занимает 1 – 1,5 месяца, причем, явно заметна тенденция увеличения сроков при увеличении стоимости проекта.
Итак, мы исследовали рынок услуг веб-разработки и получили следующие результаты. В Москве он развит достаточно хорошо. Ответы на наш запрос были даны достаточно быстро – в основном в пределах двух недель – и содержали исчерпывающую информацию по нашему запросу, включая презентации самих фирм и примеры созданных ими сайтов. Фирмы применяли различные маркетинговые решения, среди которых встречались как достаточно удачные, способные привлечь внимание потребителей, так и отталкивающие, навязчивые предложения и телефонные звонки. Но большинство откликов были нейтральными в этом отношении.
Что касается самого сайта, подробное разъяснение требований все же вызвало множество вопросов, что свидетельствует о глубокой заинтересованности разработчиков в создании максимально приемлемого для нас сайта.
Исследование цен проекта привело к следующим результатам. Были предложены цены от 8 до 550 тысяч рублей. Они зависели от качества предполагаемого сайта и авторитета студии. Наибольшее количество веб-студий занимает Эконом и Бизнес-сектор (ценовая категория от 51 до 210 тысяч рублей). Средняя цена проекта составила 120 471 рубль 30 копеек. Цены в 65% случаев колеблются от 51 до 150 тысяч рублей за проект.
Исследование структуры ценообразования привели к следующим выводам. Наиболее сложным этапом разработки корпоративного сайта является программирование, о чем свидетельствует выделяемая ему высокая доля стоимости проекта. Следовательно, полная разработка дизайна желаемого сайта не рациональна с точки зрения стоимости и удобства программирования. Нужно лишь дать рекомендации о предпочтении цвета, функционала и структуры.
Что касается использования систем управления сайтами (CMS), большинство фирм используют собственную систему. Из коммерческих CMS наиболее популярной является 1С-Bitrix. Значительно меньшим спросом пользуются NetCat и UMI.CMS, а также бесплатные Joomla и другие. На основе этого мы выделили 3 категории: внутренние, 1С-Bitrix, и прочие, включая как платные, так и бесплатные CMS. Стоимость разработки на основе внутренних CMS больше, по сравнению с остальными. Это связано с дополнительными издержками на разработку собственной системы управления. С другой стороны, это позволяет более гибко подойти к исполнению заказа. Разработка же на основе 1C-Bitrix позволяет снизить цену проекта, а так же делает возможным редактирование сайта другими веб-студиями, работающими на этой же CMS. Более дешевые или бесплатные системы управления сайтами позволяют ещё больше снизить цену, однако это сказывается на качестве сайта.
Использование CMS тесно связано с возможностью редактирования сайта после его запуска. 75% фирм поставляют открытый код, но 55% утверждают, что разобраться в нем может лишь опытный программист. Остальные 25% вообще не раскрывают программного кода сайта. В данном аспекте фирмы используют разные стратегии поведения: 20% фирм привлекают заказчиков доступностью редактирования сайта, остальные же пытаются в той или иной форме удержать клиентов, ссылаясь на то, что редактирование сайта может осуществлять лишь их фирма.
Рассмотрение сроков производственного процесса дали весьма варьирующиеся результаты. Время, требуемое для разработки сайта различными студиями колебалось от нескольких дней до четырех месяцев в зависимости от сложности и стоимости работ и от каждой отдельной фирмы. Любопытно, что в общей совокупности сроки и цена работ находятся в хорошо прослеживающейся прямой зависимости, так как чем качественнее и сложнее работа, тем больше времени требуется на е реализацию. Однако, в рамках конкретной фирмы цена проекта снижается при увеличении сроков (то есть зависимость обратная).
Список использованных источников
1. «CMS Magazine» URL: http://www.cmsmagazine.ru/creators/.
2. CMSlist [Интернет-ресурс] URL: http://cmslist.ru/.
3. Беляевский И.К. «Маркетинговое исследование»/ Электронное издание/ URL: http://www.koob.ru/belyaevskiy_i/marketingovoe_ issledovanie.
4. Интернет-ресурс Ipname URL: http://www.ipname.ru/article/ipname/.
