скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Влияние специальных физических упражнений на коррекцию осанки младших школьников

Неправильная осанка отрицательно влияет на работу внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость, падает аппетит, ребенок становиться вялым, апатичным, избегает подвижных игр.

1.2 Причины нарушений осанки и группы риска

Нарушение формы позвоночника у школьников может быть вызвано самыми разными причинами:

1. Врожденные дефекты. Касаются, прежде всего, клиновидных позвонков, сросшихся и лишних ребер. Эти дефекты весьма опасны, но достаточно редки (не более 0,5 – 0, 25% всех случаев). Проявляются очень рано и требуют чрезвычайно интенсивного лечения. При врожденных дефектах сколиоз обычно сочетается с деформацией грудной клетки, кифозом и лордозом [5, c. 106].

2. Родовые травмы. При тяжелых родах страдает головной мозг ребенка, нарушается симметрия иннервации (снабжение, какого-либо органа или ткани нервами, обеспечивающими их связь с центральной нервной системой) тела. Часто дефекты развития позвоночника после таких травм начинают проявляться примерно с 5–6 лет. Форма заболевания бывает самой разной – от легкой до очень тяжелой. Ранее родовые травмы были основной причиной нарушений позвоночника [5, c. 107].

3. Индуцированные нарушения. Встречаются очень часто и бывают вызваны внешними причинами, к которым относятся виды спорта, требующие несимметричной нагрузки разных групп мышц (теннис, стрельба из лука, фехтование, метание спортивных снарядов и т.д.), а также игра на скрипке, привычка сидеть в развалку или поджав ногу. Индуцированный сколиоз может развиваться вследствие разной длины ног. В этом случае перекошенный таз вызывает изгиб позвоночника в поясничной области и появляется контризгиб в противоположную сторону [5, c. 107].

4. Разнообразные травмы позвоночника. Травмировать позвоночник можно при падениях, активных играх, занятиях спортом. Травмированный позвонок или диск запускает механизм развития дефекта осанки [5, c. 108].

5. Последствия операционных вмешательств и ожог. Обширные повреждения участков кожи, мышц, нервов при серьезных полостных операциях или ожогах приостанавливают развитие пострадавших участков и вызывают нарушение осанки [5, c. 108].

6. Дисковые грыжи или ущемление крупных нервов. Вызывают функциональный, адаптационный сколиоз или кифоз [5, c. 109].

7. Чрезмерно быстрый рост ребенка. Во время полового созревания бывают периоды взрывного роста, при этом рост мышц в длину сильно отстает от роста скелета. И ребенка может перекосить [5, c. 109].

8. Остеохондропатия. Недоразвитие костно-хрящевого аппарата [5, c. 109].

9. Анатомо-конституционные типы строения позвоночника [8, c. 59].

10. Частые инфекционные заболевания [2, c. 201].

11. Неудовлетворительное питание [13, c. 35].

12. Недостаточная двигательная активность [7, c. 387].

13. Слишком мягкая кровать – способствует формированию так называемой круглой спины; слишком жесткая кровать сглаживает физиологические изгибы позвоночного столба и способствует формированию плоской спины [2, c. 199].

14. Мебель, не соответствующая возрасту и росту ребенка. Низкая парта способствует формированию круглой спины, если наоборот слишком высока, школьник все время вынужден поднимать плечи вверх. Если школьник сидит за круглым столом, локти не имеют должной опоры, поэтому он вынужден наклоняться вперед и усиленно сгибать спину [14, c. 38].

15. Дефекты зрения [16, c. 50].

16. Отсутствие привычки к соблюдению правильной осанки [21, c. 2].

17. Постоянное ношение тяжести (сумки, портфеля) в одной и той же руке или на одном и том же плече [3, c. 67].

18. Постоянная привычка стоять, отставляя ногу в сторону [16, c. 50].

19. Длительное сгорбленное положение тела во время работы [16, c. 49].

20. Ношение тесной одежды [2, c. 200].

21. Раннее сидение или вставание ребенка на ножки [2, c. 199].

22. Ожирение или ослабление мышц брюшного пресса, спины и ягодичных мышц [16, c. 49].

23. Слабость костной системы [16, c. 50].

Исследования показали, что далеко не у всех детей, находящихся в неблагоприятных условиях может развиваться то или иное заболевание. Хотя организм очень чувствителен к различным неблагоприятным факторам [3, c. 93].

К группам риска относятся те люди, у которых вероятность развития заболевания выше среднестатистической. В целях профилактики члены таких групп требуют повышенного внимания, особенно в детском и юношеском возрасте.

На основании многолетних наблюдений к группам риска можно отнести следующие категории:

1. Дети, родители которых имеют значительные нарушения осанки. Сколиоз у одного или обоих родителей сильно повышает вероятность заболевания ребенка

2. Дети высоких родителей. Дети вырастают высокими, у них вероятность заболеть сколиозом гораздо выше, чем у других детей

3. Вундеркинды и дети, обучающиеся в элитных школах. В специализированных школах мало времени отводится на физическое развитие.

