Доверенность, в которой не указана
дата ее совершения, ничтожна.
Приемка материалов от организаций
транспорта и связи по количеству и качеству осуществляется с учетом правил,
действующих на транспорте и в органах связи соответственно, и условий договоров
(купли - продажи, поставки, перевозки груза и т.п.).
Поступившие в организацию счета - фактуры,
товарно-транспортные накладные, акты и другие сопроводительные документы на
поступившие грузы передаются соответствующему подразделению организации (отделу
материально - технического снабжения, складу и т.п.) как основание для приемки
и оприходования материалов.
Материалы в организации должны быть
своевременно оприходованы.
При приемке материалы подвергаются
тщательной проверке в отношении соответствия ассортименту, количеству и
качеству, указанным в расчетных и сопроводительных документах.
Порядок и сроки приемки материалов
по количеству и качеству устанавливаются специальными нормативными документами.
Приемка и оприходование поступающих материалов
и тары (под материалы) оформляются соответствующими складами, как правило,
путем составления приходных ордеров (типовая межотраслевая форма N М-4
утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а), при отсутствии
расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и
качеству).
На массовые однородные грузы,
прибывающие от одного и того же поставщика несколько раз в течение дня,
допускается составление одного приходного ордера в целом за день. При этом на
каждую отдельную приемку материала в течение этого дня делаются записи на
обороте ордера, которые в конце дня подсчитываются, и общий итог записывается в
приходный ордер.
Вместо приходного ордера приемка и
оприходование материалов может оформляться проставлением на документе
поставщика (счет, накладная и т.п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же
реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты
указанного штампа, и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп
приравнивается к приходному ордеру.
При перевозке грузов автотранспортом
приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной
накладной, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между
данными накладной и фактическими данными).
При установлении несоответствия
поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в
документах поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не
соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь
жидких материалов и т.д.), приемку осуществляет Комиссия, которая оформляет ее
актом о приемке материалов.
В случае составления приемного акта
приходный ордер не оформляется.
Приемный акт о приемке служит
основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и (или) транспортной
организации.
Материалы должны приходоваться в
соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, в штуках). По
этим же единицам измерения устанавливается учетная цена.
В случае, когда материал поступает в
одной единице измерения (например, по весу), а отпускается со склада в другой
(например, поштучно), то его оприходование и отпуск отражаются в первичных
документах, на складских карточках и соответствующих регистрах бухгалтерского
учета одновременно в двух единицах измерения. При этом вначале записывается
количество в единице измерения, указанной в документах поставщика, затем в
скобках - количество в единице измерения, по которой материал будет отпускаться
со склада.
Если затруднительно отражение
движения такого материала одновременно в двух единицах измерения, возможен
вариант перевода материала в другую единицу измерения с составлением акта
перевода представителями отдела снабжения, бухгалтерской службы, специалистов
других отделов (если это необходимо) и заведующего складом. В акте перевода в
другую единицу измерения указывается количество материала в единице измерения,
указанной в расчетных (сопроводительных) документах поставщика, и в единице
измерения, по которой материал будет отпускаться со склада. Одновременно
определяется учетная цена в новой единице измерения. На карточке складского
учета материал приходуется в единице измерения поставщика, а также в другой
(новой) единице измерения со ссылкой на акт перевода.
Если в расчетных (сопроводительных) документах
поставщика указана более крупная (или более мелкая) единица измерения
(например, в тоннах), чем принято в организации (например, в килограммах),
такие материалы приходуются в той единице измерения, которая принята в данной
организации.
Если в интересах производства
целесообразно направить материалы непосредственно в подразделение организации,
минуя склад, такие партии материалов отражаются в учете как поступившие на
склад и переданные в подразделение организации. При этом в приходных и
расходных документах склада и приходных документах подразделения организации
делается отметка о том, что материалы получены от поставщика и выданы
подразделению без завоза их на склад (транзитом).
Перечень материалов, которые могут
завозиться транзитом непосредственно в подразделения организации, должен быть
оформлен распорядительным документом по организации.
На стройках строительные материалы,
конструкции и детали, поступающие в значительном количестве, как правило,
завозятся непосредственно на объекты строительства, минуя базисный (центральный)
склад.