5. Малхотра, Нэреш К. «Маркетинговые исследования. Практическое руководство»/ Электронное издание/ URL: http:// www.ecsocman.edu.ru/db/msg/26588.html.
6. Школа интернет-профессионалов. [Интернет-ресурс] URL: http://www.inetprofy.ru/component/ content/article/8-2009-07-28-22-11-22/73-2009-08-08-15-10-28.html.
Приложение 1
Описание структуры сайта, предлагавшегося для оценки, разработанная Михаилом Григорьевичем Хвостовым, директором ООО «Русские лакомства»
ОПИСАНИЕ САЙТА
Функции, необходимые на сайте:
Публикация новостей и фотоотчетов
Обновление ассортимента – удаление, добавление и редактирование позиций.
Подписка/отписка пользователей на рассылку новостей и прайс-листов.
Осуществление рассылки новостей и прайс-листов по списку партнеров, подписавшихся на рассылку.
Рассылку осуществляет сотрудник, ответственный за работу сайта – составление текста письма, прикрепление прайс-листа, отправка.
Ведение диалога с партнерами через функцию «обратной связи» - персональная лента вопросов и ответов для каждого зарегистрированного партнера.
Структура:
Главная
Новости
События
Фотоотчеты
Акции, специальные предложения
Ассортимент
Категория 1
Категория 2
Категория 8
О компании
Контакты
Партнерам (закрытый раздел)
Новости
Подписка на прайс-лист и новости
Поддержка (обратная связь)
Описания разделов:
Главная. Титульная страница сайта. На ней располагаются элементы оформления (фото ассортимента), новости (три последние), информация о действующих специальных предложениях и форма авторизации для партнеров.
Новости. Публикация различных новостей, связанных с компанией. Рекламные мероприятия и акции, участие в выставках. Формат – заголовок, краткий анонс, ссылка на полный текст (на отдельной странице).
Разбиение на страницы, на одной странице – 10 новостей.
Подраздел «Фотоотчеты». Публикация фотографий с выставок и каких-либо иных мероприятий. Группировка фотографий по событию (альбомы), разбиение на страницы, на одной странице – девять альбомов. При входе в альбом открывается страница с уменьшенными изображениями, при клике на них в новом окне открывается полная фотография.
Подраздел «Акции, специальные предложения». Аналогично «Новостям».
Ассортимент. Ассортимент, разбитый на категории. Всего 8 категорий, в каждой категории – различное количество позиций, от 12 до 41. На корневой странице раздела отображается перечень категорий в формате: маленькая картинка, название категории ссылкой.
В категории отображаются все позиции (без разбиения на страницы) в формате: Маленькое изображение, Название, Цена, ссылка на подробное описание позиции.
При переходе по ссылке открывается подробное описание в формате: Крупное изображение, Название, Цена, Описание.
О компании. Текст о компании – год основания, история, достижения, награды, фото.
Контакты. Контакты, описание маршрута до офиса и склада, схема проезда.
Партнерам. Скрытый раздел, доступный только партнерам. Доступ – только дилерам, подписавшим дилерское соглашение, информация о них на сайт добавляется нашим менеджером-координатором. На корневой странице раздела отображаются последние новости (5 новостей), обсуждаемые в настоящий момент темы форума и баннер, приглашающий подписаться на рассылку прайс-листов и новостей.
Подраздел «Новости». Аналогично «Новостям».
Подраздел «Подписка на прайс-лист и новости». Описание рассылки и кнопка «подписаться». Если пользователь уже подписан – кнопка меняется на «Отписаться».
Поддержка (обратная связь). Раздел, где пользователь может задать вопросы представителям компании (по продукции, условиям, состоянию заказа, документам и пр.) Отображается список уже существующих тем и кнопка «Создать запрос». В рамках запроса может вестись диалог – сотрудник дает ответ, партнер может задать уточняющие вопросы, сотрудник опять ответит и т.д.
