Курсовая работа: Технико-экономический анализ деятельности предприятия
1.4 Анализ показателей динамики перевозок
Показатели динамики перевозок автомобилями УРАЛ-377Н, МАЗ-503А и в целом по парку.
Таблица 6
Показатель | Темп прироста | Абсолютный прирост | Абсолютное значение 1% прироста | ||||||
УРАЛ-377Н | МАЗ-503А | Парк | УРАЛ-377Н | МАЗ-503А | Парк | УРАЛ-377Н | МАЗ-503А | Парк | |
Асп | 8,1 | -14,5 | -3,3 | 6 | -11 | -5 | 0,74 | 0,76 | 1,50 |
Тн | -1,2 | -4,3 | -2,8 | -0,1 | -0,4 | -0,5 | 0,09 | 0,09 | 0,18 |
Vт | -5,2 | 17,0 | 6,5 | -1,4 | 5,1 | 3,7 | 0,27 | 0,30 | 0,57 |
tпр | -7,4 | 7,7 | -2,5 | -0,02 | 0,01 | -0,01 | 0,003 | 0,001 | 0,004 |
Y | -9,0 | 5,3 | -1,6 | -0,08 | 0,05 | -0,03 | 0,01 | 0,01 | 0,02 |
lге | 8,0 | -15,4 | -7,8 | 1 | -4 | -3 | 0,13 | 0,26 | 0,39 |
αв | 1,2 | -8,0 | -3,6 | 0,01 | -0,07 | -0,06 | 0,01 | 0,01 | 0,02 |
q | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Абсолютный прирост в целом по парку наибольший по показателю скорость техническая (3,7), а наименьший по списочному количеству автомобилей (-5). Темп роста самый высокий также по показателю скорость техническая (6,5), а наименьший уже по показателю коэффициент выпуска на линию (-6,9). Абсолютное значение 1% прироста наибольшее по списочному количеству автомобилей (1,5), наименьшее по показателю время простоя под погрузкой-разгрузкой (0,001).
1.5 Анализ влияния ТЭП на выполнение плана по перевозкам
Таблица 7 Формулы для расчёта влияния показателей на объём перевозок
Показатель | Формула расчета влияния показателя на объём перевозок | Расчет поправочного коэффициента |
Асп |
- | |
αв |
- | |
q | - | |
γ | - | |
Тн |
- | |
lге |
= (0,95-1)*100%= -5% = (1,15-1)*100%= 15% = (1,06-1)*100%= 6% |
=12,5+(0,89*27*0,27) =18,99 = 0,95 13,5+(0,89*27*0,27) 19,99 =26+(0,95*30*0,13) =29,70 = 1,15 22+(0,95*30*0,13) 25,70 =19,25+(0,92*28,5*0,2) =24,49 = 1,06 17,75+(0,92*28,5*0,2) 22,99 |
tпр |
=(1,03-1)*100%=3% =(0,99-1)*100%= -1% =(1,01-1)*100%=1% |
=12,5+(0,89*27*0,27) =18,99 = 1,03 12,5+(0,89*27*0,25) 18,51 =26+(0,95*30*0,13) =29,70 = 0,99 26+(0,95*30*0,14) 29,99 =19,25+(0,92*28,5*0,2) =24,49 = 1,01 19,25+(0,92*28,5*0,195) 24,36 |
Vт |
=94,8*1,04-100= -1,4 =117*0,97-100= 13,4 =106*0,99-100= 4,9 |
=12,5+(0,89*27*0,27) =18,99 = 1,04 12,5+(0,89*25,6*0,25) 18,20 =26+(0,95*30*0,13) = 29,70 = 0,97 26+(0,95*35,1*0,14) 30,67 =19,25+(0,92*28,5*0,2) =24,49 = 0,99 19,25+(0,92*30,35*0,195) 24,69 |
Наибольший процент выполнения плана в целом по парку по показателю время скорость техническая - 106,5%, наименьший по показателю длины гружённой ездки 92,2%. Анализируя расчет влияния показателей на выполнение плана перевозок в целом по парку, получаем, что наибольшее положительной влияние наблюдается по длина гружённой ездки – 6, а наименьшее по показателю коэффициент выпуска на линию - -3,6.
Вывод: анализируя в целом выполнение плана перевозок грузов, нужно отметить, что уменьшив длину гружённой ездки и время на погрузо-разгрузочные работы с одновременным увеличением технической скорости можно значительно увеличить объём перевозок.
2. Анализ производственной программы по техническому обслуживанию
2.1 Анализ трудоёмкости ТО-1 по видам работ
Таблица 8 УРАЛ-377Н
Фактическая трудоёмкость превышает плановую трудоёмкость ремонтных работ, превышение на 0,6% или на 27,93чел/ч. По видам работ на регулировочных работах достигнута плановая трудоёмкость и на электротехнических работах она снижена на 0,5% или на 3,54чел/ч.
