скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: "Зеленые", как субъект мировой политики

В последнее время в научной литературе, в средствах массовой информации активно обсуждаются вопросы клонирования животных с возможной перспективой проведения опытов клонирования человека. Достаточно популярными стали и проблемы использования продуктов питания, полученных путем генной инженерии. В сферу практической деятельности уже перешли эксперименты по экстракорпоральному оплодотворению яйцеклеток человека и т.д. Возникающие вопросы и морально-этические проблемы имеют важное значение, поскольку носят персональный характер нравственной перипетии (переживания) и напрямую затрагивают сферу прав человека. Для нашей страны эти проблемы в настоящее время не имеют такого практического значения и распространения, как на Западе, в силу ряда обстоятельств. Однако следует отметить, что в России существовала духовно богатая традиция этики жизни. Она связана с такими именами, как Н.И. Пирогов, Н.Ф. Федоров, П.А. Кропоткин, Н.К. Рерих, К.Э. Циолковский, Д.П. Филатов, А.А. Любищев, А. Платонов и др.

Среди этических концепций, занимающих особое место в поиске современных подходов к разработке экологической этики, следует отметить этику благоговения перед жизнью, предложенную А. Швейцером. Ее смысл заключается в уважении и признании другой жизни (как человеческой, так и любого другого живого существа) в качестве абсолютной ценности. Такое признание осуществляется всегда как некое переживание. Дело в том, что нравственным считается действие, не только не наносящее вреда другой жизни, но и способствующее ее сохранению и развитию. Такая постановка вопроса заставляет человека каждый раз полемизировать с действительностью, соотнося свой поступок с оправданностью действий, полезных для себя и необходимых для ненанесения вреда другой жизни, а также принимать решение о том, может ли он взять вину за возможный ущерб на себя.

Значительное внимание проблемам формирования экологической этики уделял Колбасов О.С.. Вот несколько принципов экологической этики, предложенных им:[10] 1) взаимодействие человека с биосферой должно строиться на знании законов развития биосферы; 2) при всем многообразии культур необходимо установить общие правила во взаимоотношениях Человека и Природы: экологическая этика расшифровывает эти правила, задача гражданского общества — обеспечить их выполнение; 3) человек должен жить в условиях коэволюции биосферы и общества только при этом условии он может сохранить себя на планете; 4) человек обязан думать о будущих поколениях, т.е. руководствоваться «принципом ответственности за род человеческий»; 5) необходимо осуществлять право наций на расходование невозобновимых ресурсов, пропорциональное количеству населения (принцип инвайронментальных возможностей человека); 6) следует избегать воздействия на природные циклы круговорота веществ и сохранять очаги естественных экосистем (принцип консервации); 7) квоты на расходование ресурсов должны определяться ООН и специалистами-профессионалами и не зависеть от политической обстановки (принцип согласия).

Принципы глубинной экологии, как считает Наесс,[11] не выводятся из экологии с помощью логики и индукции, а являются обобщением разнообразных экологических стилей жизни. Кроме того, ее установки носят нормативный характер, ибо выражают приоритетную систему ценностей, базируясь только на результатах научных исследований. Благодаря глубине познания и всеобщности принципов глубинной экологии ее идеи относятся скорее к философии, чем к экологии, и представляют собой философию экологической гармонии и равновесия, т.е. экософию. Концепция Наесса представляет большой интерес. Она нашла множество сторонников среди ученых и экологов Запада, способствуя развитию научной мысли в направлении формирования целостного органического взгляда на мир.

В таком контексте экософия тесно смыкается с биофилософией, формирующейся новой философией жизни, с той лишь разницей, что биофилософия опирается преимущественно на осмысление жизни во всех формах ее проявления, а экософия концентрирует основное внимание на человеческой деятельности по сохранению живой природы — биоса, биоты — как необходимого условия существования человека. Связь экологии и гуманизма стала предметом исследования как естественных, так и гуманитарных наук, начались поиски новой методологии, объединяющей основания двух научных направлений. В частности, появилась концепция биоцентризма, утверждающая уникальность живых организмов как особых форм бытия. Господствующей концепцией в науке Нового времени, как известно, был и остается антропоцентризм, определяющий человека как «царя природы», ставящий его интеллект на высшую ступень в иерархии живых существ, да и всей природы в целом.

1.3        История возникновения зеленых движений в Европе, Америке и России

Энвайронментали́зм (от англ. environment — окружающая среда, природа) — социальное движение, направленное на усиление мер по защите окружающей среды.[12]

Энвайронменталисты придерживаются мнения об антропогенном происхождении современных экологических проблем (озоновые дыры, глобальное потепление, кислотные дожди), поддерживают организации, борющиеся против неэкологичного производства, стремятся уменьшить потребление вредных для окружающей среды продуктов в быту.

