скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: "Зеленые", как субъект мировой политики

В результате обострение глобальной экологической проблемы в комплексе с демографическими, продовольственными, социально-экономическими трудностями, проблемой ресурсного обеспечения развития цивилизации стало для научной и общественной мысли катализатором постановки вопроса о перспективах выживания общества в условиях исчерпаемости важнейших природных ресурсов и ограниченной способности окружающей среды к нейтрализации антропогенных и техногенных воздействий. Следствием этого стала идея о необходимости перехода к принципиально иному типа развития глобального сообщества, который получил название «устойчивое развитие».

Первоначальные положения концепции устойчивого развития были разработаны Международной комиссией по окружающей среде и развитию под руководством Г.-Х. Брундтланд, созданной при ООН еще в 1983 г. В 1987 г. комиссия подготовила обширный доклад о своей работе под названием «Наше общее будущее».[14] В докладе прозвучало предупреждение, что неизбежно резкое ухудшение состояния окружающей среды в том случае, если человечество не внесет коррективы в свой образ жизни. По мнению комиссии, экономика должна удовлетворять нужды и законные желания людей, однако ее рост должен вписываться в пределы экологических возможностей планеты. Была предложена долгосрочная стратегия в области охраны окружающей среды, которая смогла бы обеспечить устойчивое развитие мировой экономики на длительный период, а также рассмотрены средства и способы, применяя которые, мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы использования природных ресурсов.

Один из важнейших выводов Конференции ООН по окружающей среде и развитию заключался в том, что модель развития, использованная небольшим числом богатых стран мира, исчерпала себя. Интенсивное наращивание в рамках этой - техногенной – модели промышленного потенциала в значительной мере за счет использования ресурсов всей планеты с нанесением огромного ущерба окружающей природной среде, при стремлении к максимизации потребления ведет к резкой дифференциации уровня жизни населения Земли, к разрушению природных условий существования человеческой цивилизации. Весьма высокий уровень потребления, достигнутый в богатых развитых странах, соседствует с невозможностью для немалой части человечества удовлетворить в полной мере свои основные, базовые, жизненные потребности - в продовольствии, медицинском обслуживании, жилье и образовании. В рамках такого развития основным показателем качества жизни де-факто признается уровень валового продукта страны на душу населения.

Кроме того, опасность ситуации заключается в постоянном территориально расширяющемся воспроизводстве данного типа развития: до сих пор, стремясь решить свои социальные и экономические проблемы, развивающиеся страны (как и страны с переходной экономикой) действуют по примеру развитых. Происходящие в развивающихся странах процессы индустриализации с неизбежностью ведут к дальнейшему росту давления на ресурсный и экологический потенциал Земли. Те государства, которые максимально приблизились к развитым или быстро движутся в этом направлении, либо почти полностью разрушили свои естественные экосистемы (например, Южная Корея, Тайвань, Мексика), либо варварски их разрушают (Бразилия, Малайзия, Таиланд).

2.2 Зеленые как самостоятельный субъект мировой политики и критерии отнесения к субъектам мировой политики

Роль экологии как важнейшего фактора мировой политики и экономики обсуждается уже без малого три десятка лет. Со времени проведения первой крупной международной конференции по окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.) формат рассмотрения этих вопросов менялся, обогащался новыми акцентами, насыщался новым содержанием. Сегодня, когда позади конференция в Рио 1992 года и принятые на ней договоренности, когда концепция устойчивого развития во многих странах из пожелания все увереннее превращается в реальность, когда "экологическое" реноме стало важной ставкой в борьбе за конкурентоспособность, когда в контексте предотвращения климатических изменений всерьез заговорили о торговле квотами на выбросы парниковых газов, а споры по экологическим стандартам тормозят многосторонние торговые переговоры, есть все основания говорить о появлении в мировой экономике своих экологических правил и норм. Равно как и с полной ответственностью утверждать, что пути разрешения самих экологических проблем прочно завязаны на мировые экономические и финансовые механизмы.

Все более отчетливо проявляется многогранный и междисциплинарный характер экологии как науки о взаимодействии природы и общества. С экологией теснейшим образом связано решение таких актуальнейших для всего человечества экономических задач, как обеспечение сырьем и минеральными ресурсами, продовольственная и энергетическая безопасность, охрана здоровья людей, развитие генетики и биотехнологий, охрана глобального климата, Мирового океана, изучение космоса, необъясненных природных катаклизмов.

Тенденции роста удельного веса информатики и знаний в мировом хозяйстве, действительно, идут полным ходом. Однако это не приводит, к девальвации значения его природно-ресурсной базы. Это относится к спросу как на важнейшие сырьевые ресурсы планеты, так и на ее так называемые экологические ресурсы, характеризующие состояние окружающей среды.

