скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Влияние кризисных процессов на туризм

Курсовая работа: Влияние кризисных процессов на туризм

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

"Саратовский государственный социально-экономический университет"

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма

Курсовая работа на тему:

Влияние кризисных процессов на туристскую индустрию

Работу выполнил:

студент 4 курса 3 группы ФЭП

Научный руководитель:

Булыгина И.И.

к. п. н., доцент

Саратов

2009


Содержание

Введение. 3

Глава 1. Форс-мажорные ситуации 2001 года, влиявшие на туризм и методы стимулирования туристской активности. 6

1.1 Основные пути стимулирования туристской активности. 11

Глава 2. Влияние мирового финансового кризиса на туризм в 2009 году. 13

Заключение. 18

Список литературы.. 21

Приложение. 23

Руководство к действию в кризисных ситуациях для индустрии туризма (Рекомендации Всемирной туристской организации) 23


Введение

В данное время туризм занимает небольшую долю рынка услуг в каждой стране. Как и любая экономическая отрасль в условиях мирового кризиса сфера туризма терпит определенные потери. На протяжении многих лет все кризисные процессы непосредственно влияют и на туризм и на гостиничный бизнес. Как с этим бороться? Какие меры предпринимать туристским фирмам для сохранения стабильности? Какие основные пути стимулирования туристской активности? Эти вопросы будут рассмотрены в данной курсовой работе. А так же для начала работы будут рассмотрены последние кризисные ситуации в мире за 2001 год, которые непосредственно повлияли на туристскую индустрию. Но основной темой для обсуждения данной курсовой работы будет финансовый кризис 2009 года. Путешествия далеко не первая необходимость и потребность человека, значит, и отказаться от них не так уж сложно. В первую очередь кризис ударит по среднему классу, ведь именно он всегда составлял основную прослойку активно путешествующих. Туротрасль одна из самых чувствительных к разного рода катаклизмам и стрессам. И влияние на нее вышеперечисленных факторов – тому пример. Если так будет продолжаться, то вырисовывается не совсем оптимистичное будущее туротрасли.

В ситуации глобального мирового кризиса туристская отрасль значительно может изменится. Небольшие туристские фирмы закроются или присоединятся к более крупным, то есть может уменьшиться туристский рынок.

Что касается въездного туризма, учитывая события, происходящие на рынке, которые связаны с мировым финансовым кризисом также затронут и гостиничное дело. Россия может пострадать от последствий кризиса сильнее, чем какие либо другие страны, так как выездной туризм упадет, а финансовый кризис в то время будет способствовать развитию двух-трехзвездочных отелей. Поэтому по мнению экспертов гостиничного рынка, в условиях нынешнего финансового кризиса наиболее привлекательными инвестиционными проектами станут 2-3-звездочные отели.

Специалисты считают, что часть клиентов отелей среднего сегмента сейчас и в ближайшем будущем остановит свой выбор на более дешевых вариантах. Туристы, останавливавшиеся в отелях категорий 3-4 звезды, будут размещаться в 2-3-звездочных отелях. Так как ряд крупных российских компаний уже объявили о том, что "замораживают" часть своих проектов, скорее всего, в ближайшее время эта тенденция продолжится, и большинство отелей просто не будет построено.

Влияние мирового финансового кризиса, низкие темпы развития рынка, сохранение дефицита гостиничных мест. События, которые происходят на мировых финансовых рынках, несомненно, влияют на рынок коммерческой недвижимости, в том числе и на гостиничный сегмент. Многие компании "замораживают" или продают свои проекты, в состав которых входят гостиничные площади. В связи с этим, стоит ожидать, что сроки открытия многих гостиниц могут переноситься, что повлияет на темпы прироста столичного номерного фонда. В результате развитие гостиничного рынка в России, которое не отличалось высокой динамикой в благоприятных экономических условиях, в нынешней ситуации осложнится еще больше.