4. Спортсмены. Занятия гимнастикой, акробатикой, борьбой могут привести к травмам позвоночника. Теннис, метание спортивных снарядов, бокс, гребля на каноэ, стрельба из лука требуют неравномерного распределения нагрузок на позвоночник и вызывают развитие сколиоза.

5. Молодые матери. Гормональная перестройка при рождении ребенка способствует развитию у женщин заболеваний позвоночника и суставов.

6. Манекенщицы и фотомодели. Высокие изящные девушки (юноши) с тонким телосложением страдают от сколиоза [5, c. 153].

1.3 Развитие здорового школьника и осанки

В первые годы жизни ребенка необходимо полноценное питание, массаж и физкультура для здоровья в целом и нормального формирования позвоночника. Регулярные визиты к врачу позволят своевременно выявить нарушения опорно-двигательного аппарата.

Здоровый ребенок должен много двигаться (из-за особенностей детской нервной системы и мышц). Если находиться в одной позе в положении сидя или стоя приходится дольше нескольких минут, ребенок «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, начинается формирование неправильного двигательного стереотипа и плохой осанки. Небольшая, регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажеры, больше подвижных игр и поменьше телевизора, ежедневная физкультура) – необходимые условия нормального развития опорно-двигательного аппарата [9, с. 108].

Осанка в основном формируется в 6–7 лет, это связано с основными задачами предмета «Физическая культура» и проводится с учетом возрастных особенностей развития учащихся.

Дети 6–9 лет находятся в периоде интенсивного биологического развития и активного освоения различных форм школьного труда. В связи с этим обучение осанки в 1–2 классах направленно на привитие навыка правильной осанки и профилактику отрицательных влияний однообразных поз и малоподвижного режима, характерного для школьного труда [4, c. 17].

С первого дня в школе позвоночник ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки. Гиподинамия, неправильное физическое воспитание, неудобная мебель, отсутствие навыка правильной осанки – ухудшает состояние опорно-двигательного аппарата. При сколиозе грудной отдел позвоночника – изогнут выпуклостью вправо, а позвонки при взгляде сверху – закручены против часовой стрелки. Такой тип нарушения осанки иногда называют «школьным сколиозом».

Чаще всего первоклассник делает уроки в полумраке, за столом, рассчитанным на взрослого, и на «взрослом» стуле. Столешница находится на уровне подбородка, плечи – выше ушей, спина выгибается, чтобы опереться на спинку стула – в поясничном отделе формируется кифоз (вместо лордоза) или ребенок сидит боком на краешке стула – формируя сколиотическую осанку (рис 3).

В школе – от первого до одиннадцатого класса школьники сидят на стульях и за столами, рассчитанными на пятиклассника среднего роста [17, с. 91].

Легко воспитать и закрепить у школьников новую правильную осанку, если одновременно с укрепляющими оздоровительными мерами (рациональный распорядок дня, полноценный сон, питание и закаливание) учащиеся ежедневно выполняют разнообразные физические упражнения.

Каждый школьник должен выработать привычку к правильной осанке. При стоянии и ходьбе свободно, без особых усилий, держать голову и корпус прямо, плечи держать на одном уровне, слегка отведены назад и нормально опущены вниз.

У школьников, не соблюдающих нормальной осанки, грудная клетка постепенно суживается, становится более плоской, углы лопаток торчат, принимают форму крыльев, живот вытягивается вперед, одно плечо опускается ниже другого [19, c. 84].

Без специальных мер профилактики плохая осанка грозит практически каждому школьнику – это соблюдение элементарных правил:

•    После уроков школьнику (особенно) ученику младших классов, нужно полежать не меньше часа, чтобы мышцы расслабились и отдохнули.

•    При чтении в постели необходимо хорошее освещение, поза, сохраняющая физиологические изгибы (полулежа на большой и достаточно жесткой подушке с небольшим валиком под поясницей), и пюпитр или положенная на колени подушка, чтобы книга находилась подальше от глаз, а руки лежали на опоре и не нагружали шейный отдел позвоночника. В таком положении нагрузка на позвоночник почти полностью отсутствует.

•    Нельзя носить сумку на плече: плечо при этом приходится постоянно держать поднятым. Нельзя носить портфель в одной и той же руке. Ремень сумки необходимо перекидывать через шею, лучше носить ранец или рюкзак.

•    Спать на ровной кровати с жестким основанием и мягким матрасом, с не высокой, специальной ортопедической подушкой – нормальные физиологические изгибы позвоночника будут сохраняться (и во время сна).

•    Необходимо больше двигаться, 20–30 минут в день заниматься физкультурой. Вид спорта и интенсивность нагрузок подбирать в соответствии с состоянием здоровья.

•    В положении сидя плотно опираться спиной на спинку стула, стараться сохранять постоянный изгиб. Сидеть прямо. Не сгибая туловища и не наклоняя голову вперед [26, c. 77].

Основными задачами обучения осанки школьников являются сообщения знаний о признаках правильной и неправильной осанки, гигиенических условиях и мерах предупреждения нарушений осанки.