При приемке импортных материалов
следует учитывать правила и особенности, установленные договорами (контрактами)
и таможенным законодательством.
Приемные акты и приходные ордера
должны, как правило, составляться в день поступления соответствующих материалов
на склад или в другие установленные в организации сроки, но не позже сроков, установленных
нормативными актами для приемки поступающих грузов.
Материалы, поступающие на
ответственное хранение, записываются заведующим складом (кладовщиком) в
специальную книгу (карточку), хранятся на складе обособленно и не могут
расходоваться.
В случае, если материалы, принятые
на ответственное хранение, относятся в соответствии со статьей 225 Гражданского
кодекса Российской Федерации к бесхозяйным вещам и являются скоропортящимися,
или издержки по их хранению несоизмеримо велики по сравнению с их стоимостью,
то организация может использовать указанные материалы в производственных и иных
целях или продать. При этом указанные материалы приходуются в организации по
рыночной стоимости.
Выручка от продажи этих материалов
или их рыночная стоимость при использовании материалов для собственных нужд
организации, уменьшенная на величину расходов по их хранению, продаже и других
аналогичных затрат, подлежит возврату собственнику материалов.
В организации должен быть установлен
контроль за поступлением материалов (за отгрузкой поставщиками), а также за
производством расчетов с поставщиками и покупателями.
Контроль за своевременным оприходованием
прибывших грузов осуществляется согласно решению руководителя организации
соответствующими подразделениями (службой снабжения, бухгалтерской службой и т.п.)
и (или) должностными лицами.
Материалы, закупленные подотчетными
лицами организации, подлежат сдаче на склад. Оприходование материалов
производится в общеустановленном порядке на основании оправдательных
документов, подтверждающих покупку (счета и чеки магазинов, квитанция к
приходному кассовому ордеру - при покупке у другой организации за наличный
расчет, акт или справка о покупке на рынке или у населения), которые
прикладываются к авансовому отчету подотчетного лица.
Сдача подразделениями на склад
материалов оформляется накладными на внутреннее перемещение материалов в
случаях, когда:
- продукция, изготовленная
подразделениями организации, используется для внутреннего потребления в
организации или для дальнейшей переработки;
- осуществляется возврат
подразделениями организации на склад или цеховую кладовую;
- производится сдача отходов,
образующихся в процессе производства продукции (выполнения работ), а также
сдача брака;
- осуществляется сдача материалов,
полученных от ликвидации (разборки) основных средств;
- других аналогичных случаях.
Операции по передаче материалов из
одного подразделения организации в другое оформляются также накладными на
внутреннее перемещение материалов.
Учет недостач и порчи, обнаруженных
при приемке материалов
Недостачи и порча, выявленные при
приемке поступивших в организацию материалов, учитываются в следующем порядке:
а) сумма недостач и порчи в пределах
норм естественной убыли определяется путем умножения количества недостающих и
(или) испорченных материалов на договорную (продажную) цену поставщика. Другие
суммы, в том числе транспортные расходы и налог на добавленную стоимость,
относящиеся к ним, не учитываются. Сумма недостач и порчи списывается с кредита
счета расчетов в корреспонденции с дебетом счета "Недостачи и потери от
порчи ценностей". Одновременно недостающие и (или) испорченные материалы
списываются со счета "Недостачи и потери от порчи ценностей" и
относятся на транспортно-заготовительные расходы или на счета отклонений в
стоимости материальных запасов.
Если испорченные материалы могут быть
использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам
возможной продажи. Одновременно на эту сумму уменьшается сумма потерь от порчи;
б) недостачи и порча материалов
сверх норм естественной убыли учитываются по фактической себестоимости.
В фактическую себестоимость
включаются:
- стоимость недостающих и
испорченных материалов, определяемая путем умножения их количества на
договорную (продажную) цену поставщика (без налога на добавленную стоимость). По
подакцизным товарам в договорную (продажную) цену включаются акцизы. Если
испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с
уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи, с уменьшением на эту
сумму потерь от порчи материалов;
- сумма транспортно-заготовительных
расходов, подлежащая оплате покупателем, в доле, относящейся к недостающим и
испорченным материалам. Эта доля определяется путем умножения стоимости
недостающих и испорченных материалов на процентное отношение транспортных
расходов, сложившееся на момент списания, к общей стоимости материалов (по
продажным ценам поставщика) по данной поставке (без налога на добавленную
стоимость);
- сумма налога на добавленную
стоимость, относящаяся к основной стоимости недостающих и испорченных
материалов и к транспортным расходам, связанным с их приобретением.
