Курсовая работа: Выявление участков концентрации ДТП, их анализ и направления для проведения мероприятий по снижению аварийности
Из Таблицы 6 следует, что: наиболее часто учетные ДТП на участке происходят в зимнее время во второй половине дня (см. Диаграммы 4 и 5); пик аварийности на участке приходится на март, октябрь, декабрь (по 3 случая); наиболее частыми видами ДТП на участке являются наезды на пешеходов в районе автобусной остановки; треть ДТП сопровождалась выездом ТС на полосу встречного движения; четверть ДТП сопровождалась нарушением ПДД пешеходами.
Графическая интерпретация данных Таблицы 5 и 6 представлена на линейном графике ДТП (см. Рисунок 4 Приложения 2).
Диаграмма 4
Диаграмма 5
Диаграмма 5 показывает следующее:
Наиболее опасной с точки зрения дорожной аварийности является вторая половина дня, в частности периоды 14.00-15.00 и 16.00-19.00;
Практически все наезды на пешеходов на данном участке совершаются вечером;
Опрокидывания ТС наблюдаются в разное время суток;
Вероятность столкновения повышается утром и в период 13.30-15.00.
Таблица 7. Определение проблем аварийности на участке км 5-км 6 а/д "Подъезд к г. Северодвинску" и направления для их решения
Местопо-ложение участка, км+ | Направления для решения проблем рассматриваемого участка | |
Общее |
Рассматриваемый аварийно-опасный участок проходит по территории населенного пункта Зеленец, с чем и связано более интенсивное пешеходное движение, а следовательно, повышенный риск ДТП с наездами на наименее защищенных участников движения - пешеходов. Одной из проблем участка является недостаточная видимость ТС, а также пешеходов, ожидающих транспорт на необорудованной остановке общественного транспорта. Кроме этого, в некоторые периоды года на участке отсутствует освещение, что сопутствовало 7 из 19 произошедших ДТП. Примечание: В процессе проведенных аудитов безопасности отмечено, что в районе поселка, где возможно пешеходное движение, водители поддерживают скорость движения около 70-80 км/ч, игнорируя ограничение скорости до 60 км/час. |
Мероприятия, предлагаемые для снижения аварийности на участке, должны быть нацелены на: снижение количества столкновений ТС на перегонах в результате превышения скорости и выезда на полосу встречного движения; повышение безопасности и защищенности пешеходов на пешеходных переходах и при их движении вдоль дороги; предотвращение случаев опрокидываний и съезда автомобилей с дороги на опасных участках высоких насыпей с крутыми откосами; улучшение обустройства и повышение заметности остановок общественного транспорта. повышение заметности всех участников движения; повышение информированности водителей о погодных и дорожных условиях, а также о наличии опасных участков дороги соответствующими знаками, плакатами, постерами, т.п. |
Км5-км6 |
1. Столкновения ТС (наиболее частый вид ДТП) в результате: выезда на полосу встречного движения и несоответствия выбора скорости конкретным дорожным условиям (зима) нарушения правил обгона 2. Опрокидывания как следствие: выезда на полосу встречного движения несоответствия выбранной скорости конкретным дорожным условиям превышения скорости нарушения правил буксировки 3. Наезд на пешехода в результате: нарушения ПДД пешеходами и водителями (по 2 случая) перехода проезжей части в неустановленном месте неожиданного выхода пешехода из-за стоящего ТС |
1. Снижение количества столкновений ТС на участке возможно при помощи (на усмотрение Заказчика): устройства реверсивной полосы с целью создания возможностей для обгона (работа полосы в зависимости от интенсивности движения в прямом или обратном направлении); устройства центрального разделительного барьера во избежание выезда автомобилей на полосу встречного движения Справка: Полоса обгона с центральным барьерным ограждением - это сравнительно новый способ решения проблемы аварийности в Северных странах. Однако уже полученный опыт показывает 65% снижение ДТП со смертельным исходом и 35% снижение ДТП с травматизмом. уменьшения количества столкновений по причине несоответствия скорости условиям (гололед) при помощи проведения профилактических противогололед-ных мероприятий общего снижения средней скорости транспортного потока на участке (снижение максимальной скорости, предотвращение случаев превышения установленной скорости) Справка: Согласно исследованиям, проведенным в Финляндии, снижение средней скорости транспортного потока всего лишь на 1 км/ч обеспечивает снижение количества ДТП с погибшими на 6%, с ранеными - на 3%. 