скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Влияние специальных физических упражнений на коррекцию осанки младших школьников

Чтобы справляться с нагрузками, позвоночнику в равной мере необходимы и гибкость (подвижность) и устойчивость – сила и выносливость позных мышц.

Гибкость позвоночника. При наклоне вперед подросток с хорошей осанкой должен суметь, не сгибая коленей, достать пальцами рук до носков ног, сидя – положить подбородок на колени. При наклоне назад (стоя, с прямыми ногами) следует достать пальцами рук до середины бедра. При наклоне вбок (не наклоняя туловище вперед и не поворачивая его) – достать пальцами до боковой поверхности ноги на уровне подколенной ямки. Чтобы оценить суммарную подвижность всех отделов позвоночника в горизонтальной плоскости, следует сесть верхом на стул или скамейку, чтобы исключить поворот ног и таза, и повернуть туловище и голову, посмотрев вбок и назад. В норме сагиттальная плоскость головы (нос) должна повернуться примерно на 110º. Можно не измерять угол транспортиром: если максимально скосить глаза, при нормальной подвижности позвоночника в горизонтальной плоскости становиться видно, что находится прямо за спиной [11, c. 53].

Нормальная гибкость позвоночника у детей младшего возраста больше, чем у подростков и здоровых взрослых людей. Например, расстояние между остистыми отростками 7 шейного позвоночника и вершиной межъягодичной складки при наклоне назад у детей 7–11 лет должно уменьшатся примерно на 6 см, у детей 12 лет и старше – на 4 см.

В точных нормах подвижности позвоночника в целом и каждого из его отделов в зависимости от возраста, пола, типа конституции и других факторов. Намного важнее обратить внимание на то, чтобы гибкость не слишком отклонялась от нормы ни в ту, ни в другую сторону. Следует обращать внимание на асимметрию при наклонах туловища вбок и поворотах в сторону: Различия в объеме этих движений свидетельствует о нарушениях осанки во фронтальной плоскости или сколиозе [11, c. 54].

Ограничение подвижности позвоночника – явный признак нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата, но и чрезмерная гибкость, особенно в сочетании со слабыми мышцами так же опасна для позвоночника.

Мышечный корсет. Правильная форма позвоночника, хорошая осанка обеспечиваются способностью мышц поддерживать статические усилия. В формировании осанки и поддержки положения туловища главную и важную роль играет статическая силовая выносливость мышц спины, живота и боковых поверхностей туловища. Мышцы должны быть не просто сильными, а гармонично развитыми, способными как длительно удерживать туловище в правильном положении, так и расслабляться и растягиваться при сокращении мышц антагонистов во время движений. Спазматически сокращенные или слабые, растянутые мышцы нарушают нормальное положение позвоночника и вызывают нарушения осанки. Представьте себе плохо натянутую палатку – она выглядит кривой из-за неравномерных или недостаточных усилий от растяжек. Точно так же под влиянием неравномерных усилий позных мышц или их общей слабости (провисает) позвоночник [11, c. 55].


2. Организация и методика исследования

2.1 Организация исследования

Базой исследования является Маркушевская средняя общеобразовательная школа. Исследование проводилось с учащимися начальных классов. В экспериментальную группу вошли 10 учащихся в возрасте 7–9 лет, имеющие незначительные нарушения осанки. Занятия проводились 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) c 13:00 – 13:45.

На первом этапе исследования было изучено состояние осанки у детей Маркушевской средней школы по данным медосмотра за 2005, 2006, 2007 учебный год.

Кроме этого было проведено исследование состояния опорно-двигательной системы у учащихся, использовав тест на силу и выносливость мышц спины и живота (СВМ), а также измерена подвижность позвоночника младших школьников.

На втором этапе исследования для выявления причин нарушения осанки провели анкетирование с детьми экспериментальной группы. Была разработана анкета, которая состояла из 16 вопросов (прил. 3). Каждому респонденту выдавалась анкета, в которой нужно было выбрать наиболее подходящий ответ.