Фактическая себестоимость недостач и
порчи сверх норм естественной убыли учитывается по дебету счета учета расчетов
по претензиям и списывается с кредита счета расчетов (по лицевому счету
поставщика). При оприходовании поступивших от поставщиков недостающих
материалов, подлежащих оплате покупателем, соответственно уменьшается стоимость
материалов, транспортно-заготовительных расходов и налог на добавленную
стоимость, включенные в фактическую себестоимость недостачи и порчи.
Аналогично учитываются претензии к
поставщикам на суммы излишней оплаты, произведенные в связи с несоответствием
цен, указанных в расчетных документах, ценам, предусмотренным в договоре
(завышение цен), арифметических ошибок, допущенных в расчетных документах
поставщика, и по другим подобным причинам.
Если к моменту обнаружения
недостачи, порчи, завышения цен, других ошибок в расчетных документах
поставщика расчеты не были произведены, то оплата производится за вычетом
стоимости недостающих и испорченных по вине поставщика материалов, других
завышений сумм расчетного документа, о чем покупатель письменно сообщает
поставщику. В этом случае неоплаченные суммы на счете учета расчетов по
претензиям не отражаются.
При отсутствии оснований для
предъявления претензии и (или) иска (например, в случаях стихийных бедствий), а
также в случаях, когда иск покупателя к поставщику и (или) транспортной
организации судом не удовлетворен (полностью или частично), такие суммы
недостач и потерь от порчи списываются покупателем на счет "Недостачи и
потери от порчи ценностей".
Порядок списания сумм со счета
"Недостачи и потери от порчи ценностей" аналогичен порядку,
изложенному в пункте 29 настоящих Методических указаний.
В случае поставки продукции, не
соответствующей по своим качественным характеристикам стандартам, техническим
условиям, заказам, договорам, такие материалы приходуются по пониженным ценам,
согласованным с поставщиком.
Учет транспортно-заготовительных расходов.
Порядок учета транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) определен
Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально - производственных
запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12. 2002 N 119н.
В перечень расходов, включаемых в состав транспортно-заготовительных,
входят:
·
суммы, уплачиваемые организациям за информационные,
консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;
·
комиссионные вознаграждения посредническим
организациям;
·
таможенные пошлины и сборы;
·
суммы, уплачиваемые транспортным организациям за
перевозку груза;
·
расходы на погрузку материалов в транспортные
средства;
·
плата за хранение материалов в местах приобретения,
на железнодорожных станциях, в портах, на пристанях;
·
расходы на содержание специальных заготовительных
пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок;
·
расходы на командировки, связанные с
непосредственным заготовлением материалов;
·
расходы на содержание заготовительно-складского
аппарата организации;
·
стоимость потерь в пути поставленных материалов в
пределах норм естественной убыли;
·
проценты по кредитам банков и займам, полученным на
приобретение материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;
·
иные расходы, непосредственно связанные с процессом
приобретения и заготовления материалов.
К иным расходам, в частности, относится разница между
учетной и договорной ценой материалов (п.80 Методических указаний по
бухгалтерскому учету материально - производственных запасов). В качестве учетных
цен могут быть приняты: договорные цены, фактическая себестоимость материалов
предыдущего отчетного периода (месяца или года), планово - расчетные цены и
средняя цена как разновидность планово - расчетной. Предприятие самостоятельно
определяет и отражает в учетной политике применение учетных цен и их вид.
Согласно п.83 Методических указаний транспортно-заготовительные
расходы могут учитываться с использованием одного из трех вариантов:
·
на счете 15 "Заготовление и приобретение
материальных ценностей" с последующим их отнесением на счет 16
"Отклонение в стоимости материальных ценностей";
·
на субсчете "Транспортно-заготовительные
расходы" к счету 10 "Материалы";
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6