Таким образом, в связи с низкими темпами строительства и ввода новых гостиничных площадей, в ближайшие годы дефицит гостиничных мест сохранится, в первую очередь в "высшем" сегменте, который в условиях кризиса стал еще менее привлекательным для инвесторов, так как велик риск.

В данной курсовой работе были использованы такие источники литературы как: Баталова Л.В. Из истории развития туризма, Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности, Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Квартальнов В.А. Туризм, Косолапов А.В. Организация и менеджмент туризма. Котлер Ф., БоуэнДж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм и многие другие.

Целью данной курсовой работы является изучение влияния кризисных ситуаций на сферу туризма, и способность данной индустрии преодолеть такого рода препятствия.

Задачи, которые будут выполнены в данной курсовой работе:

1) Рассмотреть прошлый опыт борьбы сферы туризма с кризисными ситуациями.

2) Изучить влияние финансового кризиса на туристскую индустрию.

3) Предоставить руководство по действию в кризисных ситуациях.


Глава 1. Форс-мажорные ситуации 2001 года, влиявшие на туризм и методы стимулирования туристской активности

Как и следовало ожидать, катастрофа 11 сентября больно ударила по туризму во всем мире. По мнению Международной организации труда (МОТ), интерес к заграничному отдыху люди потеряли надолго. Положение в то время являлось настолько серьезным, что эксперты ООН были намерены собраться и всесторонне обсудить его. К экстренному совещанию их подтолкнуло сообщение о том, что крупное французское туристическое агентство Club Med закрывает на зиму целых 15 своих курортных поселков. В наихудшем положении оказываются курорты Центральной Америки и Карибского бассейна, в частности курорты Египта.

В данной главе будут рассмотрены недавние происшествия, которые сильно повлияли на деятельность туристской индустрии. Именно эти события будут подлежат рассмотрению в связи с тем, что 2001 год прошёл совсем недавно и можно, как говориться "делать выводы по горячим следам". Так же считается, что 2001 г. стал для мировой гостиничной индустрии худшим за последние 10 лет. Ситуация, сложившаяся на мировом гостиничном рынке после терактов в США, заставила специалистов вспомнить "черный" 1991 г., прошедший под знаком войны в Персидском заливе.

В результате терактов в Нью-Йорке прямые потери понесли сети Marriott и Hilton. Отель Marriott World Trade Center был полностью разрушен, другая гостиница – Marriott Financial Center, расположенная в квартале от Всемирного торгового центра, сильно повреждена. Пострадала от терактов и выведена из эксплуатации гостиница Hilton Millenium.

Первые две недели после терактов оказались самыми тяжелыми для американской гостиничной индустрии, находящейся в сильной зависимости от авиационных перевозок. Так, доходность номерного фонда отелей Marriott в этот период сократилась почти на 50%, при том, что число бронирований гостиниц корпорации уменьшилось на 94%. В среднем, падение загрузки американских отелей в этот период составило 25,9%, в результате чего гостиничные номера подешевели на 15,4%. Хуже всего обстояли дела в гостиницах Сан-Франциско, Нового Орлеана, Бостона, Орландо, на Гавайях и в отелях при аэропортах, заполняемость которых не превышала 40%[1].

Хотя специалисты уверяли, что кризис мировой туриндустрии будет носить непродолжительный характер, гостиницы, особенно стоящие в деловых центрах, понесут значительные потери. В условиях сезонности делового туризма городские отели в сентябре – октябре формировали до 20% своей годовой прибыли. Кроме того, 2001 год для американских гостиниц высокого класса изначально складывался неудачно из-за ухудшения экономической ситуации в стране. Исследования группы Ernst & Young показали, что в 2001г. в гостиничной индустрии США произошло снижение доходности номеров на 5,2%. Средняя загрузка номерного фонда по итогам 2002 года 60,5%, что на 10% ниже первоначального прогноза и на 3,2% меньше худшего за последние 10 лет показателя 1991 года[2].