На третьем этапе исследования была выбрана методика для коррекции нарушения осанки, разработанная Казанским Республиканским центром мед профилактики и проводился эксперимент среди детей данной группы. Комплекс упражнений выполнялся учащимися 3 раза в неделю по 45 мин (прил. 4)

На четвертом этапе проводилась математическая обработка полученных результатов, и сравнительный анализ результатов до и после педагогического эксперимента. Процентное соотношение учащихся с нарушением осанки (%) мы находили по следующей формуле:


% = ·100,

где А – общее количество учащихся с заболеванием,

В-общее количество учащихся в школе.

Результаты силы выносливости мышц живота и спины, результаты измерения позвоночника в различных направлениях (вперед, назад, вправо, влево) вычислялись по формуле:

∑=,

где С – сумма результатов,

D – количество исследуемых.

2.2   Методики измерения нарушения осанки

В своем исследовании мы применили следующие методики и методы, позволяющие определить состояние опорно-двигательного аппарата.

Самый простой метод – это встать спиной к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы опирались на стену. Попробовать между поясницей и стеной просунуть кулак. Если это невозможно просунуть ладонь. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь, а не кулак [8, c. 46].

Для измерения силы и выносливости мышц (СВМ) живота испытуемый ложится животом на край стола, а грудная часть тела должна находиться за пределами стола. Испытуемый поднимает верхнюю часть туловища вверх на 45 градусов – при этом руки необходимо согнуть в локтях, кисти рук держать за головой, плечи рук держать параллельно полу, а ноги неподвижно закрепить в области голени. Экспериментатор секундомером измеряет время, за которое испытуемый может держать верхнюю часть тела под углом 45 градусов к поверхности стола. Результаты заносили в таблицу.

Измерения СВМ спины проделывается таким же образом, с той лишь разницей, что испытуемый ложиться на поверхность стола спиной. Результаты заносили в таблицу.

Измерения подвижности позвоночника вперед, назад, вправо, влево проводились следующим образом: при измерении подвижности позвоночника вперед испытуемый, стоя на скамейке, наклоняется вперед, руки тянутся к полу, а экспериментатор измеряет линейкой какое количество сантиметров остается до скамейки, или насколько превышает ее, от среднего пальца руки.

Измерение подвижности позвоночника назад: у исследуемого измеряется расстояние от 7-го шейного позвонка до последнего поясничного позвонка. Затем исследуемый наклоняет туловище назад и измеряется это же расстояние заново. Подвижность позвоночника спины равна разности между первым и вторым измерениями.

Подвижность позвоночника в стороны: у исследуемого, в положении стоя, измеряется расстояние от среднего пальца руки до пола. Затем исследуемый наклоняется прямо в сторону и снова измеряется это же расстояние. Подвижность позвоночника в сторону равна разности между первым и вторым измерениями.


3. Результаты исследования

3.1 Результаты исследования состояния позвоночника у школьников

В результате анализа медицинских карт в Маркушевской средней общеобразовательной школе за 2007 год получили следующие данные: из 108 учащихся всей школы у 49 школьников выявлены нарушения осанки, что составляет 45,4% и 17 учащихся страдают различной степенью сколиоза, что составляет 15,75% от общего количества школьников, и только 38,85% без нарушения осанки.

По данным медицинского осмотра в 2005 г. проведенного врачами из детской поликлиники, из 118 учеников, обучающихся в школе поселка, нарушения осанки выявлены у 51 учащихся, что составляет 43,22%, и 14 школьников страдают сколиозом, что составляет 11,86% от общего количества обследуемых. В 2006 г. данные медицинского осмотра показывают увеличение количества школьников с нарушением осанки: так из 123 учеников данный диагноз поставлен у 52 учащихся, что составляет 42,64%, сколиоз выявлен у 15 школьников, что составляет 12,3% от общего количества обследуемых (табл. 1).

Таблица 1. Состояние осанки у школьников Маркушевской средней школы по данным медицинского осмотра за 2005–2006 год

Вид осанки

2005

2006

Количество учащихся

Процентное соотношение

Количество учащихся

Процентное соотношение

Нарушения осанки 51 43,22 52 42,64
Сколиоз 14 11,86 15 12,3
Правильная осанка 53 44,92 56 45,92

 

В результате анализа медицинских карт в Маркушевской средней общеобразовательной школе за 2007 год получили следующие данные: из 27 учащихся начальных классов у 10 школьников выявлены нарушения осанки, что составляет 37,04%, следовательно, 62,96% не имеют выявленных нарушений осанки.

