Курсовая работа: Влияние специальных физических упражнений на коррекцию осанки младших школьников
Чтобы справляться с нагрузками, позвоночнику в равной мере необходимы и гибкость (подвижность) и устойчивость – сила и выносливость позных мышц.
Гибкость позвоночника. При наклоне вперед подросток с хорошей осанкой должен суметь, не сгибая коленей, достать пальцами рук до носков ног, сидя – положить подбородок на колени. При наклоне назад (стоя, с прямыми ногами) следует достать пальцами рук до середины бедра. При наклоне вбок (не наклоняя туловище вперед и не поворачивая его) – достать пальцами до боковой поверхности ноги на уровне подколенной ямки. Чтобы оценить суммарную подвижность всех отделов позвоночника в горизонтальной плоскости, следует сесть верхом на стул или скамейку, чтобы исключить поворот ног и таза, и повернуть туловище и голову, посмотрев вбок и назад. В норме сагиттальная плоскость головы (нос) должна повернуться примерно на 110º. Можно не измерять угол транспортиром: если максимально скосить глаза, при нормальной подвижности позвоночника в горизонтальной плоскости становиться видно, что находится прямо за спиной [11, c. 53].
Нормальная гибкость позвоночника у детей младшего возраста больше, чем у подростков и здоровых взрослых людей. Например, расстояние между остистыми отростками 7 шейного позвоночника и вершиной межъягодичной складки при наклоне назад у детей 7–11 лет должно уменьшатся примерно на 6 см, у детей 12 лет и старше – на 4 см.
В точных нормах подвижности позвоночника в целом и каждого из его отделов в зависимости от возраста, пола, типа конституции и других факторов. Намного важнее обратить внимание на то, чтобы гибкость не слишком отклонялась от нормы ни в ту, ни в другую сторону. Следует обращать внимание на асимметрию при наклонах туловища вбок и поворотах в сторону: Различия в объеме этих движений свидетельствует о нарушениях осанки во фронтальной плоскости или сколиозе [11, c. 54].
Ограничение подвижности позвоночника – явный признак нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата, но и чрезмерная гибкость, особенно в сочетании со слабыми мышцами так же опасна для позвоночника.
Мышечный корсет. Правильная форма позвоночника, хорошая осанка обеспечиваются способностью мышц поддерживать статические усилия. В формировании осанки и поддержки положения туловища главную и важную роль играет статическая силовая выносливость мышц спины, живота и боковых поверхностей туловища. Мышцы должны быть не просто сильными, а гармонично развитыми, способными как длительно удерживать туловище в правильном положении, так и расслабляться и растягиваться при сокращении мышц антагонистов во время движений. Спазматически сокращенные или слабые, растянутые мышцы нарушают нормальное положение позвоночника и вызывают нарушения осанки. Представьте себе плохо натянутую палатку – она выглядит кривой из-за неравномерных или недостаточных усилий от растяжек. Точно так же под влиянием неравномерных усилий позных мышц или их общей слабости (провисает) позвоночник [11, c. 55].
2. Организация и методика исследования
2.1 Организация исследования
Базой исследования является Маркушевская средняя общеобразовательная школа. Исследование проводилось с учащимися начальных классов. В экспериментальную группу вошли 10 учащихся в возрасте 7–9 лет, имеющие незначительные нарушения осанки. Занятия проводились 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) c 13:00 – 13:45.
На первом этапе исследования было изучено состояние осанки у детей Маркушевской средней школы по данным медосмотра за 2005, 2006, 2007 учебный год.
Кроме этого было проведено исследование состояния опорно-двигательной системы у учащихся, использовав тест на силу и выносливость мышц спины и живота (СВМ), а также измерена подвижность позвоночника младших школьников.
На втором этапе исследования для выявления причин нарушения осанки провели анкетирование с детьми экспериментальной группы. Была разработана анкета, которая состояла из 16 вопросов (прил. 3). Каждому респонденту выдавалась анкета, в которой нужно было выбрать наиболее подходящий ответ.