К началу 2003 года ситуация на рынке гостиничных услуг США существенно не изменилась по причине нестабильной политической обстановки. По прогнозам американской Торговой Палаты, уже в ближайшее время могут быть уволены более 1 млн. гостиничных служащих по всей стране. Многие гостиничные корпорации отказались от крупных инвестиционных проектов на 2002-2003 гг. По данным консалтинговой группы РricewaterhousCoopers, около 6% проектов строительства отелей со сроком реализации в 2003 - 2004 гг. были отменены. Многие гостиницы перешли в экономичный режим работы - закрыли неиспользуемые номера и помещения для проведения деловых мероприятий, а также рестораны - для экономии электроэнергии и сокращения расходов на оплату труда. Крупнейшие американские гостиничные корпорации Мarriott, Starwood, Hyatt – уже обратились к официальным властям с просьбой предоставить налоговые льготы отрасли до выхода из кризисной ситуации. Немногим лучше складывается ситуация в гостиничном секторе стран, находящихся в прямой связи с туристским потоком из США, – Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Австралии. Массовая аннуляция туров из Америки, перенос и отмена большинства деловых мероприятий принесли в туриндустрию этих стран панические настроения.

По данным Австралийской гостиничной ассоциации, загрузка сиднейских отелей в сентябре-октябре 2001 г. снизилась на 10-20%, а в гостиницах Западной Австралии - на 50%. Один из ведущих отелей Сиднея – Regent сети Four Seasons, в загрузке которого до 40% от общей численности иностранных гостей приходилось на туристов из США, был вынужден до лучших времен закрыть шесть этажей. Австралийские специалисты говорят о потере местной туриндустрией в течение следующих 12 месяцев $2,5 млрд.

Тайская гостиничная ассоциация подсчитала, что из-за снижения туристского потока отели страны могут недосчитаться в этом году $270 млн., а доходы туротрасли страны в целом снизятся от ожидавшихся ранее $7,2 млрд. до $6,3 млрд. Загрузка тайских отелей в сентябре-октябре снизилась до 50%, что на 30-40% ниже нормальной для этого периода заполняемости

Негативные последствия кризиса пришлось испытать и отелям Сингапура. Из-за массовой аннуляции деловых мероприятий загрузка сингапурских гостиниц снизилась на 50%.

Туристы из США обеспечивают 80% дохода Мексики от иностранного туризма. Гостиничная индустрия этой страны в сентябре 2001 г. потеряла $4,5 млн. в результате уменьшения числа американских путешественников в этот период на 17 тыс. Загрузка мексиканских пятизвездных отелей снизилась в октябре с 60% до 40%, а гостиниц экономичного класса - с 40% до 25%. Отели на западном побережье Мексики в октябре были загружены только на 20%[3].

Страны, находящиеся в непосредственной близости от зоны контртеррористической операции, оказались в самом невыгодном положении. Индийские эксперты подсчитали, что до конца года туриндустрия страны потеряла $9,2млн. Профессиональная туристская конфедерация Индии констатировала массовые аннуляции туров из США и Европы. На октябрь 2001 г. было отменено 70% групповых бронирований и 30% индивидуальных. Не лучшим образом складывалась ситуация и в соседнем Непале, где в сентябре и октябре также были отмечены аннуляции туристских поездок из-за рубежа.

Ведущие отели Сеула сообщили в октябре о снижении загрузки на 20-30% по сравнению с запланированной на этот период. Заполняемость гостиниц Сянгана уменьшилась на 30%, для гостиничной отрасли региона это означает потерю 20% ожидаемых доходов в 2001 г.

Странам с сильными мусульманскими общинами также пришлось столкнуться с ощутимым сокращением въездного потока. Так, число туристов из стран Запада в Индонезии после сентябрьских событий сократилось на 30%, в том числе из-за волны протестов местного населения против американской политики в Афганистане. Взрывы в отелях филиппинского города Замбоанга в октябре 2001 г. также, вероятно, не будут способствовать притоку туристов в этой стране. Акты, направленные против иностранных граждан, совершались также в Кувейте и Саудовской Аравии. Сентябрьские события США оказали негативное воздействие и на турбизнес Египта. В сентябре - октябре египетские отели были загружены только на 40% - 50%[4].

