скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Задачи выбора торговых посредников

6.   Оценить вероятность реализации решений.

7.   Произвести сравнительную оценку предпочений по достижению цели.

На первом этапе предварительный анализ ПС дает возможность определить область решения: экономического, технического, организационного, технологического и д.р., которые сужаются до определенных сфер управленческой деятельности.

На втором этапе определяется тип возможных решений. Условно можно выделить 3 этапа решений:

- стандартные решения, применяемые для типовых проблемных ситуаций;

- решения - усовершенствования;

- оригинальные.

Опыт управленческой деятельности показывает, что наибольшее распространение по количеству формируемых решений при управлении получили решения типа решения – усовершенствования. Это объясняются тем, что большинство экономических ситуаций, требующих принятия управленческих решений, имеют аналоги (прототипы), для которых известны решения, и для новых аналогичных ПС формируют идентичные решения с некоторыми различиями и особенностями.

Естественно при этом необходимо иметь ввиду, чтобы количество различий не переросло в качественно новую ситуацию. Так как в этом случае необходимо видоизменять класс проблемных ситуаций или формировать новый.

Оригинальные решения используются в том случае, когда известные решения-прототипы не подходят и нужен новый подход к разрешению ПС. Здесь обычно используются методы генерации идей (решений), основанные на следующих подходах:

А) мозговой штурм;

Б) экспертный (системный подход) вывод;

В) генерация альтернативных решений.

При решении ПС данными методами обычно генерируют несколько альтернативных решений, удовлетворяющих заданным требованиям. Их вырабатывают столько, сколько можно получить по имеющимся входным данным и ограничениям. Из полученного множества отбираются наиболее эффективные решения, а из них – оптимальные (наилучшие).

На третьем этапе для обеспечения уверенности в степени полноты, генерируемого множества решений целесообразно сформулировать два крайних варианта альтернатив: максимально желательный и минимально нежелательный. Формирование этих крайних вариантов дает некоторую шкалу, на которой можно задать оценку и направление изменения промежуточных вариантов решения для достижения максимального или ухода от минимального.

Генерация промежуточных вариантов выполняется на четвертом этапе.

Для каждого сгенерированного варианта необходимо провести анализ на рациональность и достижимость возможных решений и дать качественное описание ожидаемых преимуществ и недостатков по каждому варианту. Эта задача решается на пятом этапе формирования решений.

В качестве критерий оценки альтернативных решений в этом случае можно использовать значения степени (вероятности) выполнимости решения, анализ которого проводиться на шестом этапе.

При формировании системы предпочтений при выборе решения вырабатываются критерии сравнения и оценки вариантов решения, которые необходимо описывать как на качественном уровне, так и, если возможно, на количественном (т.е. максимально использовать количественные оценки, технические характеристики; экономические показатели, например прибыль, затраты и др..). На основании полученных оценок строится таблица (матрица), характеризующая постановку задачи и по значению которой осуществляется выбор решения по обоснованному заранее методу принятия решения. Решение этой задачи осуществляется на седьмом этапе.

Краткое изложение действия при формировании решений и их оценки предполагают следующую последовательность операций: определение сферы и характера решения, выявление типа решения, разработка множества альтернативных решений, определение степени реализации альтернативных решений, выбор критериев и оценка предпочтений.

2. Подготовка к выбору решения.

После выполнения подготовительных работ по формированию и оценке решений формируется процедура непосредственного выбора решения.

На первом этапе упорядочивается полученная на предыдущих этапах информация и размещается в соответствующих матрицах (таблицах). При этом для каждого типа задач принятия решений формируется своя система подготовки и предоставления информации. В свою очередь, каждая задача ПР характеризуется классификационными параметрами.

При подготовки информации для описания и анализа проблемной ситуации используют некоторые типовые структуры, полнота описания которых зависит от типа решаемой задачи. Обычно в качестве основных параметров, определяют типы задач и соответственно структуру ее описания, выбирают следующие:

- количество лиц, принимающих решение (один ЛПР – характеризуют задачи индивидуального выбора, а признак принимает значение – типа J; несколько ЛПР – характеризуют задачи группового выбора типа, а признак принимает значение – типа G) ;

- наличие гипотез по дальнейшему развитию исходной ситуаций при отсутствии необходимой информации по проблеме, методологии решения или характеристик альтернативы (возможных вариантов развития событий) задает тип задачи S;

- наличие одного или нескольких критериев (если критериев несколько, то задача имеет тип А).