Приблизительные цены разработки сайта для ООО «Русские Лакомства», оценка уровня маркетинговой компетенции и предпочтения в использовании CMS для каждой студии
№ | Студия | Цена, руб. | Оценка уровня маркетинговой компетенции | CMS | Доля программирования,% | Срок выполнения, нед. |
1. | Быстро-Сайт | 8000 | Высокий | Joomla | 95 | 1 |
2. | SAM-SITE | 12000 | Нейтральный | UMI.CMS | 81 | 3 |
3. | ООО «ПРОНА» | 15000 | Нейтральный | Прочие | 73 | 2 |
4. | WebPro | 28000 | Отрицательный | Прочие | 79 | 3 |
5. | «Smart Internet» | 33000 | Нейтральный | Joomla | 93 | 4 |
6. | Рунетика | 33000 | Нейтральный | UMI.CMS | 85 | 3 |
7. | Infoday Media Ltd. | 35000 | Нейтральный | 1C-Bitrix | 65 | 2 |
8. | ЗАО ОВИОНТ | 40000 | Нейтральный | Прочие | 49 | 3 |
9. | Студия Кононова | 43000 | Высокий | Прочие | 70 | 3 |
10. | NEOR | 44000 | Нейтральный | NetCat | 73 | 4 |
11. | I-vI | 45000 | Отрицательный | Прочие | 84 | 4 |
12. | Студия дизайна WebSYS | 45000 | Нейтральный | Прочие | 51 | 3 |
13. | Dogma | 45000 | Отрицательный | Внутренняя | 61 | 2 |
14. | MediaAdvice | 54000 | Нейтральный | 1C-Bitrix | 77 | 3 |
15. | ПланетАрт | 55000 | Высокий | Внутренняя | 73 | 4 |
16. | МаксМедиа | 55000 | Нейтральный | 1C-Bitrix | 67 | 4 |
17. | HI-TECH.RU | 60000 | Нейтральный | Внутренняя | 77 | 4 |
18. | СайтЛидер | 60000 | Высокий | 1C-Bitrix | 60 | 3 |
19. | Метамакс | 60000 | Нейтральный | Внутренняя | 63 | 5 |
20. | Иннова-Медиа | 60000 | Нейтральный | 1C-Bitrix | 69 | 5 |
21. | GREEN SKY | 60000 | Высокий | 1C-Bitrix | 71 | 4 |
22. | MadeInWeb | 60000 | Нейтральный | 1C-Bitrix | 65 | 3 |
23. | АВРО-БУС | 60000 | Нейтральный | Внутренняя | 66 | 4 |
24. | Март | 62000 | Нейтральный | 1C-Bitrix | 60 | 4 |
25. | Decafe | 65000 | Нейтральный | 1C-Bitrix | 72 | 5 |
26. | AVIM | 65000 | Нейтральный | Внутренняя | 79 | 4 |
27. | ЛИН-АРТ | 70000 | Нейтральный | 1C-Bitrix | 67 | 5 |
28. | XQ design | 70000 | Нейтральный | Внутренняя | 66 | 4 |
29. | Сайтсофт | 70000 | Нейтральный | Внутренняя | 77 | 4 |
30. | E-TIME | 70000 | Высокий | 1C-Bitrix | 62 | 5 |
31. | R2A | 71000 | Нейтральный | 1C-Bitrix | 78 | 4 |
32. | Stars Interactive | 73000 | Нейтральный | NetCat | 73 | 4 |
33. | IT Сфера | 75000 | Нейтральный | 1C-Bitrix | 70 | 4 |
34. | C.G.Studio | 76000 | Нейтральный | Внутренняя | 63 | 6 |
35. | Logic Systems | 80000 | Нейтральный | Внутренняя | 74 | 4 |
36. | Web-House | 80000 | Нейтральный | 1C-Bitrix | 60 | 4 |
37. | КЛиК | 80000 | Нейтральный | 1C-Bitrix | 64 | 6 |
38. | DiViER | 80000 | Высокий | 1C-Bitrix | 65 | 5 |
39. | Port80 | 80000 | Нейтральный | 1C-Bitrix | 61 | 5 |
40. | OptimPro | 82000 | Высокий | NetCat | 71 | 4 |
41. | AGIMA | 85000 | Высокий | 1C-Bitrix | 68 | 4 |