Отражение актуальности и привлекательности некоторых идей энвайронментализма можно увидеть в том факте, что в большинстве развитых стран мира существуют Зелёные партии.

Оппоненты движения считают, что опасности, о которых говорят энвайронменталисты, сильно преувеличены и не всегда имеют антропогенную природу. Они рассматривают энвайронментализм как предвзятое, отчасти религиозное (в широком понимании) убеждение. С другой стороны, очевидно, что во многих странах движения «за охрану окружающей среды» являются средством борьбы за политическую власть: после выборов риторика угасает, средства не выделяются и так до следующего тура.

Идея Европейской экосети, или «EECONET» (European Ecological Network — Европейская экологическая сеть) впервые была предложена коллективом голландских исследователей в 1993 году на конференции в Маастрихте, она органически вошла во Всеевропейскую стратегию сохранения биологического и ландшафтногоразнообразия, одобренную Конференцией министров охраны окружающей среды 55 европейских стран в Софии в октябре 1995 года.

Всеевропейской стратегией сохранения биоразнообразия было предусмотрено в 1996—1999 гг. разработать программу создания Всеевропейской экологической сети, которая будет включать разработку физической сети природных ядер (core areas), экологических коридоров и буферных зон.

В процессе создания Всеевропейской экологической сети будут решаться такие задания:

·           сохранение всего комплекса экосистем, сред существования, видов и их генетического разнообразия, а также ландшафтов европейского значения;

·           обеспечение достаточной «пространственности» природных сред для сохранения видов;

·           создание условий для расселения и миграции видов;

·           обеспечение возобновления компонентов ключевых экосистем, которые подверглись разрушению;

·           защита систем от потенциальных негативных факторов.

Правовыми принципами для определения природных ядер европейского значения являются: программа «НАТУРА-2000» в рамках директив Европейского союза охраны птиц и сохранения ареалов, Бернская, Боннская и Рамсарская конвенции; биогенетические резерваты и некоторые природоохранные территории, которые удостоены Европейского диплома. Обе группы категорий определяются согласно с установленными критериями в соответствующих резолюциях Совета Европы (готовятся соответствующие заявки, которые рассматриваются и по которым принимается специальное решение в Совете Европы).

Гри́нпис (англ. Greenpeace «зелёный мир») — международная общественная природоохранная организация, основанная в Канаде в 1971 году.

Основная цель — добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей.

Гринпис существует только за счёт пожертвований сторонников и принципиально не принимает финансовую помощь от государственных структур, политических партий или бизнеса.

Гринпис известен своими громкими акциями, нацеленными на привлечение внимания СМИ к экологическим проблемам.

Энвайронментализм возник как развитие христианской этики и одновременно критика некоторых ее интерпретаций, вплоть до человеконенавистничества, когда именно человек, его деятельность объявляются зловредным источником разрушения окружающего растительного и животного мира, загрязнения почвы, воздуха и воды. Идеологические основы энвайронментализма весьма разнообразны, консервационисты, эколоджисты, "зеленые" партии и движения, эко-анархисты - кажутся неотличимыми для стороннего наблюдателя, однако часто весьма различаются как по методам, так и по основным убеждениям.

Международный (или Всемирный) Союз Охраны природы был основан в 1948 году и объединяет 74 государства, 108 правительственных организаций, 688 национальных неправительственных и 72 международные неправительственные организации (НГО). В 1972 году была основана Программа по защите окружающей среды ООН, целью которой является пропаганда и продвижение "разумного использования и устойчивого развития (sustainable development) мировой окружающей среды".

Кроме того, на межгосударственном уровне действует огромное количество международных общественных организаций, вроде Greenpeace или Всемирного фонда дикой природы (World Wildlife Fund).

Регулирование на государственном, и тем более, на межгосударственном уровне нарушает один из основных принципов, провозглашаемый самими "зелеными": Think globally, act locally (Думай глобально, действуй локально). Государство призывают действовать глобально, вводить единообразное регулирование для всех компаний. Киотский протокол - глобальная акция. При этом считается, что люди, собравшиеся в Киото, знают о ситуации каждого человека на Земле лучше, чем сам этот человек и способны указать ему выход лучше, чем он сам может придумать.

1.4        Классификация экологических движений

По методам и формам деятельности экологическое движение можно разделить на несколько основных потоков:[13]

1. Природоохранные инициативы занимаются охраной живой (дикой) природы, главным образом, посредством организации охраняемых природных территорий и последующим контролем за соблюдением их режима.

К подобным инициативам относятся Дружины по охране природы и экологические клубы, объединившиеся в Движение ДОП, Центр охраны дикой природы Социально-экологического Союза, Общество содействия национальным паркам «Парквей» и другие.