К настоящему времени из-за огромной антропогенной нагрузки ресурсный потенциал Земли подвергся значительному истощению и деградации, что усиливает спрос на еще оставшиеся и пригодные для использования основные природные ресурсы. Результаты же экспериментов с созданием их искусственных заменителей достаточно спорны и пока ставят больше вопросов, чем дают ответов - экологического, медицинского, экономического, правового, этического плана.

В последнее время развитые страны, в частности в рамках "большой восьмерки", уделяют повышенное внимание обсуждению проблематики устойчивой энергетики, использования возобновляемых источников энергии. Очевидно, что на формирование будущей структуры мировой энергетики существенное воздействие окажет и экологический фактор.

Появление новых материалов не снизило спроса на такое сырье, как древесина. Сведение тропических и бореальных лесов продолжает оставаться одной из наиболее серьезных экологических угроз нашей планете. Уже вырублено две трети лесов, существовавших на планете 8 тысяч лет.

Остается актуальной продовольственная проблема - как с точки зрения достатка продуктов питания, так и обеспечения их надлежащего качества. Первые попытки разрешить ее за счет генетически модифицированных продуктов поставили вопрос: а не безопасно ли это для здоровья человека и окружающей среды?

В конце XX века качественное состояние важнейших экологических ресурсов Земли - атмосферы, воды, почвы - оказалось под воздействием таких экологических опасностей, как выбросы углекислого газа, скопление токсичных отходов, переизбыток нитратов, распространение стойких органических загрязнителей.

В ряде регионов планеты крайне обострились проблемы обеспечения питьевой водой. Причем они характерны не только для засушливых районов Африки и Азии, но и для Европы, где чистая, качественная вода становится редкостью и продается в расфасованном виде.

В качестве богатейшей и пока не исследованной альтернативной ресурсной кладовой учеными рассматривается Мировой океан, но и он сегодня сталкивается с серьезными угрозами загрязнения - на 80 процентов из наземных источников.

Связанные с состоянием окружающей среды и природными факторами так называемые "мягкие" угрозы сегодня не менее значительны, чем силовые, и начинают оказывать возрастающее влияние на расстановку сил в мире, вероятность возникновения войн и конфликтов в отдельных регионах, стабильность государственных режимов в отдельных странах. В качестве факторов международной стабильности исследуется не только доступ к основным природным ресурсам, но и количество выпадаемых осадков, наступление пустынь и наличие пахотной земли, заболеваемость по экологическим причинам и обусловленная экологическими факторами миграция населения, стихийные природные явления и катаклизмы, наносящие человечеству огромный экономический ущерб.

В настоящее время группа ученых ведущих американских университетов при поддержке авторитетной неправительственной организации - Всемирного экономического форума, начала разработку "индекса экологической устойчивости", который призван стать важным показателем международной конкурентоспособности страны. Выбранные для этого 22 критерия сгруппированы по пяти основным разделам: состояние экосистем, степень антропогенной нагрузки на природу, зависимость состояния здоровья людей и качества продуктов питания от экологических факторов, способность общества и имеющихся в нем институтов проводить эффективную природоохранную политику, активность страны в решении глобальных и трансграничных экологических проблем.

Набирающая темпы глобализация мировой экономики вызвала новый виток дискуссий о необходимости переориентации стратегий экономического развития. Важным компонентом "глобализации с человеческим лицом" стало условие сохранения и разумного использования природных ресурсов, необходимых для здоровой и полноценной жизни каждого человека.

Из всех экологических вызовов по степени их влияния на современное мировое хозяйство проблема климатических изменений по праву занимает первое место. Подписанный в 1997 году Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН 1992 года об изменении климата определил количественные обязательства стран-участниц по ограничению или сокращению выбросов парниковых газов, указанных в приложении к протоколу, на период с 2008 по 2012 год. С вступлением протокола в силу принятие международных обязательств по ограничению таких выбросов означает ряд принципиальных и весьма болезненных решений для многих стран-участниц, потребует перестройки всей структуры экономики, обновления технологической базы промышленности, транспорта, энергетики, пересмотра экономической и социальной политики, а это задача не на одно десятилетие. Показатель выбросов углекислого газа фигурирует в ряду важных экономических индикаторов развития стран. О том, что экономические ставки Киотского протокола высоки, говорит и недавний провал очередной конференции сторон Климатической конвенции (Гаага, ноябрь 2000 г.), где не удалось создать необходимые предпосылки для его скорейшего вступления в силу.

В этом же контексте следует рассматривать и намерение администрации США отказаться от ратификации Киотского протокола, что вызвало резкое осуждение со стороны не только России, но и стран Евросоюза и Японии.

Особый резонанс с точки зрения экологических последствий (влияние на климат, сохранение биоразнообразия и т.д.) получила торговля круглым лесом и лесной продукцией. Леса рассматриваются учеными как важнейший элемент поглощения парниковых газов и, таким образом, играют важную роль в поддержании глобального климатического баланса. Высокие темпы торговли лесом привели к масштабным вырубкам ценных пород лесов, особенно в развивающихся странах. Быстрыми темпами вырубаются леса в Индонезии, Мьянме, Камбодже, Лаосе. Один из крупнейших в мире экспортеров круглого леса, Малайзия, ежегодно теряет до двух процентов своего лесного покрова. Странами "восьмерки" остро поставлена задача устойчивого лесопользования, предотвращения незаконных вырубок леса.