42. | ТАНАИС | 85000 | Нейтральный | Внутренняя | 75 | 5 |
43. | Venta | 88000 | Нейтральный | 1C-Bitrix | 73 | 4 |
44. | Создатель | 90000 | Нейтральный | 1C-Bitrix | 67 | 5 |
45. | OnPay.ru | 100000 | Высокий | Внутренняя | 77 | 6 |
46. | Red Keds | 100000 | Высокий | Внутренняя | 60 | 5 |
47. | Nsign | 100000 | Высокий | 1C-Bitrix | 53 | 5 |
48. | i-Media | 100000 | Нейтральный | Внутренняя | 69 | 7 |
49. | Studio oneTOUCH | 103000 | Нейтральный | Внутренняя | 71 | 5 |
50. | N1 | 104000 | Нейтральный | 1C-Bitrix | 65 | 8 |
51. | Орбсофт | 105000 | Нейтральный | Внутренняя | 69 | 6 |
52. | Dot | 105000 | Высокий | Внутренняя | 56 | 5 |
53. | J-Vista | 110000 | Высокий | 1C-Bitrix | 69 | 7 |
54. | Текарт | 110000 | Высокий | Внутренняя | 48 | 5 |
55. | ОСГ | 115000 | Высокий | 1C-Bitrix | 59 | 5 |
56. | FlyNet | 120000 | Нейтральный | 1C-Bitrix | 61 | 6 |
57. | FIRON | 124000 | Нейтральный | 1C-Bitrix | 61 | 5 |
58. | ООО Целевое | 124000 | Нейтральный | 1C-Bitrix | 74 | 8 |
59. | Joomla.ru | 125000 | Нейтральный | Внутренняя | 64 | 6 |
60. | ITECH.group | 130000 | Высокий | 1C-Bitrix | 54 | 6 |
61. | Интернет маркетинг | 130000 | Нейтральный | Внутренняя | 65 | 5 |
62. | Exiterra | 135000 | Высокий | 1C-Bitrix | 49 | 6 |
63. | Abisoft | 137000 | Высокий | Внутренняя | 70 | 7 |
64. | Eggo | 138000 | Высокий | Внутренняя | 73 | 5 |
65. | Jeton | 138000 | Нейтральный | 1C-Bitrix | 84 | 7 |
66. | Двасолнца | 140000 | Высокий | 1C-Bitrix | 51 | 9 |
67. | ShopOS | 140000 | Высокий | 1C-Bitrix | 61 | 6 |
68. | TELEMOST COMPANY | 141000 | Высокий | Внутренняя | 77 | 8 |
69. | Nabiev.net | 145000 | Нейтральный | 1C-Bitrix | 79 | 6 |
70. | Артус | 150000 | Нейтральный | Внутренняя | 45 | 6 |
71. | Quantum Art | 160000 | Нейтральный | 1C-Bitrix | 60 | 6 |
72. | Диогенес | 160000 | Высокий | Внутренняя | 71 | 7 |
73. | ИНТРОВЭБ | 165000 | Высокий | 1C-Bitrix | 76 | 8 |
74. | Студия «Восхождение» | 170000 | Нейтральный | Внутренняя | 73 | 6 |
75. | ADT | 175000 | Высокий | Внутренняя | 67 | 7 |
76. | КРОН | 190000 | Высокий | Внутренняя | 64 | 7 |
77. | ADLABS | 215000 | Высокий | Внутренняя | 70 | 8 |
78. | ИТ-Софт | 230000 | Высокий | Внутренняя | 63 | 8 |
79. | Actis Wunderman | 240000 | Высокий | Внутренняя | 66 | 6 |
80. | ADV | 250000 | Высокий | Внутренняя | 69 | 9 |
81. | X-Project | 295000 | Высокий | Внутренняя | 51 | 8 |
82. | Группа МАХАОН | 325000 | Высокий | Внутренняя | 65 | 7 |
83. | WebProfy | 325000 | Высокий | Внутренняя | 82 | 12 |
84. | VIPRO | 345000 | Высокий | Внутренняя | 65 | 10 |
85. | Promo Interactive | 450000 | Высокий | Внутренняя | 85 | 11 |
86. | Корпорация РБС | 460000 | Высокий | Внутренняя | 77 | 12 |
87. | РБК СОФТ | 550000 | Высокий | Внутренняя | 87 | 15 |