По данным медицинского осмотра в 2005 г. проведенного врачами из детской поликлиники, из 37 учеников, обучающихся в начальных классах поселка, нарушения осанки выявлены у 16 учащихся, что составляет 43,24%, и 5 школьников страдают сколиозом, что составляет 13,51% от общего количества обследуемых. В 2006 г. данные медицинского осмотра показывают увеличение количества школьников с нарушением осанки: так из 32 учеников данный диагноз поставлен у 18 учащихся, что составляет 56,25%, сколиоз выявлен у 5 школьников, что составляет 15,63% от общего количества обследуемых (табл. 2).


Таблица 2. Состояние осанки у младших школьников Маркушевской средней школы по данным медицинского осмотра за 2005–2006 год

Вид осанки

2005

2006

Количество учащихся

Процентное соотношение

Количество учащихся

Процентное соотношение

Нарушения осанки 16 43,24 18 56,25
Сколиоз 5 13,51 5 15,63
Правильная осанка 16 50 9 28,12

Таблица 3. Результаты силы и выносливости мышц спины и живота

Группы мышц

СВМ (в сек)

Прирост

до экспер

после экспер

живота

18,6

24,2

5,6

спины

15,8

20,1

4,3

Если до эксперимента на выполнение теста СВМ живота у исследуемых в среднем уходило 18,6 секунд, то после эксперимента время на выполнение этого теста увеличилось на 5,6 секунд и составило 24,2 секунды.

Результаты эксперимента показывают увеличение силы и выносливости мышц спины на 4,3 секунд. Если до эксперимента на выполнение этого теста уходило 15,8 сек, то после эксперимента время на выполнение этого теста увеличилось и составило 20,1 сек.

Таблица 4. Подвижность позвоночника до и после эксперимента

Направление

Подвижность позвоночника (см)

Прирост (см)

до экспер.

после экспер.

 

вперед

7,85

8,9

1,05

назад

11,4

13,61

2,21

вправо

11,2

15,2

4

влево

14,8

17,95

3,15


Если до эксперимента на выполнение теста подвижности позвоночника вперёд у исследуемых в среднем составляло 7,85 см, то после эксперимента увеличилась на 1,05 см, и составило 8,9 см.

Если до эксперимента при выполнении теста, подвижность позвоночника назад у исследуемых в среднем составляло 11,4 см, то после эксперимента подвижность позвоночника увеличилась на 2,21 см, и составила 13,61 см.

Если до эксперимента при выполнении теста, подвижность позвоночника вправо у исследуемых в среднем составляло 11,2 см, то после эксперимента она увеличилось на 4 см, и составило 15,2 см.

Если до эксперимента при выполнении теста, подвижность позвоночника влево у исследуемых в среднем составляло 14,8 см, то после эксперимента она увеличилась на 3,15 см и составила 17,95 см.

3.2 Результаты выявления причин нарушения осанки у младших школьников

По результатам анкет выявлены сведущие причины нарушения осанки:

Как сидишь за столом?

60% анкетируемых привыкли сидеть за столом сутулясь, другие сидят прямо.

На какой постели спишь?

на мягкой постели спят 60% анкетируемых, на жесткой постели спят 40% анкетируемых.

На сколько высока, объемна твоя подушка?

На средней подушке спят 80% анкетируемых и 20% спят на низких подушках.

Как носишь тяжелую сумку?

50% анкетируемых носят сумку чередуя руки, 50% привыкли носить сумку на одном и том же плече.

Занимаешься физическими упражнениями?

60% анкетируемых занимаются физическими упражнениями, 30% выполняют физические упражнения иногда и 10% – не выполняют физических упражнений.

Много ли времени проводишь на свежем воздухе?

90% анкетируемых проводят на свежем воздухе всего 1–3 часа и 10% – более 4–5 часов.

Сколько времени проводишь, в течение дня, в положении сидя (делаешь уроки, читаешь)?