Таблица 9 МАЗ-503А
Фактическая трудоёмкость ремонтных работ снижена на 19,3% или на 1624,08чел/ч. Наибольшее снижение трудоёмкости против плановой составило на регулировочных работах за счёт внедрения нового оборудования – 25,6%.
Таблица 10 В целом по парку
Общая фактическая трудоёмкость ремонтных работ по парку снижена на 11,8% или на 1597чел/ч. Наибольшее снижение трудоёмкости против плановой составило на регулировочных работах за счёт внедрения нового оборудования – 16,1%.
2.2 Анализ трудоёмкости ТО-2 по узлам и агрегатам
Таблица 11 УРАЛ-377Н
Фактическая трудоёмкость превышает плановую трудоёмкость ремонтных работ, превышение на 0,8% или на 51,99чел/ч. По видам работ при ремонте топливной системы питания фактическая трудоёмкость снижена против плановой на 6,6% или на 35,15чел/ч. По ремонту сцепления фактическая трудоёмкость превышает плановую на 15%.
Таблица 12 МАЗ-503А
Вид работ | Плановая трудоёмкость | Фактическая трудоёмкость, | Процент выполнения | Отклонение, | |
% | чел/ч | чел/ч | плана, % | % | |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Двигатель, включая системы охлаждения, отопления, смазки | 5,9 | 668,41 | 500,00 | 74,8 | -25,2 |
2. Сцепление | 1,3 | 147,28 | 100,00 | 67,9 | -32,1 |
3. Коробка передач | 1,6 | 181,26 | 110,00 | 60,7 | -39,3 |
4. Карданная передача | 1,4 | 158,61 | 100,00 | 63,0 | -37,0 |
5. Задний мост | 2,6 | 294,55 | 200,00 | 67,9 | -32,1 |
6. Передняя ось и рулевое управление | 10 | 1132,90 | 670,00 | 59,1 | -40,9 |
7. Топливная система | 8 | 906,32 | 550,00 | 60,7 | -39,3 |
8. Ходовая часть | 26 | 2945,53 | 2700,00 | 91,7 | -8,3 |
9. Кабина, платформа | 5,5 | 623,09 | 500,00 | 80,2 | -19,8 |
10. Система питания | 5,5 | 623,09 | 506,40 | 81,3 | -18,7 |
11. Электрооборудование и приборы | 12,6 | 1427,45 | 1200,00 | 84,1 | -15,9 |
12. Общий осмотр | 5,2 | 589,11 | 500,00 | 84,9 | -15,1 |
13. Смазочные и очистительные работы | 14,4 | 1631,37 | 1500,00 | 91,9 | -8,1 |
Итого | 100 | 11328,97 | 9136,4 | 80,6 | -19,4 |
Фактическая трудоёмкость ремонтных работ снижена на 19,4% или на 2192,57чел/ч. Наибольшее снижение трудоёмкости против плановой составило на ремонте передней оси и рулевого управления – 40,9%.
Таблица 13 В целом по парку
Общая фактическая трудоёмкость ремонтных работ по парку снижена на 11,9% или на 2140,58чел/ч. Наибольшее снижение трудоёмкости против плановой составило на ремонте передней оси и рулевого управления – 25,6
3. Анализ себестоимости перевозок
3.1 Анализ влияния статей себестоимости
Таблица 14 Анализ общей суммы затрат
Увеличение фонда оплаты труда возможно на 20%, даже при сохранении фактических производственных показателей. Затраты на топливо ниже плановых по причине невыполнения плана перевозок. Значительная экономия ресурсов по затратам на восстановление износа и ремонт шин, а также на смазочные и эксплуатационные материалы.
3.2 Анализ влияния ТЭП на формирование себестоимости
Таблица 15 Анализ влияния технико-эксплуатационных показателей на себестоимость в целом по парку
Показатель | Формула расчета влияния показателя на выполнение плана | Значение, % |
Тн |
2,9 | |
Vт |
-7 | |
lге |
7,4 | |
αв |
3,7 | |
tпр |
3,1 | |
Асп |
3,4 | |
q | 0 | |
β | 1,6 | |
γ | 0,6 | |
Итого | 15,9 |
(%)
(%)
=7,4(%)
(%)
(%)
(%)
(%)
(%)
(%)
4. Анализ доходов, прибыли и рентабельности
4.1 Анализ доходов
Дпл = 164727 *1,3 = 214145тыс.руб
Дф = 125994 *1,3 = 163792тыс.руб
4.2 Анализ прибыли
Ппл = 214145тыс.руб 164727тыс.руб = 49418тыс.руб
Пфакт = 163792тыс.руб 125994тыс.руб = 37798тыс.руб
Пусл = 163792тыс.руб 164727тыс.руб = -935тыс.руб
ΔПд = Пусл – Ппл = -935тыс.руб – 49418тыс.руб = 48483тыс.руб
ΔПs = 37798тыс.руб - 935тыс.руб = 36863тыс.руб
В нашем случае не достигнута плановая прибыль, поэтому условная прибыль со знаком минус.