2. Образовательные инициативы предпринимают, главным образом, проекты экологического воспитания и образования детей – как в рамках государственной школы, так и внешкольные. Проведение экологических уроков, игр, творческих конкурсов и выставок, детских экспедиций, разработка методики экологического образования школьников, проведение семинаров для преподавателей – вот далеко не полный перечень активности подобных организаций. Гораздо реже можно встретить проекты, рассчитанные на взрослое население или на дальнейшее экологическое образование.

3. Юридические и правовые инициативы пытаются реализовать многочисленные законы и постановления в области охраны окружающей среды и здоровья населения, которые зачастую остаются лишь красивыми декларациями. Некоторые экологические организации занимаются также законодательной инициативой на федеральном или местном уровне.

4. Движения и группы протеста занимаются проведением прямых акций (митинги, пикеты, блокады, захваты и др.) с целью прекратить деятельность или строительство экологически опасных объектов, разрушение природных или природно-культурных объектов, реализацию непродуманных или несущих угрозу окружающей среде и населению решений властей.

5. Пропагандистские и информационные инициативы занимаются, в основном, издательской деятельностью (выпуск книг, сборников, аналитических докладов, справочников, периодических изданий экологической направленности), а также иными формами распространения информации.

6. Теоретические и глобалистские организации занимаются проведением семинаров, конференций и других мероприятий, на которых вырабатываются теоретические основы экологического движения, устраиваются дискуссии по социальным, политическим, экономическим вопросам, разрабатываются различные концепции предотвращения глобальной экологической катастрофы и т.п.

7. Политические организации, прежде всего, экологические и зеленые партии основной своей деятельностью считают работу в выборных органах власти.

Как и многие другие восточноевропейские страны, Россия имеет не одну экологическую партию или политическую организацию. Кроме пытавшихся принять участие в последних федеральных выборах движения КЕДРа, СоЭС и РПЗ, на территории страны действует Лига Зелёных Партий, а также большое количество региональных и даже локальных партий.

8. Научно-практические организации занимаются разработкой и внедрением щадящих технологий, производством чистой продукции или оборудования для экологической деятельности (мониторинга, например). Подобные организации проводят вневедомственные, общественные экологические экспертизы, занимаются сбором и обработкой всевозможных статистических данных биологической и экологической тематики и др.

По формам организации экологические группы делятся на свободные объединения (гражданские инициативы, клубы, ассоциации, движения), предусматривающие добровольное вступление и выход членов, общественный и безвозмездный характер работы, отсутствие жесткой иерархии; а также профессиональные объединения (экоцентры, фонды, институты и др.), основанные на жёсткой или не очень иерархии и наёмном труде. К последним можно отнести и известную организацию Greenpeace.

В среде экологического движения можно выделить несколько основных политических течений:

1) природоохранное (биоцентризм);

2) демократическое (реформизм);

3) экоанархизм (или социальная экология);

4) экофашизм;

5) экохристианство.

Однако ни одна из предложенных классификаций экологического движения не может претендовать на полноту и объективность. Вообще, экологическое движение настолько разнообразно и размыто, что не может быть загнанно в узкие рамки социологических схем. В результате под экологическим движением понимаем некую аморфную совокупность разнообразных экологических групп, борющихся за сохранение окружающей среды, что можно определить как движение основного течения. На его фоне, однако, выделяются несколько целостных тенденций или течений, не вполне вписывающихся в общие рамки.


Глава 2 Зеленое движение как субъект мировой политики

2.1 Процесс выхода на мировую арену: от движения к партии, от локального движения к международному

В каких же условиях появилась потребность в разработке концепции устойчивого развития мирового сообщества? Одним из основных вызовов, связанных с дальнейшим существованием человечества, стало резкое обострение глобальной экологической ситуации. В конце XX в. стало ясно, что в процессе развития цивилизации был, очевидно, превышен допустимый порог потребления первичной биологической продукции, многих благ, предоставляемых окружающей средой. Возникла реальная угроза глобальной экологической деградации на планете. Прежде всего, это связано с тем, что в индустриальном обществе, пока остающемся, несмотря на тенденции формирования постиндустриальной (информационной, «новой») экономики в ведущих развитых странах, основой существования цивилизации, сформировался техногенный (природоемкий) тип развития.

Особенностью данного типа развития, помимо сверхэксплуатации природных ресурсов, стало наличие негативных экстерналий - внешних последствий экономической деятельности, издержки от которых не учитываются в рыночной стоимости, однако представляют собой издержки для общества в целом или будущих поколений, а также связанных с экстерналиями «провалов рынка», то есть ситуации невозможности автоматического отражения в цене товаров экономической ценности экологических ресурсов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.