На третьем этапе исследования была выбрана методика для коррекции нарушения осанки, разработанная Казанским Республиканским центром мед профилактики и проводился эксперимент среди детей данной группы. Комплекс упражнений выполнялся учащимися 3 раза в неделю по 45 мин (прил. 4)
На четвертом этапе проводилась математическая обработка полученных результатов, и сравнительный анализ результатов до и после педагогического эксперимента. Процентное соотношение учащихся с нарушением осанки (%) мы находили по следующей формуле:
% = ·100,
где А – общее количество учащихся с заболеванием,
В-общее количество учащихся в школе.
Результаты силы выносливости мышц живота и спины, результаты измерения позвоночника в различных направлениях (вперед, назад, вправо, влево) вычислялись по формуле:
∑=,
где С – сумма результатов,
D – количество исследуемых.
2.2 Методики измерения нарушения осанки
В своем исследовании мы применили следующие методики и методы, позволяющие определить состояние опорно-двигательного аппарата.
Самый простой метод – это встать спиной к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы опирались на стену. Попробовать между поясницей и стеной просунуть кулак. Если это невозможно просунуть ладонь. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь, а не кулак [8, c. 46].
Для измерения силы и выносливости мышц (СВМ) живота испытуемый ложится животом на край стола, а грудная часть тела должна находиться за пределами стола. Испытуемый поднимает верхнюю часть туловища вверх на 45 градусов – при этом руки необходимо согнуть в локтях, кисти рук держать за головой, плечи рук держать параллельно полу, а ноги неподвижно закрепить в области голени. Экспериментатор секундомером измеряет время, за которое испытуемый может держать верхнюю часть тела под углом 45 градусов к поверхности стола. Результаты заносили в таблицу.
Измерения СВМ спины проделывается таким же образом, с той лишь разницей, что испытуемый ложиться на поверхность стола спиной. Результаты заносили в таблицу.
Измерения подвижности позвоночника вперед, назад, вправо, влево проводились следующим образом: при измерении подвижности позвоночника вперед испытуемый, стоя на скамейке, наклоняется вперед, руки тянутся к полу, а экспериментатор измеряет линейкой какое количество сантиметров остается до скамейки, или насколько превышает ее, от среднего пальца руки.
Измерение подвижности позвоночника назад: у исследуемого измеряется расстояние от 7-го шейного позвонка до последнего поясничного позвонка. Затем исследуемый наклоняет туловище назад и измеряется это же расстояние заново. Подвижность позвоночника спины равна разности между первым и вторым измерениями.
Подвижность позвоночника в стороны: у исследуемого, в положении стоя, измеряется расстояние от среднего пальца руки до пола. Затем исследуемый наклоняется прямо в сторону и снова измеряется это же расстояние. Подвижность позвоночника в сторону равна разности между первым и вторым измерениями.
3. Результаты исследования
3.1 Результаты исследования состояния позвоночника у школьников
В результате анализа медицинских карт в Маркушевской средней общеобразовательной школе за 2007 год получили следующие данные: из 108 учащихся всей школы у 49 школьников выявлены нарушения осанки, что составляет 45,4% и 17 учащихся страдают различной степенью сколиоза, что составляет 15,75% от общего количества школьников, и только 38,85% без нарушения осанки.
По данным медицинского осмотра в 2005 г. проведенного врачами из детской поликлиники, из 118 учеников, обучающихся в школе поселка, нарушения осанки выявлены у 51 учащихся, что составляет 43,22%, и 14 школьников страдают сколиозом, что составляет 11,86% от общего количества обследуемых. В 2006 г. данные медицинского осмотра показывают увеличение количества школьников с нарушением осанки: так из 123 учеников данный диагноз поставлен у 52 учащихся, что составляет 42,64%, сколиоз выявлен у 15 школьников, что составляет 12,3% от общего количества обследуемых (табл. 1).
Таблица 1. Состояние осанки у школьников Маркушевской средней школы по данным медицинского осмотра за 2005–2006 год
Вид осанки |
2005 |
2006 |
||
Количество учащихся |
Процентное соотношение |
Количество учащихся |
Процентное соотношение |
|
Нарушения осанки | 51 | 43,22 | 52 | 42,64 |
Сколиоз | 14 | 11,86 | 15 | 12,3 |
Правильная осанка | 53 | 44,92 | 56 | 45,92 |
В результате анализа медицинских карт в Маркушевской средней общеобразовательной школе за 2007 год получили следующие данные: из 27 учащихся начальных классов у 10 школьников выявлены нарушения осанки, что составляет 37,04%, следовательно, 62,96% не имеют выявленных нарушений осанки.