Определим систему описания информации для некоторых классов задач, наиболее часто встречающихся в практике управления.

Задачи типа J. Они характеризуются полной информацией по проблеме и альтернативам решения, наличием одного критерия и одним ЛПР, который и осуществляет выбор. Информация описывающая эти задачи ,как правило, представлена, в виде простой таблицы (табл.1).

Таблица 1.

Матрица описания задач типа J

Альтернативы решения

Y1

Y2

Yn

Функции предпочтения

f1

f2

fn

Для вычисления значений функции предпочтения (fi) по каждой альтернативе может быть использована любая шкала: - ранговая (порядковая); - количественная (степени достижения); - относительная и др. В дополнение к матрице может быть дана информация об особенностях решения, условиях, ограничениях и возможностях.

Задачи типа JS. Для них характерна неопределенность в описании проблемы и/или альтернатив решения, т.е. проблемная ситуация So полностью не определена . В этом случае ситуация So доопределяется гипотетическими ситуациями Si , т.е. So = ( S1, S2,, Sn ) и для каждой из ситуаций, если это возможно, следует задать вероятность ее возникновения.

Задачи данного типа характеризуются одним критерием выбора и множеством гипотез ( S1, S2,, Sn) с вероятностями их возникновения Р(Si).

Информация описания задачи такого типа чаще всего представляется матрицей, где fij – функция предпочтения ; Рi - вероятность появления ситуации Si (таб. 2)

Задачи типа JA. Данный тип задач характеризуется наличием нескольких целей (критериев) (многокритериальные задачи) А = (А1,А2,…,Аk) и характеризуют вполне определенную проблемную ситуацию.

Для каждой цели (критерия ) могут быть определены приоритеты bi, задающие степень ее важности. Информация описания такой задачи представляется следующей матрицей (табл. 3) .

Задачи типа JSA. Данный класс задач относится к многокритериальным и характеризуются наличием системы гипотез развития проблемы So = ( S1, S2,, Sn ), для каждой из которых задается вероятность ее возникновения. Множество целей А = (А1,А2,…,Аk) задает критериальное пространство решения, для каждой из которых формируется приоритет цели bi. Описание такой задачи характеризуется матрицей, представленной в табл. 4 .

К задачам группового выбора относятся задачи типа G , GS , GA , GSA

3. Процесс управления с точки зрения выполнения шагов управления представляет собой систему действий, которую можно условно называть технологией (технологическим процессом) принятия решений.

Весь процесс подготовки и принятия решения можно представить в виде следующих этапов;

1)         выявление проблемной ситуации, определение цели решения и критериев оценки его результатов;

2)         информационный цикл, этап сбора информации для ознакомления с вопросом, по которому принимается решение (это самый важный этап, он требует наиболее квалифицированного труда, умения анализировать, выбирать наилучший вариант решения);

3)         организация выполнения принятого решения (разработка плана реализации решения, определение сроков выполнения операций, назначение ответственных лиц, инструктаж и другие мероприятия, которые могут потребоваться для выполнения принятого решения);

4)         контроль выполнения решения.

Только при сочетании всех звеньев процесса управления и соблюдении всего технологического цикла принятия решения этот процесс будет осуществлен с учетом объективной информации на научной основе. Подготовка, принятие и реализация решений как процесс управленческого труда имеют определенную технологию, определяемую в виде совокупности последовательно применяемых приемов и способов достижения целей деятельности.

Процесс решения с технологической точки зрения можно представить в виде последовательности этапов и процедур, имеющих между собой прямые и обратные связи. Предлагается следующая схема процесса подготовки, принятия и реализации решения.

1-й уровень – организационный;

2-й уровень – информационный;

3-й уровень – технологический.

Первый уровень позволяет выявить этапы, отличающиеся структурной организацией работы. По организационно-структурной схеме различают следующие этапы:

1)   подготовка и анализ данных;

2)   подготовка задачи;

3)   разработка альтернатив;

4)   принятие решения.

Второй уровень выделяет этапы, различающиеся по характеру используемой информации. По такой информационной схеме выделяются следующие этапы:

1)   получение и подготовка данных;

2)   формулировка проблемной ситуации;

3)   подготовка задач;

4)   разработка модели и метода решения;

5)   разработка альтернатив;

6)   прогноз и оценка;

7)   определение (уточнение) критериев выбора;

8)   выбор;

9)   оформление решения.

