Курсовая работа: Учет материально-производственных запасов
· на счете 10 "Материалы", если оценка материалов при их поступлении формируется по фактическим затратам с учетом транспортно-заготовительных расходов.
При третьем варианте говорить об особом учете транспортно-заготовительных расходов по существу не представляется возможным, так как скорее это - способ оценки материалов в бухгалтерском учете без применения учетных цен, то есть по фактическим затратам. В силу того, что такой способ формирования оценки материалов является очень трудоемким и предполагает своевременное наличие достоверной информации о транспортно-заготовительных расходах по каждой отдельной партии материалов, практически он может применяться только на отдельных предприятиях с ограниченной номенклатурой материалов и небольшим количеством отдельных поставок в течение отчетного периода. Данный способ оценки материалов эффективно применяется при организации количественного учета материалов на складах СМУ-1 ОАО "Щекингазстрой".
Два первых варианта предусматривают применение учетной цены материалов и обособленное отражение транспортно-заготовительных расходов либо в составе собственно счета 10 "Материалы", либо на счете 16 "Отклонение в стоимости материалов". Однако для принятия решений по управлению запасами и процессом заготовления материалов, а также формирования себестоимости продукции (работ, услуг) учет транспортно-заготовительных расходов, независимо от того, на каком счете они учитываются, должен быть организован по отдельным группам, видам материалов. Степень детализации учетных групп транспортно-заготовительных расходов в соответствии с учетными группами материалов определяется задачами управления на каждом отдельном предприятии.
Методическими указаниями разрешается вести учет транспортно-заготовительных расходов в целом, а не по группам, в двух случаях: во-первых, если нет значительного различия между отдельными группами в удельном весе транспортно-заготовительных расходов в общей сумме затрат на приобретение и заготовление материалов; во-вторых, если нет возможности их отнесения непосредственно к конкретным группам материалов (например, содержание заготовительно-складского аппарата предприятия). Первое условие практически не выполняется, так как различные группы материалов приобретаются у разных поставщиков и, как правило, в разных регионах. Материалы, которые включаются в одну группу, также приобретаются по договорам с разными поставщиками, заключенным на различных условиях, в частности, условиях поставки. Поэтому различия в удаленности поставщиков от предприятия, условиях договоров приводят к существенным колебаниям удельного веса транспортно-заготовительных расходов в составе затрат на приобретение материалов. Еще одним обстоятельством, ограничивающим возможности применения данного способа учета транспортно-заготовительных расходов, является колебание удельного веса по отчетным периодам. Если хотя бы в одном месяце отчетного года величина колебаний превышает предельно допустимый уровень (5%), то необходимо распределять транспортно-заготовительные расходы по группам материалов.
Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
Фактическая себестоимость материалов, приобретенных за плату, включает:
- стоимость материалов по договорным ценам;
- транспортно-заготовительные расходы;
Разрешается в аналитическом бухгалтерском учете и местах хранения материалов применять учетные цены.
В качестве учетных цен на материалы применяются:
Глава 3. Выбор наиболее рационального метода учета транспортных расходов
По результатам предварительного анализа руководство организации может избрать свой способ оценки для каждой группы материально-производственных запасов.
СМУ-1 филиал ОАО "Щекингазстрой" использует в основном для большинства групп материалов способ поступления по фактической себестоимости. Однако способ учета транспортных расходов на поступление материально-производственных запасов по фактической себестоимости может быть для предприятия не самым лучшим. Рассмотрим также и другие способы: способ учета с использованием счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" с последующим их списанием на счет 16 "Отклонение в стоимости приобретаемых материальных ценностей" и путем отражения на отдельном субсчете к счету 10 "Материалы".
Выбор метода зависит от экономических условий деятельности предприятия, специфики производства и договорных отношений.
3.1. Учет транспортных расходов методом прямого включения в фактическую себестоимость
Предприятие СМУ-1 филиал ОАО "Щекингазстрой" приобрело трубы ВГП у ООО "Альянс". Между ними заключен договор поставки на сумму 590 000 руб. (в т. ч. НДС 90 000 руб.), при условии, что покупатель должен осуществить вывоз сырья со склада поставщика собственными силами. ООО "Альянс" обязуется за вознаграждение организовать перевозку груза. Сумма вознаграждения определена в размере 10% от стоимости перевозки. Для осуществления сделки клиент выдал доверенность ООО "Альянс". Экспедитором заключен договор перевозки грузов с ООО "Перевозчик". Стоимость доставки составила 35 400 руб. (в т. ч. НДС 5 400 руб. Вместе с материалами покупатель получил:
· счет-фактуру от ООО "Альянс" (стоимость сырья 500 000 руб., НДС 90 000 руб);
· счет-фактуру от ООО "Альянс" (посредническое вознаграждение 3 000 руб., НДС 540 руб);
· счет-фактуру от ООО "Альянс" (стоимость доставки 30 000 руб., НДС 5 400 руб.).