По данным медицинского осмотра в 2005 г. проведенного врачами из детской поликлиники, из 37 учеников, обучающихся в начальных классах поселка, нарушения осанки выявлены у 16 учащихся, что составляет 43,24%, и 5 школьников страдают сколиозом, что составляет 13,51% от общего количества обследуемых. В 2006 г. данные медицинского осмотра показывают увеличение количества школьников с нарушением осанки: так из 32 учеников данный диагноз поставлен у 18 учащихся, что составляет 56,25%, сколиоз выявлен у 5 школьников, что составляет 15,63% от общего количества обследуемых (табл. 2).
Таблица 2. Состояние осанки у младших школьников Маркушевской средней школы по данным медицинского осмотра за 2005–2006 год
Вид осанки |
2005 |
2006 |
||
Количество учащихся |
Процентное соотношение |
Количество учащихся |
Процентное соотношение |
|
Нарушения осанки | 16 | 43,24 | 18 | 56,25 |
Сколиоз | 5 | 13,51 | 5 | 15,63 |
Правильная осанка | 16 | 50 | 9 | 28,12 |
Таблица 3. Результаты силы и выносливости мышц спины и живота
Группы мышц |
СВМ (в сек) |
Прирост |
|
до экспер |
после экспер |
||
живота |
18,6 |
24,2 |
5,6 |
спины |
15,8 |
20,1 |
4,3 |
Если до эксперимента на выполнение теста СВМ живота у исследуемых в среднем уходило 18,6 секунд, то после эксперимента время на выполнение этого теста увеличилось на 5,6 секунд и составило 24,2 секунды.
Результаты эксперимента показывают увеличение силы и выносливости мышц спины на 4,3 секунд. Если до эксперимента на выполнение этого теста уходило 15,8 сек, то после эксперимента время на выполнение этого теста увеличилось и составило 20,1 сек.
Таблица 4. Подвижность позвоночника до и после эксперимента
Направление |
Подвижность позвоночника (см) |
Прирост (см) |
|
до экспер. |
после экспер. |
|
|
вперед |
7,85 |
8,9 |
1,05 |
назад |
11,4 |
13,61 |
2,21 |
вправо |
11,2 |
15,2 |
4 |
влево |
14,8 |
17,95 |
3,15 |
Если до эксперимента на выполнение теста подвижности позвоночника вперёд у исследуемых в среднем составляло 7,85 см, то после эксперимента увеличилась на 1,05 см, и составило 8,9 см.
Если до эксперимента при выполнении теста, подвижность позвоночника назад у исследуемых в среднем составляло 11,4 см, то после эксперимента подвижность позвоночника увеличилась на 2,21 см, и составила 13,61 см.
Если до эксперимента при выполнении теста, подвижность позвоночника вправо у исследуемых в среднем составляло 11,2 см, то после эксперимента она увеличилось на 4 см, и составило 15,2 см.
Если до эксперимента при выполнении теста, подвижность позвоночника влево у исследуемых в среднем составляло 14,8 см, то после эксперимента она увеличилась на 3,15 см и составила 17,95 см.
3.2 Результаты выявления причин нарушения осанки у младших школьников
По результатам анкет выявлены сведущие причины нарушения осанки:
Как сидишь за столом?
60% анкетируемых привыкли сидеть за столом сутулясь, другие сидят прямо.
На какой постели спишь?
на мягкой постели спят 60% анкетируемых, на жесткой постели спят 40% анкетируемых.
На сколько высока, объемна твоя подушка?
На средней подушке спят 80% анкетируемых и 20% спят на низких подушках.
Как носишь тяжелую сумку?
50% анкетируемых носят сумку чередуя руки, 50% привыкли носить сумку на одном и том же плече.
Занимаешься физическими упражнениями?
60% анкетируемых занимаются физическими упражнениями, 30% выполняют физические упражнения иногда и 10% – не выполняют физических упражнений.
Много ли времени проводишь на свежем воздухе?
90% анкетируемых проводят на свежем воздухе всего 1–3 часа и 10% – более 4–5 часов.