60% анкетируемых проводят в течение дня, в положении сидя – от 2–4 часов, 10% анкетируемых проводят в течение дня, в положении сидя менее 2 часов и 30% анкетируемых – более 4 часов.

Часто ли чувствуешь боли в спине?

10% анкетируемых часто чувствуют боли в спине, у 30% анкетируемых иногда появляются боли в спине, у 60% не появляются боли в спине.

Часто ли контролируешь свою осанку, когда сидишь за столом?

60% анкетируемых иногда контролируют свою осанку (1 раз за урок) и 40% – не контролируют свою осанку.

Есть ли в семье кто-либо следующими заболеваниями опорно-двигательного аппарата?

у 20% анкетируемых у членов семьи имеются какие-либо нарушения опорно-двигательного аппарата, у 80% – ни у кого в семье нет заболевания опорно-двигательного аппарата.

Есть ли у тебя своё рабочее место?

У 100% опрошенных имеется свое рабочее место.

3.3 Результаты педагогического эксперимента

1. Оценка состояния позвоночника у учащихся Маркушевской средней школы начальных классов показало, что у 37,04% выявлено нарушение осанки. А среди учащихся всей школы поселка составляет 45,4% с нарушением осанки, 15,75% страдают сколиозом и 38,85% не имеют нарушений осанки.

2. В результате проведенного анкетирования, выявлены следующие причины нарушения осанки у школьников:

а) Привычка сидеть сутулясь у 60% анкетируемых

б) Длительное нахождение в положении сидя у 30% анкетируемых

в) У 20% анкетируемых члены семьи страдают нарушением ОДА.

3. Использованная методика для коррекции осанки показала эффективное и положительное влияние на подвижность позвоночника, на силу и выносливость мышц у 100% испытуемых.

а). В среднем подвижность позвоночника увеличилась вперед на 15,8 см; назад на 9,7 см; вправо на 6,5 см; влево на 5 см.

б) Сила и выносливость мышц спины увеличилось на 3,9 сек; живота на 7,9 сек.


Заключение

Нарушение осанки является одной из основных патологий физического развития школьников. Подавляющее большинство нарушений осанки у детей школьного возраста имеет приобретенный функциональный характер, и связаны они с нерациональной организацией учебного процесса. Его интенсификация в последнее время привела к появлению у школьников патологий различных органов и систем, а также снижению общей работоспособности и нарастанию психофизической перегрузки.

Для формирования правильной осанки необходимо создание рациональной среды не только в образовательных учреждениях, но и в домашних условиях. Поэтому важное значение в профилактике нарушений осанки отводиться ЛФК, которая способствует укреплению мышечного корсета и снятию напряжения. Воспитание навыков поддержания правильной осанки должно начинаться в семье. С этой целью необходимо проводить беседы с родителями и детьми.

Осанку предопределяет множество факторов, в том числе и врожденные и наследственные причины, перенесенные заболевания и травмы. Но все же самый большой вред осанке приносит пренебрежение социально – гигиеническими правилами – нерациональный образ жизни, несоответствующий физиологическим запросам пассивный отдых, не закаленность, недостаточное пребывание на свежем воздухе. Отрицательно влияют на осанку и несоответствующая гигиеническим нормам мебель, инвентарь и оборудование дома и в школе, неудобная одежда и обувь, привычка к неправильным позам.

Правильная осанка дает экономию сил в работе мышц, способствует правильному положению и нормальной деятельности внутренних органов, укреплению здоровья и повышению работоспособности.

В связи с этим, анализ изученной литературы показал, что профилактика нарушений осанки является важным звеном в гармоничном психофизическом развитии детей и должна проводиться педагогом, родителями и ребенком совместно. Лишь их совместные усилия могут привести к ощутимому результату и гарантировать полноценную жизнь подрастающему поколению.

По данным Петербургского детского ортопедического института им. Г.И. Турнера, у 40% обследованных школьников старших классов выявлено нарушение статики (сколиоз), требующее лечения. Начальные явления сколиоза могут быть обнаружены уже в раннем детстве, но в школьном возрасте (10–15 лет), он проявляется наиболее выражено.