Третий уровень показывает группы однородных технологических операций в процессе решения, т.е. операций по обработке информации,- информационную технологию. Здесь выделяют следующие этапы:

1)   поиск, получение и восприятие данных;

2)   фильтрация «сжатие» данных;

3)   выявление ситуаций и постановка проблемы;

4)   определение проблемной ситуации;

5)   структуризация проблемной ситуации;

6)   квантификация факторов и связей;

7)   определение целей, критериев, условий;

8)   согласование и оценка компонентов задачи;

9)   формулировка задачи;

10)      разработка моделей решения задач;

11)      поиск, разработка и выбор процедуры решения задачи;

12)      разработка альтернатив;

13)      группировка альтернатив по целям, условиям и др.;

14)      прогноз и оценка реализуемости альтернатив;

15)      прогноз и оценка следствий реализации альтернатив;

16)      определение частных критериев и предпочтений для выбора альтернатив;

17)      обобщение критериев и предпочтений;

18)      выбор решения;

19)      интерпретация и оценка результатов выбора;

20)      реализация решения.

Подготовка и анализ данных по проблемной ситуации. На информационном уровне анализируется исходная информация о состоянии объекта исследования – проблемы и внешней среды, воздействующей на проблему, определяются место и роль анализируемых объектов исследования среди смежных объектов и объектов более высокого иерархического порядка, осуществляется выявление, структуризация и ранжирование целей проблемной ситуации, проводится формализация проблемы.

При формулировании проблемы прежде всего определяются стратегические направления решения выявленной проблемы для последующего формирования целей. Стратегические варианты решения выявленной проблемы излагаются в сценарии развития проблемной ситуации.

Технологический уровень задает конкретное содержание каждого этапа данного организационного уровня.

Конечным результатом работ на первом этапе выработки решения является определение проблемной ситуации в виде выявления так называемых базовых, кардинальных проблем, за решение которых надо браться в первую очередь, ранжирование этих проблем, если их несколько, выбор стратегического направления их решения с предварительной ресурсной оценкой.

Подготовка задачи принятия решения. На этапе информационной подготовки задачи делается обобщение информации о проблеме и строится формальная постановка задачи. Для этого на технологическом уровне проводится четкая структуризация проблемной ситуации. При формировании целей определяются условия и ограничения на решение проблемы и согласовываются все компоненты проблемной ситуации. Цели должны иметь конкретные формулировки и количественные характеристики, по которым можно будет судить о степени их достижения. В конечном счёте приводится полная и емкая формулировка решаемой задачи.

Разработка альтернатив проводится в виде выделения полного перечня альтернатив. На этом этапе информационного уровня определяются потенциальные методы и модели решения проблемы, затем выявляется полная совокупность альтернативных вариантов достижения поставленных целей. Далее необходимо провести оценку развития и степени реализуемости каждой из возможных вариантов.

На технологическом уровне конкретизируются разработка и группировка альтернатив и методологии прогнозной оценки динамики изменения проблемы под воздействием той или иной альтернативы решения. Это и является конечным результатом работ на третьем этапе. В реальных условиях обычно рассматривают два-три варианта решения, не более.

Принятие решения сводится к выбору из допустимых альтернативных решений наилучшего. На информационном уровне определяются критерии эффективного выбора, проводится сама процедура выбора и оформляются процедура решения и методология реализации решения.

Технологический уровень охватывает конкретные действия по определения предпочтений выбора. Выбор лучшего решения проводится на базе детального анализа допустимых решений с точки зрения достижения поставленных целей, затрат ресурсов, соответствия конкретным условиям реализации решения.

2.2. Характеристика проблемной ситуации

Для проведения анализа и структуризации проблемной ситуации в экономической системе надо сформулировать необходимое и достаточное описание самой ПС. Если все параметры ПС определены и известны количественные значения ее характеристик, то формирование структуры описания не представляет трудностей. В каждом случае мы имеем дело с определенными задачами принятия решений. Сложнее, когда имеет место некоторая неопределенность в состоянии экономической системы и необходимо формулировать ПС в условиях неопределенности. Большинство реальных задач принятия решений относится именно к этому классу. С другой стороны, при использовании различного рода интегрированных систем поддержки процедур принятия решений необходимо определять структуру описания неопределенных ситуаций в системном представлении.

В этих целях обычно используется инструментарий искусственного интеллекта (экспертных информационных систем), аппарат нечетких множеств, метод продукций, методология семантического представления проблемной ситуации. Кратко рассмотрим некоторые основные положения приведенных представлений проблемы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.