2. Снижения количества и тяжести опрокидывания ТС можно достичь при помощи: устройства барьерных ограждений на участках высоких насыпей с нанесением светоотражающих направляющих стрелок (дополнительный эффект - фиксирование границ дороги) или уполаживания откосов для снижения тяжести последствий съезда в дороги Устройства центрального барьерного разделения для исключения выездов ТС на полосу встречного движения повышения информированности водителей об условиях движения профилактических противогололед-ных мероприятий и повышения качества зимнего содержания на данном участке 3. Снижение количества наездов на пешеходов и уменьшение тяжести последствий ДТП этого вида можно достичь при помощи: сокращения числа случаев перехода проезжей части в неустановленном месте при помощи обустройства и повышения удобства и безопасности существующих пешеходных переходов устройства пешеходных дорожек вдоль проезжей части с обеспечением защиты пешеходов на них (только если это обосновано интенсивностью пешеходного и велосипедного движения вдоль проезжей части) повышения заметности пешеходов за счет применения ими светоотражателей и т.п. улучшения освещения на участке (7 наездов на пешеходов были совершены в темное время суток при не включенном/отсутствующем освещении). |
2.3 Участок "км 10+000 - км 12+000" а/д "Подъезд к г. Северодвинску"
2.3.1 Характеристика участка
Ежегодно на участке происходят 3-4 учетных ДТП, в которых в среднем гибнет 1 и получают ранения 7 человек.
Основными видами ДТП являются:
Наезд на пешеходов в результате нарушения ими ПДД (1-2 случая ежегодно),
Столкновение транспортных средств в результате обгона и выезда на встречную полосу (1-2 случая ежегодно),
Опрокидывание автомобилей в результате несоответствия выбранной скорости движения конкретным дорожным условиям.
В Таблице 8 представлены элементы дорожной инфраструктуры, увеличивающие риск ДТП на рассматриваемом участке.
Таблица 8. Элементы дорожной инфраструктуры, представляющие потенциальную опасность для дорожных пользователей
Элементы потенциальной опасности | Наименование | Местоположение, км+ |
Элементы плана, продольного и поперечного профиля | ||
Наличие минимальных радиусов поворота в плане | R=460 м | км 11+725 - км 12+130 |
Минимальная ширина проезжей части | 7,1 м | км 10+000-км 11+000 |
Искусственные сооружения и элементы обустройства дороги | ||
Пересечения/примыкания | К п. Цигломень | км 10+129 (справа) |
Съезды |
Км 10+120 (слева) Км 10+129 (справа) Км 10+866 (справа) Км 11+084 (слева) Км 11+084 (справа) Км 11+960 (справа) |
|
Остановки общественного транспорта |
Боры Боры Цигломень Цигломень |
Км 10+062 (слева) Км 10+021 (справа) Км 11+519 (слева) Км 11+510 (справа) |
По данным Таблицы 8 на рассматриваемом участке потенциально опасными сочетаниями элементов являются:
Расположение съезда на участке с минимальным радиусом поворота (км 11+960);
Близость расположения съездов (6) и необорудованных остановок общественного транспорта;
Отсутствие искусственного освещения в районе поселка Цигломень;
Отсутствие освещения на остановках общественного транспорта вблизи населенных пунктов и, как следствие, плохая видимость/заметность пешеходов и въезжающих на дорогу транспортных средств в темное время суток.
2.3.2 Анализ ДТП на участке км 10 - км 12
В Таблице 9 приведена краткая характеристика ДТП, случившихся на рассматриваемом участке за период 1999-2003гг.