В бухгалтерском учете СМУ-1 ОАО "Щекингазстрой" при поступлении сырья были сделаны записи, которые приводятся в таблице 3.1.
Таблица 3.1.
Содержание хозяйственной операции | Сумма, руб. | Корреспонденция сцетов | |
Д-т | К-т | ||
Оприходовано сырье по договорной стоимости | 500 000 | 10, субсч. "Трубы ВГП" | 60, субсч. "Расчеты с ООО "Альянс" |
Отражен НДС по поступившим материальным ценностям | 90 000 | 19, субсч. "НДС по поступившим материальным ценностям | 60, субсч. "Расчеты с ООО "Альянс" |
Отражены транспортные расходы по доставке сырья | 30 000 | 10, субсч. "Трубы ВГП" | 60, субсч. "Расчеты с ООО "Перевозчик" |
Отражен НДС по транспортным услугам | 5 400 | 19, субсч. "НДС по оказанным услугам" | 60, субсч. "Расчеты с ООО "Перевозчик" |
Начислено посредническое вознаграждение экспедитору | 3 000 | 10, субсч. "Трубы ВГП" | 60, субсч. "Расчеты с ООО "Альянс" |
Отражен НДС по экспедиторским услугам | 540 | 19, субсч. "НДС по оказанным услугам" | 60, субсч. "Расчеты с ООО "Альянс" |
3.2. Учет транспортных расходов на отдельном субсчете к счету 10
Если в учетной политике закрепить учет транспортно-заготовительных расходов на отдельном субсчете, открытом к счету 10 "Материалы", то отражение будет выглядеть:
По условиям договора покупатель осуществляет вывоз труб ВГП со склада поставщика собственными силами. Для этих целей СМУ-1 ОАО "Щекингазстрой" арендует у ООО "Перевозчик" автомашину. Сумма арендной платы без учета НДС за месяц составляет 15 000 руб., а НДС – 2700 руб.
В течении месяца были отражены следующие расходы:
· начислена заработная плата водителю автомашины 8 000 руб.
· начислен ЕСН с заработной платы водителя 2080 руб.
· списана стоимость израсходованных горюче-смазочных материалов 4800 руб.
Сырье и материалы в течение месяца учитываются по учетным ценам.
Сальдо на начало месяца составило:
· по счету 10, субсчет "Трубы ВГП" 80 000 руб.;
· по счету учета транспортно-заготовительных расходов 4 000 руб.
Таблица 3.2.
Содержание хозяйственной операции | Сумма, руб. | Корреспонденция счетов | |
Д-т | К-т | ||
Принят к оплате счет поставщика | 500 000 | 10, субсч. "Трубы ВГП" | 60, субсч. "Расчеты с ООО "Альянс" |
Отражен НДС по поступившим материальным ценностям | 90 000 | 19, субсч. "НДС по поступившим материальным ценностям | 60, субсч. "Расчеты с ООО "Альянс" |
Принят к оплате счет за аренду автомашины | 15 000 | 10, субсч. "ТЗР" | 60, субсч. "Расчеты с перевозчиком" |
Отражен НДС по аренде автомашины | 2 700 | 19, субсч. "НДС по оказанным услугам" | 60, субсч. "Расчеты с перевозчиком" |
Списана стоимость ГСМ | 4 800 | 10, субсч. "ТЗР" | 10, субсч. "ГСМ" |
Начислена заработанная плата водителю автомашины | 8 000 | 10, субсч. "ТЗР" | 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" |
Начислен ЕСН с заработанной платы водителя | 2080 | 10, субсч. "ТЗР" | 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" |
Списана стоимость израсходованного на производство сырья (по учетной стоимости) | 520 000 | 20 "Основное производство" | 10, субсч. "Трубы ВГП" |
Списаны ТЗР, относящиеся к израсходованному сырью" | 30 375 | 20 "Основное производство" | 10, субсч. "ТЗР" |
Расчет: ТЗР% = [(4000 + 29880): (80000 + 500000)] *100% = 5,84%, ТЗР = (5,84 * 520000): 100% = 30375 руб. |
3.3. Учет транспортных расходов с использованием счета 15
На основании второго метода учет транспортно-заготовительных расходов, который ведется на счете 15 "Приобретение и заготовление материальных ценностей" с последующим их отнесением на счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".
Остаток по счету 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" на конец месяца представляет собой стоимость материалов, находящихся в пути или не вывезенных со складов поставщиков.
Бухгалтерские записи которые следует сделать СМУ-1 ОАО "Щекингазстрой".
При принятии к оплате счета поставщика делается запись по дебету счета 15, субсч. "Трубы ВГП" и кредиту счета 60, субсч. "Расчеты с ООО "Альянс" - 500 000 руб.