Учебная работа по физической культуре рассчитана на два часа в неделю в каждом классе, поэтому формировать и следить за осанкой только на уроках физической культуры невозможно, для этого нужны дополнительный часы – часы здоровья, которые зачастую не проводятся.

Осанка может изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону. Изменения осанки могут происходить от улучшения или ухудшения работы опорно-двигательного аппарата. Некоторое влияние на осанку оказывает и центральная нервная система. Достаточно вспомнить, как выглядит человек после тяжелого нервного потрясения.

Каждый рабочий день насыщен движениями, которые связаны с перемещением своего тела и с перемещением различных предметов в пространстве. Чтобы такие движения были пластичными, выполнялись без лишнего напряжения, суетливости и не вредили формированию правильной осанки, школьников необходимо обучать правильной структуре этой группы движений. Основой структуры таких действий является взаимоотношение общего центра тяжести и опорной площади. Хорошими средствами для формирования рациональных рабочих поз являются упражнения в равновесии, балансировании и расслаблении.

Систематические и разумные занятия физической культурой и спортом считаются лучшим средством предупреждения нарушений осанки. Каждый учитель – предметник на своем уроке должен знать, как проводить физкультминутки. Особенно физкультминутки обязательны в начальных классах.

По результатам эксперимента мы убедились, что физические упражнения способствуют коррекции нарушений осанки младших школьников, что нашло подтверждение в результатах и выводах педагогического эксперимента. Это лишний раз доказывает целесообразность использования физических упражнений в младшем возрасте, т.к. использование в более поздние сроки становиться менее эффективным.


Список литературы

1.     Алексеева Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 208 с.

2.     Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка. – Л.: Медицина, 1991. – 416 с. (научно-популярная медицинская литература).

3.     Вайнруб Е.М. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушениями осанки и больных сколиозом. – Киев: Здоровье, 1988. – 133 с.

4.     Гербцова Г.И. Азбука здоровья / Программа специальной (коррекционной) работы школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта 1–4 классы. Гербцова Г.И. СПб.: Образование, 1994. – 44 с.

5.     Гитт В.Д. Исцеление позвоночника. – М.: Лабиринт Пресс, 2006. – 256 с.

6.     Горбачев М.С. Осанка младших школьников // Физическая культура в школе, 2005. – 8. с 25 – 28.

7.     Грачев В.И. Физическая культура. – М.: ИКЦ Март, 2005. – 464 с.

8.     Каштанова Г.В. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей школьного и младшего школьного возраста – М.: АРКТИ, 2006. – 104 с.

9.     Коростелев Н.Б. От А до Я. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Медицина, 1987. – 288 с.

10.  Котешова И.А. Нарушение осанки: лечение и профилактика. – М.: ЭКСМО, 2004. – 207 с.

11.  Кроковяк Г.М. Воспитание осанки: гигиенические основы. Пособие для учителей и родителей. – Л.: Феникс, 1963. – 64 с.

12.  Курпан Ю.И. Оставайся изящной! – М.: Советский спорт, 1991. – 64 с.

13.  Курумчина В.В. Позвоночный столб – основа здоровья? // Физическая культура в школе. – 2003. – 6. – с. 34–36.

14.  Левейко И.Д. Лечебная физкультура при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопиях. – Л.: Здоровье, 1963. – 64 с.

15.  Мальцев А.И. Быстрее, выше, сильнее! Легкая атлетика и гимнастика ля школьников / А.И. Мальцев. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 283 c.

16.  Матюшонок М.Т. Физиология и гигиена детей и подростков./ М.Т. Матюшонок, Г.Г. Турик, А.А. Крюкова; Под ред. М.П. Кравцова. – 2-е изд., перераб. – Мн.: Высшая школа, 1980. – 288 с.

17.  Милюкова И.В., Едемская Т.А. Лечебная гимнастика и нарушение осанки у детей. – СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2003. – 127 с.

18.  Мирская Н.Б. Нарушения осанки, типичные ситуации. – М.: Чистые пруды, 2005. – 30 с.

19.  Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушение осанки в ДОУ. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2005. – 109 с.

20.  Носкова Л.А. Позвоночник осанка – здоровье. – М.: Феникс, 1999. – 98 с.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.