Таблица 9. Краткая характеристика ДТП на участке км 10 - км 12 а/д "Подъезд к г. Северодвинску".
Место-положе-ние, время | Элемент дорожной инфраструк-туры | Вид ДТП |
Состояние проезжей части[‡] |
Состояние освещения* | Ошибки, характерные для участников дорожного движения |
Январь | |||||
Км 11 18: 20 |
Перегон | О | Гололед / снег | Освещение не включено | Управление в состоянии алкогольного опьянения, Превышение скорости, Несоответствие выбранной скорости дорожным условиям |
Км 11 13: 15 |
Перегон | Нв | Гололед | Несоответствие выбранной скорости конкретным дорожным условиям | |
Км 11 17: 15 |
Перегон | С | Обработано противогололедными материалами | Освещение в темное время отсутствует |
Несоответствие выбранной скорости конкретным дорожным условиям Выезд на полосу встречного движения |
Км 11 18: 15 |
Перегон | С | Обработано противогололедными материалами | Несоответствие выбранной скорости конкретным дорожным условиям | |
февраль | |||||
Км 10 Время не указано |
Остановка обществ. транспорта | Нп | Гололед | Неожиданный выход пешехода из-за стоящего ТС | |
март | |||||
Км 11 21: 00 |
Перегон | Нп | Мокрое покрытие | Освещение в темное время отсутствует | Нарушение ПДД водителям |
Км 11 22: 50 |
Перегон | Нп | Освещение в темное время отсутствует | Движение пешеходов вдоль проезжей части попутного направления вне населенного пункта | |
Км 12 Время не указано |
Перегон, остановка обществ. транспорта | Нп | Переход через проезжую часть в неустановленном месте | ||
Апрель, май, июнь | |||||
В период 1999-2003г. г. на участке ДТП не зарегистрировано | |||||
июль | |||||
км 10 06: 55 |
Перегон | О | Несоответствие выбранной скорости конкретным дорожным условиям | ||
Км 10+100 21: 30 |
Мост | О |
Управление ТС в состоянии алкогольного опьянения Превышение установленной скорости |
||
км 11 20: 05 |
С | Управление ТС в состоянии алкогольного опьянения | |||
август | |||||
В период 1999-2003г. г. на участке ДТП не зарегистрировано | |||||
сентябрь | |||||
В период 1999-2003г. г. на участке ДТП не зарегистрировано | |||||
октябрь | |||||
Км 11 23: 15 |
Пересечение | С | Мокрое покрытие | Освещение в темное время суток не включено |
Управление ТС в состоянии алкогольного опьянения Несоблюдение очередности движения |
ноябрь | |||||
Км 11 17: 30 |
Пересечение | Нп | Обработано противогололедными материалами | Освещение отсутствует | Неожиданный выход из-за стоящего ТС |
Км 12 05: 11 |
Перегон | Нп | Мокрое покрытие | Освещение отсутствует |
Неожиданный выход из-за стоящего ТС Нарушение пешеходом ПДД в нетрезвом состоянии |
декабрь | |||||
Км 10 18: 30 |
Перегон, остановка обществ. транспорта | Нп | Гололед | Освещение отсутствует |
Несоответствие выбранной скорости конкретным дорожным условиям Выезд на полосу встречного движения |
Км 10 09: 00 |
Перегон | Нстс | Гололед | Освещение отсутствует | Несоответствие выбранной скорости конкретным дорожным условиям |
Км 10 06: 20 |
Перегон | С | Обработано противогололедными материалами | Освещение отсутствует | Выезд на полосу встречного движения |
км 10+300 09: 15 |
Перегон | С | Снег, снежный накат | Выезд на полосу встречного движения | |
км 11 07: 30 |
Перегон | С | Мокрое покрытие | освещение в темное время суток отсутствует | Несоответствие выбранной скорости конкретным дорожным условиям |
Км 11 16: 02 |
С | Гололед | Освещение в темное время суток отсутствует | Несоответствие выбранной скорости конкретным дорожным условиям |