При этом по дебету счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" показывается стоимость приобретенных запасов по покупным ценам.
Таблица 3.3.
Содержание хозяйственной операции | Сумма, руб. | Корреспонденция счетов | |
Д-т | К-т | ||
Принят к оплате счет поставщика | 500 000 | 15, субсч. "Трубы ВГП" | 60, субсч. "Расчеты с ООО "Альянс" |
Отражен НДС по поступившим материальным ценностям | 90 000 | 19, субсч. "НДС по поступившим материальным ценностям | 60, субсч. "Расчеты с ООО "Альянс" |
Оприходовано сырье по учетной стоимости | 500 000 | 10, субсч. "Трубы ВГП" | 20 "Основное производство" |
Принят к оплате счет за аренду автомашины | 15 000 | 15, субсч. "Трубы ВГП" | 60, субсч. "Расчеты с перевозчиком" |
Отражен НДС по аренде автомашины | 2 700 | 19, субсч. "НДС по оказанным услугам" | 60, субсч. "Расчеты с перевозчиком" |
Списана стоимость ГСМ | 4 800 | 15, субсч. "Трубы ВГП" | 10, субсч. "ГСМ" |
Начислена заработанная плата водителю автомашины | 8 000 | 15, субсч. "Трубы ВГП" | 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" |
Начислен ЕСН с заработанной платы водителя | 2080 | 15, субсч. "Трубы ВГП" | 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" |
Списана стоимость израсходованного на производство сырья (по учетной стоимости) | 520 000 | 20 "Основное производство" | 15, субсч. "Трубы ВГП" |
Определено и списано отклонение фактической себестоимости приобретенных материальных ценностей от учетной цены за месяц | 29880 | 16, субсч. "Трубы ВГП" | 15, субсч. "Трубы ВГП" |
Списаны ТЗР, относящиеся к израсходованному сырью" | 30 375 | 20 "Основное производство" | 10, субсч. "ТЗР" |
Расчет: ТЗР% = [(4000 + 29880): (80000 + 500000)] *100% = 5,84%, ТЗР = (5,84 * 520000): 100% = 30375 руб. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методические указания предусматривают три основных варианта включения ТЗР в фактическую себестоимость материалов:
Цели, поставленные в данной курсовой работе - достигнуты. Были изучены три метода учета транспортных расходов на поступление МПЗ:
1) отнесение ТЗР на отдельный счет 15;
2) отнесение ТЗР на отдельный субсчет к счету 10;
3) непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала.
Наиболее приемлемым в современных условиях является первый вариант. При этом варианте существенно уменьшается количество номенклатурных номеров материалов (объектов учета), так как нет необходимости присвоения одноименным видам материалов новых номенклатурных номеров при изменении договорных цен на них. По этой же причине сокращается количество объектов складского учета, упрощается процедура проведения инвентаризации запасов.
Применение второго варианта целесообразно в случаях, когда размеры ТЗР значительны и, главное, оказывают существенное влияние на формирование фактической себестоимости приобретаемых материалов. Разумеется, при этом не должен нарушаться принцип рациональности ведения бухгалтерского учета.
Хотелось бы обратить внимание на то, что использование в учете движения запасов счетов 15 и 16 ("Отклонение в стоимости материальных ценностей") позволяет отказаться от применения средних оценок. Действительно, при данной методике отражение отпуска материалов в производство осуществляется в оперативном учете по учетным ценам, к которым по окончании отчетного периода (месяца) присоединяется отклонение (разница между фактической себестоимостью и договорной ценой материала), учитываемое на счете 16.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. 129-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.06. 2003 г. № 86-ФЗ).
2. ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ" ПБУ 5/01, "Российская газета", N 140, 25.07. 2001
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ", "Российская газета", N 36, 27.02. 2002
4. Положение о филиале открытого акционерного общества "Щекингазстрой" - Строительно-монтажное управление №1. – Щекино, 2002 г.
5. Положение об учетной политике для бухгалтерского учета на 2005 год
6. БУ: Уч. для ст. вузов / Ю.А. Бабаев, И.П. Комиссарова, В.А. Бородин; Под ред. проф. Ю.А. Бабаева, проф. И.П. Комиссаровой. – 2е изд., перер. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 527 с.
7. Вещунова Н.И., Фомина Л.В. Самоучитель по бухгалтерскому и налоговому учету. – 4е изд., перер. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 520 с.
8. Кондаков И.П. БУ: Уч. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 592 с.
9. Куликова Л.И., Федотова С.Ю. Учет транспортных расходов у покупателя /Л.И. Куликова, С.Ю. Федотова // Бухгалтерский учет. – 2007. - №3. -С.13-20.
10. Рогуленко Т.М., Хрьков В.П. БУ: Уч. – М.: Финансы и статистика, 2005. 352 с.: ил.
11. Правовая система "Консультант Плюс".