Сколько времени проводишь, в течение дня, в положении сидя (делаешь уроки, читаешь)?
60% анкетируемых проводят в течение дня, в положении сидя – от 2–4 часов, 10% анкетируемых проводят в течение дня, в положении сидя менее 2 часов и 30% анкетируемых – более 4 часов.
Часто ли чувствуешь боли в спине?
10% анкетируемых часто чувствуют боли в спине, у 30% анкетируемых иногда появляются боли в спине, у 60% не появляются боли в спине.
Часто ли контролируешь свою осанку, когда сидишь за столом?
60% анкетируемых иногда контролируют свою осанку (1 раз за урок) и 40% – не контролируют свою осанку.
Есть ли в семье кто-либо следующими заболеваниями опорно-двигательного аппарата?
у 20% анкетируемых у членов семьи имеются какие-либо нарушения опорно-двигательного аппарата, у 80% – ни у кого в семье нет заболевания опорно-двигательного аппарата.
Есть ли у тебя своё рабочее место?
У 100% опрошенных имеется свое рабочее место.
3.3 Результаты педагогического эксперимента
1. Оценка состояния позвоночника у учащихся Маркушевской средней школы начальных классов показало, что у 37,04% выявлено нарушение осанки. А среди учащихся всей школы поселка составляет 45,4% с нарушением осанки, 15,75% страдают сколиозом и 38,85% не имеют нарушений осанки.
2. В результате проведенного анкетирования, выявлены следующие причины нарушения осанки у школьников:
а) Привычка сидеть сутулясь у 60% анкетируемых
б) Длительное нахождение в положении сидя у 30% анкетируемых
в) У 20% анкетируемых члены семьи страдают нарушением ОДА.
3. Использованная методика для коррекции осанки показала эффективное и положительное влияние на подвижность позвоночника, на силу и выносливость мышц у 100% испытуемых.
а). В среднем подвижность позвоночника увеличилась вперед на 15,8 см; назад на 9,7 см; вправо на 6,5 см; влево на 5 см.
б) Сила и выносливость мышц спины увеличилось на 3,9 сек; живота на 7,9 сек.
Заключение
Нарушение осанки является одной из основных патологий физического развития школьников. Подавляющее большинство нарушений осанки у детей школьного возраста имеет приобретенный функциональный характер, и связаны они с нерациональной организацией учебного процесса. Его интенсификация в последнее время привела к появлению у школьников патологий различных органов и систем, а также снижению общей работоспособности и нарастанию психофизической перегрузки.
Для формирования правильной осанки необходимо создание рациональной среды не только в образовательных учреждениях, но и в домашних условиях. Поэтому важное значение в профилактике нарушений осанки отводиться ЛФК, которая способствует укреплению мышечного корсета и снятию напряжения. Воспитание навыков поддержания правильной осанки должно начинаться в семье. С этой целью необходимо проводить беседы с родителями и детьми.
Осанку предопределяет множество факторов, в том числе и врожденные и наследственные причины, перенесенные заболевания и травмы. Но все же самый большой вред осанке приносит пренебрежение социально – гигиеническими правилами – нерациональный образ жизни, несоответствующий физиологическим запросам пассивный отдых, не закаленность, недостаточное пребывание на свежем воздухе. Отрицательно влияют на осанку и несоответствующая гигиеническим нормам мебель, инвентарь и оборудование дома и в школе, неудобная одежда и обувь, привычка к неправильным позам.
Правильная осанка дает экономию сил в работе мышц, способствует правильному положению и нормальной деятельности внутренних органов, укреплению здоровья и повышению работоспособности.
В связи с этим, анализ изученной литературы показал, что профилактика нарушений осанки является важным звеном в гармоничном психофизическом развитии детей и должна проводиться педагогом, родителями и ребенком совместно. Лишь их совместные усилия могут привести к ощутимому результату и гарантировать полноценную жизнь подрастающему поколению.
По данным Петербургского детского ортопедического института им. Г.И. Турнера, у 40% обследованных школьников старших классов выявлено нарушение статики (сколиоз), требующее лечения. Начальные явления сколиоза могут быть обнаружены уже в раннем детстве, но в школьном возрасте (10–15 лет), он проявляется наиболее выражено.