Европейский туристский рынок при всей его самодостаточности также нес потери, прежде всего, из-за сокращения числа американских и японских путешественников. Акции трех крупнейших операторов отелей в Европе – Hilton, Ассоr и Six Сontinents – упали в цене после произошедших терактов на 40%. По данным корпорации Нilton, загрузка ее гостиниц в Лондоне и Париже в сентябре 2001 г. снизилась на 20%. Компания Ассог также пострадала от падения продаж отелей на 20% до конца 2001 года, что привело к снижению загрузки номерного фонда по итогам года на 7% по сравнению с 2000 г. По данным итальянских профессиональных гостиничных ассоциаций, количество туристов из США в Италии уже снизилось на 30%, а отели ключевых городов страны в конце сентября испытали на 15-27% сокращение загрузки.

Итоги случившегося подвели представители туристской общественности 15-ти стран Европейского Союза. Если ожидаемый рост турпотока в этот регион в 2001 г. должен был составить 5%, то теперь, вопреки самым оптимистическим прогнозам, он не превысил 1,25%. Только Соединенное Королевство, излюбленное место отдыха американских туристов, понесло потери в размере $1,7 млрд[5].

Оправившись от первого шока, турбизнес пытается извлечь выгоду из сложившейся ситуации. Так, некоторые канадские отели даже отмечали увеличение загрузки конце сентября-октябре 2001 г. Специалисты объясняют это тем, что для американского туристского рынка Канада стала искомой альтернативой заморским путешествиям – она находится в "автомобильной" досягаемости от многих крупных американских мегаполисов и имеет имидж тихой страны. Особым интересом здесь пользуются отели аll inclusive, исключающие возможность свободного проникновения на территорию людей "с улицы".

Анализируя вышеприведенные аргументы, можно сделать вывод о том, что при определенных условиях, нестабильная политическая обстановка в США, некоторых странах Европы, в частности в соседствующей с нами Россией, может стать толчком к развитию въездного туризма в Украину. Для того, чтобы реализовать данное преимущество, необходимо разработать пути стимулирования туристской активности. Зарубежный опыт по данному вопросу будет рассмотрен ниже.

1.1 Основные пути стимулирования туристской активности

На преодоление последствий кризиса, вызванного трагическими событиями в США 11 сентября, мировой туриндустрии понадобилось около года. Что касается туриндустрии США, то ей для этого понадобился более продолжительный период – около 18 месяцев. Аналогичный прогноз дается в отношении Японии.

Различные страны по-разному видят свое будущее в туризме и в соответствии с этим строят свои планы на будущее. Террористические акты в США оказали существенное влияние на туриндустрию Египта. Последствия трагических событий проявились уже в сентябре. По итогам этого месяца, страну посетили около 372 тыс. зарубежных гостей, что на 18% меньше показателя 2000 г. При этом министр туризма Египта Мамдух Эль-Бельтаги сообщил, что, по предварительной оценке, в октябре объем турпотока снизился почти на половину. "Мы делаем все, чтобы поддержать частный туристский сектор, и будем индивидуально подходить к рекламным кампаниям на основных туристских рынках", – говорит г-н Эль-Бельтаги. Предполагается, что рекламный бюджет организации увеличится как минимум на 15%.

Проводились переговоры с авиакомпанией Egyptair и рядом гостиничных цепочек о снижении цен. Министерство сумело добиться 40% -го снижения тарифов на внутренние авиаперевозки до 1 мая 2003 г. Кроме того, заморожена программа повышения стоимости входных билетов для посещения археологических памятников страны.

Таким образом, изучив ситуацию одной из ярких кризисных ситуаций в туризме и гостиничной индустрии, можно выделить основные методы стимулирования туристской активности:

• снижение цен на места размещения туристов;

• увеличение денежных средств на проводимые рекламные компании на основных рынках сбыта;

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.