Экологические аспекты мировой торговли в последние годы стали предметом пристального внимания в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). В 1995 году в ВТО создан Комитет по торговле и окружающей среде, который рассматривает вопросы взаимосвязи торговой либерализации, экономического развития и защиты окружающей среды. Хотя в правилах ВТО нет специального соглашения по экологии, определенные "экоориентиры" в работе этой организации есть. Так, под общие правила Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) и Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС) не подпадают меры торговой политики стран-членов, касающиеся защиты жизни и здоровья людей, растений и животных. Действуют соглашения по техническим барьерам в торговле, по санитарным и фитосанитарным мерам. Допускаются субсидии на адаптацию к новым экологическим законам, и не подлежат сокращению субсидии на экологические программы в сельскохозяйственной политике. В рамках Соглашения по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) правительства могут отказать в выдаче патентов на товары, создающие риск или угрозу окружающей среде.

Отношение к применяемым внутри стран экологическим и трудовым стандартам является главным яблоком раздора на многосторонних торговых переговорах (МТП) между развитыми и развивающимися странами. Развитые страны, имеющие более жесткое экологическое законодательство и, соответственно, более высокие экологические издержки на производство продукции, во-первых, считают несправедливым, когда развивающиеся страны выходят на мировые рынки со своей продукцией, которая произведена с меньшими издержками за счет более низких, чем на Западе, экологических нормативов и, во-вторых, не хотят допускать на свои рынки продукцию, не соответствующую своим высоким национальным природоохранным нормам. Развивающиеся же страны усматривают в таком подходе еще одну форму протекционизма со стороны развитого мира, маскируемого под экологическую озабоченность, а на деле нацеленного на то, чтобы любыми способами препятствовать продвижению товаров Юга на мировые рынки.

Особенно активными сторонниками разработки "экологических стандартов" в ВТО выступают США, а также развитые страны - основные экспортеры сельскохозяйственной продукции. Развивающиеся страны вообще противятся включению этого вопроса в повестку дня нового раунда МТП. Компромисс между этими позициями пока не найден, что ярко продемонстрировала конференция ВТО в Сиэтле в конце 1999 года. Как представляется, дело здесь не только в том, что многие развивающиеся страны объективно не готовы к принятию жестких природоохранных регламентаций, но и в том, что они, в принципе, не успевают приспосабливаться к новым правовым механизмам многосторонних торговых переговоров, считают, что получили недостаточно выгод для себя от соглашений, заключенных в рамках Уругвайского раунда.

Еще один срез рассматриваемой темы - урегулирование торговых вопросов в международных экологических соглашениях. По подсчетам экспертов, из порядка 200 существующих в мире многосторонних природоохранных соглашений 20 содержат положения, запрещающие или ограничивающие торговлю продуктами и товарами. К ним относятся Монреальский протокол по веществам" разрушающим озоновый слой (1985 г.), который ограничивает торговлю такими веществами со странами - не членами протокола; Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1989 г.), устанавливающая определенный режим трансграничного перемещения опасных и других отходов, что прямо влияет на торговлю отходами; Конвенция о торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (1975 г.), запрещающая торговлю отдельными ценными биологическими видами, и др.

В последние годы в сфере взаимосвязи торговли и экологии активизировалось сотрудничество между ВТО, ЮНЕП, Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международной организацией по стандартизации (ИСО) и т.д. На повестку дня выходят новые темы - торговля продукцией с использованием генетически измененных организмов, либерализация торговли экотоварами и экоуслугами и решение связанных с этим проблем защиты прав интеллектуальной собственности, вопросы экомаркировки и др. Это еще раз доказывает, что мировая экономика вынуждена все серьезнее принимать в расчет те соображения, которые совсем недавно считались прихотью "зеленых" бунтарей и групп протеста.

На международном уровне все шире вводится в практику отчетность компаний об экологических последствиях своей деятельности, а экологическая состоятельность все в большей степени становится важным фактором повышения конкурентоспособности фирм и их продукции на мировых рынках. Международная организация стандартизации выступила с инициативой внедрения на предприятиях новой системы экологического менеджмента, предполагающей использование экологических инструментов хозяйствования, проведение экологического аудита, экологическую маркировку товаров и т.д.

Важную роль в разработке параметров "зеленого" рынка играют нормативы и регламентации, устанавливаемые государствами. В унификации экологических стандартов в своей экономике дальше других продвинулись государства Евросоюза. Усилилась тенденция к выработке транснациональных рекомендательных нормативов защиты окружающей среды, инициаторами которой выступают международные организации - Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), ЮНЕП, Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО) и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.