Нарушение осанки является одной из основных патологий физического развития школьников. Подавляющее большинство нарушений осанки у детей школьного возраста имеет приобретенный функциональный характер, и связаны с нерациональной организацией учебного процесса [7, c. 364].

1.4 Методы профилактики и коррекции нарушения осанки

Существует различные методики для профилактики и коррекции нарушения осанки. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. ЛФК показано на всех этапах развития сколиоза, но более успешные результаты она дает при начальных формах сколиоза. При возникновении сколиоза проводят комплексное упражнение лечебной гимнастики: диета, массажных приемов механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации.

Методика массажа и самомассажа, построенная с учетом клинико-физиологических показателей является эффективным средством лечения, восстановления работоспособности, снятие усталости, а главное – служит для предупреждения и профилактики заболеваний, являясь активным средством оздоровления организма; физиотерапия и гидротерапия, лечебное плавание, лыжные прогулки, корригирующая кровать, гипсовые корсеты [8, c. 82].

Предупреждение дефектов осанки заключается в рациональном физическом воспитании и в соблюдении гигиенических правил жизни дома и в школе.

Основными средствами профилактики нарушений осанки является правильная организация статико-динамического режима, который включает в себя полный спектр ситуаций, связанных с регулированием нагрузок на опорно-двигательный аппарат ребенка. По направленности эти воздействия могут иметь как повреждающий характер (например, длительное нахождение в неправильных статистических позах), так и лечебный (физическая культура и специальная гимнастика) [11, c. 37].

Правильный статико-динамический режим предполагает соблюдение следующих правил:

1. Постель ребенка должна быть полужесткой, ровной, устойчивой, с невысокой, лучше ортопедической подушкой. Желательно приучить ребенка спать на спине или боку, но, не свернувшись «калачиком» [18, c. 14].

2. Приходя из школы, ребенок после обеда должен лечь и отдохнуть 1–1,5 часа для того, чтобы нормализовать тонус мышц спины и освободить от нагрузки позвоночник. Только при регулярной смене вертикального и горизонтального положения обеспечивается правильный обмен веществ в межпозвоночных дисках.

3. Время непрерывного пребывания в положении сидя не должно превышать 45 мин [24, c. 76].

4. Ребенок должен ежедневно заниматься оздоровительной или специальной гимнастикой. Минимальная продолжительность занятий – 20 минут, оптимальная – 40 минут.

5. Необходимо правильно организовать рабочее место, освещение должно быть рассеянным и достаточным.

6. Детская мебель должна соответствовать следующим требованиям:

ü  Высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола была около 30 см.

ü  Высота стула должна быть такой, чтобы бедро и голень составляли угол 90º.

ü  Желательно иметь опору для шейного и грудного отделов позвоночника, а так же опору для стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения при длительных занятиях в статистическом режиме [24, c. 77].

7. Необходимо научить ребенка сидеть в правильной рабочей позе во время письма, чтения под контролем педагогов и родителей. Правильная симметричная установка различных частей тела проводится последовательно, начиная с положения стоп:

ü   Стопы в опоре на полу или скамейке

ü   Колени над стулом, на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым или небольшим тупым углом)

ü   Равномерная опора на обе половины таза

ü   Между грудью и столом – расстояние от 1 до 2 см

ü   Предплечья симметрично и свободно, без напряжения лежат на столе, плечи симметричны

ü   Голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см

ü   При письме тетрадь повернута на 30º, нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди [2, 317].

8. Не рекомендуется носить портфель в одной и той же руке, в начальной школе лучше дать ребенку ранец.

9. Нужно постоянно бороться с порочными позами. Так называемое косое положение плечевого пояса при письме – когда левая рука свешена со стола, или косое положение таза когда ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу, или привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене; эти и другие порочные позы приводят к нарушениям осанки.

10. Нужно освободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки, от всяких дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или ассиметричной статичной позой.

11. Ребенок должен получать правильное и сбалансированное питание, обеспечивающее, в соответствии с возрастом, достаточное поступление пластических и энергетических веществ, макро- и микроэлементов. Характер питания во многом определяет состояние костной ткани, связочного аппарата и «мышечного корсета» [16, c. 192].

12. Достаточный сон в хорошо проветриваемой комнате (для детей 7–8 лет – 9,5–10 часов, 13–15 лет – 8,5–9 часов).

13. Ежедневная утренняя гимнастика должна проводиться с 4–5 летнего возраста с последующими закаливающими процедурами (обтирание, обливание прохладной водой) [17, c. 88].

14. Через 35–40 мин занятий делать перерыв на 3–5 мин с выполнением 3–5 упражнений.

15. Ежедневно гулять на свежем воздухе 1,5–2 часа, отдыхать днем (до 1 часа).

16. При недостатках зрения обязательно использовать корректирующие очки.

17. Бороться с излишней полнотой.

Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений осанки среди современных детей, можно сказать, что статико-динамический режим, направленный на предупреждение или устранение нарушений, должен сопровождаться и тотальным «ортопедическим надзором» со стороны родителей и преподавателей. [12, c. 56]

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.