Учебная работа по физической культуре рассчитана на два часа в неделю в каждом классе, поэтому формировать и следить за осанкой только на уроках физической культуры невозможно, для этого нужны дополнительный часы – часы здоровья, которые зачастую не проводятся.
Осанка может изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону. Изменения осанки могут происходить от улучшения или ухудшения работы опорно-двигательного аппарата. Некоторое влияние на осанку оказывает и центральная нервная система. Достаточно вспомнить, как выглядит человек после тяжелого нервного потрясения.
Каждый рабочий день насыщен движениями, которые связаны с перемещением своего тела и с перемещением различных предметов в пространстве. Чтобы такие движения были пластичными, выполнялись без лишнего напряжения, суетливости и не вредили формированию правильной осанки, школьников необходимо обучать правильной структуре этой группы движений. Основой структуры таких действий является взаимоотношение общего центра тяжести и опорной площади. Хорошими средствами для формирования рациональных рабочих поз являются упражнения в равновесии, балансировании и расслаблении.
Систематические и разумные занятия физической культурой и спортом считаются лучшим средством предупреждения нарушений осанки. Каждый учитель – предметник на своем уроке должен знать, как проводить физкультминутки. Особенно физкультминутки обязательны в начальных классах.
По результатам эксперимента мы убедились, что физические упражнения способствуют коррекции нарушений осанки младших школьников, что нашло подтверждение в результатах и выводах педагогического эксперимента. Это лишний раз доказывает целесообразность использования физических упражнений в младшем возрасте, т.к. использование в более поздние сроки становиться менее эффективным.
Список литературы
1. Алексеева Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 208 с.
2. Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка. – Л.: Медицина, 1991. – 416 с. (научно-популярная медицинская литература).
3. Вайнруб Е.М. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушениями осанки и больных сколиозом. – Киев: Здоровье, 1988. – 133 с.
4. Гербцова Г.И. Азбука здоровья / Программа специальной (коррекционной) работы школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта 1–4 классы. Гербцова Г.И. СПб.: Образование, 1994. – 44 с.
5. Гитт В.Д. Исцеление позвоночника. – М.: Лабиринт Пресс, 2006. – 256 с.
6. Горбачев М.С. Осанка младших школьников // Физическая культура в школе, 2005. – 8. с 25 – 28.
7. Грачев В.И. Физическая культура. – М.: ИКЦ Март, 2005. – 464 с.
8. Каштанова Г.В. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей школьного и младшего школьного возраста – М.: АРКТИ, 2006. – 104 с.
9. Коростелев Н.Б. От А до Я. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Медицина, 1987. – 288 с.
10. Котешова И.А. Нарушение осанки: лечение и профилактика. – М.: ЭКСМО, 2004. – 207 с.
11. Кроковяк Г.М. Воспитание осанки: гигиенические основы. Пособие для учителей и родителей. – Л.: Феникс, 1963. – 64 с.
12. Курпан Ю.И. Оставайся изящной! – М.: Советский спорт, 1991. – 64 с.
13. Курумчина В.В. Позвоночный столб – основа здоровья? // Физическая культура в школе. – 2003. – 6. – с. 34–36.
14. Левейко И.Д. Лечебная физкультура при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопиях. – Л.: Здоровье, 1963. – 64 с.
15. Мальцев А.И. Быстрее, выше, сильнее! Легкая атлетика и гимнастика ля школьников / А.И. Мальцев. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 283 c.
16. Матюшонок М.Т. Физиология и гигиена детей и подростков./ М.Т. Матюшонок, Г.Г. Турик, А.А. Крюкова; Под ред. М.П. Кравцова. – 2-е изд., перераб. – Мн.: Высшая школа, 1980. – 288 с.
17. Милюкова И.В., Едемская Т.А. Лечебная гимнастика и нарушение осанки у детей. – СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2003. – 127 с.
18. Мирская Н.Б. Нарушения осанки, типичные ситуации. – М.: Чистые пруды, 2005. – 30 с.
19. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушение осанки в ДОУ. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2005. – 109 с.
20. Носкова Л.А. Позвоночник осанка – здоровье. – М.: Феникс, 1999. – 98 с.