4.3 Анализ рентабельности
Rпл = 49418тыс.руб / 164727тыс.руб * 100 = 30%
Rфакт = 37798тыс.руб / 125994тыс.руб * 100 = 30%
ΔRпл = (Пфакт – Ппл) * 100 / Sпл = (37798тыс.руб - 49418тыс.руб) * 100 / 164727 = -7,05
ΔRs = Пфакт * (1 / Sфакт – 1 / Sпл) *100 = 37798тыс.руб * (1 / 125994тыс.руб – 1 / 164727тыс.руб) * 100 = 37798 * (0,00008 – 0,00006) = 0,76
Заключение
В данном курсовом проекте был проведен технико-экономический анализ деятельности предприятия. Результаты анализа говорят о недовыполнении плана по основным технико-экономическим показателям. В частности при анализе выполнения плана перевозок грузов план по грузоперевозкам выполнен всего лишь на 92%. По другим основным показателем также план не выполнен. Наибольшее влияние на выполнение плана перевозок оказывает показатели время в наряде и коэффициент выпуска автомобилей на линию. По большинству показателей средневзвешенное значение фактическое не дости-гает планового, за счет чего получается отрицательное отклонение. Абсолют-ный прирост в целом по парку наибольший по показателю время в наряде, а наименьший по списочному количеству автомобилей. Темп роста наибольший также по показателю время в наряде, а наименьший уже по показателю коэффи-циент выпуска автомобилей на линию. Абсолютное значение 1% прироста наи-большее по списочному количеству автомобилей, наименьшее по показателю время простоя под погрузкой-разгрузкой.
Изменение фонда оплаты труда на предприятии произошло в сторону его уменьшения. Причем, как это было выявлено при более глубоком анализе, уменьшение это произошло по всем факторам, которые могут оказывать влияние на этот показатель. Снижение трудоемкости работ и влияние изменения коэффициента нарастания затрат в связи с применением нормативов начислений на фонд оплаты труда снизили издержки, связанные с потреблением живого труда на предприятии. При анализе производственной программы по ТО и ТР получилось, что отклонение показателей разное для отдельно взятой марки автомобиля и соответствующего вида обслуживания (ТО-1 или ТО-2).
Анализ себестоимости перевозок показал, что наиболее затратная статья себестоимости – это материальные затраты (топливо), а наименее затратная – износ и ремонт шин. Наибольшее абсолютное и допустимое отклонения также по статье топливо. Наибольшее относительное отклонение по статье – смазочные и эксплуатационные материалы, наименьшее – ФОТ ремонтных рабочих.
Список литературы
1. Бачурин А.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
2. Краткий автомобильный справочник. - М.Транспорт, 1984- 220с.
3. Прейскурант 13-01-01. Тарифы на перевозку грузов и другие услуги, выполняемые автомобильным транспортом.
4. Басовский Л.Е. Экономический анализ (комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учеб. пособие/ Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, А.Л. Басовский.-М.: Инфра-М, 2003.-222 с.
5. Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельные расценки для оплаты труда водителей.- М.: Экономика, 1990. – 50 с.
6. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб./В.В. Ковалев, О.Н. Волкова.-М.: Проспект, 2000.-421 с.
7. Краткий автомобильный справочник / А.Н. Понизовкин, Ю.М. Зласко, М.Б. Ляпиков. – М.: Трансконсалтинг, 1994. – 779 с.
8. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. – М.: Транспорт, 1988. 78 с.
9. Прыкин Б.В. Экономический анализ предприятия: Учеб. для вузов/ Б.В. Прыкин.-М.: ЮНИТИ, 2000.-360 с.
10. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник/ С.М. Пястолов.-М.: Мастерство, 2001.-336 с.
11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов/ Г.В. Савицкая.-5-е изд.-Минск: Новое знание, 2001.-686 с.
12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб./ Г.В. Савицкая.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Инфра-М, 2004.-424 с.
13. Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учеб/ Л.Н. Чечевицына, И.Н. Чуев.-М.: Маркетинг, 2001.-352 с.
11. Вартанов А.С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология. – М.: Финансы и статистика, 1991.